СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Историко- краеведческая конференция " Забытые деревни России... В поисках утраченного."

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема любви к своей Родине, чувства патриотизма, гражданственности наиболее важна при воспитании молодого поколения.. Разработка данного методического мероприятия  соответствует такомузапросу. общества, времени.

Просмотр содержимого документа
«Историко- краеведческая конференция " Забытые деревни России... В поисках утраченного."»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Купинский межрайонный аграрный лицей»









Историко–краеведческая конференция «Забытые деревни России. В поисках утраченного…»

Конкурс методических разработок «Воспитательное мероприятие» культурно- образовательного проекта «Грани успеха»










Авторы: Погорельцева Ольга Васильевна,

преподаватель истории и обществознания;

Щедрова Марина Валерьевна,

преподаватель английского языка;

Шабашова Елена Владимировна ,

преподаватель русского языка, литературы;






Купино

2023

Структура проекта


Тема любви к своей Родине, чувства патриотизма, гражданственности наиболее важна при воспитании молодого поколения. А тема бесперспективных деревень(начало процесса было положено в 70-х годах 20-го столетия), исчезнувших с карты страны,на современном этапе очень интересна в этом плане. В современном обществе происходят изменения, наблюдается повышение интереса к историческим корням, причем не только среди публицистов, общественных деятелей и деятелей культуры, но и среди обычных граждан России, что, безусловно, особенно значимо. Для обучающихся аграрного лицея эта животрепещущая тема важна вдвойне, так как большинство из них из сельской глубинки, больших и малых деревень, забытых и стабильных, не понаслышке, знающих о проблемах сибирского села.

Тема заинтересовала обучающихся, способствовала их вовлеченности в активный исследовательский процесс.Студенты под руководством научных руководителей проработали семейные и деревенские архивы, выяснили причины угасания деревни, собрализначительный фото-архив. Авторы исследовательских работ достаточно подробно проследили историю деревень Шамониха, Чиняиха, Заозерное(деревни исчезли с лица земли), малоперспективных деревень(Красный хутор, Басково, Чаинка, Киргинцево, Шаитик и других деревень Купинского района), проявили искреннюю заинтересованность, сделали личностно значимые выводы ( приложение1).

Сроки реализации проекта: долгосрочный, так как обучающиеся лицея являются не только жителями Купинского района, но и Баганского, Чистоозерного, Карасукского и др. Диапазон изученности «забытых деревень» можно, как углубить, так и расширить за счет деревень вышеперечисленных районов.

Целевая аудитория проекта:

- обучающиеся Купинского межрайонного аграрного лицея;

- преподаватели Купинского межрайонного аграрного лицея.

Материально-техническое обеспечение: финансирование проекта исключительно с опорой на финансовые возможности «Купинского межрайонного аграрного лицея»

Ожидаемые результаты

- обучающиеся лицея будут знать историю своей «малой родины» не понаслышке, но и будут знать месторасположение исчезнувших деревень.А пока жива память, сохраняется история в сердцах людей –жива и деревня;

- пополнение лицейского краеведческого музея новыми сведениями, фотографиями об истории нашей малой Родины.

– использование ценного краеведческого материала на классных часах («Разговор о важном»), различных мероприятиях воспитательного характера;

-заложены основы для дальнейшей исследовательской работы обучающихся в данном направлении, так как тема для обучающихся лицея значима неиссякаема.



Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Купинский межрайонный аграрный лицей»




Рассмотрено на заседании методического объединения

Протокол № 4

«8»февраля 2022г.






УТВЕРЖДАЮ:

и.о директора ГБПОУ НСО «Купинский межрайонный аграрный лицей» Е. С. Безменова _____________

«6 » февраля 2023г.






Положение  о проведении

научно-исследовательской (историко-краеведческой) конференции

«Забытые деревни России. В поисках утраченного…»

























Купино

2023


Положение о проведении

научно-исследовательской (историко-краеведческой) конференции

«В поисках утраченного… Забытые деревни России»



1.Общие положения 

1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи, порядок и регламент проведениянаучно-исследовательской конференции «В поисках утраченного …Забытые деревни России» по проблеме «Вымирание и исчезновение сельских форм поселения - деревень» (далее Конференции).

1.2. Подготовка, организация и проведение Конференции, посвященной 85-летию Новосибирской области, осуществляется преподавателями лицея О.В. Погорельцевой, М.В Щедровой, Е.В Шабашовой). 


2. Цели и задачи

2.1.Цели:

- сформировать гражданскую позицию студенчества, предусматривающую уважительное отношение к судьбе,истории, культуре сельских жителей России;

- сформировать любовь к своему краю, своей Родине;

- довести до обучающихся проблему «Вымирание и исчезновение сельских форм поселения - деревень»;

- развитие интеллектуального творчества обучающихся, привлечение их к  проектной, исследовательской деятельности.


2.2. Задачи:

- поиск и поддержка одарённых и талантливых обучающихся;

- формирование открытой развивающей сферы, создающей предпосылки к широкой общественной дискуссии и свободному обмену мнениями;

- активное включение обучающихся в процесс самообразования и саморазвития;

- организация научно-исследовательской деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения.

- формирование условий для культурной самоидентификации молодежи через её привлечение к осмыслению исторического наследия Родины, формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственных позиций.


3. Условия и порядок проведения Конференции

3.1. Подготовка к конференции проводится в период с 06.01.2023 г по 16.02.2023г.

3.2. Для проведения Конференции в библиотеке лицея создаётся фонд книг и исторических заметок, который будет осуществлять информационное обеспечение Конференции. Также обучающиеся лицея могут осуществлять подготовку в кабинете информатики во внеурочное время.

3.3. Принимают участие в Конференции обучающиеся, которые заранее прошли отбор на наличие навыков исследовательской деятельности и способности к анализу (обучающиеся группы 6АМ,1МА, 2МА,10Х,11Х ,2М).
3.4. Конференция будет проходить 16 февраля 2023 г. в 13ч.15 мин.в конференц-зале лицея.

3.5. Накануне конференции заведующая библиотекой Н. В. Потемкина организует в конференц- зале выставку книг, посвященной родной сибирской деревне.

3.6.На конференцию приглашаются в качестве слушателей обучающиеся 1-3 курсов добросовестно и активно, участвующие в жизни лицея, группы.

3.7. На конференцию в качестве гостей приглашаются краеведы с. Рождественки Колосова О.В, Якишина Л. И

3.8. На конференцию в качестве жюри приглашается методист Купинского краеведческого музея Инстранкина Т.А.

