СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Историография по мусульманскому образованию в Оренбургском крае

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

На широком круге архивных и литературных источников раскрывается становление и развитие системы мусульманских учебных заведений в Оренбургской губернии во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. Ключевым предметом исследования стало рассмотрение специфики образовательной деятельности одного из лучших мусульманских учебных заведений Российской империи – новометодного медресе «Хусаиния» в г. Оренбурге. Рассмотрены достижения в возрождении мусульманского образования в Оренбуржье на современном этапе, роль в этом возрождении медресе «Хусаиния», ставшего главным центром обучения мусульманских духовных лиц и педагогов в крае.

Просмотр содержимого документа
«Историография по мусульманскому образованию в Оренбургском крае»

Историография по мусульманскому образованию в Оренбургском крае

В эпоху глобальных трансформаций общества в России все больше внимания уделяется духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи как ресурсу будущего изменения общества. Причем, упор делается именно на том, чтобы этот процесс воспитания осуществлялся на основе традиционных ценностей, основанных на культурно-историческом прошлом нашей страны. Выходом из настоящего духовно-культурного кризиса является более глубокое осмысление роли образования и просвещения в процессе сплочения многонационального народа России. Ведь именно образование является основой прогресса общества и расцвета культуры, фундаментом духовности личности. Говоря о роли образования в развитии народов страны, нельзя забывать тот исторический опыт, который сложился в сфере образования в нашей многонациональной стране. Актуальность исследования определяется тем, что в процессе современного реформирования системы образования в России важно изучение опыта, накопленного в предшествующие периоды, при этом учитывающего традиции многонационального общества. В последние годы стало возможным полное и глубокое исследование деятельности образовательных учреждений, в том числе и «инородческих», действовавших в Российской империи. Особенно важным и интересным для изучения историческим этапом является период конца XIX – начала XX века. Именно в это время происходил процесс возникновения, становления и развития новометодных учебных заведений, таких как медресе «Хусаиния» в Оренбурге, «Усмания» и «Галия» в Уфе, «Расулия» в Троицке, «Мухаммадия» в Казани. Они внесли неоценимый вклад в развитие мусульманского образования и стали настоящими центрами татарской культуры. Появлению новометодных школ (мектебе и медресе) способствовали анализ и переоценка традиционных ценностей ислама, которые проходили в тот период времени в рамках татарского просветительского движения, являвшегося частью общего мирового процесса. Реформаторское идейное движение, затронувшее татарское общество, получило развитие в трудах Ш. Марджани, Г. Баруди, К. Насыри, И. Гаспринского, Р. Фахретдина и др. В поисках эффективных путей развития народа мусульманские отечественные богословы широко пропагандировали культ знаний и призывали для решения национальных проблем использовать результаты европейского просвещения. Многие представители татарской буржуазии – Акчурины, Сайдашевы, братья Рамиевы и другие – оказывали финансовую поддержку мероприятиям, направленным на создание новых школ и, в целом, просвещение народа. Особое место среди татарской буржуазии, меценатов и активных общественных деятелей занимают оренбургские купцы братья Хусаиновы – основатели нескольких десятков новометодных мусульманских школ.

Историографическая работа по теме исследования.

В историографии темы научного проекта выделяются несколько этапов: 1) с конца ХIХ в. по 1917 г.; 2) 1917 г. – середина 30-х годов; 3) середина 30-х – середина 50-х годов; 4) середина 50-х – середина 80-х годов; 5) вторая половина 80-х годов ХХ в. и до наших дней.

Дореволюционная историография по теме насыщена фактами и разнообразными отрывочными сведениями. В работах Г.А. Фальборка, П.Ф. Каптерова, Н. Дмитриева, В.Н. Чарнолуского выдвигается и обосновывается идея необходимости национальной школы, охватывающей самые широкие слои населения. Работы исследовательского характера связаны с постановкой вопроса о введении всеобщего начального обучения и деятельности земства по его реализации. Однако эти авторы акцентируют внимание только на узкой воспитательной стороне национального образования1.

Деятельность мектебов и медресе в данный период вызывала большой интерес у исследователей. Одним из первых авторов, наиболее объективно показавших состояние школ, рассмотревших содержание мусульманского образования и описавших быт учащихся, был Я.Д. Коблов2. В своей работе «Конфессиональные школы казанских татар»3 он дал анализ учебных программ, книг и учебников, по которым обучались учащиеся (шакирды), описал преподаваемые предметы.

Также можно отметить работы Н.П. Остроумова4, который выступал за внедрение в программу медресе в качестве предметов – изучение русского языка и курса научных знаний.

