СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В данном проекте несколько технологических карт уроков по основам светской этики.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Академия социального управления»
Слушатель
Мартынова Надежда Михайловна,
учитель начальных классов
МОУ Юрцовской СОШ
Егорьевский район
Московской области
Руководитель:
Валентина Волевна Онишина
2014 год
Проектная работа.
Введение.
Для чего вводится предмет ОРКСЭ?
Введение предмета ОРКСЭ определяется необходимостью существенного усиления воспитательных функций общеобразовательных учреждений во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиозными организациями, другими субъектами социализации ребенка.
ОРКСЭ направлен на духовную консолидацию российского общества, укрепление его традиционных нравственных основ средствами образования
Цель: формирование у младших подростков мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
Задачи: знакомство с общественными нормами нравственности и морали;
духовно-нравственное развитие и воспитание юных россиян;
Для осуществления этих задач обучение детей должно ориентироваться на систему духовно-нравственных ценностей, включая в себя:
-патриотизм-любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине;
-социальная солидарность – свобода личная и национальная;
-справедливость, милосердие, честь, достоинство;
-семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
-труд и творчество –уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
-искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие.
Курс «Светская этика» ставит основной задачей дать детям опыт нравственного переживания на основе художественных произведений; ознакомить учащихся с основами интеллектуальной компетентности, формировать ценностно-смысловые мировоззренческие основы. Воспитывать этническую, религиозную и социальную толерантность.
Задача педагогов – пробудить в детях желание жить с наибольшей эффективностью.
Технологическая карта урока №5
Общая часть | |||||||||||||||||||||
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 | ||||||||||||||||||
Тема урока | Добро и зло. | ||||||||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||||||||||||
Понимание добра и зла как этических категорий, деятельного добра как духовно-нравственной ценности. | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Сравнивать этические понятия добра и зла. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее. Согласовывать свои действия с другими людьми. | Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя, как доброго человека. Формирование ценностного отношения к доброте. Развитие ответственности за свое поведение и слова. Способность к адекватной оценки своего поведения. | |||||||||||||||||||
Цель урока | Знакомство с этическими категориями добра и зла | ||||||||||||||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Добро, зло, насилие, зависимость, свобода | ||||||||||||||||||||
Средства ИКТ, используемые на уроке | Мультипроектор, экспозиционный экран, устройство для воспроизведения CD, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок, электронное сопровождение к учебнику «Основы светской этики» 4-5, изданном «Просвещением» в 2010.г. | ||||||||||||||||||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | В. А. Сухомлинский «Чтобы бабочка не укололась». Песня «Доброта» Сл. Н. Тулуповой. Муз. И. Лученка. Толковый словарь С.И.Ожегова. Притча «Два волка». Стихотворение О.Хайяма «Ад и рай в Небесах». Репродукции художников В.Г Перова, В.В. Верещагина, Н.В. Невреева, В.И. Сурикова. Стихотворение А. Кишокова «Мне больно, мальчики». | ||||||||||||||||||||
Организационная структура урока | |||||||||||||||||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | |||||||||||||||||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||||||||||||||||
10 минут | Диагностика эмоционального состояния учащихся посредством использования карточек цветов. Коррекция эмоционального состояния. Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка домашнего задания. Создание проблемной ситуации: - послушайте отрывок из стихотворения К.И.Чуковского « Доктор Айболит». Беседа с классом. -Почему Айболита называют добрым? - А Карабас - Барабас из сказки «Золотй ключик» добоый или злой - Работа со словарём Ожегова -Найдите определение добра и зла. Зачитайте. -Подберите синонимы к словам добро и зло Как вы поняли, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? - Хорошо или плохо быть добрым? Почему? В жизни мы часто используем слова «добро», «зло», «хорошо», «плохо». Но всегда ли мы понимаем, что за этим стоит? - Когда вы слышите слово «добро», каким вы видите это слово? Что вам представляется? Что вы слышите, чувствуете? - Когда вы слышите слово «зло», каким вы видите это слово? Что вам представляется? Что вы слышите, чувствуете? - С каким словом вам приятней, комфортней? - Приведите примеры, что можно назвать добром? А злом? Чтение и анализ рассказа « Чтобы бабочка не укололась» В.А..Сухомлинского – Как вы оцениваете поступок Зои? – Поразмыслите, добро или зло принесла Зоя акации? бабочке? – Как бы вы поступили в таком случае? – Какие добрые дела может сделать человек? Учитель. Свершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добра не ищут», – гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы – богатый человек. Работа с притчей « Два волка» Рисунок мандалы (рисунок в окружности) после прочтения притчи. Так чем мы кормим волка, представляющего зло? А представляющего добро? Распределите следующие понятия как «корм» для каждого из волков. Слова (примерный перечень): любовь, жадность, уважение, доброжелательность, помощь, ненависть, сочувствие, сопереживание, унижение, жестокость, благодарность, злость, высокомерие. Добро и зло сосуществует в каждом человеке, но какими нам быть зависит от нашего выбора. Чтение стихотворения Омара Хайяма «Ад и рай в небесах» (до чтения учитель должен объяснить кто такой ханжа). В истории человечество всегда пыталось бороться со злом и утверждать добро. Это отражено в большинстве сказок. Только в разные времена были отличия в понимании добра и зла. Но есть понимание добра и зла одинаковое во все времена. Давайте попробуем разобраться какое. | Регулятивные УУД: «Карточки» (рефлексия своих чувств). Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».
ПознавательныеУУД: -извлекать информацию из текста; -строить речевое высказывание в устной форме КоммуникативныеУУД -делать выводы на основе анализа объектов;
оформлять свои мысли в устной форме;
Познавательные УУД: Ориентирование в прочитанном тексте, выделение главной мысли.