3.9 Конференция освещается в средствах массовой информации. («Купинские вести», газета «Маяк Кулунды»)

 4. Оценка конференции и награждение победителей 

4.1.Выступление участников должно соответствовать общей теме Конференции, иметь научно- исследовательский характер.

4.2. Представленные на Конференцию материалы и презентации выступлений должны быть авторскими.

4.3. Выступления участников конференции оценивает жюри.

4.4. В случае несоблюдения временного регламента, жюри вправе остановить выступление участника (7-8 мин на сообщение, 2 мин. на ответы на вопросы).

4.3.  Критерии оценки выступлений:

- актуальность;

- новизна;

- чёткость постановки целей и задач;

- элемент исследования;

- соответствие достигнутого результата поставленным целям;

- логичность выступления;

- использование презентации, качество ее оформления;

- культура устного выступления;

- степень авторского вклада участника в проведённое исследование;

- компетентность докладчика (в т.ч. умение отвечать на вопросы);

- особое мнение автора работы, умение делать выводы по теме исследования.

4.4. Подведение итогов Конференции состоится 16 февраля (в конце мероприятия).

4.5. По итогам Конференции жюри формирует список победителей (первое, второе и третье место). Победители награждаются грамотами. Участники конференции, не занявшие призовые места, награждаются благодарностями. Научные руководители участников конференции также награждаются грамотами.

4.6. Все исследовательские работы обучающихся будут размещены на официальный сайт лицея в виде сборника конференции «Забытые деревни России. В поисках утраченного…»


Состав жюри:

Геращенко С.А. – заместитель директора по УВР,

Бочкарев М. А. – заместитель по учебной работе,

Агаева Н.В. – педагог-психолог,

Павленко Т.А. - педагог-организатор;

Потемкина Н. В. - заведующая библиотекой лицея,

Инстранкина Т.А. - методист Купинского краеведческого музея



































Методическая разработка историко-краеведческой конференции «Забытые деревни России. В поисках утраченного…»



Цели мероприятия:

- сформировать гражданскую позицию студенчества, предусматривающую уважительное отношение к судьбе,истории, культуре сельских жителей России;

- сформировать любовь к своему краю, своей Родине;

- довести до обучающихся проблему «Вымирание и исчезновение сельских форм поселения - деревень»;

- развитие интеллектуального творчества учащихся, привлечение их к исследовательской деятельности.


2.2. Задачи:

- поиск и поддержка одарённых и талантливых обучающихся;
- формирование открытой развивающей сферы, создающей предпосылки к широкой общественной дискуссии и свободному обмену мнениями;

- активное включение обучающихся в процесс самообразования и саморазвития;

- организация научно-исследовательской деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения;

- формирование условий для культурной самоидентификации молодежи через её привлечение к осмыслению исторического наследия Родины, формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственных позиций.


Воспитательные задачи:

- повысить интерес к родному краю;

- сформировать патриотические и гражданские чувства ответственности за судьбу своего края;

- воспитать чувство любви к своей малой Родине.


Развивающие задачи:

- способствовать развитию навыков исследовательской работы, проектной деятельности;

- развивать у обучающихся личностные качества: коммуникативность, умение вести дискуссию, умение оппонировать, толерантность.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация аудиозаписи торжественных фанфар, песни С. Беликова «Но все так же ночью сниться мне деревня», А. Байдакова «Моя малая Родина» фоновой музыки, видеофильм о Купинском районе к 85-летию Новосибирской области, стихотворения поэта любителя В. Шевцова.



План проведения конференции: 

- актуальность конференции, цели, условия проведения, представление участников;

- защита работ, обсуждение;

- подведение итогов конференции;

- награждение.


Сценарий конференции


Слайд 1.Актуальность конференции, цели, условия проведения, представление участников.

Вед 1. Добрый день, дорогие друзья, уважаемые гости,компетентное жюри.! Мы рады приветствовать вас на нашей конференции, которая посвящена самому дорогому – любви к родной земле.

Мы рады приветствовать краеведов-исследователей, кому небезразлична история своего края, нашей малой родины, под солнцем которой мы проживаем.

Край березовый, милый до боли,

Где по пояс июньская рожь,

Обезлюдел по злой чьей-то воле

И теперь ничего не вернешь

Моя деревня, моя сибирячка,

Как много ты пережила.

А сердце больное по- прежнему плачет

Себя уберечь не смогла.

Вед 2.

Мне б увидеть деревню родную,

Где босой пробежал по росе,

Окунуться в ту даль голубую,

Что так часто мне снится во сне

Далека же ты даль голубая

Деревенька родная моя

Позови ты меня- дошагаю,

Доползу - позови лишь меня

А теперь только ветер там рыщет,

Ночью темной заглянет луна,

У России исчезло их тысячи,

А у нас лишь одна она

Вед1Тема нашей научно-исследовательской конференции «Забытые деревни России. В поисках утраченного…» затронет глубокие экономические, морально-нравственные аспекты, она не лишена трагизма, печали. Но это будет светлая грусть…

Вед 2. Вдумайтесь в эти факты

Слайд 2 «17 февраля 1975 года – облисполком Новосибирской области принял решение по вопросам административно-территориального деления, в том числе по Купинскому району в связи с выездом населения предусматривалось исключить из учетных данных населённые пункты: хутора Августовский, Новый, Озерный, Георгиевский, № 18, деревни Георгиевка, Орловик,Чигиринка, Васильевка, Травинка, Чиняиха, поселки Тополёвик, Базы, аул Рощинский[1]. В последующие годы еще множество деревень были стерты с лица земли:Барск,Шамониха, Заозерная, Лозинка, Некрасовка, Павловка и много других населённых пунктов

Слайд 3.По воспоминаниям старожилов – ликвидация населенных пунктов проводилась в приказном порядке, без учета мнения населения. И этот процессвымирания и исчезновения российских деревень не остановился.

Слайд 4Вед 2.Ушедшие и уходящие в небытие сибирские деревни. Тихо и незаметно уходят они и из памяти. Иногда так складывается жизнь, что помочь деревне нельзя и спасти ее некому.

Как больно произносить слово «была», но с реальностью не поспоришь. Жуткая картина предстает перед глазами: бурьян, кресты сельского кладбища, одиноко, смотрящие в равнодушное небо, развалившийся колодец на пригорке «причудливый журавель», безропотно служивший людям многие лета, оставшиеся одичавшие плодовые кустарники и деревья...Там где, когда-то жили люди, вместо домов остались небольшие холмики и ямки…

Вед 1:Слайд 5( музыка):Не смотря на то, что деревня ушла в небытие, нельзя забывать ее историю. Всегда нужно помнить, что она была, что в ней жили люди: трудились, радовались жизни, стойко переносили испытания.

