СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоги ЕГЭ 2016 по биологии.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

.Анализ результатов ЕГЭ 2016 г. позволяет высказать некоторые общие рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ и дальнейшему совершенствованию методики обучения биологии в школе.

Просмотр содержимого документа
«Итоги ЕГЭ 2016 по биологии.»

Анализ результатов ЕГЭ2016 года по биологии.


ЕГЭ по биологии сдавали всего 54 учащихся из 17 школ района. Средний бал по району составляет 62,3,что на 2,87 баллов выше, чем прошлогодние результат 59,43.


ОУ

Сдали

Не прошли пор

Средний первичный балл

Средний балл

80 и более

Усалинская СОШ

1

 

55

89

1

Зверосовхозская СОШ

2

 

51

82,5

1

Куюк –Ерыксинская СОШ

1

 

51

81

1

Нижнеякинская СОШ

1

 

50

79

 

Шадчинская СОШ

2

 

41,5

71,5

1

Олуязский лицей

2

 

73

71

1

Лицей №2

8

1

41,63

68,88

1

СОШ №1

9

 

39,67

66,88

1

Нижнесуньская СОШ

2

 

40

66,5

 

Большешиинская СОШ

1

 

36

62

 

СОШ №4

10

1

35,2

60,6

1

Среднекирменская СОШ

2

 

26,5

50

 

Красногорская СОШ

2

1

25,6

48

 

СОШ № 3

9

1

25

47,66

 

Кляушская СОШ

1

 

21

43

 

Таканышская СОШ

1

 

23

43

 

 По району

54

4

 

62,3

8


4 учащихся (Лицей №2, СОШ №4, Красногорская СОШ, СОШ №3) не смогли необходимые баллы для прохождения порога (36 б). 8 учащихся набрали 80 и более баллов.

Анализ результатов экзамена в 2016 году показал, что большинство участников ЕГЭ набрали от 36 до 95 баллов.



Выполнили верно задания типа А

Общее число учеников, сдавших ЕГЭ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

54

Кол-во

48

44

31

38

43

45

35

35

44

45

35

44

47

41

39

40

38

44

38

42

46

42

39

32

38


Кол-во в %

88

81

57

70

80

83

65

65

81

83

65

81

87

76

72

74

70

81

70

78

85

78

72

59

70






























Задания типа В

Задания типа С

кол-во верных ответов в части С

 

 

Средний вторичный балл

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

 

 

40

43

44

32

36

30

41

36

32

29

35

39

28

37

39

 

62,3

74

80

81

59

67

56

76

67

59

54

65

72

52

69

72

 

 



Низкие результаты получены при выполнении заданий, проверяющих знания об Метаболизме клетки, энергетическом обмене и фотосинтезе, реакции матричного синтеза. Плохо усвоены знания по биосфере. В частности, учащиеся продемонстрировали слабые знания при выполнении задания о признаках прогрессивной эволюции организмов, движущих силах и результатах эволюции. Они затруднились в выборе примеров предостерегающей окраски у животных как результата приспособленности к среде.     Наибольшие затруднения вызвали задания, требующие обосновать роль различных факторов эволюции в видообразовании, охарактеризовать значение естественного отбора как движущей силы эволюции, изоляции как условия образования новых видов. Слабые результаты по этой линии наблюдаются из года в год, поэтому данным вопросам следует уделять особое внимание в процессе обучения и при подготовке к ЕГЭ. Как и в предшествующие годы, большие затруднения вызвали задания  на установление последовательности объектов, процессов, явлений. Выпускники не смогли установить последовательность проявления рецессивных признаков в потомстве, процессов при географическом видообразовании, появления ароморфозов у животных и растений,  возникновения приспособлений в процессе эволюции. Низкие результаты выполнения заданий этого типа, с одной стороны, можно объяснить сложностью материала по эволюции органического мира, а также тем, что положения синтетической теории эволюции, основные пути и направления эволюции излагаются в действующих учебниках фрагментарно и нечётко. С другой стороны, на результаты оказал влияние тот факт, что такой тип заданий почти не используется в школьной практике. Как и в предыдущие годы, задания по экологии во второй части работы были выполнены лучше, чем по эволюции.   Анализ выполнения учащимися заданий со свободным развернутым ответом показал, что с заданиями, предусматривающими применение биологических знаний и умений в практической ситуации, справились менее 1/3 учащихся. Наибольшие трудности  у учащихся вызвали задания, требующие обобщение и применение знаний в новой ситуации об экологических закономерностях и эволюции органического мира, применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание), задание с изображением биологического объекта (рисунок, схема, график и др.) Выпускники слабо представляют, какие  процессы поддерживают постоянство химического состава плазмы крови человека, от чего зависит прочность суставов, как регулируется содержание глюкозы в крови, с какой целью используется физиологический раствор при введении в кровь лекарственных препаратов. Вероятно, это можно объяснить тем, что физиологические понятия являются наиболее сложными в курсе биологии, требующими соответствующих знаний по физике и химии, поскольку без них невозможно понять сущность процессов, протекающих в живых организмах.

