СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивация к учебной деятельности и рефлексия как этапы уроков истории и обществознания в рамках реализации ФГОС

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

                               

 

Просмотр содержимого документа
«Мотивация к учебной деятельности и рефлексия как этапы уроков истории и обществознания в рамках реализации ФГОС»

Мотивация к учебной деятельности и рефлексия

как этапы современного урока истории и обществознания в условиях ФГОС

Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

К. Д. Ушинский писал: «…дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её единообразием и односторонностью. Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития», т. е. ребенок тянется к той деятельности, в которой он определяет, а затем реализует собственную цель, таким образом, он становится субъектом этой деятельности.

Этапами современного урока , которые мотивируют познавательную деятельность детей и помогают им понять, насколько она была успешной являются этапы мотивации и рефлексии.

Современные стандарты требуют наличия не столько знаний и умений, полученных от науки, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к делу.

Одним из путей формирования данных способностей является проблемно-диалогическое обучение, позволяющее сделать урок уроком «открытия» знаний, где учащиеся выступают в роли исследователей. Именно приемы данной технологии используются на этапе мотивации к учебной деятельности. Роль учителя заключается в том, что он лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, давая точную формулировку новых знаний.

Существует три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы состоит из четырех последовательно осуществляемых этапов:

1)    создания проблемной ситуации - означает ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

2)    побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации -представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие.

3)    побуждения к формулированию учебной проблемы представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?»

4)    принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Приведем примеры побуждающего от проблемной ситуации диалога на уроках истории России.

В 6-м классе при изучении темы «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва» постановка проблемной ситуации была организована следующим образом:

Анализируем отрывок из летописной повести «О великом побоище на Дону» и картину «Александр Невский в Орде».

Как решил действовать Дмитрий Иванович в отношении Орды? (Противостоять силой оружия)

Как предшественники Дмитрия Донского – Александр Невский и Иван Калита – относились к ордынцам? Приведите примеры. (Иван Калита помог подавить ордынцам восстание в Твери.)

Формулируем учебную проблему: Почему Дмитрий Донской нарушил обычаи предков и пошел против Орды?







2.В период первобытности было много животных, мясом которых могли питаться люди. Однако, люди часто голодали и даже погибали от голода. Почему в период первобытности такое могло случаться?

3. «Князь Владимир Святославович начал свое правление с убийства своего брата Ярополка. Жизнь его была полной многочисленных преступлений и грехов. Но в памяти народной он остался Владимиром Красное Солнышко, а христианской церковью канонизирован».

4. На доске

1. Ни один князь в христианском мире не внушает большего ужаса, чем он. (Энтони Дженкинсон)

2. Отчизны славный сын. (Евгений Широков) об Иване Грозном

Подводящий к теме диалог

Данный метод постановки учебной проблемы представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, репродуктивных (вспомнить, выполнить по образцу), мыслительных (на анализ, сравнение, обобщение), которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока

Например,

- при изучении темы «Египет-дар Нила» демонстрируем слайд с изображением реки. Моделируем ситуацию: «Ребята, представьте, что вы заблудились в лесу. Где вы будете ждать помощи? Почему? А как вы думаете, есть ли такая река, от которой зависела бы жизнь целого народа»

  • смена позиций в диалоге ( способ проверки дом.задания: разыграть диалог между фараоном и жрецом, а потом предложить участником диалога стать вельможе.); Диалог не получается, так как мы не знаем о взаимоотношениях их, об образе жизни вельмож.

  • Рассказ-предположение по ключевым словам или работа с деформированным текстом

Например, при изучении темы «Конкуренция и её виды» предлагаем термины соперничество, условия производства, прибыль. Анализируем их. Предлагаем сформулировать новое понятие, которое бы включало предложенные термины.

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность). Например,

при изучении темы «НЭП» в 9 классе предлагаю учащимся объяснить смысл анекдота 20-х годов и причину его появления.

Нэпман у нэпмана спрашивает: «Как дела?» Тот отвечает: «Как у картошки. Если не съедят, то посадят».

При изучении темы «Что такое политика?» предлагаю проанализировать высказывание «Если вы лжёте людям, чтобы получить их деньги, – это мошенничество.

Если вы лжёте людям, чтобы получить их голоса - это_____________(политика).

При изучении темы «Самооценка» в 5 классе предлагаю такое задание:

В течение 5 минут 10 раз ответьте на вопрос КТО Я? Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову. Что вам понадобилось сделать, чтобы заполнить эти 10 строчек?


Однако следует отметить, что указанные методы постановки учебной проблемы имеют различия в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приёмом лишь имитирует творческий процесс. При этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся, а развивающий результат сообщения темы с мотивирующим приёмом незначителен.

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение обеспечивает эффективное развитие интеллекта, творческих способностей школьников, воспитание активной личности, а также позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности, творчества и сознательности. Ребёнок может быть активен, если каждое его действие является осознанным и понятным. 

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к  развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. 

  • Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

  • Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

  • Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути,  но и способствует формированию и развитию универсальных учебных действий, а также достижению метапредметных результатов обучения.

А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке и формированию привычки к осмыслению событий, фактов, информации.

Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознан ного отношения к своей деятельности.

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией

Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке.

Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

А. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности. Что можно применять?

  1. Карточки с изображением лица (грустного, веселого);

  2. «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.

  3. «Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно.

  4. Светофор.

  5. Стихи для эмоционального настроя

Б. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

1. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

2. «Плюс-минус-интересно» ( авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)

Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

3. Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

  • первая строка – название темы (одно существительное);

  • вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

  • третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

  • четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

  • последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

4. Пометки на полях (инсерт, маркировка) или Мудрые совы. – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» – знал, «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать

  1. Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.

  2. Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.

  3. Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).

  4. Прием «3-2-1»

3 факта, которые я сегодня узнал

2 вопроса, которые у меня остались

1 идея о том, как я буду использовать материал сегодняшнего урока

9. Прием «Толстый и тонкий вопрос»

В. Рефлексия деятельности

Следующий вид – рефлексия деятельности.

Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.

  1. «Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька– у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.

  2. «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

  3. «Поезд» - На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученик

  4. Шесть шляп мышления

«Шесть шляп мышления» используются на стадии рефлексии, при подведении итогов работы на уроке. Каждому ученику предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить.

Красная шляпа предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения.

     Белая – перечень фактов.

     Черная – выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление).

    Желтая – позитивное мышление, что было хорошего и почему.

Ученики, выбравшие зеленую шляпу, ищут ответы на вопрос, где и как можно применить изученный материал.

Синяя шляпа предполагает общий, философский вывод.

Учащихся можно объединить в группы по цвету шляп.

  1. Оценивать можно не только себя, но и работу коллектива. По окончании работы в группах ученики должны оценить эффективность коллективной работы. Рефлексия может проходить по аналогии с анкетированием. Вы говорите варианты ответов на вопрос на вопросы, ребята ставят нужную цифру. К примеру,

Работая в группе, вы общались. Как это повлияло на результат?

  • Работа стала более эффективной

  • Это затрудняло процесс усвоения новых знаний

  • В работе допускались неточности

  • Не задействовали ресурсы всех участников группы







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!