Вед 2: Сегодня мы предлагаем всем вам принять участие в создании страниц летописи ушедших и уходящих, и существующих деревень нашего района, к нуждам которых нужно и еще не поздно обратить свой взор правительству. Ведь масштабы и скорость угасания российских деревень беспокоят не только их жителей, чувствующих себя гражданами какой-то другой страны - нецивилизованной и всеми забытой, но и федеральных чиновников, которые, к сожалению, никак не могут определиться, что с этим процессом делать.

Вед 1.Эта летопись должна быть достоверной, правдивой, человечной. Пусть будут помещены туда рассказы о славных деяниях наших предков – ведь нам есть чем гордиться. Пусть отразятся в ней и недалекие времена: в нее должны быть включены свидетельства старожилов, переживших все тяготы деревенской жизни в недавнем прошлом. Ведь деревни – это прежде всего люди. И тогда весь собранный материал можно будет смело назвать энциклопедией прадедушек и прабабушек, самобытной, как весь народ. И тогда весь собранный материал мы сможем поместить с честью и достоинством в наш сборник конференции «Купинского межрайонного Аграрного лицея»

Вед 2. Слайд 6 Но прежде чем начать, а научно-исследовательская конференция, безусловно, серьезное мероприятие со своими правилами и регламентом – предлагаю ознакомиться с этими вопросами организационного характера:

во-первых, каждый участник выступает под своим номером, согласно жребию;

во-вторых, регламент выступления не должен превышать7-8 минут;

в-третьих, время, отведённое на вопросы участникам конференции, не должно превышать более 2-х минут;

в-четвертых, уважай докладчиков, отключи свой мобильный телефон;

в-пятых, если тебе необходимо выйти, то дождись окончания выступления докладчика.

Вед 1: Зрители также принимают активное участие в работе конференции, задавая вопросы выступающим.

Вед 2: Слайд 7. А теперь самое интересное! Начинается научно-практическая часть нашей конференцииВашему вниманию будут представлены результаты исследовательской деятельности обучающихся, осуществляемой под руководством научных руководителей.В течение всей процедуры защиты проектов будет работать строгая и компетентная экспертная комиссия. В составе комиссии работают:

  1. Заместитель директора по воспитательной работе – Геращенко С.А (главный эксперт конференции);

  2. Заместитель директора по учебной работе – Бочкарев М.А.;

  3. Психолог «Купинского Межрайонного Аграрного лицея» - Агаева Нина Владимировна;

  4. Организатор «КупинскогоМежрайонного Аграрного Лицея» - ПавленкоТатьяна Анатольевна;

  5. Методист Краеведческого музея г. Купино-Инстранкина Татьяна Анатольевна;

  6. Заведующая библиотекой Потемкина Надежда Владимировна.

Ведущий 1:

Вспомним слова великого Пушкина

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель…

Начинаем в ходе защиты своих исследовательских работ делится своими открытиями. И пусть эти слова Александра Сергеевича для вас, друзья, станут напутствием и отправной точкой в ваших свершениях.

Ведущий 2: Итак, представляю участников конференции( музыка).

Участник под номером 1

Участник под номером 2

Участник под номером 3

Участник под номером 4

Участник под номером 5

Участник под номером 6

Участник под номером 7

Участник под номером 8

Участник под номером 9

II.. Защита работ, обсуждение (просмотр презентаций участников)

(Объявляются участники согласно жребию).

Исчезла ты с лица земли,

Но не из памяти людской

Деревня детства, уголок России

Заросшая сейчас крапивой, лебедой (Заозерка)( Приложение 2).


Зимой она в снегу, как в сказке серебрится,

И каждый дом пускал колечком дым.

Такой Шамониха- моя деревня часто снится,

И каждый уголок мне твой любим ( Шамониха) ( ( Приложение 3)


Тяжела, ты, крестьянская ноша,

Рано встань и поздно ложись

Воспитателем нашим хорошим,

Была наша нелегкая жизнь. (Митрофановка)


Опустела моя деревушка

Не поют петухи по утрам.

Лишь тоскливо кукует кукушка

Счет ведет безрассудным годам(Чиняиха) ( Приложение 4)


Я иду неухоженной улицей,

По дороге пророс березняк,

Вид деревни заброшенной скромен

А вокруг неуёмный сорняк (Басково,Красный хутор)


Лишь глаза усталые прикрою,

Не успев еще и задремать,

Вижу низкий домик я под кленом

На пороге старенькая мать…(Киргинцево)


Здесь прошло босоногое детство,

Пусть не досыта ели стобой

Не могли мы по моде одеться,

Но за друга стояли горой. (Шаитик)


Мелькают кадры, уплотняя время

И судьбы наши в ней переплелись

Мы вместе сообща несем то бремя

Которому одно названье жизнь. (Камышино)


Как на крыльях качелей,

Сон уносит меня.

В те края, где метели,

Наметают сугробы,тишиною звеня…


Нет деревни, распахано поле

И околицу уж неузнать

Такова деревенская доля,

А когда-то была благодать

Вед 1Слайд 9. МузыкаВот и закончились выступления участников. Стихи, которые мы зачитывали между выступлениями участников принадлежат одному автору, поэту-любителю (вы их не найдете в интернете, они эксклюзивны). И этот автор уроженец деревни ШамонихаШевцов Владимир Федорович. Посвятил он их110-летию деревне Шамониха. К сожалению, его нет в живых. В прошлом году он умер. Но как завет потомкам звучат следующие слова, наполненные неиссякаемой любовью:

«Вед 2Слайд 10Деревня- это родничок, с которого начинается Родина. Кусочек нашей родины, земли, русской, святой воистину, забыть о которой не возможно!»

Пусть за плечами долгая дорога,

И многих с нами уже нет.

Не предавайтесь скорби ради Бога

Оставьте в памяти неповторимый след.

Творя добро, не опускайте руки

Согрейте ближнегопо мере сил,

Ведь примут эстафету внуки,

А значит ты не зря на свете жил.


III. Подведение итогов конференции( музыка).

Вед1: Слайд 11 Пока жюри совещается и определяет номинации для победителей,мы с вами выберем лучшего докладчика на приз зрительских симпатий.У каждого из вас есть жетон. С его помощью вы можете выбрать лучшего докладчика нашей конференции. Участник, набравший больше всего жетонов, получает право называться лучшим докладчиком, по мнению зрителей. Напоминаем участников и их номера (подписывают на жетонах номера).