;
Познавательные УУД
Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».
| |||||||||||||||||||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи | |||||||||||||||||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||||||||||||||||
6 минут | Разделение класса на четыре группы для коллективной работы с изобразительным материалом. Учитель предлагает следующие репродукции: В.Г. Перова «Тройка», Н.В. Невреева «Торг», В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», В.В. Верещагина «Шипка-Шейново» (возможны варианты). Каждая группа должна обсудить между собой и дать ответы на следующие вопросы: - Что вы видите на картине (опишите максимально)? - Что вы чувствуете, когда смотрите на картину? - То, что изображено на картине является добром, злом? - Как оно называется? - Как оно называется? - Как чувствуют себя люди на картине? - О чем нам хотел сказать художник этой картиной? - Как ему это удалось? | Регулятивные УУД: «Сбор информации». | |||||||||||||||||||
Этап 3. Практикум | |||||||||||||||||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||||||||||||||||
8 минут | Выполнение группами учащихся задания учителя. Учитель переходит от одной группы к другой и корректирует обсуждение учащихся.
| Коммуникативные УУД: работа в малой группе (умение работать в команде; умение определять общую цель и достигать ее, умение согласовывать свои действия с другими людьми). | |||||||||||||||||||
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | |||||||||||||||||||||
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД | |||||||||||||||||||
12 минут | Каждая группа выступает по вопросам. (желательно, чтобы на каждый из вопросов отвечали разные учащиеся, а не один за всех). После подведения итогов обсуждения создается таблица.
Учащиеся под руководством учителя заполняют сначала левую колонку, затем правую. Вопрос: Что же делать нам, когда приходится сталкиваться со злом в жизни? Учитель подводит учащихся к выводу, что зло надо стремиться исправить, а если это невозможно, то хотя бы заявлять свое отношение, не быть равнодушным. Быть равнодушными к злу – безнравственно. - Если обобщить то, о чем мы говорили, и выразить очень кратко, что же следует отнести к добру? То, что утверждает жизнь и свободу. | Познавательные УУД: «Прием информации» (осознанное построение речевых высказываний; высказывания своего собственного мнения). | |||||||||||||||||||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание | |||||||||||||||||||||
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Формируемые УУД | |||||||||||||||||||
7 минут | Работа с пословицами: - Прочитайте пословицы, записанные на доске и попробуйте объяснить их смысл. Мир не без добрых людей. Жизнь дана на добрые дела. Не одежда красит человека, а его добрые дела. Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Томас Мор (выдающийся английский ученый, писатель, общественный деятель) поучал своих детей: «Если не можете быть ко всем добры, то хотя бы не будьте злы». Как вы это понимаете? Приведите примеры. - Каким образом мы можем препятствовать проявлениям зла и утверждать добро? Приведите примеры. Чтение стихотворения А. Кишокова «Мне больно, мальчики». - Что оказалось самым болезненным, самым плохим для героя стихотворения? Учащиеся приходят к выводу, что зло можно причинить не только действиями и поступками, но и словами, и мыслями. Каждую минуту жизни люди делают выбор, понимают они это или нет. Поэтому каждый человек должен научиться осознанности, понимать, что и зачем он делает, даже в мелочах. В каждом из вас есть маленькая частичка доброты. Как маленькое солнышко. Добрый человек – тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком комфортно везде. Добрый человек любит природу. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко. Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту всегда. И если кому-то поможет Твоя доброта и улыбка твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря! Подведение итогов в форме письменной рефлексии по пунктам: 1.Сегодня я узнал (а). 2.Я понял (а)… 3.Я научился (лась)… 4.Было интересно… 5.Урок дал моей жизни… 6.После урока мне захотелось… 7.Это урок заставил меня задуматься о… Прослушивание песни М. Менкова на слова Э. Энтина «Дорогою добра». - Что вы представляете, когда слушаете эту песню? - Какие к вам приходят мысли? | Познавательные УУД: мыслительные операции Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую». Познавательные УУД: «Прием информации». Познавательные УУД: рефлексия полученной информации | |||||||||||||||||||
Домашнее задание 2 минуты | Прочитать рассказ В.Осеевой «Хорошее». |
Технологическая карта урока №14
Общая часть | ||||||||
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 | |||||
Тема урока | Дружба. | |||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
Понимание дружбы как ценностной ориентации. | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Р. Способность к осознанию ответственности за свою работоспособность на уроке. Самостоятельная постановка проблемных вопросов и их разрешение. К. Умение работать в команде. Понимание своих эмоциональных проявлений, умение ставить себя на место другого.
| Формирование ответственности за поддержание дружеских отношений. Знакомство с идеей прощения другого как мировоззренческой ценностью. | ||||||
Цель урока | Осознание личной ответственности за поддерживание дружеских отношений.
| |||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Дружба, друг, друзья, доверие, доверительные отношения, обида, прощение. | |||||||
Средства ИКТ, используемые на уроке | Мультипроектор, экспозиционный экран, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок. | |||||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Песня Шаинского «Если с другом вышел в путь», рассказ И.Туричинна «Дружба», Стихотворение Б. Заходера «Никто» и «Мы – друзья», рассказ В. Осеевой «До первого дождя».