Задания, контролирующие умения работать с текстом, схемой, рисунком представлены по всем содержательным блокам. Трудными для выполнения оказались и задания с рисунками: определение у эмбриона позвоночного животного зародышевых листков и формируемых из них тканей и органов; установление изображенного на схеме нуклеотида и описание функции образованного им биополимера; определение структур клеточной мембраны и их функций.

Анализ - результатов выполнения заданий экзаменационной работы 2016 года позволяет сделать следующие выводы.

1. Большинство выпускников овладели базовым ядром содержания биологического обра-зования.

2. По каждому блоку содержания выявлены знания и умения, которые вызывают наибольшие затруднения у экзаменуемых:

Анализ наиболее сложных заданий и типичных затруднений выпускников (блоки 1-7). Блок 1. Биология – наука о живой природе. К числу наиболее сложных следует отнести задания, в которых требуется указать минимальный уровень организации живого, метод биологии, изучающий строение и функции белка (биохимический), метод исследования степени распространения наследственных заболеваний человека (популяционно- статистический), уровень организации колоний организмов (популяционно- видовой), метод генетики для определения генотипа родительских форм (гибридологический). Блок 2. Клетка как биологическая система. При выполнении заданий учащиеся не умеют сравнивать и соотносить клетки прокариот и эукариот, соматические и половые клетки, процессы протекающие в фазах митоза и мейоза, при фотосинтезе и энергетическом обмене. Вызывают существенные затруднения на установление последовательности процессов, протекающих при фотосинтезе, гаметогенезе у животных. В части 2 по данному блоку вызывают затруднения задания, требующие установления причинно-следственных связей при определении функций конкретных органоидов и объяснении причин их содержания в клетках. Трудными оказываются задачи на определении числа хромосом и ДНК в разных фазах митоза и мейоза, в половых и соматических клетках растений разных отделов, животных разных типов. Основная ошибка – отсутствие объяснения полученного результата. Наиболее трудные задания, проверяющие знания о циклах развития отделов растений; умения сравнивать гаметофит и спорофит у разных групп растений; объяснять и аргументировать особенности образования спор, половых клеток, гаметофита у растений. Вызывают затруднения задания, проверяющие знания о хромосомном наборе клеток спорофита и гаметофита у отделов растений; определения числа хромосом и ДНК в разных фазах деления при образовании половых клеток у животных. Блок 3. Организм как биологическая система. Трудности при выполнении заданий связаны с определением систематической принадлежности бактериофагов, с применением понятия партеногенез, знанием причин постоянства хромосомного набора организмов при половом размножении, определении неаллельных и аллельных генов на конкретных примерах, нахождением различий между понятиями генотип, геном и кариотип. Сложными оказываются задания, требующие установления причин хромосомных мутаций, признаков модификационной изменчивости, роли массового и индивидуального отборов в селекции животных и растений; сравнения стадий развития зародыша и определения их признаков. Ошибки в решении генетических задач на дигибридное скрещивание, наследование признаков, сцепленных с полом, сцепленное наследование признаков, промежуточное наследование, наследование групп крови, анализ родословных. Вызывают затруднения и задания, контролирующие знания по селекции и биотехнологии. Блок 4. Система и многообразие органического мира. Учащиеся слабо усваивают материал о признаках, лежащих в основе классификации цветковых растений, отличительные признаки основных групп растений, особенности жизнедеятельности организмов разных царств. В частности, вызывают затруднения вопросы об органах дыхания у насекомых, моллюсков разных классов, определение по рисунку зон корня, сопоставления строения и размножения мхов и папоротников, развитие насекомых на конкретных примерах, определения принадлежности конкретных представителей позвоночных к определённым классам, соотнесение признаков птиц и пресмыкающихся у археоптерикса. Самые низкие показатели выявлены при выполнении заданий, требующих объяснения механизма заражения таёжным энцефалитом, причин отсутствия семян в метёлках кукурузы, роли грибницы в жизни грибов, раскрытие