Участник под номером 1 - Евсюков К. «Преданья старины глубокой. Чаинка»)

Участник под номером 2 - Бороненко А «По следам пропавшей без вести. Шамониха»

Участник под номером 3 - Руссу А. «История былых времен. Искра, Красный хутор, Басково, Новониколаевка»

Участник под номером 4 – Алексеев В «Родина предков. Киргинцево»

Участник под номером 5 – Воронин О. «Память поколений. Митрофановка»

Участник под номером 6 – Банникова Н. «Целебный родник. Новоключи»

Участник под номером 7 – Купин Д. «Легенды яркульской сказительницы. Чиняиха»

Участник под номером 8 –Скареднов А. «Легенды расскажут какими мы были. Шаитик и озеро редкое»

Участник под номером 9 -Скоренок Д. «Тропинками Памяти. Заозерное»

(Идет голосование, помощники обходят присутствующих.Подсчет жетонов ведет жюри)

Пока жюри подводим итоги вашему вниманию, дорогие друзья, предоставляется небольшое видео о Купинском районе.


IV.Объявление и награждение.


Слайд 13 Ведущий2: Наступает самый ответственный момент – подведение итогов. Слово для подведения итогов и объявления победителей предоставляется жюри (Звучат фанфары).

Вед1: Мы благодарны всем присутствующим за участие в нашей конференции. Подводя итоги научно-практической конференции, решаем продолжить исследовательскую деятельность и идти к новым вершинам и открытиям!

(слайд14)

Вед 1:

Дорогие друзья!

Вы уже много умеете,

И ещё много успеете.

Вам хочется сразу знать обо всём.

Ждут вас далёкие реки,

Поиски в библиотеке,

Долгие годы учений,

Странствий, сомнений, мучений

Будет всё это не зря.

В поисках верных ответов,

Тысячу миль вы по свету пройдёте.

И не смотря на преграды

Истину всё же найдёте.

В путь к новым вершинам и открытиям!


Вед 2: Слайд 15Тема родного края неисчерпаема. Нам еще многое предстоит узнать в будущем. А пока, заканчивая конференцию, слово для напутствия в будущем предоставляется гостям (гости выступают)….

- Неоспорима мысль о том, что малая Родина, Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. В настоящее время проблема воспитания гражданственности и патриотизма будущих поколений российских граждан возведена в ранг первоочередных государственных задач. А формирование патриотических чувств к своей стране начинается с любви к малой Родине, знания её истории, природы.

Вед 1: Озвучим решения конференции и подведём её итоги.

Решения:Слайд 16

1.Продолжать заниматься исследовательской деятельностью преподавателям и обучающимся, так как краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать. Изучение истории страны начинается с истории малой Родины, т. е. родного края.

2. Способствовать привлечению к краеведческой работе большего числа обучающихся, так как воспитание эстетического вкуса неразрывно с воспитанием нравственным. А настоящее хранение не может осуществляться без изучения, изучение же не может осуществляться без научных конференций.

Вед 2: Слайд 17И на этом, друзья предлагаю закрыть нашу конференцию «Забытые деревни России. В поисках утраченного…» До новых встреч! (музыка) (Приложение 5)




Список используемой литературы, интернет- ресурсов



1.Исследовательские работы обучающихся.

2. Краеведческий материал, основанный на воспоминаниях сторожил сел, очевидцев событий.

3. СайтОни были на карте Купинского района. Режим доступа: http://bsk.nios.ru/content/oni-byli-na-karte-kupinskogo-rayona,свободный.

























Приложение 1
























Приложение 2

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Купинский межрайонный аграрный лицей»








«Тропинками памяти.

Деревня Заозерное».

(Из истории исчезнувшей деревни Купинского района)



Работу выполнил:

Скоренок Денис Николаевич, обучающийся группы 3-2-1МА

Руководитель:

Щедрова Марина Валерьевна,

учитель английского языка

























Безмятежно, просторно, светло,

Средь колков и полей без края,

Здесь когда-то стояло село –

Заозёрка моя родная.

(Песня «Заозерка – печаль». Музыка [Алексея Предоусова])

Введение

Эту работу я посвящаю деревне, которой нет на современной карте Новосибирской области, Купинского района, нет в ней и жителей. Где была деревня, теперь пустое место, заросшее травой, только в колках забытые кладбища. Хочется восстановить память, собрать свидетельства очевидцев о том, как жили, чему радовались и огорчались их жители, а также попытаться изучить историю исчезнувшей деревни.

Тема проекта в настоящее время особенно актуальна, так как в последнее время возрос интерес к истории малой Родины. Основными источниками сведений об исчезнувших селах и деревнях и их жителях являются старожилы деревни, книгопечатные издания, информация в сети интернет.

Проблема исследования:

Имея богатейшую историю России, трагедия тысяч обыкновенных деревень и сёл, как-то незаметно исчезнувших с нашей земли и географических карт, не прошла мимо нашего района. Нам эта тема интересна, потому что таких населенных пунктов в нашем Купинском районе, насчитывается немало. Как и почему это произошло? Что выиграл район, потеряв эти «неперспективные» деревни?

Цель проекта: Пополнить знания об истории родного края.

Задачи проекта:

-Собрать материал об исчезнувшей деревне Заозёрное;

-Выяснить почему деревня Заозёрное исчезла с «лица» Купинского района.

Деревня - тот же человек, со своей судьбой, своими радостями, бедами. Ей, как ему, отводится свой срок: если повезёт, то жизнь её будет долгой, а нет – смиренно умрёт.

В Купинском районе, в шести км от села Копкуль, с южной стороны, в удивительно красивом месте, у озёр кипела когда-то жизнь. Это была деревня Заозёрное. Более 40 лет назад покинул деревню последний житель. Сегодня остались кладбищенские холмики, заросшие травой, да кое-где видны следы от стоявших когда-то домов.

В 1926 году в деревне проживало 424 человека (199 мужчин и 225 женщин), основное население — русские[2].

В 1928 году деревня Заозёрная состояла из 94 хозяйств. В административном отношении входил в состав Копкульского сельсовета Купинского района Барабинского округа Сибирского края[2].

В годы коллективизации в деревне был образован колхоз «1-ое Мая».

В 1950 году колхоз вошел в состав укрупненного колхоза имени Молотова села Копкуль.

С 1957 г. являлась отделением совхоза Чаинский.

Решением Облисполкома от 24 апреля 1980 года, в связи с выездом населения, деревня Заозёрное исключена из учётных данных[1].

Деревня, которой нет на карте, живет в сердцах людей. Появилась она более 300 лет по воспоминаниям. По рассказам отца и деда жителя деревни Панова Николая Константиновича о жизни в этих местах узнали много из результатов археологических раскопок.

Первые раскопки на территории Купинского района проведены 1929 году, научной экспедицией под руководством В.П.Левашовой. Недалеко от села обнаружили курган, на который указал местный старожил – житель села Чумашки Николай Леонтьевич Чубаров. Переселенцы их называли – «бугры».

