История возникновения народно-сценического танца как отдельного вида сценического искусства и влияние народно – сценического танца на исполнительскую деятельность танцевального коллектива.
номинация «Методические рекомендации»
Конкина Е.Д.
преподаватель хореографии
МБУ ДО «Унечская детская школа искусств»
История возникновения народно-сценического танца как отдельного вида сценического искусства.
Народный танец чрезвычайно богат и разнообразен. Издавна человек привык в движениях передавать волнующие его чувства. Языком танца может быть раскрыт духовный мир человека, показано его отношение к труду, к людям, к различным событиям.
С давних времен народный танец был одним из самых любимых видов искусства. Отношение к нему не изменилось и сегодня.
В наши дни народные танцы можно увидеть в исполнении любителей и профессионалов, детей и взрослых – людей самых разных возрастов и профессий. Рожденные народом, сохраняемые в течение веков, народные танцы продолжают волновать и исполнителей, и зрителей. Они развлекают, завораживают, воспитывают, заставляют переживать или смеяться, радоваться или грустить, словом не оставляют равнодушным никого. Народные танцы, рожденные талантом народа, передаются из поколения в поколение. Некоторые из них под воздействием времени и условий жизни видоизменяются, а порой и совсем исчезают, другие же наоборот, становятся традиционными.
Танец позволяет создать своеобразную атмосферу, ритм общения и сам выступает как язык общения. Эта природа танца, заложенная еще при его зарождении, получая многообразные формы, остается неизменной. Со временем искусство танца развивалось, многообразие форм и стилей было выделено в отдельные виды. Такие как: классический танец, историко-бытовой, эстрадный, бальный, модерн. Среди всего этого многообразия народный танец был и остается одним из основных видов хореографического искусства.
В свою очередь народный танец можно разделить на народный, фольклорный и народно-сценический.
Н
ародный танец - фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное.
Фольклорный танец - это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом - для зрителя (общества, группы).
Возникновению школы народно-сценического танца предшествовал длинный исторический путь.
Народно - сценический танец постепенно завоевывал свою автономию в театральном искусстве. Это был путь порицания и признания, спадов и подъемов.
Первоначально следует определить, что мы понимаем под народно-сценическим танцем.
Народно-сценический танец это — симбиоз профессионального классического, народного бытового танца и самобытных фольклорных источников. В России этот самостоятельный вид хореографической деятельности появился в XX веке после появления ряда ансамблей народного танца.
Народно-сценический танец:
а) в целостном понимании это народный танец и варианты его интерпретации в рамках сценического пространства и по законам театрального действия.
б) в структурном плане, термин отражает стили исполнения, связанные со средой возникновения и существования: народный (бытовой, фольклорный) с традициями исполнения и национальным многообразием; сценический (родившийся в недрах балетного спектакля), по своей выверенности, координационному совершенству предполагающий крепкую основу школы классического танца.
Народно-сценический танец можно определить как исторически выработанную, устойчивую систему выразительных средств хореографического искусства в сценической трактовке многообразия танцев, сложившихся на протяжении нескольких веков у многих народов.
Однако в среде хореографов-практиков и теоретиков, а также критиков и балетоманов не существует единого мнения в отношении терминологии, связанной со сценической практикой народного танца. В дискуссиях, исторических очерках, мемуарах, учебниках сделаны попытки поиска единого определения. В зависимости от профессионального опыта, эстетических взглядов, осведомленности в обсуждаемом вопросе, возник ряд взаимодополняющих или взаимоисключающих понятий: «характерный», «народно-характерный», «народный академический», «народно-сценический», «характерная классика». Наиболее устойчивыми из перечисленных являются «характерный» и «народно-сценический».
П
онятие «характерный танец» имеет истоки своего возникновения, а также и оттенки явлений, им характеризующихся.
Огромный вклад в развитие характерного танца внес Александр Алексеевич Горский (русский артист балета, балетмейстер, заслуженный артист).
Разрушая традиционную симметричность построения танцев, он превращает кордебалет в живую массу, индивидуализируя каждого персонажа. А.А.Горский обогащает лексику классического танца за счет характера и широко вводит в спектакль народный танец. В 1914 году он показал программу «Танцы народов», куда входили театрализованные пляски различных наций.
Так же важнейшим этапом развития характерного танца стало в начале XX века творчество Михаила Михайловича Фокина, создавшего целые характерные балеты и утвердившего в них принципы хореографического тематизма.
У М.М. Фокина народно-сценический танец становится выразительным, расширяет свои сюжетные возможности. Подлинным шедевром явились «Половецкие пляски» из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь».
Все это, безусловно, послужило серьезной предпосылкой для будущего рождения ансамблей народного танца.
В XX в. Появилась группа больших мастеров, знатоков народного искусства, хореографов, педагогов, исполнителей, появились люди - этнохореологи. Всем известны эти имена: К.Я. Голейзовский, И.А. Моисеев, Н.С. Надеждина, П.П. Вирский, Ф. Гаскаров, М.С. Годенко, О.Н. Князева, И.З. Меркулов и другие.
