Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено:
Директор Зам. Директора по УВР на заседании М/О
МКОУ «СОШ с. Макарово» Протокол № ___
Ярыгина А.А. ____________ Никитина Н.В. _________ от «___» 2014
Экзаменационный материал
по биологии
10 класс
(промежуточная аттестация)
2013-2014 у.г.
Учитель: Козлова Т.И.
Пояснительная записка
Экзаменационный материал составлен для учащихся 10 класса на основе
программы авторского коллектива И.Б. Агафоновой, В.И. Сивоглазова Природоведение. Биология. 5 – 11 классы. М., «Дрофа», 2007г.,
в соответствии с учебником для учащихся общеобразовательных учреждений, допущенным Министерством образования и науки Российской Федерации: авторы В.И Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова Общая биология. Базовый уровень. 10 - 11 класс, изд-во «Дрофа», М., 2007г.
Экзаменационный материал составлен на два варианта. Каждый вариант состоит из трёх частей.
Часть I включает задания с выбором одного верного ответа из четырёх предложенных. За каждый правильный ответ выставляется 1 (один) балл. Максимальное число баллов – 15 (пятнадцать).
Часть II: предложенное задание показывает умение учащихся связать воедино понятия одной темы, исключив лишнее и пояснить, сделанный выбор. Максимальное число баллов – 2 (два): 1балл – правильный выбор лишнего слова и 1 балл – обоснование выбора.
Часть III: показывает умение решать генетические задачи
- составлять «Дано» по условию задачи (1 балл)
- записать решение с использованием генетической символики (1 балл)
- записать полный ответ, на поставленный в задаче
вопрос (1балл)
Максимальное число баллов – 3 (три).
Общее число баллов -20 (двадцать)
Критерий оценок: меньше 10б. – «2»
10б. - 14б. – «3»
15б. – 18б. – «4»
19б. – 20б. – «5»
Ответы к экзаменационному материалу
Вариант I.
Часть I. Задания с выбором одного правильного ответа
1г; 2а; 3в; 4а; 5б; 6г; 7в; 8а; 9а; 10б; 11в; 12а; 13в; 14г; 15б.
Часть II. Определите лишнее слово. Ответ поясните.
Лишнее слово – аминокислота, т.к. она не является составной частью нуклеотида.
Часть III. Задача
Дано: ♀ г. АА., ф. бел. плод
♂ г. аа., ф. жёлт. плод
Определить: генотип и фенотип F1 и F2
Решение:
P ф. бел. ф. жёлт.
♀ г. АА χ ♂ г. аа
G А а
F1 г. Аа
ф. бел. Ответ: Все гибриды первого поколения единообразны по генотипу и фенотипу
P (F1)
♀ г. Аа. χ ♂ Аа
ф. бел. бел.
G А а А а
F2 г. АА; Аа; Аа; аа.
ф. бел. бел. бел. жёлт.
Ответ: у гибридов второго поколения наблюдается расщепление по генотипу
1АА : 2Аа :1аа и по фенотипу 3бел. :1жёлт.
Вариант II.
Часть I. Задания с выбором одного правильного ответа
1б; 2б; 3а; 4в; 5г; 6б; 7а; 8г; 9в; 10в; 11а; 12б; 13г; 14а; 15в.
Часть II. Определите лишнее слово. Ответ поясните.
Лишнее слово – мейоз, т.к. этот процесс деления клеток связан с половым размножением.
Часть III. Задача
Дано: ♀ г. Аа., ф. дл. ресницы
♂ г. аа., ф. кор. ресницы
Определить: генотип и фенотип F1
Решение:
P ф. дл. ресн. ф. кор. ресн.
♀ г. Аа χ ♂ г. аа
G А а а
F1 г. Аа аа
ф. дл. кор.
Ответ: У потомства наблюдается расщепление по генотипу 1Аа : 1аа и фенотипу 1дл. ресн. : 1 кор. ресн.
МКОУ «сош. с. Макарово»
Ф.И.___________________
Класс ______
Дата___________________
Вариант I.
