ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО МАТЕМАТИКЕ В 4 КЛАССЕ.
Данная работа ( тест) предназначена для итогового контроля знаний, умений и навыков детей 4 класса в конце учебного года по программе «Школа России».
Назначение КИМ
- Цель работы – осуществить объективную индивидуальную оценку учебных достижений за курс математики начальной школы. С помощью этой работы на уровне образовательного учреждения осуществляется оценка качества освоения учащимся основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Математика».
Документы, определяющие содержание итоговой работы
Содержание и структура итоговой работы по предмету «Математика» разработаны на основе следующих документов и методических материалов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения)
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 204 с. (с. 60-63, 137-139, 180-182);
Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. –3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 120 с. (с. 57-69);
Оценка достижения планируемых результатов обучения в начальной школе / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 215 с. (с. 46-104).
Содержание работы
Проверочная работа включает 22 задания.
Распределение заданий проверочной работы по основным блокам содержания курса математики начальной школы.
Блоки содержания | Число заданий в работе |
1. Числа и арифметические действия | 12 |
2. Текстовые задачи | 5 |
3. Геометрический материал | 3 |
4. Величины | 2 |
Всего | 22 |
Предлагаются три типа заданий: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым ответом. Задание с кратким ответом требует записи результата решения. Задание с развернутым ответом требует записи процесса и результата решения. Типы заданий распределены следующим образом: с выбором ответа – 12; с кратким ответом – 7, с развернутым ответом – 3 .
В проверочную работу включены задания трёх уровней: базового, повышенного и высокого. Заданий базового уровня 11, повышенного уровня – 8, высокого уровня сложности – 3.
Структура тестовой работы.
№ задания | Блок содержания | Объект контроля | Уровень сложности | Тип задания | Балл | Время |
№ 1 | Числа и арифметические действия | Умение читать и записывать числа в десятичной системе счисления. | Базовый | Выбор Ответа | 1 | 1 |
№ 2 | Числа и арифметические действия | Умение применить отношение «меньше на …» для получения ответа. | Базовый | Выбор ответа | 1 | 1 |
№ 3 | Числа и арифметические действия | Умение вычислить значение числового выражения, соблюдая правила порядка выполнения действий. | Базовый | Выбор ответа | 1 | 2 |
№ 4 | Числа и арифметические действия | Умение выполнить деление многозначного числа, в записи которого содержится нуль, на однозначное число. | Базовый | Выбор ответа | 1 | 1 |
№ 5 | Числа и арифметические действия | Умение установить порядок выполнения действий в числовом выражении, содержащем скобки. | Базовый | Выбор ответа | 1 | 1 |
№ 6 | Текстовые задачи | Умение решить составную задачу стандартного типа в 2 действия. | Базовый | Краткий ответ | 1 | 1 |
№ 7 | Геометрический материал | Понимание смысла геометрической величины – «площадь». Знание способа нахождения площади прямоугольника. | Базовый | Выбор ответа | 1 | 1 |
№ 8 | Текстовые задачи | Умение решить задачу в 2 действия. Умение применить отношение «больше в …» или «меньше в …». | Базовый | Выбор ответа | 1 | 2 |
№9 | Числа и арифметические действия | Умение применять правила вычисления с нулём и единицей. | Базовый | Выбор ответ | 1 | 1 |
№ 10 | Величины | Умение выбрать величину, которая соответствует условию задания. | Базовый | Краткий ответ | 1 | 2 |
№ 11 | Величины | Умение применить знание соотношений между единицами измерения времени. | Базовый | Выбор Ответа | 1 | 1 |
№ 12 | Числа и арифметические действия. | Умение решить задачу в 2 действия. Понимание смысла выражений: «навстречу друг другу», "в противоположных направлениях". Умение найти расстояние по известным скорости и времени движения. | Повышен-ный | Краткий ответ | 1 | 2 |
№ 13 | Числа и арифметические действия. | Умение выполнить письменное умножение трёхзначного числа на двузначное, применяя алгоритм умножения и порядок записи неполных произведений. | Повышен-ный | Краткий ответ | 1 | 2 |
№ 14 | Числа и арифметические действия | Умение выполнить деление многозначного числа на однозначное число, в результате которого получается частное и остаток. | Повышен- ный | Краткий ответ | 1 | 2 |
№ 15 | Числа и арифметические действия | Умение определить общие признаки для данных чисел. При выборе ответа следует учитывать одновременно два показателя: делимость и определение цифры в том или ином разряде многозначного числа. | Повышен- ный | Выбор ответа | 1 | 2 |
№ 16 | Числа и арифметические действия | Умение различать математические выражения (частное, произведение, сумма) | Повышен- ный | Выбор ответа | 1 | 1 |
№ 17 | Числа и арифметические действия | Умение сделать вывод, в соответствии с вопросом задания. | Повышен- ный | Выбор ответа | 1 | 2 |
№ 18 | Текстовые задачи | Умение анализировать текст задачи, планировать ход решения, выбирать последовательность действий, соответствую-щую условию и вопросу задачи. | Повышен- ный | Краткий ответ | 1 | 2 |
№ 19 | Геометрический материал | Понимание смысла геометрической величины – «периметр». Умение найти способ вычисления периметра четырех-угольника (прямоугольника), составленного из двух одинаковых фигур (квадратов; треугольников с равными сторонами). | Повышен-ный | Краткий ответ | 1 | 2 |
№ 20 | Текстовые задачи | Умение анализировать текст нестандартной задачи, планировать ход решения, выбирать последовательность действий, соответствую-щую условию и вопросу задачи. | Высокий | Развёр- нутый ответ | 2 | 2 |
№ 21 | Числа и арифметические действия | Умение выбрать правило, по которому составлена последовательность; проверить соблюдение этого правила для каждого числа; найти и записать член последовательности, используя выбранное правило. Умение одновременно учитывать выполнение двух условий при выборе ответа. | Высокий | Краткий ответ | 2 | 3 |
№ 22 | Геометрический материал | Понимание смысла геометрической величины – «площадь». Умение найти 2 разных способа нахождения площади одной и той же нестандартной геометрической фигуры. Первый способ: разбить многоугольник на составляющие его прямоугольники, найти их площади, а затем найти сумму полученных площадей. Второй способ: дополнить данный многоугольник до прямоугольника, найти его площадь, а затем вычесть площадь «дополняющего» фигуру прямоугольника. | Высокий | Развёр нутый ответ | 2 | 3 |
| | | | | | 37 мин |
Время выполнения.
