Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»
Конкурс интерактивных плакатов «ИнтерАктивПлакат»
для студентов педагогических специальностей
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПЛАКАТ
«Русские народные музыкальные инструменты»
специальность 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования в области музыкальной деятельности»
Выполнила:
студентка 4 курса группы «М»
Музыкальное отделение
Полищук Арина Васильевна
Руководитель:
Плутова Н.А
Информация о плакате
Навигация
Перейти к плакату
.
Краснодар, 2025 г.
Информация о плакате
Добро пожаловать в мир музыкальных инструментов!
Русские народные музыкальные инструменты — отражение культурного наследия страны, многие из них используются и по сей день.
В этом плакате представлены известные русские народные музыкальные инструменты. Мы увидим их внешний вид, прочитаем интересные факты, а также, сможем послушать звучание некоторых из них.
Навигация
вперед
назад
аудио
переход к плакату
закрыть демонстрацию
Балалайка — русский и белорусский народный струнный щипковый музыкальный инструмент с треугольной или овальной формой корпуса, имеющий от трёх до шести струн.
Некоторые особенности балалайки:
Конструкция : корпус с закреплённым на нём грифом. Задняя часть корпуса составная, состоит из сегментов, а передняя, дека, плоская, делается из хвойных сортов дерева и служит в качестве резонатора, в ней проделано отверстие, куда попадает звук.
Струны : бывают металлические, а могут быть из пластика, нейлона, жильные и другие.
Звучание : звонкий, но в то же время мягкий.
Характерные приёмы звукоизвлечения : бряцание и тремоло — удары указательным пальцем по всем струнам одновременно.
История : однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что инструмент получил распространение с конца XVII века.
Разновидности балалаек : прима, секунда, альт, контрабас, бас.
Использование : балалайка используется как сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент
БАЛАЛАЙКА
Гусли — струнный щипковый музыкальный инструмент, который считается исконно русским. Название, по одной из версий, восходит к слову «гусла» — так в Древней Руси называлась тетива лука.
Некоторые разновидности гуслей:
Крыловидные . Самый древний тип. Количество струн на таком инструменте колебалось от 3 до 7.
Шлемовидные. Корпус по форме напоминает шлем. Количество струн колебалось от 11 до 36, но самое большое распространение получили гусли с 25 струнами.
Столообразные . По форме напоминали шлемовидные, но конструкция была усовершенствована. Инструмент дополнен крышкой, закрывающей от 55 до 66 струн.
Конструкция гуслей включает корпус, струнодержатели и струны. В корпусе различают несколько элементов: верхняя и нижняя дека, обечайка и резонаторное отверстие.
В древности гусли использовали в народной и церковной музыке. Они сопровождали песни, танцы, а также исполнялись в составе оркестров.
ГУСЛИ
Бубен — ударный музыкальный инструмент в виде круглой рамы (обода, обечайки) с натянутой на неё кожаной или пластиковой мембраной. Иногда на бубне имеются винты для настройки высоты звучания мембраны.
К бубну могут прикрепляться дополнительные звенящие и шумящие элементы:
двойные тарелочки , закреплённые на стержнях в прорезях обечайки;
бубенцы, колокольчики, металлические пластинки ;
колечки .
Звукоизвлечение производится либо с помощью ударов палочки, либо непосредственно ударами руки по мембране.
Игра на бубне характерна для народной музыки юга и запада России, а также близка к аналогичной традиции в украинской народной музыке.
Раньше бубен считался не музыкальным инструментом, а магическим атрибутом. Шаманы мерным постукиванием колотушкой по кожаной мембране входили в транс для общения с духами.
БУБЕН
Баян (хроматический аккордеон) — русская хроматическая ручная гармоника, имеющая от 3 и более рядов круглых кнопок на клавиатуре мелодии и 5–7 рядов кнопок на клавиатуре аккомпанемента.
Некоторые особенности баяна:
Строй — хроматический, содержит полный набор темперированных хроматических полутонов, принятых в европейской музыкальной системе.
Диапазон охватывает все звуки симфонического оркестра.
Можно исполнять любую фактуру : одноголосие, полифонию, аккорды.
Инструмент сам себе аккомпанирует, то есть на нём можно играть мелодию и одновременно аккомпанемент.
Звук возникает за счёт колебания язычков в проёмах голосовой планки под воздействием воздушной струи из меховой камеры.
Баян состоит из трёх частей — правого и левого полукорпусов, между которыми находится меховая камера.
Название инструмента связано с именем древнерусского сказителя Бояна.
Баян входит в состав оркестра русских народных инструментов.
БАЯН
Свистулька — русская традиционная сосудообразная флейта со свистковым устройством. Имеет небольшое количество пальцевых отверстий (от 1 до 6), либо вовсе без них.
Изготавливается из керамики или необожжённой глины в виде различных животных (птицы, лошади, рыбы) или человека-наездника. Снаружи свистулька может быть разукрашена и покрыта глазурью.
Некоторые типы свистулек:
Свистулька с внутренней полостью (большинство русских игрушек).
Фигура с прилепленным свистком (например, филимоновская свистулька).
Водяная свистулька , в которую заливают воду.
В широком смысле свистулькой или свистком называют любой свистящий инструмент.
На Руси свистульки появились не позднее X века. Со времён язычества использовались как обрядовый и магический инструмент.
В настоящее время свистулька сохранилась в качестве детской музыкальной игрушки и произведения декоративно-прикладного искусства.
СВИСТУЛЬКА