Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шумячская средняя школа имени В.Ф. Алешина»
ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
на тему «Наши права и обязанности»
Томашовой Олеси Александровны,
ученицы 9 «А» класса
Руководитель проекта:
Степанова Надежда Федоровна, учитель обществознания
п.Шумячи
2017год
Пояснительная записка
Сегодня без правовых знаний не прожить, так как каждый человек, начиная с детского возраста, находится в социуме. Изучение системы прав, предоставляемых гражданам, способствует развитию чувства собственного достоинства, а изучение обязанностей - формированию ответственности.
Термин "законопослушание" не имеет своего самостоятельного значения и используется чаще всего как синоним термина "правомерное поведение", рассматривается большинством исследователей как компонент более широкого явления - "правовой культуры личности".
«Обязанности – это необходимое и должное поведение человека, предписанное законами и нормами нравственности».1
Таким образом, конкретных прав без обязанностей не бывает.
Цель работы: Исследование и анализ соблюдения прав и выполнение обязанностей учащимися в МБОУ «Шумячская СШ им В.Ф.Алешина»
Задачи:
-определение правовых гарантий ребенка в области образования.
-выявление соблюдения/нарушения различных прав детей в образовательном учреждении.
-исследование отношения к праву и знания прав, обязанностей, законов субъектами образовательного процесса: детьми, родителями и педагогами.
-анализ представлений детей, родителей и педагогов о возможности защиты прав.
Полученные данные: Насколько соблюдаются права и выполняются ли обязанности учащихся в МБОУ «Шумячская СШ им В.Ф.Алешина» показала работа, проведенная в школе.
Все ребята, принявшие участие в опросе, согласились в том, что нормы права рождены обществом для обеспечения своей жизнедеятельности, и один из важнейших признаков права, - общеобязательность. И если одни соблюдают законы потому, что почитают их, и признают их важность, то другие над этим могут и не очень задумываться, а просто ведут себя "как все". Третьи не нарушают норм права из-за боязни наказания.
Выводы:
Главной причиной всех правонарушений - является неуважение к закону.
Исходя из этого, я решила, что правовое воспитание следует сосредоточить на формировании в правосознании учащихся в такой совокупности, которая включала бы:
а) знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения;
б) глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку;
в) умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности.
г) привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;
д) прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм.
И поэтому статья 29 «Всеобщей декларации прав человека», в которой записано: «Каждый человек имеет свои обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности» как нельзя лучше помогает нам понять, что значит иметь права и обязанности.
Цель:
Исследование и анализ соблюдения прав, и выполнение обязанностей учащихся в МБОУ «Шумячская СШ им В.Ф.Алешина»
Задачи:
-определить правовые гарантии ребенка в области образования.
-выявить соблюдение и нарушения различных прав детей в образовательном учреждении.
-исследовать отношение к праву и знания прав, обязанностей, законов субъектами образовательного процесса: детьми, родителями.
-проанализировать представления детей и их родителей о возможности защиты прав.
Предмет исследования: соблюдение прав и выполнение обязанностей учащихся в МБОУ «Шумячская СШ им В.Ф.Алешина»
Объект исследования: субъекты образовательного процесса: дети и их родители, педагоги.
В ходе исследования я взяла интервью у директора школы И.Н.Кухаренковой, также провела опрос среди учащихся начальной школы, в среднем звене - это ученики 7, 9 классов и старшеклассников.
В настоящее время достаточно актуален вопрос о соблюдении и защите прав ребенка, о построении в обществе правовых отношений. Материалы:
1.Анкеты
2.Интервью
3.Литературные источники
Методы.
1. Интервью с директором МБОУ «Шумячская СШ им В.Ф.Алешина» И.Н.Кухаренковой, завучем школы В.В.Коптевой.
2.Опрос младших школьников, учащихся средней школы и старшеклассников, родителей.
Проблема: соблюдение прав и выполнение обязанностей учащихся в МБОУ «Шумячская СШ им В.Ф.Алешина»
Гипотеза: Изучение системы прав, предоставляемых гражданам, способствует развитию чувства собственного достоинства, а изучение обязанностей - формированию ответственности.
Продукт проекта: отчетные материалы по проекту
План исследований:
1.Введение
2. Изучение специальной литературы
2.1 Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г., 23 июля 2008 г., 28 апреля 2009 г.)
2.2. С. Сироткин. Старшеклассникам о праве и правах человека. Беседы. М., 2000 г. – с. 52
2.3. «Конвенция о правах ребёнка» (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. Вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XL VI, 1993 г.
