СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История возникновения матрешки-мордовочки в г.Краснослободске РМ

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек не может жить полноценно на земле исторически пустынной. Малая родина - это место, где человек родился и вырос, она имеет для каждого из нас огромное значение. Это земля отцов и дедов, по которой сделаны первые шаги, где сказаны первые слова, которая навсегда останется порогом, от которого идет счет всех понятий, открытий и добрых дел.

Я живу в городе Краснослободске, Республике Мордовия– это моя малая родина. Здесь я появилась на свет, здесь живут мои родные и близкие, мои друзья. Всё, что меня окружает: природа, люди радует меня своим теплом и заботой. С детских лет я наблюдала как моя мама расписывала матрешки –мордовочки, пробовала расписывать сама. А что я знаю о мордовской матрешке нашего города? Этот вопрос не даёт мне покоя. Ведь Родина начинается с Памяти. С исторической памяти обо всём, что было.     

Родная сторона становится ещё более близкой и родной, когда знаешь её историю.

      Мордовская матрешка имеет свою историю возникновения и развития.

 

 

Просмотр содержимого документа
«История возникновения матрешки-мордовочки в г.Краснослободске РМ»

История возникновения матрешки-мордовочки в г.Краснослободске РМ.

1. Появление матрешки-футляра в Краснослободском деревообрабатывающем комбинате (ДОКе) в 1974г..

Самая первая матрешка-мордовочка появилась в Краснослободском деревообрабатывающем комбинате (ДОКе) в 1974, когда открылся цех по росписи матрешек, ложек, бочат. Разработал эскиз матрешки Владимир Николаевич Лебедев. Он был лучшим токарем, изготавливал и точил матрешки, самовары, подсвечники, ложки, бочата и т.д.

Владимир Николаевич по фотографиям изучал матрешек других районов, внешний вид мордовского костюма. Так и получилась Краснослободская матрешка – футляр мордовской национальности для массового изготовления на деревообрабатывающем комбинате. Расписчицы ДОКа начали расписывать сувениры мордовских матрешек-футляров для напитков. Позже совместно с женой Ниной Алексеевной и дочерью - художницей ДОКа Ольгой Владимировной Владимир Николаевич создал еще несколько эскизов для юбилеев Мордовии: матрёшки- футляры под шампанское, пяти- и шести -местные матрешки-мордовочки. Каждый эскиз проходил жесткий отбор на художественном совете в министерстве РМ. Матрешка должна быть проста в росписи, но и отражать народный национальный костюм.

Лучшей расписчицей, талантливой от природы, была Лизунова Ольга. Её матрешка отличалась нежностью, тонкостью и точностью линий, гармоничностью цветовых оттенков. Иногда она придумывала свои эскизы матрешек, поэтому её работы в первую очередь шли на выставки. Оле доверяли самую сложную работу по росписи, просили помочь нарисовать лицо матрешки.

Найти образец матрешки-мордовочки в г.Краснослободске оказалось не так просто. Свою красавицу матрешку-футляр нам показала бывшая работница ДОКа Рогаткина Наталья Дмитриевна, рассказав, что в день она делала их по 2-3 штуки. Матрешек-мордовочек изготавливали в основном на заказ для гостей Мордовии, на праздники и юбилеи РМ, на экспорт за границу.

К сожалению, в 2002 году предприятие ДОК было признано банкротом и производство массового изготовления матрешек-мордовочек прекратилось.

2. Разработка матрешки-мордовочки в ДХШ

Теперь я хочу Вам рассказать другую историю матрешки-мордовочки, которая живет и поныне вместе с моей мамой – Людмилой Петровной Зиминой. Она и сейчас может без подготовки показать мастер-класс по росписи матрешки-мордовочки. За всю свою жизнь она ни разу не повторила наряд матрешки. Все они разные, забавные и передают красоту, яркость национального костюма. Этой информации нет в интернете, нет в книгах, но она жива в душе у Людмилы Петровны.