| |||||||
Организационная структура урока | ||||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||||||
5 минут | Слушание песни Шаинского «Если с другом вышел в путь» Тему урока, о которой мы будем говорить сегодня, узнаете, если внимательно прослушаете эту спесню. -О чем эта песня? - Итак, сегодня мы поговорим о дружбе. -Как думаете, что такое «дружба»? Игра «Ищу друга» - Любой человек, пожалуй, мечтает о том, чтобы иметь настоящего друга. Кому-то из вас наверняка уже повезло, и такой друг у вас есть. У кого-то – множество знакомых и приятелей, но трудно выбрать из них человека, которого можно было бы гордо назвать другом. А кто-то, возможно, в силу застенчивости или замкнутости чувствует себя одиноким и с горечью признается себе, что друзей у него нет. Но в любом случае настоящий друг никому не помешает. (Игра проводится в группах по 4 человека) Сейчас я стану редактором особой газеты бесплатных объявлений. Она называется «Ищу друга». А вы поместите туда объявление о поиске друга. Необходимо изложить список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, которыми он должен обладать. -Возьмите листы бумаги, которые лежат у вас на парте, карандаши, и напишите по 3-5 качеств характера, которыми должен обладать друг, по одному требованию на каждом из листов. ( 3 минуты на выполнение задания) -Время истекло. Давайте же посмотрим какого друга мы хотели бы видеть рядом с собой… (капитаны групп по очереди выходят к доске и приклеивают стикеры рядом с объявлением о поиске друга, вслух зачитывая всему классу) -Сколько качеств характера вы написали? (много). - А обладаем ли мы всеми этими качествами? (Нет!) - Вы бы откликнулись на такое объявление? (нет). -Почему? (дети выдвигают свои версии) Вывод. -Естественно, ведь не легко соответствовать такому высокому запросу. Не каждый обладает такими замечательными качествами как «преданность» и т.д. И потом самое главное: в этом объявлении ищут друга, который должен что-то давать, и ничего не предлагают взамен - Что для вас значит дружба? - Может ли быть так, что у человека, есть несколько приятелей и ни одного друга? - Что надо делать, чтобы найти друга? - Проанализировав объявления, скажите, есть ли у вас качества, необходимые в дружбе | Личностные компетенции: «Позитивная установка».
Коммуникативные УУД: работа в малой группе.
| ||||||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи | ||||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||||||
10 минут | Чтение рассказа И.Туричина «Дружба» - Почему Серёжа сначала назвал своим другом Васю, а потом Серёжу? - Можно ли назвать Серёжу настоящим другом? - Назовите проблемы, из - за которых могут разрушиться дружеские отношения. Варианты: 1.Один держит себя выше другого, задается. 2.Можно долго обижаться друг на друга и переживать. 3.Один говорит, а другой делает, а попадает обоим. 4.Один подговаривает другого, а попадает тому, кто делал. 5.Я хочу дружить с ним, а он хочет дружить еще с кем-то. 6.Невозможно договориться, все время ругаемся. 7.Один альтруист, а другой эгоист. -Вот эти проблемы очень часто мешают дружбе. Старайтесь вести себя так, чтобы они не разрушали вашу дружбу. - Я вам сейчас прочитаю стихи на тему дружбы, а вы попробуете побыть на месте героев стихотворения. Мы сейчас приведем стихотворные примеры плохого настроения и исследуем свои состояния, которые у нас бывают. Чтение стихотворения Б. Заходера «Мы – друзья». - Я буду читать стихотворение, а вы представляйте себе все, о чем говориться и мысленно отвечайте на вопросы: - что вы видите, слышите, чувствуете, когда воспринимаете это стихотворение? - Подумайте о том, когда вы чувствовали нечто подобное и вспомните, что произошло потом: с вашими делами и самочувствием, отношениями (вы с кем-то поссорились, у вас что-то не получилось, вам стало обидно или грустно, что-то еще)? Вам приходилось драться с друзьями, была ли у вас такая ссора, что хотелось ударить? (этот вопрос касается и девочек и мальчиков). Чтение стихотворения Б. Заходера «Никто». - Я буду читать стихотворение, а вы представляйте себе все, о чем говориться и мысленно отвечайте на вопросы: - что вы видите, слышите, чувствуете, когда воспринимаете это стихотворение? - Подумайте о том, когда вы чувствовали нечто подобное и вспомните, что произошло потом: с вашими делами и самочувствием, отношениями (вы с кем-то поссорились, у вас что-то не получилось, вам стало обидно или грустно, что-то еще)? Чтение рассказа В.Осеевой « До первого дождя». -Почему воспитательница сказала девочкам «Ваша дружба до первого дождя»? - Почему покраснели Маша и Таня? - Что вы видите, слышите, чувствуете, когда воспринимаете этот рассказ? - Подумайте о том, когда вы чувствовали нечто подобное и вспомните, что произошло потом. - Сейчас попробуйте ответить на вопрос что такое дружба, и кого мы называем другом. Эту работу вы будете выполнять в группах. Работа в группах. - Сейчас я предлагаю поработать над понятием «настоящий друг».Для этого нужно разделиться на две группы (группа с красными солнышками и группа с оранжевыми солнышками». В группах вам нужно выяснить, каким должен быть настоящий друг. - У каждой группы на столе лежит листочек со словами, обозначающие нравственные качества личности. Прочитайте их, обсудите и вычеркните те качества личности, которыми настоящий друг обладать не должен. Слова на карточках: доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость. -Перечислите, какими качествами обладает настоящий друг. -А нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами, как и ваш друг? Почему? - Действительно, народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно еще самому быть таким». - Как вы считаете, легко ли быть хорошим другом? | Познавательные УУД:«Приём информации» Регулятивные УУД: «Сбор информации» (проблемный вопрос)
Коммуникативные УУД: «Войти в образ»
Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций»
Личностные УУД: «Вижу, слышу, чувствую».