При раскопках было обнаружено: хоронили покойника в могиле глубиной до одного метра и более. Рядом клали вещи, принадлежавшие ещё при жизни: оружие, украшения, рабочие инструменты. По поводу названия деревни старожилы говорили, так её окрестили первые переселенцы потому, что начали строить первые свои мазанки за озером. Отсюда и название Заозёрное.

Это было самое удобное место для жизни, так как с озера брали воду для питья, полива огородов, ею поили скот, получали необходимые продукты питания рыбу, дичь. Первыми жителями деревни были ссыльные, каторжники и переселенцы из Орловской областей, Украины и Белоруссии. Состав населения был очень разный: хохлы, у которых русский язык перемешался сукраинским, немцы, которые были переселены с Поволжья, русские, казахи, татары.

При деревне действовала школа грамоты и общественное питейное заведение. В деревне сложилась своя субкультура. Каждый знал свою работу, место для отдыха и место в доме. Дети с семи лет приобщались к труду, помогали взрослым.

Избы ставились наземь, нижние венцы сруба засыпались землёй, образовывалась невысокая земляная насыпь вдоль стен дома – завалинка. Пол в избах был глиняный или посыпался соломой. Жилище делилось на диагонали. Центральное место в нём занимал красный угол с образами и столом. Большое место в доме играла печь. Она грела, и кормила, и лечила; на ней спали старики, в ней мылись.

За печью находился чулан, или бабий кут, где хранилась глиняная, плетёная, деревянная и реже стеклянная посуда (чугунки, горшки, миски). Мебели почти не было: лавки и сундуки. Спали взрослые на полу, дети – на полатях, старики – на печи.

Традиционной мужской одеждой были длинная рубаха – косоворотка и широкие штаны. Зимой носили зипуны, тулупы, войлочные шапки, валенки. Женская одежда - шерстяная домотканая юбка, длинная кофта, сарафан. В холодную погоду носили душегрейку, платки, валенки.

В деревне были кержаки, особой веры. Одевались своеобразно. У женщин длинные широкие юбки, на голове обязательно платок, даже в жару. Мужики стриглись «под горшок». Бороды не брили. Они строго соблюдали праздники. На ногах чаще всего носили лапти, в отличие от всех сибиряков. Пол был земляной, топились сначала «по чёрному», когда дым валил в окна, в дверь, затем стали стелить полы.

С соседями ладили, только в гости не ходили и сами не приглашали. Коли кто зайдёт в избу воды попьёт, то после него кружку обязательно помоют, дверную ручку протрут. И если приходилось уходить в мир иной, то каждого хоронили на своём кладбище:мирском или кержацком.

Сначала это была маленькая деревушка. Одна улица, 49 дворов. Земли было много. Но избы строили вплотную, стараясь, быть ближе друг к другу.

Затем появилась и вторая улица. Жили бедно. Часто встречались избы с маленькими окнами. Крестьянская бедность не позволяла вовремя расплатиться с долгами. Тогда приезжал агент, описывал живность и забирал всё. У кого были излишки, по полевой дороге возили на быках продавать на станцию за 25 км. Ездить далеко было небезопасно. Часто грабили, особенно в зимнее время.

Жили дружно, как одна семья. Вместе работали, вместе гуляли в праздники. А в трудные минуты помогали друг другу, кто, чем мог. Богатство деревни – люди. Что не человек, то интересная судьба. Вот о них и пойдёт речь.

Остались в памяти те смельчаки, которые сумели построить ветряную мельницу в 1936 году. Это Фёдор Шипицын, Павел Волгин. Открыли маленькую начальную школу, в которой работала переселенка Власова Анна Савельевна. «Наша первая «зорянка» - так называют её старожилы, затем учительствовала Елизавета Михайловна, Сысоева Елена Константиновна. 22 года своей жизни посвятила обучению деревенских ребятишек Любовь Филипповна Качулина. Замечательный человек, любящий детей, преданный своей профессии.

В этот же год деревня Заозёрное получила название хозяйства «Первое мая». И постепенно жизнь стала налаживаться. Появилось 5 самоходных комбайнов. Стали возделывать пашни, разводить хозяйство, появились рабочие места.

В 1961 году за большие надои молока, за образцовый порядок на ферме хозяйству было вручено переходящее Красное знамя, благодаря таким замечательным людям, как Волгиной Анне Ивановне, Волгиной Валентине Ивановне, Волгиной Надежде Григорьевне. А Сысоеву Лидию Афанасьевну, доярку наградили медалью «За трудовое отличие» Все работы выполнялись вручную.

Заслуженным почётом и уважением пользовались и механизаторы: Бочанов Николай Петрович, Иван Абакумович Переваров. Пастух Анатолий Васильевич Волгин во время войны лишился отца и матери. Рос у дяди. И в 12 лет пошёл работать на ферму, да так и остался работать в хозяйстве, более 48 лет.

Про всех, живших в деревне, говорили - это одна семья. Все породнились. И остались в деревне фамилии на слуху: Сысоевы, Волгины, Братцевы, Пономарёвы. Это и есть старожилы деревни.

Деревня Заозёрное пережила все исторические события, которые выпали на долю нашей страны: переселение крестьян в Сибирь коллективизацию, раскулачивание, Гражданскую войну и самое труднейшее испытание для нашей страны - это Великую Отечественную войну. Испытание всего: человека, техники, общества, его строя, экономики, науки.

  Неизгладимый след в памяти жителей оставила война. Из села забрали на фронт 25 мужчин, а вернулось только 5 человек. Всех имён не назвать. Но память о них жива. На обелиске, который стоит у школы, высечены фамилии тех, кто не дожил до Победы. Помнят жители и о тех, кто вернулся с войны, о людях принёсших добрую славу своей земле.

Ничего ни предвещало беды. Продолжали жить одной семьёй, как близкие родственники. Работящие, весёлые, с юмором и шуткой переживающие все невзгоды. Очень любили свою деревню. В 1977 году было 62 двора, 128 душ мужского пола, 130 душ женского пола, 145 детей, из них 82 мальчика, 63 девочки. Неожиданно встал вопрос о не перспективности деревни. Загоревали люди. И не их вина в том, что мелкие деревни стирались с лица земли. Такая была политика партии и правительства. Покидая родные места, плакали.

По воспоминаниям старожила Пономарёва Тимофея Петровича: «Уезжали последними из деревни со своей женой и соседом Пановым Константином, ехали молча, тяжело вздыхая. Выехали за деревню, да как заголосили наши бабы, завыли как по покойнику. С родными местами прощались».

