СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История возникновения письменности. 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока родного русского языка. 5 класс

Просмотр содержимого документа
«История возникновения письменности. 5 класс»

История возникновения письменности

Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения славянской письменности и алфавита.

Задачи урока:

  • сформировать представление об особенностях русского алфавита;

  • способствовать развитию практического навыка использования алфавита через творческие задания;

  • пробудить интерес к истории возникновения русской письменности и книг через знакомство с интересными фактами.

  • расширить представление учащихся о появлении письменности;

  • развить интересы учащихся к возникновению письменности.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент



Актуализация знаний

В прошлом веке люди слышали колокольный звон. Он мог быть сигналом радостных событий или сигналом тревоги.

Сигналы в жизни людей значат очень много. У древних греков была даже легенда о трагедии, происшедшей из-за неправильного сигнала.

Давным-давно на острове  Крит жило чудовище, наполовину человек, наполовину бык. Его звали Минотавр. Каждые девять лет греки должны были посылать ему страшную дань – семь юношей и семь девушек, которых он пожирал. Никто не мог победить Минотавра. И никто не мог от него спастись. Жил Минотавр в лабиринте, в котором были  такие  запутанные  коридоры и переходы, что  выйти из него были  было невозможно. (Теперь слово лабиринт обозначает то, в чем легко запутаться, откуда трудно найти выход). И вот отважный  юноша по имени Тесей решил избавить людей  от Минотавра он снарядил корабль для отплытия на Крит  на корабле были разные паруса: одни чёрные, а другие белые. Перед тем как отплыть на Крит, Тесей условился со своим отцом так. Цвет парусов, под которым корабль вернётся из плавания, будет сигналом победы  или гибели.

И вот сильный, умный и отважный Тесей победил Минотавра, благополучно выбрался из лабиринта и  отправился в обратный путь.  Он был так счастлив, одержав победу, что совсем забыл об уговоре с отцом, а тот  целыми  днями стоял на берегу, всматриваясь в морскую даль, что совсем забыл об уговоре с отцом. И вот счастливый Тесей приблизился к родным берегам. Но …его корабль шёл под парусами, обозначающими поражение и гибель. Увидев издали корабль, и, разглядев его паруса, отец бросился со скалы в море и погиб.





Мотивация к учебной деятельности

Когда-то народы были бесписьменными. Кое-где такие народы существует и в наше время. Как  же они  обходились без письменности. У каждого  народа есть свои сигналы – символы. Символы  без слов обозначают, запрещают или разрешают что-либо.

Отгадайте, что обозначают эти символы?

Но если мы понимаем, что обозначают эти символы, то почему возникла необходимость появления письменности?

Наилучший способ сохранения информации и передачи исторических знаний – это письменность. Поэтому такую ценность для ученых имеют письменные источники.

Какие письменные источники вы знаете?

а) символ Олимпийских игр;

б) символ медицины;

в) сигнал опасности;

г) движение по кругу.














- Для сохранения информации. 


- Хроники, грамоты, договоры, указы, дневники, летописи.

Формулировка темы и цели урока



Изучение нового материала.



  1. . Стр. 10-11. Лингвистические заметки.

Прочитайте текст и отметьте на полях с помощью значков:

«v» – «уже знал»,

«+» - «новое»,

«-» - «думал иначе»,

«?» – «не понял, есть вопросы»


  1. Слово учителя.

В 863 в жизни славян произошло важное событие. Два учёных монаха, Кирилл и Мефодий, (из жизнеописаний святых Кирилла и Мефодия мы узнаем, что братья были родом из македонского города Солуни. Теперь этот город называется Салоники) по заданию моравского князя Ростислава составили славянский алфавит, перевели много книг с помощью него. Первыми же были переведены “Апостол и Евангелие”.

Этот алфавит назывался “глаголица”, от слова глагол, что обозначает "речь”, "слово”. В первой славянской азбуке оказалось 40 букв. Называлась она “глаголицей”, а создали ее на основе трех христианских символов - креста, круга и треугольника, независимо от других азбук. Глаголица просуществовала всего три века.

Позднее, в Болгарии, их ученики изобрели вторую и главную славянскую азбуку - кириллицу, названную в честь Константина - Кирилла. Азбука кириллица оказалась наиболее удобной для славян, в ней используются некоторые греческие буквы.

Первые книги были рукописными и поэтому создавались очень медленно. Переписчиками были монахи. В тиши монастырских келий они старательно изо дня в день трудились над старинными текстами, любовно выписывали каждую буковку. Рукописи держали на коленях, в руках - гусиное перо, которое они обмакивали в баночку с чернилами. Красными писались заглавные, а черными все остальные буквы. Отсюда название “красная строка” - начало текста. Богато украшенные переплетами из кожи, сверкающие золотом, серебром и драгоценными камнями, книги считались большой ценностью, их берегли.

И вот в 16 веке создал Иван Федоров такой станок, где книги можно было печатать. 19 апреля 1564 года была напечатана первая книга.

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть красивыми, чтобы человек, впервые их увидевший, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

Кириллица просуществовала практически без изменения до времен Петра Великого, при котором были внесены изменения в начертания некоторых букв, а одиннадцать букв были исключены из алфавита. Новый алфавит стал  проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название “гражданский”.

Во второй половине 18 столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было прежде в славянской азбуке. Это буквы “э”, “я”, “и-краткое”, “е”.

В начале 20 века снова понадобилось упростить русский алфавит и правописание. Такую реформу провели в 1918 году. Указом Наркома просвещения упразднились буквы “и-десятеричное”, “ять”, “фита”, “ижица”, “ер” на конце слов.

Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобства. Кирилл и Мефодий прославляются как просветители славян во всем христианском мире. Память их празднуется 24 мая.

И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и бережно хранить в своей памяти имена Кирилла и Мефодия, первых славянских просветителей.


Физминутка



Самостоятельная работа

1. Викторина.

  1. В каком городе родились создатели славянской письменности — святые братья Мефодий и Кирилл?

  2. В каком году была создана славянская азбука?

  3. Являются ли слова “азбука” и “алфавит” синонимами?

  4. Объясните происхождение слов “азбука”, “алфавит”?

  5. Какие буквы были устранены из старославянской азбуки?

  6. Какие новые буквы были введены в славянский алфавит?

  7. Какие из книг были переведены первыми с греческого языка братьями Мефодием и Кириллом?

  8. В IX веке у славян появились две азбуки – кириллица и глаголица. Какая из них послужила основой для нашего русского алфавита?

  9. Как называется самая древняя из датированных книг, написанная на кириллице?

  10. Когда отмечается праздник славянской письменности и культуры?


2. Выполнение упр. 14.


Подведение итогов урока

Язык есть важнейшее средство человеческого общения.

Наша речь характеризует нас как личность. И от того, как мы умеем говорить, писать будет зависеть в жизни очень многое, потому что хороший язык  - это путь к успеху.

Наш урок посвящался Его Величеству Языку. Сегодня мы постарались с вами приоткрыть завесу в его Царство и взглянуть (прикоснуться!) к истокам возникновения письменности на Земле.

Если Вам понравилось наше путешествие по владениям его величества языка, то напишите мини сочинение о ваших впечатлениях.


Задание на дом

Задание на выбор:

  1. Переведите фразу на язык кириллицы: Вдруг раздался страшный звон.

  2. Выполнить упражнение 18