СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИСТРАТЬКОВА Т. С. Урок "Евгений Евтушенко. Жить изо всех сил сегодняшним днём..." 2019-1

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ИСТРАТЬКОВОЙ Т. С. "Евгений Евтушенко. Жить изо всех сил сегодняшним днём..."

Просмотр содержимого документа
«ИСТРАТЬКОВА Т. С. Урок "Евгений Евтушенко. Жить изо всех сил сегодняшним днём..." 2019-1»

Т. С. Истратькова, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 1 г. Сморгони» Гродненской области

Тема. Евгений Евтушенко. «Жить изо всех сил сегодня-шним днём...»

Цель урока: ознакомить учащихся с основными темами поэзии Е. Евтушенко.

Задачи: способствовать развитию у учащихся умения анализировать поэтический текст, формированию навыка выразительного чтения; показать ценность, исключительность каждой человеческой личности.

Оборудование: видеофайлы (биография поэта, чтение его стихотворений).

Ход урока

  1. Организационный этап.

— Первого апреля 2017 года ушёл из жизни последний поэт-шестидесятник Евгений Евтушенко. Наш урок мы посвятим ему.

  1. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают наизусть стихотворения Н. Заболоцкого.

Изучение нового материала.

Демонстрируется видеофрагмент о Е. Евтушенко (программа «Белая студия», 2016 г.).

  • Поэзия Евтушенко отличалась широкой гаммой настроений, разнообразием тематики и жанров. В его стихотворениях и поэмах был и патриотический пафос, и тонкая интимная лиричность, и антивоенный дух, и размышления об исторической судьбе родины, о созидательном труде и политике.

1. Стихотворение «Не исчезай».

  • Тема любви — одна из вечных тем в искусстве и литературе. До современных читателей доходят любовные стихотворения древнегреческих и древнеримских авторов, созданные тысячелетия назад. Эта тема, изменяясь и усложняясь с каждой новой исторической эпохой, прошла через века и будет существовать в прозе и поэзии, музыке и живописи до тех пор, пока человек умеет и может любить.

Тема любви для Евтушенко имеет большое значение, ведь в любви, как в волшебном зеркале, отражается истинная сущность человека. Причём эта тема, проходя через всё творчество поэта, развивается вместе с ним.

Демонстрируется видеофайл (чтение стихотворения «Не исчезай» ).

Не исчезай... Исчезнув из меня,

развоплотясь, ты из себя исчезнешь,

себе самой навеки изменя,

и это будет низшая нечестность.

Не исчезай... Исчезнуть — так легко.

Воскреснуть друг для друга невозможно.

Смерть втягивает слишком глубоко.

Стать мёртвым хоть на миг — неосторожно.

Не исчезай... Забудь про третью тень.

В любви есть только двое. Третьих нету.

Чисты мы будем оба в Судный день,

когда нас трубы призовут к ответу.

Не исчезай... Мы искупили грех.

Мы оба неподсудны, невозбранны.

Достойны мы с тобой прощенья тех,

кому невольно причинили раны.

Не исчезай. Исчезнуть можно вмиг,

но как нам после встретиться в столетьях?

Возможен ли на свете твой двойник

и мой двойник? Лишь только в наших детях.

Не исчезай. Дай мне свою ладонь.

На ней написан я — я в это верю.

Тем и страшна последняя любовь,

что это не любовь, а страх потери.

1977

2. Стихотворение «Проклятье века — это спешка...».

— Это стихотворение Евгений Евтушенко написал в середине прошлого века, сетуя на суету сует, которая поглощает человека. Шли годы, а стихи эти не только не потеряли своей актуальности, а зазвучали с новой силой. Остановитесь, ведь достаточно буквально двух минут, чтобы прочитать это замечательное стихотворение и задуматься, на всё ли хватает времени и правильно ли мы его расходуем.

Демонстрируется видеофайл (чтение стихотворения «Проклятье века — это спешка» ).

Проклятье века — это спешка,

и человек, стирая пот,

по жизни мечется, как пешка,

попав затравленно в цейтнот.

Поспешно пьют, поспешно любят,

и опускается душа.

Поспешно бьют, поспешно губят,

а после каются, спеша.

Но ты хотя б однажды в мире,

когда он спит или кипит,

остановись, как лошадь в мыле,

почуяв пропасть у копыт.

Остановись на полдороге,

доверься небу, как судье,

подумай — если не о Боге —

хотя бы просто о себе.

Под шелест листьев обветшалых,

под паровозный хриплый крик

пойми: забегавшийся — жалок,

остановившийся — велик.

Пыль суеты сует сметая,

ты вспомни вечность наконец,

и нерешительность святая

вольётся в ноги, как свинец.

Есть в нерешительности сила,

когда по ложному пути

вперёд на ложные светила

ты не решаешься идти.

Топча, как листья, чьи-то лица,

остановись! Ты слеп, как Вий.

И самый шанс остановиться

безумством спешки не убий.

Когда шагаешь к цели бойко,

как по ступеням, по телам,

остановись, забывший Бога, —

ты по себе шагаешь сам!

Когда тебя толкает злоба

к забвенью собственной души,

к бесчестью выстрела и слова,

не поспеши, не соверши!

