Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Московской области
«Академия социального управления»
Кафедра филологии
Проект
ТЕМА: Интегрированные уроки в преподавании иностранного языка
Слушатель: Самсонова С.Г.., учитель иностранного языка МОУ«Дедовская СОШ №4» Руководитель: Бурлакова Ирина Ивановна
ИСТРА, 2017
Содержание
1. Введение
2. 1. Интегрированное обучение
2.2. Технологии и этапы .
3. Заключение
4. Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Учитель должен обращаться не столько
к памяти учащихся, сколько к их разуму,
добиваться понимания, а не одного запоминания.
Ф. И. Янкович де Мариево
В настоящее время процесс обучения позволяет учителям выбирать наиболее эффективные методики обучения в зависимости от уровня подготовки учащихся и возможностей образовательных учреждений. Наряду со всем этим неуклонно растут и требования к качеству обучения. В том числе это касается и изучения иностранного языка. Учителям необходимо перестраивать весь процесс и вводить в использование нетрадиционные методы. К ним, на мой взгляд, можно отнести метод интегрированного обучения, который только начинает пользоваться популярностью у педагогов.
Современные педагоги имеют в своем арсенале бесчисленное количество технологий. В настоящее время процесс обучения позволяет учителям выбирать наиболее эффективные методики обучения в зависимости от уровня подготовки учащихся и возможностей образовательных учреждений. Наряду со всем этим неуклонно растут и требования к качеству обучения. В том числе это касается и изучения иностранного языка. Учителям необходимо перестраивать весь процесс и вводить в использование нетрадиционные методы. К ним, на мой взгляд, можно отнести метод интегрированного обучения, который только начинает пользоваться популярностью у педагогов. Конечно, как и любой другой, этот метод имеет своих поклонников и противников. В данной работе мы попытаемся рассмотреть все плюсы и минусы метода интегрированного обучения в преподавании иностранного языка.
Интегрированное обучение
Для начала определим, что же такое интегрированный урок.
Интегрированный урок - это особый тип урока, в котором объединяются несколько дисциплин для изучения или углубления знаний по одной и той же теме.
Уроки английского языка в особенности благоприятны для данной методики наряду с модульной. Авторы УМК «Английский в фокусе» предусмотрели возможность организации данного вида занятий в конце каждого модуля. Интеграция английского языка возможна с такими предметами как русский язык и литература, ИЗО, музыка. Кроме того в УМК предусматривается возможность проведения интегрированных уроков с биологией, химией, рядом точных наук. Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в конце учебной четверти, года. К ним так же можно отнести итоговые уроки. Итак, каковы цели и задачи интегрированного урока?
Основной целью, конечно же, является закрепление пройденного материала, как на уроках английского языка, так и второй дисциплины, а так же отработка навыков обобщения и систематизации полученных знаний.
В качестве образовательных задач можно выделить повышение качества и уровня универсальных учебных действий, объединение знаний, полученных в разных областях в единое целое.
Воспитательные задачи могут включать в себя воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающего; создание условий для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности;
развивающие: развивать умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности; анализировать; сопоставлять, сравнивать; применять знания, полученные на уроках иностранного языка не только в бытовых ситуациях, но и в других предметных областях.
К сожалению, в методической литературе недостаточно материала по организации интегрированных уроков. Но в нашем коллективе собралась группа единомышленников, и нам удалось провести цикл таких уроков с использованием УМК «Английский в фокусе» авторов В. Эванс, Дж. Дули издательства «Просвещение». Ведущими учителями на занятиях выступали учителя английского языка. В пятых классах был проведён урок английский язык и ИЗО. Результатом данного урока стали рисунки ребят с изображением православного храма с описанием на иностранном языке. В 10 классах удалось совместить английский язык и химию на тему «Фотосинтез в природе; английский язык и географию на тему « Вокруг света за 80 дней»; английский язык и литературу на тему «Особенности художественного перевода». В результате проведения интегрированных занятий учителя всех предметов отметили резкий рост интереса к своим урокам, а так же повышение авторитета учителей, участвовавших в них. Ребята смогли посмотреть на своих преподавателей в другой обстановке и в другом качестве. Учителя в свою очередь смогли открыть для себя некоторых учеников. Учитывая это, можно сделать вывод, что ещё одним преимуществом явилось отсутствие предвзятости по отношению к ученикам при проведении интегрированных уроков.