сути опыта по выделению кислорода растениями при фотосинтезе. В данном блоке допускаются ошибки при работе с рисунками, изображающими представителей разных классов и типов, их систем органов, отделов головного мозга позвоночных животных. Выпускники слабо владеют знаниями о прогрессивных признаках млекопитающих, по сравнению с пресмыкающимися, о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше. Блок 5. Человек и его здоровье. Наиболее низкие результаты получены на следующие задания: распознавание по рисунку тканей, о взаимосвязи строение и функциях; тип соединения костей; условия формирования и сохранения пассивного иммунитета; особенности выработки условного рефлекса; поступление веществ в клетку из тканей жидкости; процессы теплорегуляции у человека. К числу проблемных относятся вопросы, контролирующие материал об обмене веществ в организме человека, строения и функциях разных отделов кишечника, кожи, особенности строения соединительной ткани (крови, лимфы, хрящевой и костной), её развитии из мезодермы. Большое число ошибок допускается в ответах на заданиях о регуляции деятельности организма симпатической и парасимпатической нервной системы, движении крови по сосудам, иммунитете, его видах и значении. Слабо усваивают материал об анализаторах и нейрогуморальной регуляции жизнедеятельности организма человека. Выпускники не могут определить периферическую и центральную часть анализаторов, их функции, устанавливать роль отдельных структур органов слуха и зрения. Особенно сложным оказываются задания, требующие свободного развёрнутого ответа. К слабоусвояемым относятся знания о строении, функциях и значении нефрона и мочевыделительной системы в целом, её роли в очищении крови от продуктов обмена веществ; об участии поджелудочной железы в углеводном обмене, строении лимфатической системы. Следует обратить внимание на причины малокровия, её зависимость от количества гемоглобина и эритроцитов в крови. Допускают ошибки при работе с текстами по дыхательной системе, спинном мозге, почкам. Блок 6. Эволюция живой природы. В данном блоке к сложным относятся задания, контролирующие: -знания о приспособленности организмов как результат действия факторов эволюции, о достижении биологического прогресса путём ароморфоза и общей дегенерации, об этапах экологического и географического видообразования, о формах естественного отбора и их роли в эволюции, о значении репродуктивной изоляции в обеспечении целостности вида, о зависимости генетической разнородности популяций от комбинативной изменчивости; -умения выявлять на конкретных примерах типы приспособительной окраски, идиоадаптации и ароморфозы, определять относительный характер приспособленности организмов. Затруднения у учащихся вызывает материал о критериях вида и умения определять вид по описанию предложенных признаков. К типичным ошибкам относится неумение выпускников устанавливать правильную последовательность процессов видообразования и формирования приспособленности как результата эволюции. Учащиеся демонстрируют слабые знания о доказательствах и этапах эволюции органического мира. Блок 7. Экосистемы и присущие им закономерности. Трудности у учащихся возникают при выполнении следующих заданий: на выявление конкурентных взаимоотношений в экосистеме (на конкретных примерах), на определение причины таяния льдов на Земле в настоящее время (парниковый эффект), на нахождение верного (неверного) суждения о саморегуляции экосистем и сохранения их стабильности при постоянной численности видов, отличиях естественных экосистем и агросистем. Сложными для выполнения оказываются задания на установление последовательности звеньев детритной цепи и этапов круговорота азота, углерода в биосфере. Вызывают трудности задание на установление последовательности возможных процессов в водоёме, вызванных попаданием в него удобрений с полей. Материал сформирован на основании анализа результатов ЕГЭ по биологии в РФ и взят из книг: -ФИПИ. Калинова Г.С. Единый государственный экзамен. Биология. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие./Г.С.Калинова, Л.Г.Прилежаева. – Москва: Интеллект-Центр, 2016 -Калинова Г.С., Никишова Е.А. Готовимся е Единому государственному экзамену. Биология: система заданий и рекомендации по их выполнению /Г.С.Калинова, Е.А.Никишова.-М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016 Изменений в КИМ 2016 года по отношению к 2015 году - нет