Остановись, идя вслепую,

о население Земли!

Замри, летя из кольта, пуля,

и бомба в воздухе, замри!

О человек, чьё имя свято,

подняв глаза с молитвой ввысь,

среди распада и разврата

остановись, остановись!

  1. Стихотворение «Нас в набитых трамваях болтает».

— В этом стихотворении поэт продолжает тему суетности жизни. Как часто мы не замечаем друг друга, не замечаем близких, не замечаем порой самой жизни. Думаем о каких-то повседневных делах, ожидая чего- то грандиозного, не понимая, что жизнь проходит в этих самых мелочах, что самое хорошее — рядом, нужно только оглянуться вокруг. Как и многие стихи Евтушенко, это стихотворение стало песней, добавив лиризма в известный фильм Эльдара Рязанова «Служебный роман». Послушаем её.

Демонстрируется видеофайл (звучит песня из кинофильма «Служебный роман», муз. А. Петрова).

Нас в набитых трамваях болтает,

Нас мотает одна маета,

Нас метро то и дело глотает,

Выпуская из дымного рта.

В шумных улицах, в белом порханье

Люди, ходим мы рядом с людьми,

Перемешаны наши дыханья,

Перепутаны наши следы,

Перепутаны наши следы.

Из карманов мы курево тянем,

Популярные песни мычим,

Задевая друг друга локтями,

Извиняемся или молчим.

По Садовым, Лебяжьим и Трубным

Каждый вроде отдельным путём,

Мы, не узнанные друг другом,

Задевая друг друга, идём,

Задевая друг друга, идём.

  1. Стихотворение «Людей неинтересных в мире нет».

  • «Человек это... живая загадка», — утверждал русский философ Сергей Булгаков. В этом убеждает читателя и Евгений Евтушенко в стихотворении «Людей неинтересных в мире нет...».

Демонстрируется видеофайл (чтение автором стихотворения «Людей неинтересных в мире нет» ).

  • Какова тема этого стихотворения? (Неповторимость личности человека, индивидуальность мира самого простого, обычного человека.)

  • Судьба каждого человека сугубо индивидуальна и неповторима. Она так же таинственна и интересна, как история самой далёкой и загадочной планеты.

Поэт утверждает, что удивительна личность любого, даже, на первый взгляд, самого незаметного человека. Будничных судеб, считает поэт, нет, в каждой жизни есть мгновения счастья и трагические потрясения, скрытые от других людей.

У каждого — свой тайный личный мир. Есть в мире этом самый лучший миг. Есть в мире этом самый страшный час, Но это всё неведомо для нас.

  • Какие чувства испытывает лирический герой? Подтвердите строками из текста. (Лирический герой испытывает грусть и одновременно восторг перед многогранностью, необъятностью человека как личности.

И если умирает человек, с ним умирает первый его снег, и первый поцелуй, и первый бой...

Всё это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты, машины и художников холсты, да, многому остаться суждено, но что-то ведь уходит всё равно.)

  • Острой болью наполнено осознание поэтом трагической обречённости человеческой жизни.

И каждый раз мне хочется опять от этой невозвратности кричать...

Поэт подчёркивает, что человек от природы трагически одинок. Он живёт среди людей, но, когда умирает, оказывается, что даже самые близкие люди, в сущности, ничего о нём не знали.

  • Какие языковые средства использует поэт, чтобы привлечь внимание читателя к волнующей его теме? (Лексические повторы, синтаксический параллелизм, риторический вопрос и риторическое восклицание, многоточия.)

  • Приведите примеры из текста.

Лексические повторы. А если кто-то незаметно жил и с этой незаметностью дружил, он интересен был среди людей самой неинтересностью своей. И если умирает человек, с ним умирает первый его снег... Что знаем мы про братьев, про друзей, что знаем о единственной своей? И про отца родного своего мы, зная всё, не знаем ничего.

Синтаксический параллелизм. Есть в мире этом самый лучший миг. Есть в мире этом самый страшный час... Что знаем мы про

братьев, про друзей, что знаем о единственной своей?

Риторический вопрос. Что знаем мы про братьев, про друзей, что знаем о единственной своей? Людей мы помним, грешных и земных. А что мы знали, в сущности, о них?

Многоточия. Уходят люди... Их не возвратить. Их тайные миры не возродить. И каждый раз мне хочется опять от этой невозвратности кричать... И если умирает человек, с ним умирает первый его снег, и первый поцелуй, и первый бой...

  • Какие чувства и эмоции вызвало у вас стихотворение?

  1. Обобщение.

  • Какие темы творчества Евтушенко вы можете назвать?

  1. Домашнее задание.

Устный анализ одного стихотворения 1950—1990-х годов (на выбор).













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

21.05.2022 11:25
Головнева Ирина Борисовна @golovniova
Замечательный поэт! Замечательные стихи!!!
15.02.2022 22:48
Тарасик Наталья Станиславовна @id_n_tarasik
Спасибо, конечно же, Г. Н. Истратьковой! Талантище!
15.02.2022 14:06
Беленко-Линёва Марина Петровна @belenkolineva
Спасибо за полезную разработку.

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!