СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальные и философские основы его возникновения».

Просмотр содержимого презентации
«Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы»

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы

Периодизация русской литературы:

Периодизация русской литературы:

  • 1. Древнерусская литература (X- XVIII век)
  • 2. Литература XIX века.
  • 2.1 Русская литература первой половины XIX века
  • 2.2 Русская литература второй половины XIX века
  • 3. Литература XX века
  • 3.1 Литература начала XX века
  • 3.2 Русское литературное зарубежье 40–90-х годов (обзор).
  • 3.3 Литература периода Великой Отечественной войны
  • 3.4 Возращенная литература
  • 3.5 Литература 50–80-х годов
  • 3.6 Русская литература последних лет

  • КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus -- образцовый) -- художественное направление в европейском искусстве рубежа ХVII-ХVIII -- начале XIX века, сформировался во Франции в конце XVII века. Классицизм утверждал главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга. Для эстетики классицизма характерна строгость художественных форм: композиционное единство, нормативный стиль и сюжеты. Представители русского классицизма: Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Д.И. Фонвизин, Княжнин, Озеров и другие.
(8/19.11.1711-4/15.04.1765), гениальный русский ученый во многих отраслях знаний, поэт, просветитель, один из самых выдающихся светил мировой науки.

(8/19.11.1711-4/15.04.1765), гениальный русский ученый во многих отраслях знаний, поэт, просветитель, один из самых выдающихся светил мировой науки.

Черты классицизма:

Черты классицизма:

  • · чистота жанра (в высоких жанрах не могли изображаться смешные или бытовые ситуации и герои, а в низких -- трагические и возвышенные);
  • · чистота языка (в высоких жанрах -- высокая лексика, в низких -- просторечная);
  • · строгое деление героев на положительных и отрицательных, при этом положительные герои, выбирая между чувством и разумом, отдают предпочтение последнему;
  • · соблюдение правила «трех единств»;
  • · утверждение положительных ценностей и государственного идеала.
Сентиментализм (от английского sentimental -- чувствительный, от французского sentiment -- чувство) -- литературное направление второй половины XVIII века, пришедшее на смену классицизму. В России сентиментализм зародился в 1760-е годы. Сентименталисты провозгласили о главенстве чувства, а не разума. Человек оценивался по его способности к глубоким переживаниям. Отсюда -- интерес к внутреннему миру героя, изображение оттенков его чувств (начало психологизма). Представители сентиментализма: в Англии - Лоренс Стерн и Ричардсон; во Франции - Жан-Жак Руссо; в России - Карамзин и Радищев. Основные жанры сентиментализма: письма, путешествия, мемуары, повести, элегия, романы.
  • Сентиментализм (от английского sentimental -- чувствительный, от французского sentiment -- чувство) -- литературное направление второй половины XVIII века, пришедшее на смену классицизму. В России сентиментализм зародился в 1760-е годы. Сентименталисты провозгласили о главенстве чувства, а не разума. Человек оценивался по его способности к глубоким переживаниям. Отсюда -- интерес к внутреннему миру героя, изображение оттенков его чувств (начало психологизма).
  • Представители сентиментализма: в Англии - Лоренс Стерн и Ричардсон; во Франции - Жан-Жак Руссо; в России - Карамзин и Радищев.
  • Основные жанры сентиментализма: письма, путешествия, мемуары, повести, элегия, романы.
РОМАНТИЗМ -- художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII -- первой половины XIX века.  Признаки романтизма: - Подчеркнутое внимание к человеческой личности, индивидуальности, внутреннему миру человека. - Изображение исключительного характера в исключительных обстоятельствах, сильной, бунтарской личности, непримиримой с миром. Это человек не только свободен духом, но еще особенный и необычный. Чаще всего это одиночка, которого не понимает большинство других людей. - Культ чувств, природы и естественного состояния человека. Отрицание рационализма, культа разума и упорядоченности. - Существование «двух миров»: мира идеала, мечты и мира действительности. Между ними существует непоправимое несоответствие.
  • РОМАНТИЗМ -- художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII -- первой половины XIX века.
  • Признаки романтизма:
  • - Подчеркнутое внимание к человеческой личности, индивидуальности, внутреннему миру человека.
  • - Изображение исключительного характера в исключительных обстоятельствах, сильной, бунтарской личности, непримиримой с миром. Это человек не только свободен духом, но еще особенный и необычный. Чаще всего это одиночка, которого не понимает большинство других людей.
  • - Культ чувств, природы и естественного состояния человека. Отрицание рационализма, культа разума и упорядоченности.
  • - Существование «двух миров»: мира идеала, мечты и мира действительности. Между ними существует непоправимое несоответствие.
- Обращение к народным сюжетам, фольклору, заинтересованность в историческом прошлом, поиски исторического сознания. Активный интерес к национальному, народному. Поднятие национального самосознания, нацеленность на самобытность среди творческих кругов европейских народов. - Развернутые описания экзотической природы, бурных стихий, а также образы «естественных» людей, «не испорченных» цивилизацией. Представители романтизма: Германия (И.В. Гёте, Э.Т. Гофман), Англия (Дж. Байрон), Россия (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, Д.В. Давыдов, А.А. Дельвиг, К.Ф. Рылеев, В. И. Кюхельбекер, А.И. Одоевский и ранние труды А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова).
  • - Обращение к народным сюжетам, фольклору, заинтересованность в историческом прошлом, поиски исторического сознания. Активный интерес к национальному, народному. Поднятие национального самосознания, нацеленность на самобытность среди творческих кругов европейских народов.
  • - Развернутые описания экзотической природы, бурных стихий, а также образы «естественных» людей, «не испорченных» цивилизацией.
  • Представители романтизма: Германия (И.В. Гёте, Э.Т. Гофман), Англия (Дж. Байрон), Россия (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, Д.В. Давыдов, А.А. Дельвиг, К.Ф. Рылеев, В. И. Кюхельбекер, А.И. Одоевский и ранние труды А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова).
Джордж Го́рдон Ба́йрон, с 1798 6-й барон Байрон 22 января 1788 года, Лондон — 19 апреля 1824 года, обычно именуемый просто лорд Байрон — английский поэт-романтик, покоривший воображение всей Европы своим «мрачным эгоизмом». Представляет младшее поколение английских романтиков. Его альтер-эго Чайльд-Гарольд стал прототипом бесчисленных байронических героев в разных литературах Европы.

