Солнечная семья
 |
6 13 19 25 32 39 47 55 65 72 80 88 98 103 108 115 120 127 133 138 | Ты принадлежишь к космической семье, называемой Солнечная система. Это – само Солнце, девять планет, десятки их спутников, тысячи астероидов, миллионы комет, миллиарды мелких и мельчайших камней, неисчислимые пылинки, атомы. Ты можешь видеть пять планет невооруженным глазом, потому что они ярко сияют на небе, отражая солнечный свет. Это Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Другие три планеты – Уран, Нептун и Плутон – так далеки от Солнца, что нужен бинокль или даже телескоп, чтобы их увидеть. Большинство планет в космосе не одиноки. У семи планет есть спутники, или луны. Земля имеет один спутник. У Сатурна их больше всего – 18 лун. Только у Меркурия и Венеры спутников нет. Множество других космических тел также принадлежат к солнечной семье. Тысячи малых планет, называемых астероидами, движутся по орбитам, расположенным между орбитами Марса и Юпитера. На окраинах Солнечной системы, за Плутоном, движутся миллионы ледяных шаров – это кометы. |
(138 слов)
1-й вариант Фамилия, имя __________________________________________ Школа ____________________________ Класс ___________ |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Постарайся выполнить все задания этой части.
Выполняй их по порядку.
Задание 1.
О чем говорится в тексте?
Ответ. В нем говорится о ______________________________________
______________________________________________________________.
Задание 2.
Найди в тексте ответ на вопрос: «Сколько спутников имеет Земля?» Спиши это предложение.
______________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь свою запись, если надо, исправь.
Задание 3.
Найди в выписанном тобой предложении существительное мужского рода. Напиши над ним сущ., м.р.
Найди в выписанном предложении имя собственное. Подчеркни его.
Задание 4.
Найди и выпиши из текста названия планет:
а) которые видны невооруженным глазом:
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
б) которые можно увидеть только при помощи бинокля или телескопа:
_______________________________________________________________
Подчеркни в выписанных словах буквы глухих согласных.
Задание 5.
Какое число получится, если сложить спутники Сатурна, Венеры, Земли и Меркурия? Запиши выражение и вычисли его значение: _____________________________________________________________
Запиши выражение, если:
уменьшаемое – это количество спутников Сатурна,
вычитаемое – количество спутников Земли.
______________________________________________________________
Найди разность.
Задание 6.
Пронумеруй планеты в порядке удаления от Солнца.





Земля Нептун Юпитер Венера
150 млн. км 4498 млн. км 778 млн. км 108 млн. км
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Задания 7-11 можно выполнять в любом порядке.
Постарайся выполнить не меньше трех заданий.
Задание 7.
Напиши, что, по-твоему, означает слово «спутник».
________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8.
Разбери выделенное слово по составу:
«На окраинах Солнечной системы, за Плутоном, движутся
миллионы ледяных шаров – это кометы».
Задание 9.
Планета Земля густо населена различными живыми существами. Как ты думаешь, существует ли жизнь на других планетах? Почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10.
Выпиши из пятого предложения слова, в которых количество букв не соответствует количеству звуков.
____________________________________________________________
Задание 11.
В тексте сказано, что ты принадлежишь к космической семье. Что ты делаешь, чтобы сохранить природу на нашей планете?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 1. Характеристика заданий итоговой комплексной работы в основные результаты их выполнения (по данным апробации)
Часть работы | № задания | Учебный предмет, раздел/тема | Проверяемые умения и учебный материал | Уровень сложности задания | Максимальный балл |
Основная часть | 1 | Чтение, осознанность чтения | Умение выделять и кратко передавать главную мысль текста. | Базовый | 1 |
2.1 | Чтение, выборочное чтение | Умение находить в тексте прямой ответ на поставленный вопрос | Базовый | 1 |
2.2 | Чтение, русский язык, правописание | Умение правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв списывать предложение | Базовый | 1 |
3.1 | Русский язык, морфология | Умение находить в тексте заданную часть речи, определять род имен существительных | Базовый | 1 |
3.2 | Умение отличать имена собственные от имен нарицательных | Базовый | 1 |
4.1 | Чтение, русский язык, фонетика | Умение ориентироваться в тексте, осознанность чтения, способность классифицировать по определенному признаку | Базовый | 1 |
4.2 | Умение выделять буквы согласных глухих звуков в простых случаях | Базовый | 1 |
5.1 | Математика, числа и величины | Умение соотносить вопрос задачи и выражения для ее решения, понимать смысл арифметических действий. Вычислительные навыки при выполнении действия сложения. | Базовый | 1 |
5.2 | Чтение, математика, числа и величины | Умение находить в тексте величину, отвечающую заданному требованию (уменьшаемое, вычитаемое, разность) | Базовый | 1 |
6 | Математика, числа и величины | Умение располагать величины в порядке возрастания | Базовый | 1 |
Дополнительная часть | 7 | Русский язык, семантика | Умение объяснить лексическое значение слова | Повышенный | 2 |
8 | Русский язык, морфемика | Умение членить слово на морфемы | Повышенный | 2 |
9 | Русский язык, окружающий мир | Умение строить рассуждение | Повышенный | 4 |
10 | Чтение, математика, русский язык, фонетика | Умение ориентироваться в тексте, порядковый счет; умение производить звукобуквенный разбор | Повышенный | 3 |
11 | Русский язык, окружающий мир | Умение строить высказывание, степень реализации экологического самосознания | Повышенный | 4 |
| Всего | 6 заданий базового уровня, максимальный балл – 10; 5 заданий повышенного уровня, максимальный балл - 15. | |