Периодическая печать дореволюционного периода проявляла повышенный интерес к деятельности медресе «Хусаиния». В каждом номере издававшихся в то время таких газет, как «Вакыт»5, «Әл-ислах»6, «Мәктәп»7 размещалась информация из жизни мусульманских школ. Среди авторов, которых волновали проблемы обучения и воспитания, особо можно выделить Р. Фахретдинова, редактора журнала «Шура», на страницах которого беспрерывно освещалась борьба мнений и обмен опытом по вопросам организации учебно-воспитательной работы в татарских школах России. В журнале печатались статьи, направленные на выяснение сущности «нового метода» («ысуле джадид»), об учебных пособиях, о подготовке педагогических кадров и т.д. В книге «Ахмед бай»8 он положительно охарактеризовал Ахмед-бая Хусанинова, как трудолюбивого, предприимчивого, бережливого, но в то же время щедрого в помощи человека.

М.В. Лоссиевский, В.М. Черемшанский, И. Жуковский, И. Казанцев, Д.П. Никольский, Н. Бунаков и другие авторы шире ставили проблемы народного образования. Они критиковали позиции правительственного учебного ведомства в вопросах подготовки учителей, призывали к демократизации всей системы просвещения, в том числе инородцев9.

А.Е. Алекторов и А.В. Васильев впервые в краеведческой литературе подняли вопрос о необходимости и значимости просвещения нерусского населения губернии10.

В целом исторические исследования до 1917 г. достигли в общероссийском и региональном масштабе определенного успеха в изучении вопросов народного образования: был накоплен и систематизирован большой фактический исторический материал по начальной и средней школе, затронуты отдельные вопросы профессиональной подготовки учителей. В то же время недостатками работ авторов досоветского периода являются отсутствие обобщающих работ по национальному образованию, локальная ограниченность, невыделенность в качестве отдельной проблемы исследования педагогического образования.

В историографии в советский период сложился идеологизированный подход к рассмотрению вопросов, касающихся системы национального и мусульманского образования на рубеже XIX – XX веков, содержащий категоричность и прямолинейность оценок. В период антирелигиозной борьбы она представлялась как антинародная, поскольку носила религиозный характер. Работа Дж. Валиди «Очерк истории образованности и литературы татар» (1923 г.)11 в большей степени содержала объективную оценку системы мусульманского образования и содержала главу о медресе «Хусаиния».

Первые попытки по обобщению материала о деятельности мусульманских школ на территории России были предприняты во второй половине 20-х гг XX в. В сборнике «Вопросы всеобщего обучения среди нацменьшинств» раскрыт процесс формирования национальных школ и преподавания в них русского языка. Сборники статей конца 20-х гг., освещающие процесс формирования национальной школы в советские годы, дают общее представление об их развитии в масштабах РСФСР. Главный вывод работ – за первое десятилетие советской власти произошло становление национальной школы всех нерусских народов с преподаванием на их родном языке12.

Новый этап советской историографии начался с середины 30-х гг., который характеризуется появлением работ исследовательского характера. Первой работой по данной теме явилась книга Ш.С. Абзанова, где показан обстоятельный обзор по дореволюционному образованию мусульманских народов. В ней недостаточно фактического материала, преобладает фрагментарность, но, в целом, создана общая картина становления школ в их развитии13.

В этот же период усилилось внимание к научному исследованию темы. Первые диссертации и монографии по национальной проблематике народного образования имели историко-педагогический характер. Это работы К.А. Идельгужина, А.А. Еникеева, А.Ф. Эфирова, А.К. Рашитова, Т.М. Мамлеевой, Н.А. Селезневой. В этих исследованиях заметно повышение научного уровня с привлечением значительного фактического неопубликованного материала14.

В.М. Горохов в книге «Реакционная политика царизма в отношении татар Поволжья»15 уделял внимание вопросам образования нерусских народов, проанализировал политику государства в отношении мусульманской школы, пытался найти причины возникновения и распространения нового метода обучения в мусульманских учебных заведениях России. А.Ф. Эфиров в 1948 г. в книге «Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири. Исторические очерки» подробно изучил историю русско-татарских и русско-башкирских школ с начала XX в. до 1940 года16. В работе дан обзор истории школ, школьной политики, а также критическая оценка школьных экспериментов с образовательной программой.

В первой обобщающей коллективной монографии «Очерки по истории Башкирской АССР» даны сведения о башкирских и татарских школах Оренбургской губернии. Эти сведения ценны тем, что данная информация не встречалась ни в литературе, ни в архивных материалах17.

В 1960 – 1980-е гг. в изучение темы, касающейся народного образования и деятельности «инородческих» школ, внесли вклад исследователи А.Х. Вильданов18, С.Р. Алибаев19, Г.С. Кунафин, А.Х. Махмутова20. Авторы раскрыли проблему социального и юридического статуса национальной школы, политики государства в области «инородческого» образования.

