СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая комплексная работа 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговая комплексная работа 4 класс.Комплексная работа предназначена для выявления ЗУН у учащихся 4 класса. 

Просмотр содержимого документа
«Итоговая комплексная работа 4 класс»






Итоговая комплексная работа



4 класс































Что такое научное исследование, или История о том, как Альфред Брем нашёл большого кита


Настоящий учёный всегда умеет меч­тать и удивляться, замечать необыч­ное в обычном. Нередко поводом для научного исследования становилось случайное событие, стремление объ­яснить увиденное, желание принести пользу, выразить новый взгляд на из­вестную с детства книгу. Вот некоторые примеры.

Желанный помощник в каждой се­мье — печь СВЧ (знакомая нам ми­кроволновка). Все хозяйки радостно встречают такой подарок: с этой печ­кой легко и быстро можно разморозить пищу, подогреть обед.

Современная микроволновая печь и первая микроволновая печь, выпущенная в США в 1949 году

Говорят, всё началось с того, что под воздействием микроволн расплавилась шоколадка в кармане Перси Спенсе­ра, одного из инженеров американской компании. Микроволны нагревают предметы? Три года потребовалось Спенсеру для выяснения правильности своей гипотезы. И вот в 1945 году он получил разрешение на использование микроволн в приготовлении еды.

Микробиолог Александр Флеминг в своей лаборатории

Шотландский учёный Александр Фле­минг с юности мечтал найти веще­ство, которое могло бы уничтожать болезнетворных микробов. Для своих опытов он растил микробов в специальных чашках. Некоторые чашки стояли уже так давно, что успели покрыться плесе­нью — уборку своей комнаты Флеминг всегда считал пустой тратой времени.

И вот однажды он заглянул в старые чашки и не обнаружил в них и следа микробов. Неужели обычная плесень уничтожила всех болезнетворных микробов? Догадка Флеминга оказалась правильной. Он стал проводить новые опыты. Они подтвердили, что плесень действи­тельно выделяет особое вещество, которое способно разрушать микроорганизмы. Флеминг назвал это веще­ство пенициллином. Интересно, что один французский учёный за полгода до Флеминга тоже заметил, что не­которые виды плесени уничтожают микробов, но не до­гадался изучить это явление.

Известного немецкого зоолога Альфреда Брема про­вести исследование побудила библейская история о том, как за непослушание пророк Иона был прогло­чен огромной рыбой, которая в Библии названа боль­шим китом. И пробыл Иона в нём три дня и три ночи, молясь Богу о помиловании. И Господь помиловал про­рока и повелел киту выплюнуть Иону на сушу.

Орка питается рыбой, охотится на морских львов, моржей, дельфи­нов и пингвинов

Альфред Брем решил изучить всех-всех китов, обитающих на Земле, и доказать, что история о ките и про­роке Ионе не сказка. Такое и в самом деле могло случиться. Для начала учёный определил, каким должен быть подобный гигант. По преданию, кит должен жить в Средиземном море. Кроме того, добычу он должен заглатывать целиком, не повреждая её своими огромными зубами. У гигантского кита должно быть широченное горло и огромный желудок, но без пищеварительных кислот. Иначе обед постепенно начнёт растворяться в же­лудке, наподобие сахара в стакане чая.

Брем внимательно изучил 16 видов беззубых китов и 27 видов зубатых китов и среди них обратил внимание на орку.

И что же оказалось? Орка не только самый красивый, но и самый прожорливый кит. Орки легко поддаются дрессировке и доброжелательно относятся к человеку.

Общее количество этих китов неизвестно: в Антарк­тике их примерно 80 тысяч, в разных местах Тихо­го океана — ещё около 12 тысяч. Примерно 2 тысячи китов живут в северной части Атлантического океана. А в книгах древнеримских учёных можно прочитать, что орки обитали и в Средиземном море. Их длина около 10 метров, масса доходит до 8 тонн. Орки часто со­провождали корабли и заглатывали всё, что с них выбрасывалось.

У орки очень много острых зубов (до 240 штук), однако добычу он глотает целиком. Через его горло может легко проскочить не только человек, но и дельфин массой в 300 килограммов.

Как многокомнатная квартира, желудок орки состоит из отдельных «комнат». В первой «комнате» пища ещё не переваривается, там нет пищеварительных кислот. Это отделение — большой «склад» для пищи. Известен случай, когда такой кит пообедал 12 тюленями и 13 дельфинами. Общий вес обеда составил 50 центне­ров!

Таким образом, Альфред Брем доказал, что орка вполне может быть тем самым большим китом, который проглотил пророка Иону.



Таблица 1. Некоторые представители животного мира.



Название

Изображение

Размеры

Масса

Скорость

Кит орка

Длина тела – до 10 м

От 3000

до 8000кг

До 55 км/ч

Императорский пингвин

Высота –

до 1м 60см

От 25

до 60 кг

По воде – до 20 км/ч,

по суше – до 1 км/ч

Гренландский тюлень

Длина тела – до 2м

От 100

до 160 кг

До 25 км/ч

Морж

Длина тела – до 4м

От 1000

до 2000 кг

До 20 км/ч

Песец

Длина тела – до 75 см

От 3 до 9 кг

До 60 км/ч

Северный олень

Длина тела –

до 2м 30см, высота –

до 1м40см

От 100

до 220 кг

До 70 км/ч

Полярная сова

Размах крыльев –

до 70см

От 1кг 600г до 3 кг

До 60 км/ч




Вариант 1

Фамилия, имя_______________________________________

Школа_________________________Класс__________________

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Постарайся выполнить все задания. Выполняй их по порядку.

Задание 1.

В чём заключалась догадка Александра Флеминга? Выпи­ши из текста предложение, в котором об этом говорится.




Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Укажи, какими частями речи выражены главные члены, и их грамматические признаки (формы рода, числа, па­дежа или времени).


Задание 2.

О каких учёных рассказывается в тексте? Выпиши их имена и профессии.

1.

2.

3.

Задание 3.

Выполни задания, используя данные таблицы 1.



В зоопарк нужно доставить обитателя Антарктиды. Это животное не кормит своих детёнышей молоком.

1) Запиши название этого животного.

Ответ: __________________________________________________


2) Укажи знаком □, в чём лучше перевозить это жи­вотное.

А. В бассейне, который способен выдержать вес до 100 кг и длина, ширина и глубина которого по 2 м.

Б. В клетке, которая способна выдержать вес до 100 кг и длина, ширина и высота которой по 2 м.

В. В бассейне, который способен выдержать вес до 200 кг и длина, ширина и глубина которого по 1 м 50 см.

Г. В клетке, которая способна выдержать вес до 200 кг и длина, ширина и высота которой по 1 м 50 см.

Задание 4.

Найди в первом абзаце по одному примеру на каж­дую из орфограмм, указанных в таблице. Впиши их в таблицу, не изменяя формы слова. Орфограмму под­черкни.

Название

орфограммы

Пример слова с данной орфограммой

1. Проверяемые безударные гласные в корне слова


2. Непроизносимые согласные в корне слова


3. Парные согласные


4. Разделительный ъ или раз­делительный ь





Задание 5.



Прочитай предложение и выполни задания.



Они легко поддаются дрессировке и доброжелательно относятся к человеку.



А. Сколько букв о и сколько звуков [о] в этом пред­ложении?



Ответ: букв о _________ , звуков [о] _______________.



Б. Найди в этом предложении слова с приставкой. Обо­значь её.



В. Подчеркни в словах с приставками буквы мягких со­гласных звуков.





Задание 6.



Отгадай, о каких животных идёт речь.

Используя данные таблицы 1, заполни пропуски, указав максимальную массу загаданных животных. Запиши их названия.



А. 90 кг



Б. 8 т 2 ц 50 кг ... 2 т. Это ________________________________________






Задание 7.



Реши задачу, используя данные таблицы 1.



Скорость велосипедиста в 3 раза меньше, чем макси­мально возможная скорость песца. Какое время потре­буется велосипедисту, чтобы преодолеть 120 км? Реши задачу, поясняя действия.














































































































































































































































































Ответ: _________________________________________________.


Задание 8.




На рисунке цифрами [1] и [2] отмечены места обитания кита орки. Запиши названия этих океанов. Если нужно, перечитай текст и воспользуйся картой полушарий.




















Ответ: [1] - _______________________;


[2] - _______________________.




Вариант 2

Фамилия, имя___________________________________________

Школа_________________________Класс___________________

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Постарайся выполнить все задания. Выполняй их по порядку.


Задание 1.

Какое оборудование использовал Александр Флеминг для выращивания микробов? Выпиши из текста предло­жение, в котором об этом говорится.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Укажи, какими частями речи выражены главные члены, и их грамматические признаки (формы рода, числа, па­дежа или времени).


Задание 2.


Чем питается кит орка? Запиши не менее четырёх примеров из текста.

____________________________________________________________________



Задание 3.



Выполни задания, используя: данные таблицы 1.

В зоопарк нужно доставить обитателя тундры. Это травоядное животное.

1) Запиши название этого животного.

Ответ: _______________________________________________________________


2) Укажи знаком □, в какой клетке лучше перевозить это животное.

А. В клетке, которая способна выдержать вес до 100 кг и длина, ширина и высота которой по 2 м 50 см.

Б. В клетке, способной выдержать вес до 200 кг и длина и ширина которой по 2 м 50 см, а вы­сота — 1 м 50 см.

□В. В клетке, которая способна выдержать вес до 300 кг и длина, ширина и высота которой по 2 м 50 см.

Г. В клетке, которая способна выдержать вес до 200 кг и длина, ширина и высота которой по 2 м 50 см.



Задание 4.

Найди во втором абзаце по одному примеру на каж­дую из орфограмм, указанных в таблице. Впиши их в таблицу, не изменяя формы слова. Орфограмму под­черкни.

Название

орфограммы

Пример слова с данной орфограммой

1. Проверяемые безударные гласные в корне слова


2. Непроизносимые согласные в корне слова


3. Парные согласные


4. Разделительный ъ или раз­делительный ь





Задание 5.



Прочитай предложение и выполни задания.

В книгах древнеримских учёных можно прочитать, что орки проживали и в Средиземном море.


А. Сколько букв о и сколько звуков [о] в этом пред­ложении?



Ответ: букв о _________ , звуков [о] _______________.



Б. Найди в этом предложении слова с приставкой. Обо­значь её.



В. Подчеркни в словах с приставками буквы мягких со­гласных звуков.



Задание 6.


Отгадай, о каких животных идёт речь.

Используя данные таблицы 1, заполни пропуски, указав максимальную массу загаданных животных. Запиши их названия.

А. 1500 г ... 3 кг 200 г. Это________________________________________



Б. 2 т 2 ц 50 кг ... 90 ц. Это_________________________________________






Задание 7.



Реши задачу, используя данные таблицы 1.



Скорость мотоциклиста в 3 раза больше, чем макси­мально возможная скорость северного оленя. Какое время потребуется мотоциклисту, чтобы преодолеть 420 км? Реши задачу, поясняя действия.














































































































































































































































































Ответ: _________________________________________________.




Задание 8.


На рисунке цифрами [1] и [2] отмечены места обитания кита орки. Запиши названия этих океанов. Если нужно, перечитай текст и воспользуйся картой полушарий.




















Ответ: [1] - _______________________;


[2] - _______________________.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!