Анализ результатов ЕГЭ 2016 г. позволяет высказать некоторые общие рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ и дальнейшему совершенствованию методики обучения биологии в школе.

  1. Ориентироваться не только на базовый, но и на профильный уровень государственных образовательных стандартов 2004г., поскольку экзамен по биологии является экзаменом по выбору. С этой целью в учебном процессе основное внимание должно быть направлено на овладение выпускниками основным содержанием курса биологии: важнейшими биологическими теориями, законами, закономерностями, понятиями и фактами, необходимыми для их конкретизации, разнообразными видами учебной деятельности, а также знаниями и умениями, востребованными в жизни и практической деятельности.

  2. Использовать:

• кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена по биологии;

• спецификацию контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по биологии;

• демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для единого государственного экзамена по биологии.

  1. Обращать внимание на формирование у обучающихся навыков самостоятельно излагать свои мысли, решать биологические задачи, объяснять факты, использовать их для формулирования выводов и обобщений

  2. Учитывать изменения, происшедшие в структуре работы по биологии с 2016 года. Существенно изменились типы заданий: задания, требующие ответа в виде одного-двух слов или предложения, были исключены, введены задания с кратким ответом на определение соответствия и последовательности биологических объектов, явлений, процессов. Выделены отдельные линии, предусматривающие работу с текстом и рисунком, усложнение генетических и молекулярных задач, введение задач на циклы развития растений, определение числа хромосом в разных фазах развития клетки. Эти задания позволяют проверить умения выпускников применять биологические знания в практических ситуациях, анализировать биологическую информацию и находить в ней ошибки, распознавать биологические объекты на рисунках и раскрывать их особенности.

  3. Учитывать, что содержание проверки на едином государственном экзамене, как и в предыдущие годы, составляют знания и умения по всем разделам школьного курса биологии. Значительное место в экзаменационной работе отводится контролю теоретических знаний, общебиологических закономерностей, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. К их числу относятся теории: клеточная, хромосомная, эволюционная, законы наследственности и изменчивости, экологические закономерности, а также умения выпускников применять теоретические знания в практической деятельности.

  4. Учитывать приводимые в спецификации контрольно-измерительных и других методических материалах по ЕГЭ критерии оценивания ответов обучающихся.

  5. При организации текущего и тематического контроля знаний учащихся следует использовать задания, проверяющие не только знания, но и умения, использовать эти знания на практике. С этой целью необходимо включать в контроль задания разного типа и уровня сложности, аналогичные заданиям ЕГЭ: с выбором одного или нескольких верных ответов, на установление соответствия и последовательности процессов и явлений природы, выбор верных (неверных) утверждений, анализ содержания рисунка, текста с последующим объяснением правильного ответа

  6. В учебном процессе целесообразно сделать акцент на формирование у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами. Выполнение заданий с рисунками, иллюстрирующего объект или явление, заставляет школьников более серьезно относиться к иллюстрациям учебника, использовать их не только для конкретизации учебного материала, но и в качестве дополнительного источника знаний. Работа с текстом обучает учащихся находить необходимую информацию и использовать ее для ответа на поставленный вопрос.

Особое внимание следует обратить на формирование у школьников умения кратко, четко, по существу вопроса излагать устно и письменно свои знания. Обучению учащихся самостоятельно излагать свои мысли, выполнять задания со свободным развернутым ответом способствует составление плана к небольшим текстам учебника, комментирование  устных ответов одноклассников, нахождение ошибок в специально подобранных текстах.

Руководитель РМО учителей биологии: Ханафеева Р. М.

Методист МКУ «ОО» Мухамадеева Ю.С.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!