В постсоветский период исследователей интересуют теоретические, философские и экономические проблемы народного образования. В 1994 году вышла работа М.Н. Фархшатова «Народное образование в Башкирии в пореформенный период 60-90-е годы XIX в.»21, в которой автор, опираясь на большое количество источников, сделал анализ общего состояния школьного образования, показал количественную и качественную оценку существовавших во второй половине XIX века мусульманских учебных заведений, указал на предпосылки возникновения школьных реформ.

В исследованиях Л.А. Ефимова, И.Н. Вельможко, З.Х. Еналиева, А.Е. Меньшиковой, З.Х. Шафиковой нашел отражение исторический опыт школьного дела22.

В работе М.Ф. Рахимкуловой «Медресе «Хусаиния»23, кроме детального описания образовательного процесса в медресе, представлены списки работников и студентов, рассмотрены учебники и программы, по которым велось обучение, проанализирован вклад многих педагогов не только в деятельность учебного заведения, но и в систему народного образования в целом. Книга содержит большое количество отдельных и коллективных фотографий преподавателей, учащихся и выпускников этого учебного заведения. Работа М.Ф. Рахимкуловой «Преподавание естественных наук в татарских школах дореволюционной России» стала первой попыткой освещения светского образования в татарских конфессиональных школах в Оренбуржье24.

В исследованиях Р.Г. Мухаметшина25 и Р.М. Мухаметшина26 показаны традиции национального образования. Причины возникновения и распространения идей джадидизма рассмотрены в работах Д.М. Исхакова27, Я.Г. Абдуллина28, А.Ю. Хабутдинова29.

Роль и место отдельных личностей, сыгравших роль в развитии системы мусульманского образования в Оренбуржье, раскрыто в работе М.М. Марданшина30. В своем исследовании автор выявил основные богословские труды С. Бикбулатова, сохранившиеся в основном в рукописном виде на арабском и старотатарском языках.

В книге К.А. Моргунова «Исторический опыт государственного регулирования национальных отношений на Южном Урале (1917 – 1939 гг.)»31 есть раздел, посвященный развитию национального образования на Южном Урале в 1917 – 1941 гг. Работа содержит важную информацию о количестве школ национальных меньшинств, об их территориальном распределении, о численном составе учащихся.

В работе В.С. Болодурина «Образование и педагогическая мысль в Оренбуржье. Страницы истории (1735 – 1940 годы)»32 автор выделяет три периода в развитии народного образования, приводит сведения о количестве мусульманских школ в Оренбургском крае, уровне подготовки учителей, качественного содержания образования. Кроме того, В.С. Болодурин обращает внимание на роль медресе «Хусаиния» в деле просвещения мусульман Оренбуржья. В работе А.В. Амелина «Национальные меньшинства в Оренбуржье»33 рассматривается хроника общественной и культурной жизни по материалам периодической печати конца XIX начала XX вв. В коллективной научной монографии в контексте общей истории ислама в Оренбургской области описываются страницы из жизни мусульманских школ34.

В плане работ, посвященных непосредственно рассмотрению предпринимательской, благотворительной деятельности купцов и меценатов дореволюционной России, интересны исследования Р.Р. Салихова «Участие татарского предпринимательства России в общественно-политических процессах второй половины XIX – начала XX вв.»35, Н.И. Таирова «Татарские предприниматели Поволжья и Приуралья в социокультурной жизни России»36.

По истории дореволюционных мусульманских учебных заведений вышли работы Т.В. Судоргиной37, Р.М. Шариповой38, Н.В. Кончевой39, в которых авторы на основе архивных данных характеризуют состояние мектебов и медресе, в том числе и «Хусаинии».

Исследования Д.Н. Денисова40 подробно анализируют систему мусульманского образования в контексте истории мусульманских общин Оренбуржья. Автор подробно описывает источники формирования вакуфных средств, их финансовое значение в деятельности учебных заведений, анализирует процесс становления и развития системы мусульманских школ, роль медресе «Хусаиния» в системе образования мусульман дореволюционной России41.

Вопросы развития системы педагогического образования и этапы ее становления в дореволюционный период стали предметом исследований А.Н. Валишиной42 и Т.М. Аминова43.

При исследовании системы начального и среднего образования мусульман Южного Урала Р.Ф. Курмакаев раскрывает элементы этой системы: «Структура образования в конце XIX – начале XX века оставалась неизменной и включала в себя в качестве составляющих элементов три типа учебных заведений: мектебе и русскоинородческие школы, дававшие начальное образование, и медресе, дававшее среднее образование»44.

Таким образом, проведенная комплексная историографическая работа позволила реализовать цели по исследованию системы мусульманского образования в Оренбургском крае.

Изучение источниковой базы исследования.

В ходе исследования были использованы следующие группы источников: периодическая печать; опубликованные материалы; архивные документы.