Сейчас от деревни остались холмики, заросшие травой, да колки Кондрашиха, Качулиха, Белеткова, где когда-то были заимки первых переселенцев. И разбросала судьба людей в разные стороны, в соседние сёла: Рождественку, Копкуль, в Купино, а кого и в другие районы, области.

Но душой и сердцем, они всю жизнь там, где родились, где прошло их детство, молодость и большая часть жизни. Белеткова Татьяна Петровна рассказывает: «Волею судьбы я побывала на родной земле. Низко – низко поклонилась родному « пепелищу». Невозможно что-либо изменить, вернуть, увидеть, что когда-то окружало меня.

Всё также прекрасно озеро. Я подошла к самой воде. Какая она чистая, прозрачная и тёплая. И всё тот же горьковато – солёный вкус! Даже эта мелочь будоражит, будит далёкие воспоминания, переносит в прошлое. А вот улица исчезла. Когда-то здесь жили Сысоевы, Чайкины, Лобес, Вейде и многие другие. Побывала на кладбищах. Кустарники и одинокие деревья также охраняют покой усопших».

7 июня 20014 года по благословению Преосвященнейшего Владыки Филиппа иеромонах Мелхиседек (Свистелин), благочинный Центрального округа Карасукской епархии, совершил освящение поклонного креста на месте бывшей деревни Заозерки  Купинского района. Жители района и области часто приезжают в тихое местечко, длятого чтобы побывать на малой Родине, поклонится в подножии Святого Креста памяти своих предков и получить от него благословение.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Судьба деревни связана с политической и демографической проблемой современной России;

  2. Основная проблема исчезновения деревни Заозеорное Купинского района Новосибирской области – это ее неперспективность и слияние маленьких деревень в одно большое село.

Меняется жизнь, всё бежит своим чередом, мы можем утерять крупицу, если не будем помнить и хранить. А забывая историю, мы можем разорвать связь со временем. Нужно приобщать нам, молодому поколению, историю, культуру великой России, и не для одного поколения, а для будущих поколений.

Очень хочется воз­родить родной забытый край. Разработать поля и возродить такие сильные колхозы. Нужно трудится, как наши предки, и тогда Купинская земля сторицей воз­даст нам за благородный труд, воздаст благодатью сво­ей неповторимой красотой.




























Приложение 3


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Купинский межрайонный аграрный лицей»








Исследовательская работа

по краеведению


Тема:

«Забытые деревни России. В поисках утраченного…»
«
По следам пропавшей без вести. Воспоминания о Шамонихе.»

(работа представлена в сокращенном варианте)






Выполнил:

обучающийся группы 1МА

Бороненко Александр.

Научный руководитель:

Погорельцева О.В.













Купино

2023


Актуальность темы. У каждого человека, живущего на земле, несомненно, есть места, с которыми какой- то невидимой генетической нитью связана его душа, мировоззрение, чувства,судьба. И казалось, нет ничего общего… Ан нет, «тянет»!Таким местом является родина его предков, далекая и близкая, динамичная и возможно… исчезнувшая. И если попытаться распутать эту « невидимую нить», то можно обнаружить для себя много нового, и как ни странно родного, животрепещущего.

Я являюсь коренным жителем города Купино. Но с детства, по сказаниям моей бабушки Мальцевой Ольги Акимовны я твердо знал, что мои корни по материнской линии глубоко связаны с судьбой маленькой деревушки Шамонихи, находящейся где-то посредине, там «где встречаются поезда» ( не существующим ныне «Ниночкиным разъездом») и селом Рождественка.

Хранителями культурного и исторического наследия села которые по крупицам воссоздавали в альбомах воспоминаний незабвенный облик, зимой утонувшей в глубоких снегах, а летом в зеленых садах маленькой сибирской деревушки Шамонихи старейшая жительница села Рождественка- сказительница, собирательница, хранительница Зоя Афанасьевна Слизовская (проработала в Шамонихе учительницей начальной школы 12 лет) , урожденные села Шамонихи Казакова Вера Александровна, Пересыпко Валентина Николаевна, поэт- любитель Шевцов Владимир Федорович и многие другие. И очень захотелось притронуться к этой Памяти… Ибо в истории села корни, в котором есть мое будущее.

Соответственно выбор темы исследовательской работы для меня был осознанным…

.Цель моего проекта: доказать, что история маленькой Шамонихи–это история моей страны в миниатюре с ее взлетами и падениями., это история судьбы человека- трудная, подчас печальная.

Люди в деревне с их характером, с их особенным менталитетом-эталон стойкости, непокоренности перед жизненными невзгодами, трудолюбия.

Нравственный аспект - окунуться в духовную атмосферу того места, причастность к которому имеет и моя жизнь.

Доказать, что время укрупнения коллективных хозяйств, закрытие неперспективных сел разрушило привычный крестьянский уклад, а сам процесс борьбы, с так называемыми «неперспективными» деревнями, по сути,драма крестьянина- труженика. Русский писатель Василий Белов назвал этот процесс «преступлением перед крестьянами»

Задачи исследования

1.С  помощью   краеведческого материала, воспоминаний бывших жителей Шамониха,   проанализировать информацию об исчезнувшей деревне нашего района

2.Узнать,  где  была  расположена  деревня,  как  выглядела,  чем  занимались жители деревни.

3. Рассмотреть этапы ее становления.

4.Выявить причины исчезновения деревни.

5 Представить свою  исследовательскую  работу   заинтересованным студентам лицея.Чем  дальше  время уходит  вперёд, тем  меньше молодежь  знает о событиях прошлого. Незнание истории малой Родины ведёт к потере невидимых нитей,связывающих поколения.  Поэтому я считаю, что моя работа будет интересна многим.


Исследовательская работа «По следам пропавшей без вести… Воспоминания о Шамонихе.» рассматривает хронологический период, который включает в себя несколько этапов становления села-Шамонихи. Время ее возникновения датируется 1910 годом, когда в поисках лучшей доли по царскому указу покидали люди свои обжитые места из Брянской , Черниговской, Орловской, Костромской и других губерний. В деревне было 20-30 домов.Земли здешние славились плодородием,обильными хлебами и высокими травами..Недалеко от деревни- соленое озеро.В нем брали соль,лечились, на его берегах отдыхали.

Взлеты , падения, расцвет и исчезновение с карты страны - это судьба сибирской деревушки, ее удел, впрочем , как и судьба человеческая. Каждый этап имеет свое своеобразие. Так расцвет ее как коллективного хозяйства в составе колхоза « 1 мая» ( любопытен факт, что именно такое название имел колхоз Шамонихи, возникший 1 мая 1930 года) с. Рождественки приходится на50- 70 годы.. Любопытен и факт , что до начала 50 годов существовали две Шамонихи.