Именно этими мастерами народной хореографии собирался, изучался и обрабатывался народный танцевальный фольклор, обретая новую жизнь не только в рамках сценической площадки, но и в сердцах зрителей. Переместившись на сцену, фольклорный танец не только не мог выглядеть и воспроизводиться в первозданном виде, но и качественный уровень его исполнения должен был выглядеть несколько иначе, чем прежде.
В результате возникновения целого ряда профессиональных ансамблей народного танца как самостоятельного вида хореографической деятельности, появляется термин «народно-сценический танец». Являясь приемником характерного танца, который возник в результате разделения сценического танца на две самостоятельные ветви, народно-сценическая хореография впитала все лучшее из его эволюционного опыта, одновременно обогащаясь образцами многонациональной танцевальной культуры и находясь в тесном взаимодействии с другими видами танца и музыкой.
В 1937 году был создан первый такой ансамбль. Задачи ансамбля народного танца были точно сформулированы его создателем, Игорем Александровичем Моисеевым. "Задачи ансамбля, - писал он, - создать пластические образы народного танца, отсеять все ненужное и чуждое ему, поднять исполнительское мастерство народных танцев на высший художественный уровень, развивать и совершенствовать ряд старых танцев, а также творчески влиять на процесс формирования народных танцев".
Со временем стали возникать новые ансамбли народного танца в каждой республике у каждого народа нашей страны. Танцевальные группы Хора имени Пятницкого, Уральского хора, ансамбль "Березка", Украинский ансамбль под руководством П. Вирского, Грузинский ансамбль, руководимый И. Сухишвили и Н. Рамишвили, знает весь мир и ценит их смелое творчество, художественность формы и внутреннюю трепетность.
В настоящее время народно-сценический танец занимает свою, отдельную нишу в хореографическом искусстве. Программы ансамблей народного танца восторженно приветствуют зрители как нашей страны, так и зарубежных стран. Этот вид хореографического искусства наиболее близок самым широким массам зрителей.
Народно-сценический танец прошел длинный путь, в процессе своего формирования, начиная с древних времен и дошел до нашего времени как целостный, выразительный, показывающий особенности народной культуры танец. Народно-сценический танец перешел в профессиональные и любительские сферы хореографии, стал предметом исследований искусствоведов, педагогов, музыкантов, хореографов, а также одной из основных учебных дисциплин в подготовке специалистов различного уровня и видов деятельности, начиная от исполнителей и заканчивая педагогами и балетмейстерами.
В
лияние народно – сценического танца на исполнительскую деятельность танцевального коллектива.
Хотелось бы отметить, что для обучения танцевальному искусству и воспитанию творческих способностей посредством танца необходима «фундаментальная» основа. Развивать ребенка физически и учить его управлять своим телом всегда было принято посредством движения, потому что процесс формирования танцевальных способностей у детей занимает значительное время. А сделать так, чтобы сложился настоящий танцевальный коллектив сложно вдвойне, так как в процессе занятий хореографией педагогу приходиться объединить воедино совершенно разных детей с разным уровнем подготовки.
С
ейчас, в наше столь мобильное и креативное время, активно внедряют новшества даже в процесс преподавания танца и развития танцевального коллектива, но забывать про методико-педагогический потенциал урока народно – сценического танца в танцевальной программе не стоит, потому что методы построения движений или комбинаций у станка и на середине зала всегда максимально направлены на развитие творческих способностей обучающихся. Такие приемы работы заключаются не только в физическом развитии ребенка, но и должны иметь логически связанные между собой объяснения. Прежде всего у опоры (станка), сразу видно манеру и характер исполнения, так как у каждого танцора своя профессиональная база, а у каждого коллектива направление. Все характерные и сценические образы комбинаций заключают в себе смысл «перерождения» в танцевальный номер или этюд.
Чтобы педагогу действительно добиться результата в обучении и воспитании творческих способностей детей, процесс обучения исполнительскому искусству должен начинаться с самых детальных и проверенных методов. Все упражнения, выполняемые у станка, играют огромную роль в воспитании танцевальных способностей у молодых танцоров. Структура такого урока сформировывается только тогда, когда цели и задачи могут быть наглядно приложены хотя бы для самой важной части занятия. Говоря о культуре исполнения танцевальных постановок участниками танцевальных коллективов, мы подразумеваем под этим понятием сочетание выразительности исполнения, музыкальности, свободы и законченности жеста, танцевальной техники, синхронности, а также правильной методики исполнения движений, которые могли сформироваться в полной мере под влиянием урока народно – сценического танца.