В детскую художественную школу в 1976 году пришло постановление из Министерства Культуры РМ о возрождении народных промыслов. Директором художественной школы был Зимин Михаил Васильевич, а учителем его супруга Людмила Петровна. Они решили сделать свою мордовскую матрешку. А для начала познакомились да и подружились с Владимиром Николаевичем и Ниной Алексеевной Лебедевыми.Они поставляли в художественную школу заготовки – бельё и бракованную заготовку. Всё шло под роспись.

Людмила Петровна Зимина разработала эскизы и расписала образцы для ДОКа, Снегурочку, деда Мороза, сувенирную матрешку-мордовочку. Водила учащихся на экскурсию в ДОК, где ребята не только наблюдали за работой мастеров, но и сами пытались выполнить отдельные несложные операции. Некоторые из старшеклассников во время летних каникул работали в сувенирном цехе, выполняя вначале несложные операции. Помогали олифить или покрывать лаком ложки, наносить элементы узоров, а затем всё более ответственные задания, приобретали необходимую сноровку и навыки в работе, постигали тайны ремесла.

Ни одна выставка детского творчества в республике не обходилась без Краснослобоских мордовских матрешек. С творческими работами школы – с росписью матрёшек - знакомы в Москве, Пензе, Рязани, Чебоксарах, Сыктывкаре, Новгороде, Белоруссии, Эстонии. Бывали выезды с росписью в Германию, Финляндию, Югославию, Америку, за что школа удостаивалась наград. Так в 1987 году за активное участие в выставке (роспись матрёшек) и за пропаганду национального мордовского искусства Краснослободская ДХШ была награждена дипломом 3 степени ВДНХСССР; преподаватель по росписи Л.П.Зимина – бронзовой медалью, учащиеся Тамара Игнатова, Екатерина Панчина, и Татьяна Алышева – памятными медалями.

После этой победы стали иногда забегать к Людмиле Петровне молодые расписчицы ДОКа за советом.

Традиционными для Мордовии видами прикладного искусства являются вышивка, художественное вязание, плетение бисерных украшений, гончарное искусство: горшки, свистульки, резьба по дереву. В одной из этнографических книг упоминается и о росписи по дереву. Расписными были ковши, братины для пива; они расписывались обычно масляной краской. Расцветка включала в себя синий, красный, желтый и белый цвета. Орнамент чаще был растительным. Расцвечивали иногда орнамент на кадках для приданого. Для этого употребляли охру, сажу, синюю краску. Рисунок был простейшим – круги, полосы.

Детской художественной школе г.Краснослободска была предоставлена честь возродить роспись по дереву (т.е. применить национальный мордовский орнамент в росписи, особенно показать красоту костюма). Самым ярким выражением в изобразительном народном творчестве всех народов является национальный костюм. У мордвы он насыщен вышивкой, цветом, включает много разнообразных украшений из металла, бисера, бус, представляет красочный, звенящий ансамбль. Мордовская вышивка нашла своё место в праздничной, свадебной, концертной одежде, в предметах быта.

Как всё начиналось? Рассказывает Людмила Петровна Зимина, заслуженный работник культуры РМ.

Подсобного материала не имели, ехать знакомиться с изделиями матрёшек других деревообрабатывающих комбинатах не хотелось. Очень уж желание было большое создать свою матрёшку.

Первым на помощь пришёл музей изобразительных искусств имени Степана Дмитриевича Эрьзи, - в лице Татьяны Петровны Прокиной. Она объяснила различие костюмов двух этнографических групп - эрзи и мокши.

Удалось раздобыть книгу «Мордовское Изобразительное искусство» автора Т.А.Крюковой, по которой я с детьми разрабатывала эскизы мордовского орнамента. Изучали мордовский костюм, вышивку, орнамент, украшения. Самым ценным подсобным материалом стала для меня книга Веры Николаевны Белицер, по которой я стала делать наглядные пособия для детей.

Яркий образец подлинного творческого использования элементов мордовского национального костюма представляет роспись Мордовской матрёшки.

Это достойная соперница старшим сёстрам – матрёшкам: семёновской и полхово-майданской из Горьковской области.