Личностные УУД: «Вижу, слышу, чувствую». Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций» - индивидуальная и групповая работа.
| ||||||
Этап 3. Практикум | ||||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||||||
15 минут | - Наш практикум будет состоять из двух блоков. В первой части вы дадите самостоятельное определение понятию друг, а во второй поработаете с техникой прощения другого человека, в частности друга. На эту работу вам дается 7 минут. 1) Проведите в малой группе технику «Визуализация понятия» к слову «друг», и сделайте короткие записи своих мыслей и образов. 2) Сделайте общий рисунок. Рисунок «друга» должен содержать все основные идеи вашей группы. - Ребята, а сейчас мы будем учиться прощать другого человека, в частности нашего друга. Я буду просто читать текст под музыку, а ваша задача представлять все, о чем будет говориться. - Прямо сейчас подумайте над тем, с кем у вас испорчены отношения, - возможно, случилась ссора, - возможно, вы услышали, что кто-то что-то сказал о вас нехорошее, - быть может, вы еще остро обижены на вашего друга или подругу, - а может быть, уже подговаривали других ребят против этого человека. Ситуации могут быть самые разные, но выберите только одного человека для работы. Вам ничего не придется рассказывать другим после завершения техники, если вы не захотите сами, поэтому можете выбрать все, что захотите. Поднимите руку те, кто уже придумал, с чем будет работать. Ждем остальных. Выполнение медитативной техники «Поделись улыбкою своей…» По музыку (5 – 7 минут) |
Познавательные УУД: «Визуализация понятия».
Познавательные УУД: «Рисунок».
Коммуникативные УУД: «Войти в образ героя».
| ||||||
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | ||||||||
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД | ||||||
8 минут | Каждая из групп рассказывает о выполнении задания I и о выполнении задания II только по желанию. - Итак, что вы нарисовали, какие основные качества выделили у друга (честность, дружелюбие, оказание помощи, схожесть интересов и взглядов на жизнь и т.п.). - Кто не является другом (человек, который тебя подговаривает, старается быть выше тебя, дерется и т.п.). - Что дружбе способствует, а что ее разрушает? (альтруистическое поведение – с одной стороны, основанное на уважении и принятии другого человека и эгоистическое поведение – с другой). - Почему с некоторыми ребятами многие хотят дружить (они добрые, хорошие, альтруистичные). /На этом этапе, разумеется, возможен, диспут, который можно продолжить не в пространстве данного урока). - Почему мы больше всего обижаемся на друзей? (потому что мы доверяем им свои мысли, планы, рассчитывая на их поддержку и солидарность; они про нас больше всех знают и очень обидно, если тебя предали и т.п.). - Почему уровень в «Сосуде самоценности» поднялся, когда вы стали прощать друга? (когда человек отпускает обиду – «замороженный гнев» - ему становится легче. - Кто в паре (или среди нескольких друзей) несет ответственность за то, чтобы у нас были хорошие, доверительные отношения? (это всегда «я», потому что несу ответственность за свою жизнь и отношения с другими людьми). - Если что-то произошло, кто должен мириться первым и почему? (лучше, если это буду я, потому что не хочу копить в себе обиду). - Как можно быстро избавиться от обиды, простить? (выполнить технику «Поделись улыбкою своей…») | Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии. (уровень знания – знакомства и знания – копии).
(Уровень знания – понимания).
(Уровень знания – трансформации).
| ||||||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание | ||||||||
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам |
| ||||||
5 минут
| - А теперь подведём итоги и выведем свои законы дружбы. Уважайте друг друга и помогайте друг другу. Радуйтесь вместе с друзьями. В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний. Берегите друзей, ведь друга потерять легко, а найти трудно. - Спасибо вам, ребята. - Но мне хочется узнать, понравился вам урок или нет. На столах лежат цветочки, возьмите себе тот, который подходит вашему настроению. Красный – прекрасное, мы подружились; Желтый – не очень хорошее, сомневаетесь; Зеленый – плохое, со мной не согласны. - Поднимите ваши цветочки вверх и я увижу, какое настроение осталось у вас после урока. - Я рада, что мне удалось подарить вам минуты радости творчества.
|
Познавательные УУД: рефлексия полученной информации
| ||||||
Домашнее задание 2 минуты | Написать мини-сочинение о своём друге и нарисовать его портрет. |
Технологическая карта урока №18
Общая часть | |||||||
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 | ||||
Тема урока | Род и семья – исток нравственных отношений. | ||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Понимание семьи, семейных отношений, рода, родственных отношений как духовно-нравственных ценностей. | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Осмысление значения семьи в жизни человека. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее. Согласовывать свои действия с другими людьми. | Развитие восприятия себя как члена семьи, осознание своего место в семейной системе. Формирование ценностного отношения к семье. Осознание своих обязанностей по отношению к близким людям.
