Сценарий
В начале показывают клип на песню группы Сплин «Оркестр».
В течение выступления ребят на проекторе показывают видео «Хроники блокадного Ленинграда», звучит Симфония №7 (Ленинградская) Д. Шостаковича
Ведущий 2: Ленинград, заложенный Петром I в 1703 году на болотистом берегу Невы, стал одним из красивейших городов мира. На 100 островах раскинулся величественный и неповторимый город. В его дворцах, на улицах и площадях вершилась история государства российского.
Ведущий 1: Самая трагическая страница в истории Ленинграда – это блокада города фашистскими захватчиками. В блокаде оказалось около 3 миллионов человек. 900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все страдания, выпавшие на их долю.
Ведущий 2: Захват Ленинграда был одним из пунктов немецкого плана «Барбаросса». Фашисты считали, что в течение лета и осени Советский Союз будет разгромлен и город на Неве взят. Но их планы не сбылись…
Ведущий 1: Защитникам Ленинграда удалось остановить вражеские войска в 4-7 километрах от города. Город не был захвачен, но его жители оказались в кольце блокады, отрезанные от окружающего мира.
Звучит звук метронома.
Ведущий 2: Сейчас вы слышите стук метронома. По Ленинградскому радио транслировали его равномерные, четкие удары. Этот звук напоминал биение сердца великого города, успокаивал и внушал уверенность — если звучит радио, значит, город живет и борется.
Ученик 1: Хлебные карточки (шаг вперед, в руках хлебные карточки)
Карточка в блокадном Ленинграде — главный документ, который давал право купить продукты по государственным ценам. На листе бумаги с отпечатанными талонами было указано, сколько граммов и каких продуктов можно по ним получить.
Символом блокады стала хлебная карточка с нормой хлеба для иждивенцев, служащих и детей до 12 лет — 125 граммов в день. Такой норматив был установлен уже 20 ноября 1941 года, через полтора месяца после начала блокады.
Выдачу продуктов по карточкам стали задерживать уже в октябре 1941 года. В январе 1942 года возникли перебои с хлебом. Из-за отсутствия воды прекратили работать хлебозаводы. Очереди за хлебом растянулись на несколько суток, хлеб начали выдавать мукой. «Получает человек муку, садится, потому что от усталости идти… не может, и хватает из мешочка эту муку и прямо ее ест…» — вспоминал ленинградец Александр Тихонов.
(встает на свое место и зажигает в руке свечу).
Ведущий 1: Зимой 1941-1942 годов в городе не было топлива и электричества...
Ученик 2: Коптилки (шаг вперед, в руках коптилка)
В сентябре 1941 года в домах было запрещено пользоваться электроприборами, в декабре суточная выработка электроэнергии сократилась в семь раз. Позже жилые дома вообще были исключены из списка объектов, куда подается свет. Осветить свои жилища блокадники пытались при помощи коптилок. «Коптилки делались из любых маленьких баночек, наливали керосин и зажигали фитиль — она коптит. В коптилку кроме керосина, который был дефицитом, наливалась и любая другая жидкость, способная гореть, например средство для очистки деревянных полированных предметов, «паровое масло». Коптилки загрязняли комнаты, копоть появлялась на стенах, потолках и полу. К этому еще прибавлялся неприятный запах.
(встает на свое место и зажигает в руке свечу).
Ученик 3: Значок «светлячок» (шаг вперед, на груди значок в виде «светлячка»)
Фосфоресцирующие значки «светлячки» помогали людям передвигаться в полной темноте. „Светлячки“ совершенно незаметны с неба, но отлично видны на земле и помогают прохожим легко избегать столкновений на тесном ночном тротуаре. Они крайне просты в обращении. Стоит такой „светлячок“ подержать в течение нескольких секунд на солнце, у лампы или у горящей спички, и он „займет“ у них энергию света, аккумулирует ее, а в темноте в течение пяти-шести часов подряд будет излучать ее в пространство. Ни ветер, ни жара, ни холод, ни дождь, ни снег не погасят этот миниатюрный сигнальный фонарь — необходимый спутник ночного пешехода. Его можно использовать и на фронте — в окопах, в блиндажах. Во время ночного марша такой опознавательный световой знак, прикрепленный на спине бойца или на бортах шинели, служит неплохим ориентиром.