К периодической печати мы отнесли газеты и журналы, издававшиеся в то время: «Ислах», «Дин вә мәгишәт», «Вакыт», «Мәктәп», «Йулдыз», «Шура» и другие. Особенно ценна информация из газеты «Вакыт», которая выходила каждую неделю в период с 1906 по 1918 гг., на страницах которой поднимались проблемы образования, вопросы преподавания в новометодных школах на родном языке. Также привлекались материалы из журналов «Вестник Оренбургского учебного Округа» и «Оренбургское земское дело», в которых публиковались материалы о политике Оренбургского губернского земства и уездного земства относительно проблем образования «инородцев» и об отношении этих учреждений к мусульманскому населению губернии.

Во вторую группу источников, использованных при написании научного монографии, входили опубликованные источники. В первую очередь – это источники законодательного характера как дореволюционного, так и советского периода45. Изучение источников позволило проанализировать изменения в религиозной и национальной политике государства, которая влияла на деятельность мусульманских учебных заведений. Исследования данного вопроса были воплощены в издании сборников документов, отражающих политику и отношение власти к инородцам46. К опубликованным источникам относятся и протоколы совещаний по вопросам народного образования, созванных в 1915 – 1916 годах Оренбургской губернской земской управой. Эти источники интересны по причине уделения внимания на этих совещаниях вопросам начального обучения мусульман края47. Среди опубликованных источников интерес представляют издававшиеся ежегодно справочники, адресные календари, содержащие в себе статистические данные, в том числе и о количестве национальных школ, о числе преподавателей, уровне их подготовленности, о количестве учащихся48.

В третью группу источников вошли материалы Государственного архива Оренбургской области (ГАОО), Российского государственного исторического архива (РГИА), Центрального исторического архива Республики Башкортостан (ЦИА РБ), Национального архива республики Татарстан (НАРТ), Научного архива Уфимского Научного Центра Российской Академии Наук (НА УНЦ РАН).

В фондах Государственного архива Оренбургской области (ГАОО) представлены материалы о состоянии национальных дореволюционных школ в Оренбургской губернии, сведения об системе управлении, материальном содержании, преподавании, учителях; даны списки неизвестных в литературе духовных учебных заведениях49. Важнейшие фонды по теме в Государственном архиве Оренбургской области (ГАОО): Фонд 10. Канцелярия Оренбургского губернатора. Оп. 3. Д. 114. Оп. 4. Д. 420.; Фонд 21. Оренбургское губернское жандармское управление. Оп. 2. Дд. 618, 625. Оп. 9. Д. 4.; Фонд 41. Оренбургская городская управа. Оп. 1. Д. 43, 45, 708.; Фонд 73. Дирекция народных училищ Оренбургской губернии. Оп. 1. Д. 228.; Фонд 75. Инспектор народных училищ 1-го Оренбургского района. Оп. 1. Д. 30.; Фонд 213. Медресе «Хусаиния». Оп. 1. Д. 5а, 6, 7, 13а, 15, 20, 25, 26, 29, 35, 37, 43, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 57, 60, 62, 63.; Фонд 1. Оренбургский губернский исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов Оп. 1. Д. 3, 5, 167, 221, 304, 306, 766.; Фонд Р-450. Отдел народного образования Оренбургского губисполкома (губоно). Оп. 1. Д. 7, 100, 248, 530, 910, 933, 939, 940, 963, 968, 987, 1002, 1019, 1025.; Фонд Р-470. Оренбургский Татарский институт народного образования Наркомата просвещения КАССР (ТИНО). Оп. 1. Д. 17, 31.

По истории медресе «Хусания» (Ф. 213) хранятся сметы, счета, приходно-расходные книги, списки преподавателей и учащихся, отчеты о деятельности, протоколы заседаний Попечительского и Педагогического Советов. Большинство дел изложено на татарском языке в арабской графике. В Канцелярии Оренбургского губернатора (Ф.10), осуществлявшей надзор за деятельностью всех административных, хозяйственных и финансовых учреждений губернии, хранятся сведения о отдельных мусульманских благотворительных обществах (уставы, отчеты). В деле 42 хранятся сведения об открытии медресе «Хусаинии» и его дальнейшей деятельности, представлены списки преподавателей. В этом фонде содержатся сведения по учету мусульманских учебных заведений Оренбургской губернии, статистические данные о количестве медресе в Оренбургской губернии.