Джордж Го́рдон Ба́йрон, с 1798 6-й барон Байрон 22 января 1788 года, Лондон — 19 апреля 1824 года, обычно именуемый просто лорд Байрон — английский поэт-романтик, покоривший воображение всей Европы своим «мрачным эгоизмом». Представляет младшее поколение английских романтиков. Его альтер-эго Чайльд-Гарольд стал прототипом бесчисленных байронических героев в разных литературах Европы.

Реализм (от латинского realis -- вещественный, действительный) -- метод (творческая установка) или литературное направление, воплотившее принципы жизненно-правдивого отношения к действительности, устремленные к художественному познанию человека и мира. Одной из важнейших особенностей реализма является типизация характеров (слитность типичного и индивидуального, неповторимо-личностного).
  • Реализм (от латинского realis -- вещественный, действительный) -- метод (творческая установка) или литературное направление, воплотившее принципы жизненно-правдивого отношения к действительности, устремленные к художественному познанию человека и мира.
  • Одной из важнейших особенностей реализма является типизация характеров (слитность типичного и индивидуального, неповторимо-личностного).
Основные требования реализма: соблюдение принципов

Основные требования реализма: соблюдение принципов

  • · народности,
  • · историзма,
  • · высокой художественности,
  • · психологизма,
  • · изображение жизни в ее развитии.
Писатели-реалисты создают новые типы героев: тип «маленького человека» (Вырин, Башмачкин, Мармеладов, Девушкин), тип «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового» героя (нигилист Базаров у Тургенева, «новые люди» Чернышевского).
  • Писатели-реалисты создают новые типы героев: тип «маленького человека» (Вырин, Башмачкин, Мармеладов, Девушкин), тип «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового» героя (нигилист Базаров у Тургенева, «новые люди» Чернышевского).