СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История жизни преподобного Пахомия Великого

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«История жизни преподобного Пахомия Великого»

Овчаренко Р.В.

«История жизни преподобного Пахомия Великого»


Практически любая энциклопедия даст следующее определение человеку, что он существо биосоциальное. Если разобрать это слово по частям, то мы получим буквально следующее: с греческого языка «βίος» – «жизнь, природа», а «socium» с латинского языка переводится как «общий, совместный». Получается, что человек – это природно-общественное существо. Немного куцее определение, согласитесь. Ведь в христианстве, не отвергая вышеназванного человека называют еще и «личностью», потому что мы носим в себе и на себе образ, отпечаток самого Бога. Человек не может жить один. Ему важно быть в паре с кем-то. И речь не только о браке, но и о дружбе, товариществе и партнерстве. Мы можем от много отказаться, но только не от общения. Это для нас сродни пытке. И все же есть те, кто добровольно принимает на себя подвиг отшельничества. Вот о них, об аскетах мы сегодня и поговорим.

Чтобы было легче ориентироваться в терминах, будем сразу давать им русский перевод. Итак, слово «аскет» (ἀσκέω), как вы уже догадались греческое, и в переводе означает – «упражняться», «заниматься». То есть те, кто предаются аскетизму упражняют свое тело, ум и волю. Делают они это исключительно для того, чтобы приблизиться к Богу. Естественно, возникает вопрос: все ли должны избегать общества и заниматься аскетизмом? И ответить на него можно по-разному. Нет, не все, не всегда и, наконец, не везде. Приведу вам несколько цитат: «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15, 33); «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей» (Пс. 1, 1). Стоит ли избегать таких обществ? Думаю, ответ очевиден. А теперь еще цитаты: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» (1 Кор. 7, 5); «Желаю, чтобы все люди были как и я (в девстве); но каждый имеет своё дарование от Бога, один так, другой иначе» (1 Кор. 7, 7).

Итак, что мы видим. Библия прямо говорит нам, каких собраний следует избегать, а к каким стремится. Также здесь говорится о разумном аскетизме, и это не только о воздержании плоти, но и души, и духа. Главное понять, что, избирая путь монашества (от древнегреческого «μοναχός» – «одинокий, уединённый»), человек не должен думать, что он чем-то возвысился над остальными. Достаточно вспомнить, как Господь смирил преподобного Макария Великого показав ему две семьи, живущих под одной крышей, в тесноте, в бедности, но при этом ни разу не сказавшим друг друга худого слова.

Сегодня Церковь вспоминает великого подвижника древности – Пахомия Великого. Чем же знаменит этот человек? Родился он предположительно около 292 года в языческой семье в городе Фивы. При рождении получил имя Пахомий (в переводе с греческого языка «πάχυς» – «широкий» и «ὧμος» – «плечо»), что можно перевести как «широкоплечий». Получив начальное образование, решил сделать военную карьеру и вступил в войско императора Константина Великого простым солдатом. В ходе военной операции на побережье Северной Африки, впервые столкнулся с христианами и христианским учением. Произошло это в 312 году. Был настолько поражен услышанным и прочитанным, что стал склоняться в сторону этой религии. Будучи добрым по своей природе и не чувствуя в себе желания и силы убивать людей, он оставляет службу, а вместе с ней и надежды о большой карьере. Узнав об отшельниках в местечке Шенесит (греческое название этого места Хенобоскион, а современное арабское Наг-Хаммади), Пахомий принимает здесь крещение, и становится учеником подвижника Паламона Фиваидского. Через некоторое время, после кончины своего учителя он начинает подвизаться самостоятельно в развалинах селения Тавенниси. К нему стал стекаться народ. И как сообщает нам церковный историк Паладий: «Постепенно его община выросла до 7000 человек в 11 монастырях». В чем же секрет успеха Пахомия?

Здесь следует шаг назад, и немного рассказать о монашестве до его официального оформления в христианское движение. Монашество возникло в христианской общине не сразу, а примерно с III века. Церковь относилась настороженно и ревностно к монахам. Так как считала, что монашество уводит людей от общины. Доля истины в этом была. Прошло еще столетие, пока не появились столпы монашеского делания, такие как Антоний Великий, Пахомий Великий, Макарий Великий и Бенедикт Нурсийский. Которые смогли не только примирить мирян и монахов, но и создать условия для комфортного сосуществования этих двух видов жизнедеятельности в рамках одной Церкви. Конкретно, Пахомию принадлежит честь создания первого в мире общежительного устава. Слово «общежительный» по-гречески звучит как «κοινό-βιος» и дословно переводится как «совместная жизнь». Так вот для первых монахов киновийного жития, устав Пахомия казался даром с небес.

Предание сообщает нам, что Пахомий за свою чистую жизнь удостоился видеть мир ангельский. Так что неудивительно, что то, что говорил преподобный Пахомий, носило отпечаток его личного разговора с Богом. К сожалению для многих, жизнь преподобного Пахомия оборвалась на взлете. Он умер рано, став жертвой страшной эпидемии, разразившейся в Северном Египте. Но до последнего своего вздоха, он проповедовал слово Божие и причащал людей. Скончался он в 346 году. Закончить свою проповедь хотелось бы словами еще одного восточного философа и мудреца: Омара Хайяма:

«Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно не мало,

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало».

Действительно, здоровое ограничение себя в пище, словах и поступках благотворно влияют на наше с вами духовное взросление. Без небольших жертв и усилий невозможно достичь результата. Как атлеты тренируют свое тело, так и верующие люди тренируют свою душу.