Фонд 21 Оренбургского губернского жандармского управления по мусульманскому движению Оренбургской губернии содержит донесения и рапорты, свидетельствующие о негласном контроле, установленном царской агентурой за деятельностью медресе, сведения о протестах воспитанников медресе, выступавших за улучшение качества обучения, представлены списки мугаллимов и учителей русского класса при медресе «Хусаиния». В Фонде Инспектора народных училищ 1-го Оренбургского района (Ф. 75) есть сведения о функционировании русского класса. В фонде Оренбургской городской управы (Ф. 41) есть дело о постройке 6-й соборной мечети г. Оренбурга купцом Хусаиновым. В фонде Дирекции народных училищ (Ф. 73), которая ведала начальными учебными заведениями Министерства народного просвещения, представлены циркулярные распоряжения Министерства народного просвещения, попечителей Казанского и Оренбургского учебных округов об учебно-воспитательной работе, об усилении надзора за религиозной, нравственной и политической благонадежностью учащихся; отчеты и ведомости инспекторов и смотрителей народных училищ о состоянии учебных заведений.

В фонде Оренбургского губернского отдела народного образования (Ф. Р-450) содержатся материалы: списки стипендиатов Татарского института народного образования; списки слушателей Восточного института народного образования, студентов Татарского педагогического техникума и учащихся трехгодичных педагогических курсов; переписка с Татарским и Восточным институтами народного образования, об их работе, снабжении учебниками и личном составе; списки служащих Восточного института народного образования; список сотрудников Татарского института народного образования; проекты, докладные записки и программы размежевания культурно-просветительских учреждений между Оренбургской губернией и Казахским наркоматом просвещения; личные дела педагогов, которые преподавали еще в медресе «Хусаиния» и продолжали работать в советских учебных заведениях, открытых на его базе.

В Российском государственном историческом архиве основными в изучении являются: фонд 733 (Департамент народного просвещения Министерства народного просвещения), фонд 776 (Главное управление по делам печати Министерства внутренних дел). В фонде 821 интересен отчет чиновника департамента духовных дел иностранных вероисповеданий МВД, статского советника И. Платонникова, проводившего в 1910 г. в медресе «Хусаиния» ревизию. В отчете он всесторонне описал деятельность медресе в тот период: здание (наружное и внутреннее оснащение), материальное обеспечение учебного заведения, наличие учебно-методических пособий. Перечислил изучаемые предметы, привел сведения о преподавателях медресе.

В ГАРФ использовались фонды Областного отдела народного образования Российской Федерации (Р-1893) и Министерства народного просвещения (Ф. 2306). В названных фондах были использованы сведения о многочисленных съездах национальных учителей50. Из фонда Совета национальных меньшинств (Ф. 296) взяты положения постановления «О школах нацменшинств», о праве всех нерусских народов на обучение на родном языке и организации своих учебных заведений51.

В Центральном историческом архиве Республики Башкортостан (ЦИА РБ) г. Уфы взяты отчеты по вакуфу А.Г. Хусаинова, за счет которого содержалось медресе «Хусаиния» и выплачивались пособия бедным шакирдам, стипендии для обучения в российских вузах и за границей (Ф. 295). В ЦГИА РБ были исследованы материалы в фондах Оренбургского магометанского Духовного собрания (Ф. 295), Канцелярии Уфимского гражданского губернатора (Ф. 11), Попечителя Оренбургского учебного округа (Ф. 109), директора народных училищ Оренбургской губернии (Ф. 110), Уфимской губернской земской управы (Ф. 132), Табынского училища (Ф. 213).

Частично использовались материалы из фондов Научного архива Уфимского Научного Центра Российской Академии Наук (НА УНЦ РАН), где в материалах фонда института истории, языка и литературы (Ф. 3)52 дается подробная картина состояния национального образования, подготовки учителей для национальных школ. Интересны документы личного фонда виднейшего дореволюционного татарского ученого, богослова, просветителя Ризаэтдина Фахретдинова, хранящиеся в Научном архиве Уфимского научного центра Российской академии наук (Ф.7). В фонде 14 научного архива Российской академии образования есть материалы о политике правительства по вопросу образования мусульман.

В фондах 32 (Тетюжский уездный стряпчий Казанской губернии) и 92 (Попечитель Казанского учебного округа) Национального архива республики Татарстан (НАРТ) видна специфика образовательной политики правительства на местах по отношению к мусульманскому населению империи. До 1874 г. Оренбургская губерния входила в Казанский учебный округ, и отчеты учебного округа важны для понимания управления мусульманским образованием.

Таким образом, использование опубликованных материалов53, периодической печати в совокупности с архивными источниками позволило воссоздать исторически достоверную и полную картину системы мусульманского образования, позволило определить пути формирования и возрождения системы мусульманского образования в Оренбургском крае.



1 Каптеров П.Ф. Современные задачи народного образования в России. — М., 1913. — С. 6. Там же — С. 18; Он же. История русской педагогики. — СПб.,1915 — С. 33; Фальборк Г., Чарнолуский В. Настольная книга по народному образованию. – Т. 3. – СПб., 1904 — С. 12, Дмитриев Н. Начальная школа. — СПб, 1913 — С. 34.