2.4.Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ //
3.Собственные исследования
4. Интервью у директора МБОУ «Шумячская СШ им В.Ф.Алешина» Кухаренковой И.Н., завуча школы В.В.Коптевой
5. Опрос учащихся и их родителей
6.Заключение
7.Литература
1.Введение
Сегодня без правовых знаний не прожить, так как каждый человек, начиная с детского возраста, находится в социуме.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Вечная задача педагогики – воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, сегодня как никогда остро встаёт перед школой. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам.
Изучение системы прав, предоставляемых гражданам, способствует развитию чувства собственного достоинства, а изучение обязанностей - формированию ответственности.
Древние римляне к своим гражданам, совершившим противоправный поступок, связанный с понятием чести, достоинства, моральных норм, в отдельных случаях по решению суда применяли наказание, которое называлось "infamia" - объявление бесчестия, подчеркивая тем самым, что они нарушили главную гражданскую обязанность - быть законопослушными.
Что значит сегодня законопослушание? Термин "законопослушание" не имеет своего самостоятельного значения и используется чаще всего как синоним термина "правомерное поведение", рассматривается большинством исследователей как компонент более широкого явления - "правовой культуры личности".
2. Изучение специальной литературы
Термин «право» в русском языке имеет двоякое значение: во-первых, употребляемое только в единственном числе, это слово означает совокупность или систему правил поведения, норм, существующих объективно, независимо от того или иного человека, субъекта. Это – объективное право. Но этим же термином обозначается возможность субъекта, человека притязать на что-то, требовать чего-то, пользоваться чем-то. Это – субъективное право, оно не существует в отрыве от человека (или организации), то есть от субъекта, обладателя этого права.
С. Сироткин в своей работе «Старшеклассникам о праве и правах человека» ссылается на следующее определение «прав человека» – это признаваемые обществом и международным сообществом определённые реальные социальные возможности для отдельных лиц, их объединений по удовлетворению ими своих естественных и социальных потребностей и соответствующих притязаний, гарантии которых обеспечивают достойное и справедливое, свободное и ответственное развитие и активное участие личности в многообразных общественных, в том числе правовых отношениях»2.
Гражданские права в российском правовом обиходе называют личными правами, поскольку гражданские права обеспечивают личное пространство свободы, положение свободного человека, неприкосновенность личности.
1 сентября -1класс. Ученик понимает, что он пришел в 1 класс. Это большой праздник в его жизни, но и большая ответственность, а это для него сложно. Ответственность ложится не только на плечи ученика-первоклашки. Это должны прочувствовать родители. Родители понимают, что их ребёнок имеет право получить основной общеобразовательный курс бесплатно, это гарантирует Конституция РФ (статья 43) и закон «Об образовании». А Статья 2. Гласит, что «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации.» Но большинство из взрослых не знакомы с этим документом, поэтому и отношения складываются не всегда хорошо. Зато в школе их знакомят с Уставом школы, который является учредительным документом Школы и основным организационным документом, регламентирующим деятельность Школы. И в общих положениях в п. 1.2. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 14» (именуемое в дальнейшем «Школа»), учреждено решением учредителя, принятым в соответствии с законом РФ «Об образовании», в целях реализации права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Этот документ в обязательном порядке предоставляется родителям, когда они приносят документы в школу. Тем самым школа выполняет пункт 4 Статьи 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Государство уже позаботилось об интересах детей. И директор школы, Ирина Николаевна, говорит, что этот документ мы просим прочитать родителей очень внимательно. Устав школы основан на Конституция РФ (статья 43) и закон «Об образовании».
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах:
В одном из пунктов Статьи 9. О «Мерах по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания» написано, что « В образовательных учреждениях и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, а также в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка». В нашей школе пункт 4 ст.9 внесен в Устав школы.
Вместе с правами у ребёнка появляются и обязанности в школе. И что бы здесь не было недоразумений, обратимся к Федеральному Закону. Целью государственной политики в интересах детей является: формирование правовых основ гарантий прав ребенка.
В статье 29 «Всеобщей декларации прав человека» записано: «Каждый человек имеет свои обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности».
«Обязанности – это необходимое и должное поведение человека, предписанное законами и нормами нравственности».2 Таким образом, конкретных прав без обязанностей не бывает.