.Из воспоминаний Желниной З.П « Шли часто дожди и весной половину деревни подтопляло водой и пол деревни перебралось жить на гривку к соленому озеру и так образовалось две Шамонихи…

В конце 70-начале 80 Шамониха жила еще полноценной жизнью. Многие семьи поставили новые деревянные дома. Озеленили село. Почти в каждом палисаднике -цветы. Повсеместно начали обновлять технику, поставляя новые трактора и комбайны. В Шамонихе открылся новый клуб. Но в конце 70, начале 80 началась компания по укрупнению колхозов.

В соседней деревне Рождественка началось строительство новой улицы с кирпичными двухквартирными домами. Уезжали целыми семьями…

Исследуя воспоминания очевидцев, я узнал, что в начале  восьмидесятых   годов  в   ней  оставались  доживать   свой  век  лишь жители  преклонного  возраста.  Те, что не хотели  обременять  своих родных или те,  кто не желал  бросать свой дом,  место  где  родились и выросли.

.Не могу не зачитать Из воспоминаний Шевцова В.Ф.Мама часто просила свозить ее в деревню на кладбище к отцу. Особенно запомнилась последняя поездка в Шамониху. Остановились в начале деревни, и пошли пешком к тому месту, где когда то стоял наш домик. Мать долго и молча стояла около него, вспоминая свою жизнь. Потом, повернушись в сторону улицы, вытирая глаза, полные слез, произнесла: «Ты прости нас, не разумных, наша родная деревенька, что не сберегли мы тебя…». Она была последней жительницей д. Шамониха

Особой лиричностью и теплотой наполнены воспоминания Шевцова В.Ф о деревенском колодце«Посреди деревни стоял колодец с высоким «Журавлем». Когда набирали из него воду, он стонал, ворчал, кряхтел, как будто ему было жалко зачерпнутой воды…». Поилец всей деревни.


За расцветом сибирской деревушки стоял уникальный человеческий фактор.Люди, толковые, сноровистые, ответственные, умеющие принять то, что дарует человеку судьба или то, чем она его испытывает, все это великое и настоящее поколение способно было перенести величайшие испытания, в том числе и Великую Отечественную войну и послевоенную разруху.

Высока была .нравственная воспитанность людей .И поступки их были отражением деревенской морали.А именно. Старшим в семьях был дед, все ему подчинялись, его слово было закон (привычным для детей делом было получить от деда деревянной ложкой в лоб за малейшие шалости за столом, и со стороны деревенской общественности это не возбранялось). 2) «Береги честь рода. Чей ты сын? Что люди о тебе скажут?»; 3) «Проявляй уважение к другому человеку». После 35 лет мужчин величали только по имени-отчеству; 4) Поведение на улице, приветствие старшим (наклоном головы, приподнятой шапкой) – все прививалось с малых лет в семье детям. А главное – привычка к труду, к трудолюбию приучали и девочек, и мальчиков.Трудолюбие, мудрость, крестьянская смекалка, основательность, разумное отношение к природе, друг к другу так и чувствуются в каждом факте прошлой жизни.

Были свои герои Социалистического труда: передовая доярка колхоза «1 мая» Вера Игнатьевна Тюникова (Казакова). Константин Васильевич Журавков – проработавший всю жизнь на ферме колхоза. Доярка учетчица – Надежда Журавкова, о которой местный купинский поэт написал целую поэму. Понятно, что существенную лепту вносили все труженики д.Шамониха


.Гипотеза: могу предположить, что познание истории деревни Шамонихи и жизни людей эпохи, простых и великих, может качественно повысить уровень патриотизма у моих ровесников, привести к осознанию, что человек не должен отрекаться от фундаментальных ценностей – отчего дома, родимой стороны. Иначе это приводит к горькому, глубокому раскаянию, разочарованию, утрате от ощущения разрушенного семейного очага.  

Слайд 14

Из вышесказанного хочется сделать вывод. История состоялась, её нельзя изменить, подправить.. Из неё можно только извлечь уроки возможно горькие, грустные уроки .

Урок 1.Места,  где стояла  деревня  стали просто неузнаваемы.

Там, где стояла деревенька, кипевшая жизнью, сейчас .непроходимые  заросли кустарника, репейника и крапивы.  Деревни,  как  люди.  Одним  уготована  спокойная,  благополучная жизнь.  Другие,  не  исчерпав  свои  возможности (как произошло с Шамонихой) умирают  тихо,  , уныло.

Малая  Родина  –  это  святое  место.  Это  дом, семья, предки.  Это   корни каждого человека,  это то, без чего невозможно  жить на свете. С малой  Родины начинается биография каждого человека, и хотя я лишь раз бывал в Шамонихе (кстати, на ней стоит крест, освященный нашим батюшкойПреосвященнейшим Владыкой Филиппом иеромонахомМелхиседеком (Свистелиным), благочиннымЦентрального округа Карасукской епархии), я с уверенностью могу сказать – здесь началась моя биография. Деревня Шамониха не умерла, так как она живет в сердцах, взращенных ею, и эта память будет вечной, если будет передаваться из поколение в поколение , как наследие предков

Урок 2- Я обучающийся аграрного лицея, моя профессия связана также и с сельской местностью. Российская деревня всегда была ареной экспериментов со стороны государства. Не всегда экспериментаторы учитывали все риски ,а тем более уроки истории., действовали по принципу « куда выведет кривая».

Только разумное бескорыстное отношение к деревне ,к своей стране создаст ситуацию, когда«...слабые станут сильными; сильные –героями; и каждый почувствует, что у него есть Родина, которой он еще не заплатил долга».
























Список используемой литературы



1.Материалы краеведческого музея с Рождественка

2. Воспоминания сторожил селаШамонихи.

3.Поэзия поэта – любителя Шевцова В.Ф

4.История Сибири Т5 . Под ред А.П Окладникова. Л 1969






Приложение 4


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Купинский межрайонный аграрный лицей»














Исследовательская работа

по краеведению


Тема:

«Забытые деревни России. В поисках утраченного…»

«Шаитик и остров Редкое»







Выполнил:

обучающийся группы 2М

Скареднов Андрей


Научный руководитель

Шабашова Е.В










Купино

2023

Введение

«Всякому мила своя сторона» гласит народная мудрость. И с этим трудно не согласиться. Ведь куда бы не занесли человека жизненные дороги, в сердце у него навсегда останется уголок, именуемый «малой» Родиной. Это место, где он родился, где впервые произнёс слово «мама», увидел восход солнца, почувствовал прозрачность, свежесть, чистоту весеннего утра. Эти невидимые живые нити связывают каждого из нас с родным домом, с родным городом, селом, с окружающей природой, с прошлым и настоящим.