2 Коблов Я.Д. Мечты татар-магометан о национальной общеобразовательной школе. // Циркуляр по Казанскому учебному округу. Казань. 1908. № 10.

3 Коблов Я.Д. Конфессиональные школы казанских татар. – Казань: Центральная типография, 1916. – 119 с.

4 Остроумов Н.П. Коран и прогресс. По поводу умственного пробуждения современных российских мусульман. Ташкент, Кирснер. 1901– 1910 с.; Остроумов Н.П. Мусульманские мактабы и русско-туземные школы в Туркестанском крае // Журнал министерства народного просвещения. 1906. № 2.

5 Мәдрәсәи Хөсәения отчеты // Вакыт. – 1912. – 17 апрель. – № 956; Оренбург хәбәрләре //Вакыт. – 1915. – 18 апрель. – № 1751.

6 Мәдрәсә хәбәрләре (Новости медресе) // Әл-ислах. 1907. – 26 ноябрь. – № 8; Кызганыч балаларыгызны! // Әл-ислах. 1907. – 5 ноябрь. – № 5.

7 Ибтидия программасы // Мәктәп. – 1913. – № 10.

8 Фәхретдин Р. Әхмәт бай. / Р. Фәхретдин. – Оренбург, 1911. – 54 б.

9 Лоссиевский М.В.Кое-что о Башкирии и башкирах. — Уфа, 1903 — С. 87; Никольский Д.П. Башкиры: Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. — СПб, 1899 — С. 67; Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленных отношениях. — М., 1859 — С. 54 ; Жуковский И. Краткое географическое и статистическое описание Оренбургской губернии. Сост. в 1832 г. — Уфа, 1880 — С. 34; Казанцев И. Описание Башкирцев. — СПб, 1866, Бунаков Н. Школьное дело. — СПб, 1886 — С. 65.

10 Васильев А.В. Исторический очерк русского образования в Тургайской области и современное его состояние. — Оренбург, 1896 — С.78; Алекторов А.Е. Очерк народного образования в Тургайской области. — Летопись 1744-1898 гг. — Оренбург, 1900 — С. 3. — Вып. II; Он же. История Оренбургской губернии. — Оренбург, 1883 — С. 12.

11 Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы волжских татар (до революции 1917 г.). – М. –Петроград: Госиздат, 1923. – 107 с. Переиздана: Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар. – Казань: Иман, 1998. – 160 с.

12 Вопросы всеобщего обучения национальных учебных заведений / Под ред. ГГ. Мансурова и М.С. Энштейна. — Вып. 3. — М. –Л. 1927 — С. 98; Просвещение национальных меньшинств в РСФСР. Под ред. Г.В. Гасилова. — М., 1928 — С. 56; Григорьев П. Условия и перспективы введения всеобщего начального обучения в автономных республиках РСФСР // Народное просвещение. — М., 1928. — № 1. — С. 64

13 Абзанов Ш.С. К вопросу о народном образовании в Башкирии. — Уфа, 1934. — С. 98.

14 Рашитов А.К. Начальная школа Башкирии за 20 лет. — Уфа, 1941 — С. 98.; Идельгужин К.А. К вопросу истории башкирской школы: Дисс. канд. пед. наук. — М., 1935 — С. 53; Еникеев А.А. Русско-башкирская начальная школа в дореволюционной Башкирии: дисс… канд. пед. наук. — Уфа, 1945 — С. 37; Эфиров А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири. — М., 1948 — С. 38; Мамлеева Т.М. Женское образование башкирок и татарок в дореволюционной Башкирии: историко-педагогические очерки. — М., 1952 — С. 39; Селезнев Н.А. Нерусские школы в Башкирии второй половины ХIХ века и начала ХХ века: Дисс. канд. пед. наук. — М., 1948 — С. 85;

15 Горохов В.М. Реакционная политика царизма в отношении татар Поволжья. – Казань, 1941. – 260 с.

16 Эфиров А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири. Исторические очерки. – М., 1948. – 280 с.

17 Очерки по истории Башкирской АССР. Уфа, 1956. — Т. 1. — С. 78.

18 Вильданов А.Х., Кунафин Г.С. Башкирские просветители демократы XIX в. М. Наука, 1981. – 256 с.

19 Алибаев С.Р. Школы Башкирской АССР. Прошлое, настоящее и пути дальнейшего развития. – Уфа, 1966. – 167 с.

20 Махмутова А.Х. Становление светского образования у татар (Борьба вокруг школьного вопроса (1816-1917)). – Казань, 1982. – 96 с.

21 Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период 60 – 90-е годы XIX в. – М.: Наука, 1994. – 144 с.; Фархшатов М.Н. Самодержавие и традиционные школы башкир и татар в начале ХХ века (1900 –1917 гг.). – Уфа : Гилем, 2000. – 259 с.