Права и свободы человека и гражданина существуют в неразрывной связи с обязанностями индивида перед обществом и его членами, каждое право порождает обязанность и наоборот. Учащиеся 9-11 классов с этим полностью согласились, но честно признались, что как-то над этим не задумывались.
А в Уставе школы обязанности учащихся прописаны и, придя в 10 класс, они читали договор, в котором нельзя не прочитать об обязанностях.
Каждый ученик обязан:
-соблюдать Устав и правила общеобразовательного заведения;
-добросовестно учиться;
-посещать занятия, входящие в основную образовательную программу, в соответствии с расписанием;
-бережно относиться к имуществу школы;
-уважать честь и достоинство других учеников и работников школы;
-выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.
И все-таки, право является основным регулятором отношений в обществе. Отношение к праву в обществе показывает уровень правовой культуры населения. Знание законов и общая правовая культура являются одними из важных условий соблюдения прав.
Школа формирует у учащихся основную систему правовых и нравственных представлений. Поэтому особую значимость приобретает оценка ребят их правового положения в школе, нормативного регулирования школьной жизни, и возможности самому влиять на управление собственной жизнью и школьными делами.
3. Собственные исследования
Отвечая на вопрос о соблюдении прав ребенка в школе, более половины ребят – 87,6% ответили, что права подростков в школе, в основном, соблюдаются; 12.4% - права подростков соблюдаются редко, Таким образом, получается, что каждый седьмой ребенок считает, что его личные права в школе нарушаются.
Но чем недовольны ученики, в чем ущемляют их права.
Одним из условий сохранения здоровья учащихся является своевременное и качественное питание.
На вопрос «Как питаются ученики в школе?» Директор школы ,Кухаренкова Ирина Николаевна, ответила утвердительно: «В нашей школе горячим питанием охвачены практически все дети . Учащиеся 1-4 классов(примерно 110 уч-ся) питаются бесплатно, за счет бюджета, среди учащихся 5-11 классов есть ребята, которые питаются бесплатно, по спискам социальной защиты (80 чел.), остальные ребята могут питаться платно ,за счет родителей (за день 27 руб.).
Группа продленного дня (25 уч-ся) питаются платно, за счет родителей (27 руб, в день).
Дети- инвалиды питаются бесплатно.
Дети из интерната питаются платно, за счет родителей 3 раза в день, стоимость питания составляет 66 руб. в день».
Организация питания строится в соответствии с порядком организации питания учащихся Муниципального образования «Шумячский район» Смоленской области на 2016/17 год. Утверждено постановлением Администрации МО «Шумячский район» Смоленской области от 31.08.16г. №619.
На вопрос « Знакомятся ли родители с Уставом, когда отдают детей в школу?» -родители могут заранее ознакомиться с Уставом школы на сайте образовательного учреждения или придя в школу им предложат текст Устава для прочтения.
По данным нашего исследования, большинство детей регулярно проходят медицинские осмотры, прививки в школе. Это свидетельствует о том, что школа играет важную роль в обеспечении медицинского контроля состояния детей.
Одно из важнейших личных прав гражданина в обществе, и одновременно – ресурс развития общества – право на развитие способностей и талантов человека. Статья 14.1. «Меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей»
Вопрос « Как же реализуется это право в отношении детей в школе и в нашем поселке?»
В.В.Коптева, завуч школы, показала мне график проведения факультативов и кружков в школе. Ребятам есть, где проявить себя: и в спорте, и в изучении края, и различных предметных кружках и факультативах.
В.ГПрудникова-директор Шумячског ДДТ рассказала, что при Доме творчества организовано несколько кружков, куда ходят в основном учащиеся младших классов и средней школы. Старшеклассников больше интересуют кружки, занимаясь в которых, можно серьезнее подготовиться к ЕГЭ по разным предметам, ребята участвуют в различных конкурсах и соревнованиях за пределами района.
На вопрос: «Считаете ли Вы, что в нашем обществе созданы все условия для развития способностей и талантов ребенка?»
Родители разделились в своем мнении
| родители |
Да | 23,00 |
Нет | 74,18 |
частично | 2,82 |
Основными причинами этого они считают особенности жизни в поселке, где слишком мало возможностей для самореализации, отсутствуют возможности трудоустройства и т.д., а также отсутствие финансовых возможностей для развития и реализации своих способностей. Вместе с тем, выделяется часть опрошенных, которые заявляют о том, что если человек захочет, он будет искать возможности для развития талантов.