Регулярно проводимые учебно-тренировочные занятия с танцевальными коллективами по народно – сценическому танцу, являются непременным условием творческих успехов коллектива. Без занятий народно – сценического танца (и безусловно классического танца), ограничиваясь только работой над репертуаром, невозможно добиться от обучающихся высокой танцевальной техники и выразительности исполнения. Отсутствие тренировочных упражнений у станка и на середине зала, прежде всего, отражается на технике и методике исполнения танца: положение корпуса, повороты и наклоны головы, движения рук исполнителей будут однообразными, скованными, лишенными выразительности. Так же на занятиях у станка и на середине зала по народно – сценическому танцу мы должны научиться распределять свои силы и дыхание на протяжении всего урока. Неправильно поставленное дыхание помешает хорошо исполнить весь танец, потому - что уже к его середине танцоры начнут уставать и выдыхаться, особенно если это быстрый танец, а к концу исполнения у танцоров неизбежен значительный спад в его эмоциональной насыщенности. Умение владеть своим телом, четкость исполнения, правильно поставленное дыхание и тренированное сердце дадут возможность танцорам исполнить танец со всеми его характерными особенностями, не только не снижая общего тонуса, но и наоборот, повышая его до полной кульминации.
В
о время учебных занятий по предмету народно – сценический танец необходимо уделять большое внимание работе над корпусом, головой и руками, добиваясь выразительности и пластичности исполнения, развивая координацию всех частей тела и овладевая техникой классического танца, составляющей одну из основных черт актерской выразительности. Особенное внимание необходимо уделять работе над выразительностью движений и, главным образом, над постановкой и движением рук, над жестом. Жест должен быть, прежде всего, свободным, широким, естественным. Подразделять его следует на три момента: зарождение жеста (его начало), наивысшую точку развития (кульминацию) и окончание. Иногда наивысшей точкой движения может быть и окончание жеста, но во всех случаях он должен быть точным настолько, чтобы можно было проследить все его фазы, особенно начало и конец.
В настоящее время для всех школ русского танца характерен строгий академический стиль, но при этом допустима самая разнообразная исполнительская манера движения, которая не ограничивает, не сковывает индивидуальность танцовщика, а, наоборот, позволяет полнее и глубже раскрыть все его творческие возможности и своеобразие танца. Чтобы овладеть высоким исполнительским мастерством танца, необходимо познать и усвоить его природу, его средства выражения, его школу.
Исполнительская и общая культура танцевальных коллективов определяет в целом манеру движения исполнителей, которая, разумеется, без точной выучки не может быть воспитана должным образом. Манера танцевальных движений для коллектива — это пластическое средство выражения индивидуальности танцовщиков, это подлинный талант коллектива, а не подражание кому-либо. Движения танцевального коллектива обретают большую виртуозность, пластичность, силу, благородство, когда они зиждутся на основах народно – сценического танца, благотворно влияющем на исполнительскую деятельность танцевального коллектива.
В заключение хочу отметить, что существенное значение имеет владение основами народно – сценического танца (станок и середина), при комплектовании танцевальных коллективов, так как верно подобранный состав танцоров, обладающих академической базой танцевальных движений, несомненно, во многом будет успешнее коллективов, не имеющих классического танцевального образования. Значит, допустимо утверждать, что присутствует значительное влияние предмета народно – сценический танец на исполнительскую деятельность танцевального коллектива в будущем. Такой танцевальный коллектив отличается профессионализмом, артистизмом, индивидуальностью. Исполнители, имеющие в своем арсенале классическую школу танца, отличаются, как правило, значительным мастерством и профессионализмом, а сочетание таких качеств у всех членов танцевального коллектива непременно приведет его к успеху в творческой деятельности. Танцоры, научившись чувствовать себя и свое тело благодаря народно - сценическому танцу, начинают понимать и удовлетворять потребности своего внутреннего мира, потому что в любом профессиональном танце основную роль играет вдохновение и душевное состояние.
Учебный предмет: «Народно сценический танец» дополнительной предпрофессиональной программы в области хореографического искусства, занимает особое место в ансамбле «Карусель» МБУ ДО «Унечская детская школа искусств». Данный материал изучается в течение 5 лет (ДПОП 8 лет обучение), постепенно увеличивается количество учебных часов, усложняется содержание предмета, вводится новый репертуар. Большое значение придаётся нравственно - патриотическому воспитанию, поэтому в работе с обучающимися делается непосредственный акцент на изучение танцев народов России. Преимущественно – русских народных танцев.
Актуальность данного направления в преподавании хореографии диктует реальность – налицо нежелание детей и молодёжи сохранять и утверждать исконные культурные народные традиции, наблюдается отрыв юного поколения от культурных корней. Изучение традиционной культуры способствует развитию духовного мира человека и формирует его художественный вкус.
При написании данного материала использовались интернет ресурсы:
https://studbooks.net/544081/kulturologiya/istoriya_vozniknoveniya_narodno_stsenicheskogo_tantsa_otdelnogo_vida_stsenicheskogo_iskusstva
https://moluch.ru/archive/153/43323/
и др.