| |||||
Цель урока | Раскрыть значение семьи и рода в жизни человека | ||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Семья, отношения в семье, род, геносоциограмма, генеалогическое древо, родословная, фамилия | ||||||
Средства ИКТ, используемые на уроке | Мультипроектор, экспозиционный экран, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок, электронное сопровождение к учебнику «Основы светской этики» 4-5, изданном «Просвещением» в 2010.г. | ||||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Толковый словарь С.И.Ожегова, стихотворение К. Ибряева «Мама», рассказ В.Осеевой «Бабка»,репродукция картины В.М. Васнецова «С квартиры на квартиру», месня Л. Лещенко «Родительский дом», сказка В.А. Сухомлинского «Сказка о человеке стрекозе». | ||||||
Организационная структура урока | |||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
15 мигнут | Диагностика эмоционального состояния учащихся с использованием карточек с лицами. Коррекция состояния. Проверка готовности к уроку. Загадка Кто загадку отгадает, тот своих родных узнает: Кто-то маму, кто-то папу, кто сестренку или брата, А узнать вам деда с бабой — вовсе думать-то не надо! Все родные, с кем живете, даже дядя или тетя, Непременно вам друзья, вместе вы — одна… (Семья!) Игра «Ассоциация» - Закройте, пожалуйста, глаза и мысленно произнесите слово: семья. Какие ассоциации со словом семья у вас возникают? - Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева — его корни, начало реки- ручек. А истоки человека- это семья, где он родился, его род. Так что же такое семья? Давайте посмотрим, какое определение дается в словаре Ожегова С. И.: Семья — это группа живущих вместе близких родственников. - Семья- это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества. В семье есть особый порядок, при котором старшие, более опытные в жизни, помогают младшим, менее знающим. Чтение стихотворения К. Ибряева «Мама». - Что вы видите, слышите, чувствуете, когда воспринимаете это стихотворение? - О чем вы подумали, чего поняли и что бы хотели сделать для своей мамы? Второй не мене важный человек в нашей жизни – отец. Испокон веков родословная велась в основном по мужской линии. По мужской линии передавалась фамилия. Традиционно важно, когда женщина, выходя замуж, берет фамилию мужа, подписывая, таким образом, под его родом себя и будущих детей. Выход замуж, свадьба всегда было важным событием в жизни людей. Менялся статус, появлялась ответственность друг за друга и за будущих детей. Люди становились в полной мере взрослыми. Кроме фамилии отца дети так же наследуют отчество. Отчества были не всегда. Работа со словарем Ожегова – Найдите и прочитайте, что такое отчество из словаря Ожегова: 1.О́тчество— часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца. 2.Отчество — патроним, указание на имя отца. Отчество в составе именной формулы выполняло тройную функцию: дополняло имя, отличая его обладателя (в дополнение к фамилии) от тёзки, проясняло родство в кругу семьи (отец — сын) и выражало почтение (форма вежливости). Работа с родственными словами. – Какие однокоренные, родственные слова вы можете подобрать к слову отчество? Отечество, отчизна — родная страна, родина. Слово отечество обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое, сакральное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм). Исторически название человека по имени отчеству означало особое уважение.Очень важно для человека быть благодарным своим родителям. Задание учителя: подумайте и скажите, за что вы могли поблагодарить своих родителей.. - Я благодарен( на) своим родителям … - Я благодарен (на) своей маме… - Я благодарен (на) своему папе…
Раньше в семьях жили под одной крышей несколько поколений: дети, родители, бабушки, дедушки и даже прабабушки и прадедушки. В наше время это редкость, но родственные связи сохраняются. Забота о детях и о старшем поколении одна из основных функций семьи. Работа с рассказом В.Осеевой «Бабка» -Как относилась бабушка к своим близким? -Почему Борька покраснел, когда сказал товарищу, что бабку никто в доме не обижает? - Что рассказал Борьке товарищ о своей бабушке? -Почему Борька расстроился, увидев содержимое заветной бабкиной шкатулки? - Как надо относиться к пожилым родственникам? Тяжелое положение некоторых старых людей привлекало внимание писателей, художников. Работа с картиной В.М. Васнецова «С квартиры на квартиру». - Что вы видите? Чувствуете? О чем подумали? - Как вы думаете, почему они оказались в таком положении? - А в наше время бывают люди в таком положении? Как им можно помочь? | Регулятивные УУД: «Карточки» (рефлексия своих чувств).
Познавательные УУД: овладение мыслительными действиями: анализом, синтезом, обобщением, сравнением.
Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».
Личностные компетенции:
(Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. Использование речевых средств, рефлексии).
Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».
(Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. Использование речевых средств, рефлексии).
Познавательные УУД: «Прием информации».
Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».
| |||||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
5 минут | Чтение сказки В.А. Сухомлинского «Сказка о человеке стрекозе» Работа в группах: соотнесение слов. Прабабушка , папин или мамин брат, бабушка, сын твоей тети и дяди, дедушка , мама твоего дедушки или бабушки, дядя, дедушка твоего отца или мамы, тетя ,мама твоей мамы или папы, двоюродный брат, папа твоей мамы или папы, двоюродная сестра, мамина или папина сестра, племянник, сын твоей сестры или брата, племянница дочь твоей сестры или брата, отчим, муж твоей мамы, мачеха, жена твоего папы. Задание учителя: рассказать друг другу о своей геносоциограмме и выделить людей, нуждающихся в заботе. Работа в парах. Учащиеся рассказывают друг другу по своей геносоциограмме и отвечают на вопрос: «Зачем нужна семья?» и составить правила общения в семье. | Познавательные УУД: «Прием информации».
Коммуникативные УУД: работа в группе
| |||||
Этап 3. Практикум | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД
| |||||
8 минут | - Вам предстоит выработать правила общения в семье. -Каждый род что-то объединяет. Посмотрите на слова. Что, по-вашему, из этого списка должно объединять каждый род? (Дети выбирают с доски таблички со словами, объединяющими род) Верность традициям, сквернословие, обида, добрые дела, подарки, забота, фамилия, драки, праздники, сходство, любовь, общее увлечение, предки, ссора, взаимопонимание. -В каждой семье этим дорожат и все это ценят. Как можно назвать это одним словом? (Ценность) -Что еще может обозначать слово ценность? (богатство…) -Чем эти ценности отличаются друг от друга? (духовные, материальные) -Какие из них являются главными, наиболее важными? -В одной из русских пословиц говорится: «Мир и лад – доброй семьи уклад». Как вы понимаете эту пословицу? Задание: подумайте и составьте правила общения в семье. | Коммуникативные УУД: работа в малой группе.
Познавательные УУД: овладение мыслительными действиями: анализом, синтезом, обобщением, сравнением | |||||
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | |||||||
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД | |||||
8 минут | Подведение итогов работы в подгруппах и составления правил общения в семье. (Примерный вариант). 1.Все члены семьи уважают друг друга. 2.Члены семьи внимательно выслушивают друг друга. 3.Члены семьи имеют право свободно делиться друг с другом своими чувствами и мыслями. 3.Члены семьи предлагают помощи друг другу, но не навязывают её. 4.Члены семьи уважают право каждого члена семьи на уединение. 5.Члены семьи поддерживают стремление каждого к творчеству и самореализации. 6.Члены семьи поддерживают друг друга в принятии своих собственных решений. 7Члены семьи проводят совместно время с удовольствием, но имеют также право на свои интересы. 8.Члены семьи имеют право на свои секреты. Конфиденциальная информация, предназначенная для одного члена семьи не должна распространяться на других. |
Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».
Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии. | |||||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание
| |||||||
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Формируемые УУД | |||||
7 минут
| Игровое упражнение “Как выразить любовь к родным людям?” (Дети хлопают, если им нравится конкретное выражение): Погладить по лицу Подведение итогов в форме письменной рефлексии по пунктам: 1.Сегодня я узнал (а). 2.Я понял (а)… 3.Я почувствовал (а)… 4.Урок дал моей жизни… Прослушивание песни в исполнении Л. Лещенко «Родительский дом» - Понраилась ли вам песня? - Согласны ли в с автором? |
Личностные компетенции: «Позитивная установка» | |||||
Домашнее задание
2 минуты | . Нарисовать вместе с родителями герб своей семьи и составить генеалогическое древо своей семьи.
|
Технологическая карта урока №21
Общая часть | |||||||
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 | ||||
Тема урока | Стыд, вина и извинение. | ||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Понимание стыда и вины как нравственного регулятора поведения. Понимание значения извинений и прощения. | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Сравнивать этические понятия стыда и вины. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее. Согласовывать свои действия с другими людьми. | Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя, как человека, способного признавать вину и исправлять ее. Развитие ответственности за свое поведение и слова. | |||||
Цель урока | Формирование у учащихся представлений о стыде и вине как регуляторах поведения людей | ||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Стыд, вина, извинения, прощение | ||||||
Средства ИКТ, используемые на уроке | Мультипроектор, экспозиционный экран, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок, электронное сопровождение к учебнику «Основы светской этики» 4-5, изданном «Просвещением» в 2010.г. | ||||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Притча «Ночная прогулка», рассказ В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», сказка К. Паустовского «Горячий хлеб». репродукция картины А.Ф. Решетникова «Опять двойка», рассказ А.Гайдара «Совесть» | ||||||
Организационная структура урока | |||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
10 мин | Диагностика эмоционального состояния учащихся с использованием карточек с лицами. Коррекция состояния. Проверка готовности к уроку. Проверка домашнего задания. Работа с притчей «Ночная прогулка» - Как вы думаете? Почему ученик больше не ушел из монастыря? - А вам приходилось когда-нибудь испытывать стыд? В каких ситуациях? Как при этом вы себя чувствовали? - А переживали ли вы чувство вины? - Какое лицо из ваших карточек соответствует этому состоянию? - Как человек при этом себя чувствует? - А кто умеет признавать свои ошибки и просить извинения? - Легко ли извиниться или попросить прощение? Как вы понимаете, какова тема сегодняшнего урока? Сегодня мы поговорим о нравственных понятиях: стыд, вина и извинение. Раскроем смысл этих слов и узнаем, когда принято извиняться. Работа с рассказом В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» Беседа по вопросам: -Где гуляли девочки? Что их очаровало? -Что сделали девочки? -Кто из них поступил правильно? -Почему Лида сказала, что оставлять в лесу мусор стыдно…перед соловушкой? -Представь себя на месте Оли. Как бы ты поступил? - Чем чувство стыда отличается от чувства вины? Стыд связан с негативной оценкой человека другими людьми. Чувство вины возникает от несоответствия поведения человека принятым нормам. Для возникновения чувства вины должен быть обвинитель. Этот обвинитель может быть внутри самого человека.
| Регулятивные УУД: «Карточки» (рефлексия своих чувств).
Познавательные УУД: «Прием информации»
Коммуникативные УУД: «Войти в образ героя».
Познавательные УУД: «Прием информации»
| |||||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
5 минут | Работа со сказкой К. Паустовского «Горячий хлеб». 1.Чтение сказки. 2. Беседа по вопросам. - В чем заключалось зло, которое совершил Филька? - Кто и как помог Фильке осознать свою ответственность за поступок? – Какое чувство испытал Филька вначале, когда его поступок обернулся бедой? - Почему первому, кому Филька преподнес свежеиспеченный хлеб, был конь? – В какой момент Филька стал испытывать чувство вины? - Как поступил Филька с чувством вины? – В какой момент Филька испытал стыд? Работа в группах с понятиями: стыд, вина, раскаяние, прощение. Работать будем в группах, вы должны составить правильную цепочку «Путь от вины до прощения». Для этого вы можете использовать все, что лежит на ваших столах, при выполнении задания проявите творчество. 1 группа. Стыд 2 группа. Вина 3 группа. Прощение 4 группа. Раскаяние - Что такое стыд, вина? Давайте обратимся к словарю Стыд – чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины перед окружающими. Вина – это переживание человека по поводу своего несоответствия норм, невыполнение долга перед самим собой. Прощение – это освобождение от злости и обиды на другого человека, или самого себя. Раскаяние – испытание сожаления о своем поступке, признавая его ошибочным или дурным. - Расположите слова по порядку: вина, стыд, прощение, извинение, раскаяние. - Проверим: стыд, вина, извинение, раскаяние, прощение. -Что значит прощать других людей? (не держать обиду) -Что надо делать, чтобы избавиться от чувства вины? (прощение) - Почему важно прощать других? (его тоже будут прощать) - в чем разница между виной и стыдом? Стыд – ответственность перед людьми. Вина – ответственность перед собой После признания чувства стыда наступает раскаяние. Раскаяться – это значит не повторять больше ошибок. |
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД: работа в малой группе.
Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций»
| |||||
Этап 3. Практикум | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
12 минут | 1.Чтение и обсуждение рассказа А.Гайдара «Совесть» - Какими словами можно охарактеризовать чувства девочки? (огорчение, раскаяние, переживание, вину, стыд)
Работа над репродукцией картины А.Ф.Решетникова «Опять двойка». - Ребята, внимательно рассмотрите картину. Давайте попробуем определить по репродукции картины А.Ф.Решетникова чувства каждого героя. -Что выражает взгляд матери? - Что выражает взгляд сестры? - Что можем сказать о младшем брате? - Кто является главным героем? - Какие чувства испытывает мальчик? - Как вы думаете, почему? - Испытывали ли вы похожие чувства и при каких ситуациях? | Коммуникативные УУД: распознавание эмоций | |||||
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | |||||||
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД | |||||
10 мин | Наряду с умением извиняться, важно уметь и прощать. Есть люди, которые легко прощают. А есть люди, которым прощать трудно, которым надо этому учиться. Это зависит от индивидуальных качеств человека. Какие слова мы используем, для того, чтобы извиниться или попросить прощения? (ответы учащихся фиксируются на доске) Извините, пожалуйста. Простите. Приношу свои извинения. Я был не прав, простите. Я не хотел вас обидеть, простите -А теперь давайте рассмотрим 5 шагов к правильному извинению
- Делайте это искренне. - Не оправдывайте свои действия. - Примите обязательство измениться. - Выражайте свои извинения осторожно. - Будьте готовы к неловкости и неудобству. Как можно вежливо ответить, когда у вас просят прощения или извиняются? Хорошо. Принимаю Ваши извинения. Пожалуйста. Я не сержусь. Я не обиделся. Давайте забудем об этом. Игра «Доскажи словечко» -Легче на душе становится, когда тебя …. -Прощение дает нам свободу от чувства… -Какие из приведенных ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда? (Обмануть родителей, обидеть младшего, помочь отстающему ученику, простить обидчика, затеять ссору, хорошо подготовиться к урокам
|
Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии (высказывать мнение группы, аргументировать ответы).
Личностные компетенции: «Позитивная установка».
| |||||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание | |||||||
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Формируемые УУД | |||||
5 минут
| Наш разговор подошел к концу. Заставит ли он задуматься о своих поступках? Закончите фразы: 1. Сегодня я узнал (а). 2. Я понял (а)… 3. Я почувствовал (а)… 4. Я научился (лась)… 5. Я смог (смогла)… 6. Было интересно… 9. - Возьмемся за руки, друзья. Передадим частичку своего тепла друг другу. Попросим мысленно прощения, если вдруг обидели кого-то вольно или невольно. Благословенны будьте, травы И воды в зелени дубрав! Виновных нет: все люди правы, Но больше всех — простивший прав! Учитель первый берет за руку ученика. Тот другого и так далее по цепочке. |
Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии. | |||||
Домашнее задание 2 минуты | Подберите сказки, рассказы о стыде, вине, извинениях ;запишите в тетрадь пословицы и поговорки по теме нашего урока. |
Заключение
Предмет ОРКСЭ интересный, познавательный, помогает детям правильно формировать нормы поведения в обществе. Учащиеся воспринимают предмет с интересом, на уроке очень активны, много говорят, делятся впечатлениями из жизни, делают для себя важные выводы. Дети хорошо воспринимают темы по этикету, самостоятельно ищут материал к урокам, готовят и разыгрывают сценки.
Мои выводы:
Преподавание предмета ОРКСЭ показало, что большинство учащихся относятся к нему с интересом.
Введение предмета в 4 классе оправдано, т.к. это наиболее подходящий возраст для восприятия основ религиозной культуры.
Предмет для детей нужный и полезный, т.к. он помогает формировать их духовную культуру.
Приложения:
В.Осеева «Бабка»
Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами как большая тень.
– Всю квартиру собой заполонила!.. – ворчал Борькин отец.
А мать робко возражала ему:
– Старый человек… Куда же ей деться?
– Зажилась на свете… – вздыхал отец. – В инвалидном доме ей место – вот где!
Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.
* * *
Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела в кухне посудой. Потом будила зятя и дочь:
– Самовар поспел. Вставайте! Попейте горяченького то на дорожку…
Подходила к Борьке:
– Вставай, батюшка мой, в школу пора!
– Зачем? – сонным голосом спрашивал Борька.
– В школу зачем? Темный человек глух и нем – вот зачем!
Борька прятал голову под одеяло:
– Иди ты, бабка…
– Я то пойду, да мне не к спеху, а вот тебе к спеху.
– Мама! – кричал Борька. – Чего она тут гудит над ухом, как шмель?
– Боря, вставай! – стучал в стенку отец. – А вы, мать, отойдите от него, не надоедайте с утра.
Но бабка не уходила. Она натягивала на Борьку чулки, фуфайку. Грузным телом колыхалась перед его кроватью, мягко шлепала туфлями по комнатам, гремела тазом и все что то приговаривала.
В сенях отец шаркал веником.
– А куда вы, мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из за них!
Бабка торопилась к нему на помощь.
– Да вот они, Петруша, на самом виду. Вчерась уж очень грязны были, я их обмыла и поставила.
Отец хлопал дверью. За ним торопливо выбегал Борька. На лестнице бабка совала ему в сумку яблоко или конфету, а в карман чистый носовой платок.
– Да ну тебя! – отмахивался Борька. – Раньше не могла дать! Опоздаю вот…
Потом уходила на работу мать. Она оставляла бабке продукты и уговаривала ее не тратить лишнего:
– Поэкономней, мама. Петя и так сердится: у него ведь четыре рта на шее.
– Чей род – того и рот, – вздыхала бабка.
– Да я не о вас говорю! – смягчалась дочь. – Вообще расходы большие… Поаккуратнее, мама, с жирами. Боре пожирней, Пете пожирней…
Потом сыпались на бабку другие наставления. Бабка принимала их молча, без возражений.