Для меня моей родиной является Купинский район, моя родная деревня Киргинцево. Это мой родной край, где я родился, где живу я и мои близкие люди, здесь живут мои друзья, здесь я мечтаю и строю планы на будущее. Я горжусь своей Родиной и хотел бы, чтобы о ней узнали как можно больше людей, чтобы мой край развивался, чтобы люди здесь были счастливы.

Наш Купинский район имеет свои достопримечательности - исторические, природные и культурные. О некоторых из них мне рассказали мама и бабушка, коренные жители нашего района. И мне захотелось узнать об этих местах что-то новое. Поэтому тема моей исследовательской работы «Шаитик и остров Редкое»

Цель - сбор и распространение краеведческой информации, способной расширить представление земляков о Сибири, привить добрые чувства к родному краю и желание беречь окружающий мир.

Задачи проекта:

1) изучить различные информационные источники.

2) Изучить историю возникновения острова Редкое и села Шаитик.

3) Изучить истории исчезающих деревень.

4) подготовить компьютерную презентацию;

5) результаты исследования представить публично на различных образовательных мероприятиях.

Объектом исследования: являются исчезнувшие и исчезающие деревни.

Гипотеза исследования: я предполагаю, что деревни исчезли по причине уменьшения населения.

Я люблю поселок свой

Милый, тихий и родной.

И скажу, ребята, честно,

Что нет в мире лучше места.

Малая родина, родной край, сибирские просторы, Сибирь - эти понятия входят в нашу жизнь с рождением. И долг каждого человека - заботиться о своей Родине, большой и малой, беречь и приумножать её богатства. А чтобы понимать, что нужно беречь и охранять, мы должен знать свой край.

Сегодня я хочу рассказать вам небольшую историю о замечательном месте. И это - село Шаитик и остров Редкое. Остров Редкое, расположен напротив Шаитика. В довоенное время и в начале шестидесятых годов здесь существовало село с одноименным названием, а местный колхоз назывался «Коммунист». В нем жили и работали Чубаровы, Ошлыковы, Ващенко и др.. Проживала так же коренная жительница Ленинграда, Елена Яковлевна Ковалева эвакуированная в годы войны. На острове люди жили, сеяли хлеб, пасли скот, доили коров, занимались рыболовством. Шаитик расположен на возвышенном месте, на берегу живописного сибирского озера Чаны

Озеро Чаны – самое крупное озеро в Западной Сибири.

Благодаря озеру обеспечивается возможность нормального существования различных растительных организмов, животных, птиц.

Чаны – озеро уникальное. На его акватории обитает около 300 видов птиц, 16 видов рыб. Озеро богато планктоном. В озере обнаружено 404 вида водорослей.

Примерное образование Шаитика в конце XIX века.  пятидесятые годы.

На 2002 год население составляло 376 человек. С 2002 года численность населения начинает снижаться и к 2023 году в селе проживает 294 человека, в Шаитике две улицы: Школьная и Рыбозаводская.

Одним из первых поселенцев был Шаитов. По его фамилии поселок назвали Шаитиха, а позже – Шаитик.

В истории посёлка есть замечательные страницы. Одна из них – о человеке, рождение которого совпало с появлением первых поселений на берегу Чаны. Это жительница Шаитика Мария Афанасьевна Нагорная 1930 года рождения, она получила свидетельство о рождении, где есть запись за номером 1.

Мария Афанасьевна Нагорная, рассказывает, что ее отец, Афанасий Данилович Ващенко, приехал в Шаитик в 1922 году. На берегу озера стояло пять избушек. Позже начали копать землянки. Родители рыбачили, продавали рыбу, тем и жили. Первыми помощниками у рыбаков были лошади и быки. Уже в те времена начали строить бараки и кузницы. Кузница для рыбака – второе дело после рыбы. Изготавливали пешни (вид лома), чтобы долбить лед. Зимой его заготавливали для ледников, в которых летом хранилась рыба. Не было тогда холодильников…

Шаитик относился к Мальковскому сельскому хозяйству, председателем которого был Илларион Романович Зиндяев.

В 1954 году был образован рыбоучасток.

15 февраля 1964 года назначили начальником рыбоучастка Ермоленко Николая Григорьевича.

Под руководством Николая Григорьевича строился и рос поселок. Шли годы. Население увеличивалось. Была создана женская бригада. Прессовали камыш и возводили новое жилье. Мешали глину с соломой, мазали стены, и затем белили. В таких квартирах многие сейчас живут. Вскоре построили вторую улицу, где были двухквартирники, построили новую школу – восьмилетку (1962 г.). Директором школы был участник Великой Отечественной войны Николай Федорович Агуреев – учитель истории и географии.

В 1967 году построили магазин и клуб. В клубе был свой вокально-инструментальный ансамбль. Они часто радовали зрителей своими концертами не только своих жителей и соседей и даже выезжали на областные фестивали и занимали призовые места. В 1968 году построили детский сад, 1972 году возвели цех по копчению рыбы.

Построен был и цех-холодильник по сортировке и замораживанию рыбы. Там работали только женщины, сами грузили рыбу в машины и отправляли в Купинский рыбозавод. Старшим мастером-технологом была Татьяна Николаевна Блинова, москвичка, много лет прожила в Шаитике.

Главные жители поселка рыбаки. Рыбак – это мастер золотые руки, он должен обладать особым даром. В совершенстве владеть ориентированием на водоеме, организовать питание и бивак, уметь оказать медицинскую помощь, должен быть краеведом, знать повадки местных рыб. Работа рыбака -нелегкий труд! В общем, ловля рыбы – это и профессия, хобби, и образ жизни!

Так же, Шаитик славится лучшей хоккейной командой в Купинском районе. Ребята сами построили хоккейную коробку в 2010 году. Спонсирует Глагольев Николай Иванович. Первый год кубки не брали, но были в призёрах. На данный момент 13 кубков за 1 место.

В 2019 году состоялось открытие памятника, посвященного дорогим землякам: Участникам ВОВ, солдатским матерям и вдовам, труженикам тыла, детям войны, участникам локальных войн.

Поселок красив в любое время года. В глаза бросается широкий водный простор, плеск волн, шелест камыша, звуки моторных лодок вдалеке.

«С чего начинается Родина?» - спрашивается в одной песне. Для многих из нас она начинается с глубинки, простой российской деревеньки. Воздух здесь особый, свежий, озерный, звенящий. А какие здесь живут люди…




















Приложение 5





















Фотографии с историко–краеведческой конференции «Забытые деревни России. В поисках утраченного…»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!