Технологии, используемые в интегрированном обучении и этапы, на которых возможно применение
Технология дифференцированного обучения.
Технология учебно-игровой деятельности.
Технология коммуникативно - диалоговой деятельности .
Модульная технология.
Технология проектной деятельности.
Интегрированное обучение может применяться на различных этапах работы.
Применение знаний на практике.
формы:
ролевые и деловые игры; практикумы; уроки защиты проектов; путешествие и т.д.
Структура урока подразумевает этапы:
организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, оперирования знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания.
Цель:
применение знаний на практике.
Задачи:
образовательные: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с…; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы.
воспитательные: вовлечь в активную деятельность; формировать культуру; совершенствовать навыки общения.
развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.п.; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей миру
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Формы:
повторительно-обобщающий урок; диспут; игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина); театрализованный урок (урок-суд); урок - конференция; заключительная экскурсия; урок-консультация; урок-беседа, модульный урок.
Структура урока строится на сочетании этапов:
организационного, постановка цели, оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведения итогов и формулирования выводов, определения и разъяснения домашнего задания.
Цель:
более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.
Задачи:
образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме, обобщить материал как систему знаний.
воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки обучающихся, реализации его как личности.
развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности…, закономерности…, анализировать…, сопоставлять…, сравнивать… и т.д.
Урок контроля и проверки знаний и умений
Формы:
урок-зачет; викторина; конкурсы; смотр знаний; защита творческих работ, проектов; творческий отчет; контрольная работа; собеседование.
Цель урока:
осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков.
Задачи:
образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями.
воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении; воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.
развивающие: развить логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу; формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе (при использовании коллективной работы).
Заключение
Итак, необходимость внедрения в образовательный процесс интегрированных уроков обусловлена тем, что данный тип уроков способствует развитию и раскрытию творческих способностей учащихся, пробуждают интерес к изучению не только иностранного языка, но и других дисциплин, формируют причинно-следственные связи, развивают логическое мышление и коммуникативные навыки учащихся. Использования различных видов работ на таких уроках значительно расширяет творческие возможности педагога, повышает уровень заинтересованности предметом у учащихся, а так же даёт им возможность рассмотреть проблему с разных сторон и составить целостную картину.
Интегрированное занятие создаёт условия для использования интеграционного потенциала учебных предметов; стимулирования самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся;сотрудничества педагогов как в учебной, так и во внеучебной работе; развития общеучебных умений и навыков на основе интегрированного подхода в решении одного и того же вопроса в различных предметных областях;создания учебно-методического комплекса.
Однако эффективного результата на таких уроках можно достичь лишь при тесном и плодотворном сотрудничестве нескольких учителей, при грамотном планировании уроков. Ведь сложность проведения интегрированных уроков состоит том, что, необходимо учитывать актуальность подачи материала не только преподавателю английского языка, но и смежной дисциплины, что не всегда предусмотрено рабочими программами предметов. Оба учителя должны мастерски владеть навыками составления программы и быть гибкими и толерантными при проведении уроков, мы не говорим уже о том, что процесс обучения в данном случае невозможен без взаимного уважения и взаимопонимания учителей, а это встречается не во всяком коллективе. Необходимо так же принимать во внимание и уровень заинтересованности администрации школы в проведении такого рода мероприятий, так как может возникнуть ряд сложностей с расписанием.
Литература
Кларин М.В. Технологии обучения: идея и реальность. Рига, 1999.
Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн.для учителя. - М.: Просвещение, 1988.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: 1996.