(встает на свое место и зажигает в руке свечу).
Ведущий 2: Истощенные, голодные, измученные непрерывными бомбёжками и артобстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых домах…
Ученик 4: Столярный клей (шаг вперед, в руках фотография столярного клея в виде плиток)
«Пищевые заменители» — так называли все материалы и вещества, которые шли в пищу в блокадном Ленинграде вместо продуктов, — от жмыха (дуранды) до клея, от целлюлозы до хвои.
Дуранда спасала ленинградцев в голод. Впрочем, ели не только дуранду. Ели столярный клей. Варили его, добавляли пахучих специй и делали студень. Пока варили клей, запах был ужасающий. В клей клали сухие коренья и ели с уксусом и горчицей. Тогда можно было хоть как-то проглотить. Варили клей, как студень, и разливали в блюда, где он застывал.
(встает на свое место и зажигает в руке свечу).
Ученик 5: Меню после войны (шаг вперед, в руках фотография архивной копии «меню»)
Вообще в блокадном Ленинграде дети редко говорили о чем-то, кроме еды. Трехлетний голодный ребенок нашел дома уксус и, выпив его, умер — об этом часто рассказывают блокадники.
«В декабре 1941 года нормы выдачи хлеба опять урезали: на детскую карточку давали 100 грамм хлеба. Кроме скудной еды по карточкам дети блокадного Ленинграда вспоминают среди своего «меню» кофе из земли и котлеты из папье-маше. В 1942 году в городе в качестве новогодних празднеств проводились елки для детей. Елки проходили в театрах, в Доме ученых и Доме Красной армии, часто в школах. Но дети больше ждали от елок угощений, а не развлечений.
(встает на свое место и зажигает в руке свечу).
Ведущий 1: Голодная смерть косила людей. Свыше 640 (шести сот сорока) тысяч ленинградцев погибли от голода.
Ученик 6: Санки (шаг вперед, выходит со старыми деревянными санками со спинкой)
На детских санках, узеньких, смешных,
в кастрюльках воду голубую возят,
дрова и скарб, умерших и больных…
В холодные месяцы в блокадном Ленинграде санки стали основным транспортным средством: трамваи и троллейбусы в городе стояли из-за дефицита электроэнергии. На санках перевозили вещи, на них везли людей в больницы, их использовали для перевозки погибших к местам захоронений. «Если ребенок высокого роста, ему подгибают ноги, притягивают их веревкой к бедрам, чтобы тело уместилось и на небольших санках», — записал в своем дневнике 13 января 1942 года инженер Лев Ходорков. На санки могли положить два трупа. «Я видел, которые везли сразу отца и мать», — вспоминал врач Аркадий Коровин. Если у санок была спинка, умершего везли в сидячем положении. Инженер Василий Чекризов писал в дневнике про санки с мертвыми, «которые никогда ни один ленинградец не забудет».
(встает на свое место и зажигает в руке свечу).
Ведущий 2: Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.
Ученик 7: Бидон (шаг вперед, в руках старый бидон)
Нехватка воды — одна из главных проблем блокадного Ленинграда. Чаще всего бомбежкам подвергались именно водопроводные станции и очистные сооружения. К началу 1942 года вода вообще перестала течь из кранов. За водой шли к рекам и каналам. Жители Ленинграда вспоминают в «Блокадной книге»: «Мы на коленочки вставали около проруби и черпали воду ведром. Я с папой всегда ходила, у нас ведро было и большой бидон. И вот пока довезем эту воду, она, конечно, уже в лед превращается. Приносили домой, оттаивали ее. Эта вода, конечно, грязная была. Ну, кипятили ее. На еду немножко, а потом на мытье надо было. Приходилось чаще ходить за водой. И было страшно скользко. Спускаться вниз к проруби было очень трудно. Потому что люди очень слабые были: часто наберет воду в ведро, а подняться не может. Друг другу помогали, тащили вверх, а вода опять проливалась».
(встает на свое место и зажигает в руке свечу).