А вот вопрос о доступности некоторых культурно-образовательных ресурсов вызвал больше отрицательных эмоций , чем другие права. И виною тому стала жизнь в поселке.
Вопрос «Чем же еще недовольны ребята, которые оказались в числе обиженных. В чем ущемляют их права?»
Ответы на этот вопрос были следующего содержания.
Кого-то не устраивает обязательная форма, кто-то для себя решил, что за беспричинные пропуски уроков ответственности не несет, опоздания на урок - это не нарушение. А самое главное, держать ответ за нарушение своих обязанностей.
Вывод один: эти учащиеся вообще не понимают, какие права они имеют, и как они обязаны вести себя соответственно своим правам.
Опрос учащихся
Среди учащихся школы я провела анкетирование и результаты представила в виде диаграмм:
Анкета для учащихся,
1-4 классы
1. Знаете ли вы свои права?
2.Встречались ли вы с нарушением ваших прав в школе?
3.Знаете ли вы, куда надо обратиться за помощью в школе, если ваши права нарушены?
4.Есть ли у вас обязанности в школе? Назовите отдельные из них.
Анкета для учащихся,
5-9 классы
1. Знаете ли вы свои права?
2.Встречались ли вы с нарушением ваших прав в школе?
3.Знаете ли вы, куда надо обратиться за помощью в школе, если ваши права нарушены?
4.Есть ли у вас обязанности в школе? Назовите отдельные из них.
Анкета для учащихся,
10-11классы
1. Знаете ли вы свои права?
2.Встречались ли вы с нарушением ваших прав в школе?
3.Знаете ли вы, куда надо обратиться за помощью в школе, если ваши права нарушены?
4.Обязанности старшеклассников в школе? Назовите отдельные из них.
1. Знаете ли вы свои права?
2.Встречались ли вы с нарушением ваших прав в школе?
3.Знаете ли вы, куда надо обратиться за помощью в школе, если ваши права нарушены?
4.Есть ли у вас обязанности в школе?
6.Заключение
Результаты исследования показывают незнание отдельными участниками образовательного процесса своих прав и способов их защиты.
Вместе с тем, мнения большинства учащихся о возможности защиты прав показывают наличие заинтересованности в этом вопросе, а также наличие больших ресурсов и возможностей по защите прав детей в образовании. Те , кто были в большинстве поддержали предложение о необходимости правового просвещения всех участников образовательного процесса: школьников, их родителей и педагогов. Необходимо построение правового пространства школы, создание новых формы организации школьной жизни, которые могут быть связаны с защитой и охраной прав ребёнка как прямо, так и косвенно: органы детского самоуправления, детские общественные организации ( Совет старшеклассников); школьные СМИ ( газета) – будут освещать различные проблемы; организация родителей (Родительский комитет, Совет школы). Очень важно развернуть работу по обеспечению большего сотрудничества семьи и школы, включения родителей в работу школы, хотя нашлись и такие, которые выступил против этих мер.
Все учащиеся согласились, что нормы права рождены обществом для обеспечения своей жизнедеятельности. Поэтому в большинстве случаев вполне добровольно люди соблюдают эти нормы. И не смотря на то, что каждый человек уникален, все -таки один из важнейших признаков права, - общеобязательность, поэтому в школе у всех одинаковые права и обязанности.
Старшеклассники подвели резюме : «Главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Человек не понимает или не хочет понимать важности соблюдения закона для благополучия общества, а значит, и каждого его члена».
Исходя из этого, я рещила, что правовое воспитание следует сосредоточить на формировании правосознания граждан России в такой совокупности, которая включала бы:
а) знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения;
б) глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку;
в) умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями;
г) привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;
д) прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм.
В статье 29 «Всеобщей декларации прав человека» записано: «Каждый человек имеет свои обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности».
7.Литература
1.http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/formirovanie-zakonoposlushanija-u-studentov-vuza.html
1. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г., 23 июля 2008 г., 28 апреля 2009 г.)
2. С. Сироткин. Старшеклассникам о праве и правах человека. Беседы. М., 2000 г. – с. 52
3. Конвенция о правах ребёнка» (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. Вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XL VI, 1993 г.
Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ //
5.http://ufalaw.narod.ru/1/igpzs/zhidkov1/8.htm
\
1 1 Е А. Зайцев, Л.И. Сёмина. Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса (Справка – анализ нормативной базы). М, 2002 – с. 9
2 С. Сироткин. Старшеклассникам о праве и правах человека. Беседы. М., 2000 г. – с.