Общее время выполнения работы – один урок (40 минут).
Оценка выполнения заданий и работы в целом.
За каждое верно выполненное задание базового и повышенного уровней ученик получает один балл. За выполнение задания высокого уровня (№ 20, № 21, № 22) ученик может получить 0, 1 или 2 балла. Максимальное количество баллов за выполнение работы 25 баллов.
Уровни оценивания
100% - 85% - оптимальный уровень - 22 – 25 баллов – оценка «5»
84% - 75% - допустимый уровень – 18 – 21 баллов – оценка «4»
74% - 50% - критический уровень – 13 – 17 баллов – оценка «3»
ниже 50% - недопустимый уровень – 0 – 12 балл – оценка «2»
Оценочная таблица теста
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
Балл | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
Шкала оценивания
Количество набранных баллов | 0 - 12 | 13 - 17 | 18- 21 | 22 - 25 |
оценка | 2 | 3 | 4 | 5 |
Условия применения.
Для выполнения работы по математике учащимся не требуются измерительные инструменты. Калькулятором пользоваться не разрешается.
Итоговый тест по математике.
1. Как записать цифрами число тридцать тысяч одиннадцать?
А) | 300011 | В) | 3015 | Б ) | 30011 | Г) | 3000011 |
2. Какое число на 7 меньше, чем 7063?
А) | 1009 | В) | 7056 | | Б) | 109 | Г ) | 7070 |
3. Вычисли: 600 – 390 : 3 + 230
А | ) 760 | В) | 300 | Б | ) 240 | Г ) | 700 |
4. Вычисли: 2505 : 5
А) | 51 | В) | 501 | Б ) | 105 | Г) | 5001 |
5. В каком порядке нужно выполнять действия? 10200 – (4500 + 1500 : 3) · 2
6. Каждый шоколадный набор состоит из 4 больших шоколадок и 8 маленьких. Всего было разложено 1200 шоколадок. Сколько было сделано шоколадных наборов?
Ответ: ________ наборов.
7. Как вычислить площадь этого прямоугольника?
8. В книжном магазине купили словарь и фотоальбом. Словарь стоил 18 рублей, а фотоальбом в 3 раза дороже. Сколько стоила вся покупка?
А | 57 рублей | В | 21 рубль | Б | 54 рубля | Г | 72 рубля |
9. Вычисли: 367 : 1 + 121 *0
А) | 1 | В) | 488 | Б) | 367 | Г ) | 122 |
10. Каким может быть рост ученицы 4 класса?
А) | 1 м 95 см | В) | 95 см | Б ) | 2 м 45 см | Г) | 1 м 39 см |
11. Сравни 1 ч 10 мин и 80 мин.
А) | 1 ч 10 мин 80 мин |
Б ) | 1 ч 10 мин |
В ) | 1 ч 10 мин = 80 мин |
12. Из двух городов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Скорость одного из них 80 км/ч, а другого – 70 км/ч. Поезда встретились через 2 часа. Какое расстояние между городами?
Ответ:_ ___ ________ км
13. Выполни действие: 518 * 63
А ) 32 634 | В) 32 534 | Б ) 32 631 | Г) 31634 | |
14. Выполни действие: 7496 : 8. Запиши ответ
15. Что общего у чисел 1074, 1876, 1478?
А) | Делятся на 2 и имеют цифру 1 в разряде сотен. |
Б ) | Делятся на 2 и имеют цифру 7 в разряде десятков. |
В ) | Делятся на 2 и имеют цифру 7 в разряде сотен. |
16. Выбери правильно составленное выражение.
К произведению чисел 261 и 4 прибавить частное чисел 96 и 6.
