СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Итак, я жил тогда в Одессе…» Одесский год в жизни и творчестве А.С.Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 9 классе, цель которого - используя краеведческий материал, познакомить учащихся с событиями одесского периода жизни А.С. Пушкина, показать их нерасторжимую связь с общественной жизнью России и Украины начала 20-х годов XIX ст.; рассказать, как это нашло отражение в творчестве поэта; содействовать воспитанию интереса к творчеству А.С. Пушкина и культурному прошлому Украины; развивать связную устную речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа поэтических произведений; воспитывать чувство патриотизма и любовь к прекрасному.

Просмотр содержимого документа
«« Итак, я жил тогда в Одессе…» Одесский год в жизни и творчестве А.С.Пушкина»

Бужор Е.М., учитель русского языка и литературы

Харьковской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 22

Харьковского городского совета Харьковской области

9 класс

Тема: « Итак, я жил тогда в Одессе…»

Одесский год в жизни и творчестве А.С.Пушкина

Цели: используя краеведческий материал, познакомить учащихся с событиями одесского периода жизни А.С. Пушкина, показать их нерасторжимую связь с общественной жизнью России и Украины начала 20-х годов XIX ст.; рассказать, как это нашло отражение в творчестве поэта; содействовать воспитанию интереса к творчеству А.С. Пушкина и культурному прошлому Украины; развивать связную устную речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа поэтических произведений; воспитывать чувство патриотизма и любовь к прекрасному.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, репродукция картины И.Айвазовского « Пушкин у моря», карта Украины, фотографии памятника поэту в Одессе и памятных мест, связанных с пребыванием А.С. Пушкина в Одессе.


Ход урока

I 1.Организационный момент.

2. Объявление темы урока, постановка его целей и задач. Учащиеся делают запись в тетрадях.

II Работа над темой урока.

1. Вступительное слово учителя.

В Одессе, на одной из красивейших улиц города – прежде она называлась Итальянской, а ныне Пушкинской – есть музей великого русского поэта. Большинство экспонатов связано с одесским годом жизни А.С. Пушкина. В старой части города еще сохранились дома, помнящие поэта, незабываемые «пушкинские адреса» Одессы, воспоминания о которых теплились в сердце поэта всю его жизнь.


… Тихо спит Одесса;

И бездыханна и тепла

Немая ночь. Луна взошла,

Прозрачно легкая завеса

Объемлет небо. Всё молчит.

Лишь море Черное шумит.

Итак, я жил тогда в Одессе…


Эти строфы вошли в «Путешествие Онегина», законченное поэтом в болдинскую осень 1830 года, спустя 6 лет после его отъезда из Одессы. Яркостью и свежестью воспоминаний веет от них , грустью по трудным счастливым дням его 13 одесских месяцев. Именно тогда, в грустный момент подведения многих итогов, с особой остротой и яркостью вспыхнули у Пушкина воспоминания об Одессе, где он был счастлив, где были написаны первые главы романа «Евгений Онегин», герои которого , как «верные спутники», шли с ним рядом все эти годы. И не даром же в Одессу, «на берега эвксинских вод», приводит Пушкин своего Онегина, путешествующего по России.

Сегодня мы прослушаем рассказ о пребывании А.С. Пушкина в черноморском городе и о людях, с которыми его свела здесь судьба. Надеюсь, что этот рассказ поможет вам услышать пушкинские стихи, написанные в Одессе и посвященные городу, воспетому поэтом, поможет ещё раз тонко и глубоко прочувствовать неувядающую красоту пушкинских строф. И образ самого поэта предстанет перед вами живым, понятным, близким.

2. Выступления учащихся на заранее предложенные учителем темы.

- Одесский год поэта.

- Адресаты лирики Пушкина. Амалия Ризнич.

- Адресаты лирики Пушкина. Елизавета Ксаверьевна Воронцова

( с чтением стихотворений поэта).

- Пушкинские места Одессы.

3. Слово учителя.

Итак, решено: Пушкин покидает Одессу. Он приходит к морю, прощаясь с ним и с теми, кто был рядом с ним этот год. Возможно, И. Айвазовский на своей картине «Пушкин у моря» изобразил именно этот эпизод. Одесский год оставил глубокий след в жизни поэта. Им завершилось четырехлетнее пребывание Пушкина в южной ссылке, здесь заканчивался романтический период его жизни и творчества. Одессу покидал уже всей России известный поэт, автор первых русских романтических поэм, первых глав «Евгения Онегина», множества других произведений.

4. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «К морю».

5. Анализ стихотворения «К морю».

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

- К какому жанру лирики оно относится?

- Как поэт называет море?

- О судьбах каких двух выдающихся личностей вспоминает Пушкин?

- Какую он им даёт оценку?

- Какие поэт использует художественные средства языка?

- Какова основная мысль стихотворения?

- Можем ли мы сегодня поставить имя Пушкина в один ряд с именами Наполеона и Байрона, имея в виду роль и силу воздействия этих личностей на современников?

III Заключительное слово учителя.