22 Меньшикова Е.А. Идеи и проблемы земской городской начальной школы в России в свете актуальных задач современного образования: дисс. … канд. пед. наук. — М., 1995 — С. 78; Ефимов Л.А. Система просвещения нерусских народов и чувашской школы Поволжья и Приуралья в последней трети ХIХ – начале ХХ веков: дисс. … канд. ист. наук, — Чебоксары, 1998 — С. 56.; Вельможко И.Н. Национальный вопрос в деятельности III и IV Государственных Дум: дисс. … канд. ист. наук, — М., 1998 — С. 45; Еналиева З.Х. Идеология татарского национального образования в общественно-политической мысли ХIХ – начале ХХ вв.: дисс. ... канд. ист. наук. — Казань, 1998 — С. 35; Кульшарипов М.М. Политика царизма в Башкирии (1775 – 1800 гг) : Уфа, 1999 — С. 14; Шафикова З.Х. Башкирская педагогическая мысль второй половины ХIХ века и ее влияние на развитие воспитания в национальной школе: Дисс. ... канд. пед. наук, — М., 1994 — С. 56;

23 Рахимкулова М.Ф. Медресе «Хусаиния» в Оренбурге. – Оренбург, 1997. – 254 с.

24 Рахимкулова М.Ф. Преподавание естественных наук в татарских школах дореволюционной России. – Оренбург: ИЧП «Агентство «ПРЕССА», 1998. – 274 с.

25 Мухаметшин Р.Г. Проблемы татарского традиционализма на страницах журнала «Дин вә мәгыйшәт» (1906 – 1918): дисс. … канд. ист. наук. – Казань, 2004. – 214 с.

26 Мухаметшин, Р.М. Ислам в татарской общественной мысли начала ХХ века / Р.М. Мухаметшин. – Казань, 2000. – 83 с.; Мухаметшин, Р.М. Татары и ислам в XX веке (Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана) / Р. М. Мухаметшин. – Казань, 2003. – 303 с.

27 Исхаков Д.М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению. – Казань, 1997. – 80 с.

28 Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль. Социальная природа и основная проблематика. – Казань, 1979. – 319 с.

29 Хабутдинов А.Ю. Татарское общественное движение в Российском сообществе (конец XVIII – начало XX веков): дис. … докт. ист. наук. – Казань, 2002. – 506 с.

30 Марданшин М.М. Сунгатулла Бикбулатов как педагог и историк. – Казань: Изд-во «ЯЗ», 2010. – 184 с.

31 Моргунов К.А. Исторический опыт государственного регулирования национальных отношений на Южном Урале (1917 – 1939 гг.). – Оренбург: Пресса, 2005. – 263 с.

32 Болодурин В.С. Образование и педагогическая мысль в Оренбуржье. Страницы истории (1735 – 1940 гг.) / В. С. Болодурин. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2001. – 320 с.

33 Амелин А.В. Национальные меньшинства в Оренбуржье (хроника общественной и культурной жизни по материалам периодической печати конца XIX начала XX в.в.) / А.В. Амелин – Оренбург: издательский центр ОГАУ, 2003. – 156 с.

34 Амелин В. В., Денисов Д. Н., Моргунов К. А. Ислам в конфессиональном пространстве Оренбургского края. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2015. – 304 с.

35 Салихов Р.Р. Участие татарского предпринимательства России в общественно-политических процессах второй половины XIX – начала XX в. – Казань: Фэн, 2004. – 260 с.

36 Таиров Н.И. Татарские предприниматели Поволжья и Приуралья в социокультурной жизни России.: дисс. … докт. ист. наук. – Казань, 2011. – 521 с.

37 Судоргина Т.В. Постановления Оренбургской городской думы за 1890 – 1917 годы о мусульманских учебных заведениях. // Исламское образование. История, современное состояние и перспективы развития: Материалы международной научно-богословской конференции, посвященной 120-летию медресе «Хусаиния» и 20-летию деятельности современного Духовного мусульманского образовательного учреждения «Хусаиния». – Оренбург: ИПК «Газпромпечать» ООО «Оренбурггазпромсервис», 2011. – С. 257 – 263.

38 Шарипова Р.М. Дореволюционный учебные заведения у татар Оренбуржья // Афро-Азиатские общества: история и современность. — 1996. — № 1. — С. 34;

39 Кончева Н.В. История создания медресе «Хусаиния» (по материалам архивных документов). // Исламское образование. История, современное состояние и перспективы развития: Материалы международной научно-богословской конференции, посвященной 120-летию медресе «Хусаиния» и 20-летию деятельности современного Духовного мусульманского образовательного учреждения «Хусаиния». – Оренбург: ИПК «Газпромпечать» ООО «Оренбурггазпромсервис», 2011. – С. 120 – 123.