А) | 261 : 4 + 96 *6 | В ) | 261* 4 + 96 : 6 |
Б ) | (261 – 4) + 96 * 6 | Г ) | 261 : 4 + (96 – 6) |
17. Хватит ли 1000 рублей, чтобы купить 8 пеналов по 130 рублей?
А) | Не хватит. Нужно еще 140 рублей. | В ) | Хватит. Останется 140 рублей. |
Б ) | Хватит. Останется 40 рублей. | Г ) | Не хватит. Нужно еще 40 рублей. |
18. Ребята собрали 48 грибов: маслят, лисичек и сыроежек. Лисичек и сыроежек вместе было 42 гриба. Сыроежек было в 4 раза больше, чем маслят. Сколько грибов каждого вида собрали ребята?
19. Из двух одинаковых треугольников с равными сторонами Антон составил четырехугольник. Найди периметр четырехугольника, если периметр треугольника равен 18 см.
Ответ: _____________ см
20. Слон съедает 60 кг корма ежедневно. Жираф съедает 210 кг корма за неделю, а верблюд – 560 кг корма за 28 дней. Сколько килограммов корма необходимо всем животным на неделю?
Запиши ответ.
21. Составлена числовая последовательность 2, 6, 14, 30
С помощью какого правила можно найти каждое последующее число этой последовательности? Напиши в рамке следующее число последовательности.
А) | Предыдущее число умножить на 4, а затем вычесть 2. |
Б ) | Предыдущее число умножить на 5, а затем вычесть 4. |
В ) | К предыдущему числу прибавить 4, а затем умножить на 1. |
Г ) | К предыдущему числу прибавить 1, а затем умножить на 2. |
22. Найди площадь многоугольника двумя способами.
Инструкция по проверке и оценке проверочной работы по математике
Задания с выбором ответа
Если ученик приступил к выполнению задания с выбором ответа (задания №№ 1-5, 7-11, 15-17), то выставляется: 0 или 1 балл.
1 балл ставится, если выбран только правильный ответ.
Задания с кратким ответом
За выполнение заданий № 6, №12, №19 ученик получает:
1 балл, если записан правильный ответ.
За выполнение заданий № 13, №14, №18 ученик получает:
1 балл, если сделана запись верных промежуточных действий и получен верный ответ.
Задания с развернутым ответом
Если ученик приступил к выполнению заданий №№ 20, 21, 22, то в зависимости от полноты и правильности записанного учеником решения может быть выставлена оценка: 0, 1 или 2 балла.
Задание № 20
За выполнение задания выставляется:
2 балла, если при правильном ходе решения задачи, верно выполнены все действия и получен верный ответ;
1 балл, если при правильном ходе решения допущена одна вычислительная ошибка;
1 балл, если ход решения задачи выбран правильно, но решение не доведено до конца (при этом выполнено правильно не менее двух верных действий решения);
0 баллов, во всех остальных случаях, когда ученик приступал к выполнению задания.
Задание № 21
Задание состоит из двух частей (выбор правила; запись следующего числа последовательности).
За выполнение задания выставляется:
2 балла, если верно выполнены обе части задания;
1 балл, если верно выполнена только одна из частей задания, при этом другую часть ученик не выполнял или выполнил неверно;
0 баллов, во всех остальных случаях, когда ученик приступал к выполнению задания.
Задание № 22
В задании требуется записать два различных способа (способ сложения и способ вычитания) нахождения площади нестандартной геометрической фигуры.
За выполнение задания выставляется:
2 балла, если записаны два верных различных способа нахождения площади;
1 балл, если записан только один верный способ нахождения площади, при этом второй способ не указан;
0 баллов, во всех остальных случаях, когда ученик приступал к выполнению задания.
После оценивания каждого задания с кратким и с развёрнутым ответом выставленную оценку нужно записать в клетку справа от задания в бланке с текстом работы.
Если ученик не приступал к выполнению задания, то в эту клетку ставится цифра 0.
Правильные ответы
№ задания | Ответы |
№ 1 | Б |
№ 2 | В |
№ 3 | Г |
№ 4 | В |
№ 5 | Г |
№ 6 | 100 наборов. |
№ 7 | Б |
№ 8 | Г |
№ 9 | Б |
№ 10 | Г |
№ 11 | Б |
№ 12 | 300 км |
№ 13 | 32634 |
№ 14 | 937 |
№ 15 | Б |
№ 16 | В |
№ 17 | Г |
№ 18 | 18 лисичек, 24 сыроежки, 6 маслят |
№ 19 | Ответ: 24 см |
№ 20 | 770 (кг) |
№ 21 | Четвертый, число 62 |
№22 | 48 (см 2) |
Список использованных источников
Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. / [М.И. Моро, М.А. Бантова и др.] – М.: Просвещение, 2009.
Сборник текстовых задач по математике 4 класс. /Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2010.
Математика: Итоговая аттестация за курс начальной школы: типовые тестовые задания /Л.А. Илященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
Математика. 4 класс. Контрольно - измерительные материалы, к учебнику М.И. Моро. /Сост. Т.Н. Ситникова. – М.: ВАКО, 2011.