Часть I. Задания с выбором одного правильного ответа
1. Наука о клетке:
а) зоология б) экология в) анатомия г) цитология
2. Двумембранный органоид:
а) митохондрия б) рибосома в) лизосома г) аппарат Гольджи
3. Создатель первой научной системы живой природы:
а) Ж.Б. Ламарк б) Т. Шванн в) К. Линней г) Г. Мендель
4. Биологическая система высшего ранга:
а) биосфера б) организм в) клетка г) биоценоз
5. К ультрамикроэлементам относят:
а) железо б) золото в) углерод г) азот
6. Источником метаболической воды являются:
а) углеводы б) белки в) нуклеиновые кислоты г) жиры
7. Разрушение структуры белка - это:
а) ренатурация б) окисление в) денатурация г) ассимиляция
8. Неклеточные формы жизни:
а) бактериофаги б) бактерии в) простейшие г) грибы
9. Совокупность реакций расщепления органических веществ с использованием энергии, заключённой в молекулах АТФ:
а) энергетический обмен б) фотосинтез в) ассимиляция г) пластический обмен
10. Деление цитоплазмы клетки перетяжкой во время митоза происходит в:
а) профазу б) телофазу в) анафазу г) метафазу
11. Совокупность всех генов в организме:
а) генофонд б) кариотип в) генотип г) фенотип
12. Формирование энтодермы (второго зародышевого листка) происходит на стадии:
а) гаструлы б) бластулы в) нейрулы г) дробления
13. Процесс синтеза РНК на ДНК называют:
а) репликацией б) трансляцией в) транскрипцией г) метаболизмом
14. Организмы, которые сочетают свойства автотрофов и гетеротрофов:
а) хемотрофы б) сапротрофы в) симбионты г) миксотрофы
15. Существование видов, на протяжении многих тысячелетий, обеспечивает:
а) обмен веществ б) размножение в) изменчивость г) раздражимость
Часть II. Определите лишнее слово. Ответ поясните.
- остаток фосфорной кислоты
- углевод
- аминокислота
- азотистое основание
Часть III. Задача: у фигурной тыквы белая окраска плодов доминирует над жёлтой. Определите генотип и фенотип гибридов первого и второго поколений, полученных при скрещивании гомозиготной белой тыквы с гомозиготной жёлтой.
МКОУ «сош. с. Макарово»
Ф.И.___________________
Класс ______
Дата___________________
Вариант II.
Часть I. Задания с выбором одного правильного ответа
1. Наука о наследственности и изменчивости:
а) морфология б) генетика в) физиология г) цитология
2. Немембранный органоид:
а) митохондрия б) рибосома в) хлоропласт г) вакуоль
3. Один из создателей клеточной теории:
а) М. Шлейден б) Р. Гук в) К. Линней г) Гиппократ
4. Структурная и функциональная единица живого:
а) популяция б) организм в) клетка г) вид
5. Вещества, хорошо растворимые в воде:
а) гидрофобные б) органические в) неорганические г) гидрофильные
6. Каталитическую функцию химических процессов в клетке выполняют:
а) углеводы б) белки в) нуклеиновые кислоты г) жиры
7. Несколько белковых глобул, объединённых в единый рабочий комплекс, представляют собой структуру:
а) четвертичную б) третичную в) вторичную г) первичную
8. Хранение наследственной информации осуществляет:
а) и.-РНК б) т.-РНК в) м.- РНК г) ДНК
9. Совокупность реакций образования углеводов из углекислого газа и воды с использованием солнечной энергии - это:
а) хемосинтез б) окисление в) фотосинтез г) расщепление
10. К прокариотам относят:
а) простейшие б) вирусы в) бактерии г) грибы
11. Метод исследования, применяемый Менделем в своих работах:
а) гибридологический б) генеалогический в) близнецовый г) биохимический
12. Организмы, способные обходиться без кислорода:
а) автотрофы б) анаэробы в) аэробы г) гетеротрофы
13. Процесс синтеза белка:
а) репликацией б) диссимиляцией в) транскрипцией г) трансляцией
14. Двойное оплодотворение характерно для:
а) цветковых растений б) животных в) грибов г) цианобактерий
15. Непрямое развитие организмов характерно для:
а) пресмыкающихся б) птиц в) земноводных г) человека
Часть II. Определите лишнее слово. Ответ поясните.
- митоз
- мейоз
- спора
- почка
Часть III. Задача: Женщина, с длинными ресницами (гетерозигота по данному признаку) вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Определите возможные генотипы и фенотипы потомства.