Вот и захотелось нам весёлую игрушку матрёшку, любимицу всех народов наградить своим лицом. Использовать Мордовский орнамент не только в вышивке, вязании, в бисерных украшениях, но и в росписи матрёшки. Да и богатство старинного мордовского костюма запечатлеть на дереве.

Я использую в росписи матрёшки-мордовочки народные мотивы: колорит старинной одежды, ассоциации с узорочьем бисера, металлическими подвесками. Вместе с учениками мы применяем в изделиях разнообразные элементы нагрудных украшений и вышивок, упрощая их лишь к нескольким характерным деталям, превратив их в орнаментированные полоски.

Насыщенный цвет головного убора, нагрудных украшений хорошо подчёркивает деревянная поверхность матрешки и уравновешивается яркой полосой орнамента, нижнего края платья.

Нарисуем круг – вот и лицо, выведем две миндалинки – глаза. Нарисуем чёрные брови дугой. Поставим две точки рядышком – нос, поставим полоску алую – рот. Да ещё ресницы длинные наведём, поставим два розовых кружка, и заиграют румянцем щёки красавицы. А затем в дорогие наряды одеваем. Головные уборы бисером отделанные, нагрудные украшения, поясные украшения, подвески эхом звенят, вышивка затейливостью восхищает. Вот и обрела мордовская матрёшка своё лицо, своё национальное своеобразие.

Вот они красавицы. Все матрёшки разные, которая побогаче смотрится, которая победнее. Вот тогда и можно обратиться к Мордовской свадебной песне:

Эту рубашечку, сестрица,

У чужих ты надень-ка,

Когда, при наступлении лета,

Пойдёшь по лесу ходить

Эту рубашечку надень-ка,

У чужих при жнитье и полотье.

Эту рубашечку надень-ка,

Когда у чужих пойдешь

Дергать коноплю.

Эту рубашечку надень-ка,

Сено сгребать.

Эту рубашечку надень-ка,

Когда у чужих людей, сестрица,

Наступят большие праздники

Эту рубашечку надень-ка,

Когда пойдешь на красивый обряд



Вот и обиды нет.

Каждый наряд своё назначение имеет.

3. Настоящее жизнь матрешки-мордовочки

С момента рождения матрешки-мордовочки в городе Краснослободске прошли годы, но она по-прежнему жива и красуется на всех выставках народных промыслов в городе и Мордовии. А если пригласят, то и на выставках других регионов с удовольствием продемонстрируют красоту мордовского костюма. Крепко утвердила свои позиции матрешка-мордовочка в ДХШ. Не только особенности росписи мордовской матрешки передала Людмила Петровна Зимина своим ученикам, но и любовь к творчеству, созданию новых образов матрешки-мордовочки. И, уходя из школы, они снова «одевают» матрешек в национальные костюмы. Мордовская матрешка это не только сувенир, она может быть и развивающей игрушкой для детей, и служить украшением дома, стать частью интерьера. Мордовская матрёшка является носителем исторической информации о мордовском народном костюме, в то же время, выступает как художественное произведение, являясь частью национальной культуры. 
Сейчас в детской художественной школе занимаются росписью бывшие ученики Людмилы Петровны – Воронская Светлана Геннадьевна, Аброськина Вера Анатольевна, Аргудяева Марина Анатольевна, Рункова Елена Алексеевна – передавая свое мастерство следующему поколению.Продолжают создавать новые образцы национальной матрешки и другие ученицы Л.П.Зиминой: Лямшева О., Елина Е., Маланьина М. …

Человек, познавший радость творчества, надолго сохраняет в себе её отголоски, и эти отголоски делают жизнь интересней и красочной. Сейчас Людмила Петровна на пенсии, пишет живописные портреты и иногда свои любимые матрешки расписывает.Жизнь продолжается, и хочется надеяться, что и наши потомки будут продолжать традицию создания национальной матрешки.

Е.М.Мещерякова педагог-психолог, учитель ИЗО

МБОУ «Краснослободская СОШ №1»

Крснослободского муниципального района.