Вариант 1
1. В какой группе слова стоят в алфавитном порядке?
1) вторник, печаль, солнце, радио
2) интересно, пожалуйста, обедать, винегрет
3) вокруг, готовить, кефир, килограмм
4) сегодня, ягода, оладьи, уважаемая
2. Прочитай слова: загадка, зимний, мороз, зяблик, избушка, узор.
Запиши, сколько всего в этих словах:
звуков [з] - ________
звуков [з'] - ________
букв з - ____________
3. Запиши данные ниже слова в нужную часть таблицы. Прочитай названия столбцов и строчек таблицы. Обрати внимание: первое слово уже записано.
Слова: постель, кисель, неделя, печаль, роща, ледяной, синий, светишь
Количество слогов
|
В слове все согласные звуки мягкие
|
В слове НЕ все согласные звуки мягкие
|
В слове два слога
|
|
постель
|
В слове три слога
|
|
|
4. Обведи номер ряда, в котором все слова родственные.
1) смех, смеяться, хохотать, смешной
2) нос, носовой, носильщик, носик
3) дождь, задождить, дождевик, дождливый
4) улов, ловить, ловушка, ловушки
5. Обведи номер слова, которое соответствует схеме: 
1) объезд
2) обрезка
3) обезьяна
4) облако
6*. Сгруппируй слова, которые имеют одинаковый состав слова.
Запиши каждую группу на отдельной строчке.
Озеро, звездный, засолка, сестра, зелень, речка, лисёнок, придорожный, набережная
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Запиши в каждый столбик таблицы по 2 слова из данных предложений. Записывать слова можно в начальной форме или в той форме, в которой они встретились в предложении.
Какие мохнатые ели стоят по обе стороны лесной дороги. Они закутались в пушистый белый снег, как в мягкую вату, чтобы не замерзнуть и в тепле дождаться весны.
Имена существительные
|
Имена прилагательные
|
Глаголы
|
1.
|
1.
|
1.
|
2.
|
2.
|
2.
|
8. Прочитай предложение.
Мухтар бросался за палкой в речку и возвращался к хозяину на берег.
Найди в предложении и подчеркни имя существительное женского рода,
1-го склонения в форме единственного числа винительного падежа.
9. Прочитай предложение.
Я люблю бродить в осеннем парке.
Отметь ряд, где все признаки имени прилагательного указаны верно.
1) в форме мн.ч., тв.п. 3) в форме ед. ч., ж.р., д.п.
2) в форме ед.ч., ж.р., п.п. 4) в форме ед. ч., м. р., п. п.
10. Обведи номер строки, в которой все слова являются глаголами.
1) ходьба, белый, зимовка, бегать
2) зима, тишь, бег, белизна
3) утихать, зимовать, ходить, белить
4) побелка, пробежка, переход, беленький
11. Укажи, какой глагол имеет следующие признаки
II спр., в буд. вр., во мн. ч., во 3-м л.
1) гуляет 3) поверят
2) кружат 4) напишет
12. Окончание какого глагола отличается от окончаний остальных?
1) мы скуча…м 3) мы тян…м
2) мы отвеча…м 4) мы гон…м
13*. Прочитай слова.
Весенняя, солнечная, ясная.
Подумай, что общего есть у этих слов? Допиши утверждения:
Эти слова являются__________________________________________________
Они могут изменяться________________________________________________
Все эти слова стоят в форме:
1)____________________________________________
2)____________________________________________
3)____________________________________________
В предложении эти слова обычно являются_________________________________
14. Прочитай предложение. Подчеркни главные члены предложения.
Мальчики быстро запрыгнули в лодку, поплыли к острову.
Впиши пропущенные слова в характеристику предложения.
Это предложение по цели высказывания ______________________________,
по интонации _____________________________________________________,
в предложении есть однородные______________________________________
15. В каком предложении не нужны запятые? Знаки препинания не расставлены.
1) Солнце светит ещё ярко но греет слабо.
2) Полилась с неба зазвенела над землёй песня жаворонка.
3) Чайки падали в воду и хватали рыбёшку.
4) Зелёный патруль следит за чистотой речушек родников озёр.
16. Найди правильный способ рассуждения при написании безударного окончания имени существительного.
1) о метели, потому что о фасоли
2) о вокзале, потому что о коне
3) о глине, потому что о топоре
4) о радосте, потому что о жаре
17*. Объедини в группы слова, в которых есть одна и та же орфограмма в корне. Запиши каждую группу на отдельной строчке.
редкий, сердце, костный, гнездо, пряжка, глазной, устный, ловкий, просить
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
18. Прочитай несколько вариантов извинений.
1) Простите, пожалуйста!
2) Пожалуйста, извини меня!
3) Извините, пожалуйста!
4) Мне очень стыдно, я постараюсь тебя не огорчать. Прости меня, пожалуйста!
Напиши все возможные номера извинений, с которыми ты можешь обратиться:
К учителю - ____________________________________________________
К однокласснику - _______________________________________________
К маме - _______________________________________________________
Прочитай рассказ и выполни задания 19-20.
Дельфины, наверное, самые загадочные из всех животных. Издавна они привлекали к себе человека разумностью своих действий. Этим морским животным посвящено множество рассказов и легенд. Дельфинам приписывали человеческий разум и любовь к музыке. Древняя легенда гласит, что дельфин, очарованный игрой и пением великого поэта Ариона, перевёз его через море, когда разбойники заставили поэта спрыгнуть с корабля в воду.
Великий учёный древности Аристотель описал случай, когда мальчик, живший на берегу моря, часто кормил дельфина в определённое время в одном и том же месте и приручил его. Когда дельфин перестал бояться, мальчик изготовил специальную «сбрую» и катался верхом на дельфине.
Дельфинам свойственно «чувство товарищества» - стадный инстинкт. Если в стае окажется раненое животное, которое уже не в состоянии подниматься на поверхность, чтобы выдохнуть и вдохнуть воздух (а дельфин должен это делать довольно часто), то к нему с обоих боков подплывают два здоровых сородича и, осторожно сжимая его, регулярно, словно по команде, приподнимают над водой, чтобы он мог нормально дышать. Так же дружно обороняются они и от акул.
В последнее время учёные провели много исследований и сделали важные открытия. Оказывается, дельфины прекрасно воспринимают звуки и ультразвуки и даже могут подражать человеческому голосу. Они превосходно владеют эхолокацией, при помощи которой ориентируются под водой и находят пищу независимо от условий освещения. Некоторые виды дельфинов хорошо уживаются в неволе, проявляют изумительные способности к индивидуальной и групповой дрессировке. Они быстро обучаются цирковым трюкам, по команде могут выполнять разнообразные упражнения. С каждым годом дельфины и люди учатся всё лучше понимать друг друга.
(По книге А.А. Емец, В.А. Сергеевой "Бегает... Прыгает… Летает…")
19. Допиши пропущенные пункты плана.
1) Древняя легенда.
2) _________________________________________________________________
3) _________________________________________________________________
4) Исследования последних лет.
20*. Напиши 2-3 предложения о том, что ты узнал из текста нового, что показалось тебе особенно интересным. Продолжи предложение:
Из этого текста я впервые узнал_______________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________