Ведущий 1: Осаждённый город продолжал жить…
Ученик 8: Книги о ботве (шаг вперед, в руках книга с копией обложки «Книги о ботве»)
В 1942 году в городе появились плакаты для населения с советами, как лучше готовиться к следующей блокадной зиме, где хранить овощи; выпускались книги по теме. Например, «Лениздат» опубликовал сборник рецептов из ботвы. С наступлением тепла жители города собирали корни подорожника, ромашку, лопух, даже водоросли, потому что овощи были большой редкостью. Крайне ценился лук — как источник витамина С и «улучшитель вкуса». Крапиву летом можно было встретить только за городом, в самом Ленинграде ее сразу же обрывали, лишь только листья появлялись из-под земли
(встает на свое место и зажигает в руке свечу).
Ведущий 2: Правительство делало все, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали «Дорогой Жизни».
Ученик 9: Котелок (шаг вперед, в руках котелок)
Котелок во время войны ассоциировался не только с едой, но и с безопасностью. Водители автомобильных войск, совершавшие за сутки несколько рейсов по Дороге жизни, подвешивали котелок к стенке кабины, чтобы он гремел и бил по голове, не давая уснуть.
(встает на свое место и зажигает в руке свечу).
Ведущий 1: Эвакуация населения из Ленинграда — одна из памятных страниц обороны города в период Великой Отечественной войны и блокады. За двадцать месяцев (с 29 июня 1941 г. по 1 апреля 1943 г.) осажденный город покинуло свыше 1,7 млн. человек.
Ученик 10: Детские игрушки (шаг вперед, в руках старые игрушки: старый плюшевый заяц и пупс)
В начале войны в Ленинграде было 2,6 миллиона жителей, среди них — около 500 тысяч детей. К началу августа 1941 года из Ленинграда эвакуировалось более 300 тысяч детей: часть уехала в Удмуртскую, Башкирскую и Казахскую республики, в Ярославскую, Кировскую, Вологодскую и другие области. Около 175 тысяч детей были вывезены из города в южные и юго-восточные сельские районы Ленинградской области — однако туда приближались немецкие войска, и детей пришлось вернуть в город.
После войны в Музей блокады и обороны Ленинграда были переданы игрушки, с которыми дети не расставались ни во время бомбежек, ни при эвакуации. А в 2003 году со дна Ладожского озера подняли игрушки, которые пролежали там почти 60 лет после того, как баржу, перевозившую детей на Большую землю, разбомбила немецкая авиация.
Ученик 11(девочка 1-2 класса, выход на середину сцены):
Спит малыш, обняв игрушку –
Длинноухого щенка.
В мягком облаке – подушке
Сны спустились свысока.
Не буди его, не надо, —
Пусть продлится счастья миг.
О войне и о блокаде
Он узнает не из книг…
Спит ребёнок. Над Невою
Птицы белые кружат:
В путь далёкий за собою
Собирают журавлят
(встает на свое место и зажигает в руке свечу).
Ведущий 2: Увы, после войны вернуться домой удалось не всем эвакуированным…
Ученик 12(ученица 11-10 классов, с шалью):
Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сироты,
Детоньки мои!
Под землей не дышится,
Боль сверлит висок,
Сквозь бомбежку слышится
Детский голосок.
Постучи кулачком — я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда…
Твоего я не слышала стона.
Хлеба ты у меня не просил.
Принеси же мне ветку клена
Или просто травинок зеленых,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.
(остается на сцене, протягивая руки к вышедшему на сцену Ученику 13)
Ученик 13(мальчик 7-8 класса, шаг вперед)
Ветер злей и небо ниже
На границе двух эпох.
Вся и доблесть в том, что выжил,
Что от голода не сдох.
Что не лег с другими рядом
В штабеля промерзших тел,
Что осколок от снаряда
Мимо уха просвистел.
Мой военный опыт жалок,
В зиму сумрачную ту —
Не гасил я зажигалок,
Не стоял я на посту.
Вспоминается нередко
Черно-белое кино,
Где смотрю я, семилетка,
В затемненное окно.
Вой снаряда ближе, ближе,
До убежищ далеко.
Вся и доблесть в том, что выжил.
Выжить было нелегко…
(встает на свое место с Учеником 12).
Ведущий 1: 27 января 1944 года в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом, над Невой прозвучали залпы торжественного салюта.
Ведущий 2: С тех пор каждый год 27 января отмечается замечательный праздник «День снятия блокады Ленинграда».