40 Денисов Д. Н. Очерки по истории мусульманских общин Оренбургского края (XVIII – начало XX вв.). – Нижний Новгород: Издательский дом «Медина», 2010. – 290 с.; Вакуфы на территории Оренбургского края // Источники существования мусульманских институтов в Российской империи. Сб. статей / Сост. и отв. ред. И. К. Загидуллин. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. – С. 44 – 49; Денисов Д. Н. Роль и значение оренбургского медресе «Хусаиния» в развитии мусульманского образования // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. – 2010. – Том 152, кн. 3, ч. 2. – С. 68 – 78.

41 Денисов Д.Н. Становление и развитие медресе «Хусаиния» в дореволюционный период // Ислам и Жизнь. – 2013. – № 1 (8). – С. 10 – 15.

42 Валишина А.Н. Мусульманские школы Оренбургской губернии во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.: дисс. ... канд. ист. наук. — Уфа, 2010 — С. 220.

43 Аминов Т.М. Становление и развитие системы педагогического образования в Башкирии.: дисс. … канд. пед. наук. — Уфа, 1997 — С. 12.

44 Курмакаев Р.Ф. Становление и развитие системы начального и среднего образования мусульман Южного Урала: 1888 – 1917.: дисс. ... канд. ист. наук. – Челябинск, 2004. – 208 c.

45 Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР. – 1918. – № 18. – Ст. 263.

46 Ислам в законодательстве России: Сборник законодательных актов, постановлений и распоряжений правительства России / Под общей ред. А.Б. Юнусовой – Уфа, 1998; Ислам и мусульмане Южного Урала в историко-правовом пространстве России: Сборник законодательных актов, постановлений и распоряжений центральных и региональных органов власти и управления XX-XIX века / Автор-составитель А.Б. Юнусова. Археограф Ю.М. Абсалямов. – Уфа: ГУП РБ УПК, 2009.

47 Журналы I и II совещания по народному образованию при Оренбургской губернской земской управе в 1915 году. – Оренбург, 1915.

48 Статистический справочник по Оренбургской губернии (статистические данные за 1923, 1924 годы) Оренбург, 1925. – 153 с.

49 ГАОО. Ф. 6. Оп. 1. Д. 2532, 14045\8, 14586, 458\2.; Там же. – Ф. 10. Оп. 1. Д. 234, 114, 456, 412.; Там же. – Ф. 21. Оп. 1. Д. 456, 3366, 567, 265, 478, 618.; Там же. – Ф. 213. Оп. 1. Д. 8, 23, 123, 134, 245, 345, 379, 618; Там же. – Ф. 165. Оп. 1.

50 ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 1. Д 235, Д. 235; Ф. Р-1893. Оп. 1. Д. 1454.

51 ГАРФ. Ф. 296. Оп. 2. Д. 1.

52 НА УНЦ РАН. Ф.3. Оп. 1. Д. 16, 19, 21.

53 Правила о начальных училищах для инородцев, живущих в восточной и юго-восточной России, утвержденные Министерством народного просвещения 31 марта 1906 года с изменениями, последовавшими 2 января 1907 года — Казань, 1907; Сборник законов о мусульманском духовенстве в Таврическом и Оренбургском округах и о магометанских учебных заведениях. — Казань, 1898; Сборник материалов по мусульманству. — СПб., 1899; Московский сборник. Издание К.П. Победоносцева. — М, 1901.; Инородческие и иноверческие училища. Систематический свод законов, распоряжений, правил, инструкций и справочных сведений об училищах / Сост. Г. Фольборг, В. Чарнолусский. — СПб, 1903.; Начальное народное образование в России. Т.1. Статистические таблицы по уездам, городским поселениям и селениям Империи. — СПб, 1900; Общий свод по Империи результатов разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г. — СПб, 1905; Однодневная перепись начальных школ в Империи, произведенной 18 января 1911 года. СПб, 1913; Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897. — Т.28, — Т 45. Статистический временник Российской империи. — СПб., 1866. — Сер. 1. — Вып.1; Статистические таблицы Российской империи, за 1856 год. — СПб., 1858. ; Памятная книжка Оренбургской губернии на 1865 год. — Уфа, б.г. Табл. 2; Справочная книжка Оренбургской губернии на 1870 г. — Оренбург, 1870; Журнал министерства народного просвещения.— СПб., 1906; Школьная статистика за 1909-1910 уч. год. — Уфа, 1911; Циркуляр по Оренбургскому учебному округу. — 1899. — №. 12. — Оренбург, 1889; Мектебе Уфимской губернии. Статистический очерк.. 1912-13 года. — Уфа; Краткий исторический взгляд на развитие духовного образования в Оренбургском крае // Оренбургские губернские ведомости. — 1851. — № 22-26; Национальная школа: концепция, цели и приоритеты. — М., 1994.