Когда дочь уходила, она начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила, потом вынимала из сундука спицы и вязала. Спицы двигались в бабкиных пальцах то быстро, то медленно – по ходу ее мыслей. Иногда совсем останавливались, падали на колени, и бабка качала головой:
– Так то, голубчики мои… Не просто, не просто жить на свете!
Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стул сумку с книгами и кричал:
– Бабка, поесть!
Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как Борька ест. В эти часы как то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком. Он охотно рассказывал ей об уроках, товарищах.
Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривая:
– Все хорошо, Борюшка: и плохое и хорошее хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает.
Иногда Борька жаловался на родителей:
– Обещал отец портфель. Все пятиклассники с портфелями ходят!
Бабка обещала поговорить с матерью и выговаривала Борьке портфель.
Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку:
– Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?
– Ела, ела, – кивала головой бабка. – Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здрава.
Потом вдруг, глядя на Борьку выцветшими глазами, долго жевала она беззубым ртом какие то слова. Щеки ее покрывались рябью, и голос понижался до шепота:
– Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое что малое. В старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни – богу молиться, долги платить да родителей кормить. Так то, Борюшка, голубчик!
– Я мать не брошу. Это в старину, может, такие люди были, а я не такой!
– Вот и хорошо, Борюшка! Будешь поить кормить да подавать с ласкою? А уж бабка твоя на это с того света радоваться будет.
– Ладно. Только мертвой не приходи, – говорил Борька.
После обеда, если Борька оставался дома, бабка подавала ему газету и, присаживаясь рядом, просила:
– Почитай что нибудь из газеты, Борюшка: кто живет, а кто мается на белом свете.
– «Почитай»! – ворчал Борька. – Сама не маленькая!
– Да что ж, коли не умею я.
Борька засовывал руки в карманы и становился похожим на отца.
– Ленишься! Сколько я тебя учил? Давай тетрадку!
Бабка доставала из сундука тетрадку, карандаш, очки.
– Да зачем тебе очки? Все равно ты буквы не знаешь.
– Все как то явственней в них, Борюшка.
Начинался урок. Бабка старательно выводила буквы: «ш» и «т» не давались ей никак.
– Опять лишнюю палку приставила! – сердился Борька.
– Ох! – пугалась бабка. – Не сосчитаю никак.
– Хорошо, ты при Советской власти живешь, а то в царское время знаешь как тебя драли бы за это? Мое почтение!
– Верно, верно, Борюшка. Бог – судья, солдат – свидетель. Жаловаться было некому.
Со двора доносился визг ребят.
– Давай пальто, бабка, скорей, некогда мне!
Бабка опять оставалась одна. Поправив на носу очки, она осторожно развертывала газету, подходила к окну и долго, мучительно вглядывалась в черные строки. Буквы, как жучки, то расползались перед глазами, то, натыкаясь друг на дружку, сбивались в кучу. Неожиданно выпрыгивала откуда то знакомая трудная буква. Бабка поспешно зажимала ее толстым пальцем и торопилась к столу.
– Три палки… три палки… – радовалась она.
* * *
Досаждали бабке забавы внука. То летали по комнате белые, как голуби, вырезанные из бумаги самолеты. Описав под потолком круг, они застревали в масленке, падали на бабкину голову. То являлся Борька с новой игрой – в «чеканочку». Завязав в тряпочку пятак, он бешено прыгал по комнате, подбрасывая его ногой. При этом, охваченный азартом игры, он натыкался на все окружающие предметы. А бабка бегала за ним и растерянно повторяла:
– Батюшки, батюшки… Да что же это за игра такая? Да ведь ты все в доме переколотишь!
– Бабка, не мешай! – задыхался Борька.
– Да ногами то зачем, голубчик? Руками то безопасней ведь.
– Отстань, бабка! Что ты понимаешь? Ногами надо.
* * *
Пришел к Борьке товарищ. Товарищ сказал:
– Здравствуйте, бабушка!
Борька весело подтолкнул его локтем:
– Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.
Бабка одернула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:
– Обидеть – что ударить, приласкать – надо слова искать.
А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:
– А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.
– Как это – главная? – заинтересовался Борька.
– Ну, старенькая… всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей то так? Смотри, отец взгреет за это.
– Не взгреет! – нахмурился Борька. – Он сам с ней не здоровается.
Товарищ покачал головой.
– Чудно! Теперь старых все уважают. Советская власть знаешь как за них заступается! Вот у одних в нашем дворе старичку плохо жилось, так ему теперь они платят. Суд постановил. А стыдно то как перед всеми, жуть!
– Да мы свою бабку не обижаем, – покраснел Борька. – Она у нас… сыта и здрава.
Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у дверей.
– Бабка, – нетерпеливо крикнул он, – иди сюда!
– Иду, иду! – заковыляла из кухни бабка.
– Вот, – сказал товарищу Борька, – попрощайся с моей бабушкой.
После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку:
– Обижаем мы тебя?
А родителям говорил:
– Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех – никто о ней не заботится.
Мать удивлялась, а отец сердился:
– Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня – мал еще!
И, разволновавшись, набрасывался на бабку:
– Вы, что ли, мамаша, ребенка учите? Если недовольны нами, могли бы сами сказать.
Бабка, мягко улыбаясь, качала головой:
– Не я учу – жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет! Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьете, то не вернете.
* * *
Перед праздником возилась бабка до полуночи в кухне. Гладила, чистила, пекла. Утром поздравляла домашних, подавала чистое глаженое белье, дарила носки, шарфы, платочки.
Отец, примеряя носки, кряхтел от удовольствия:
– Угодили вы мне, мамаша! Очень хорошо, спасибо вам, мамаша!
Борька удивлялся:
– Когда это ты навязала, бабка? Ведь у тебя глаза старые – еще ослепнешь!
Бабка улыбалась морщинистым лицом.
Около носа у нее была большая бородавка. Борьку эта бородавка забавляла.
– Какой петух тебя клюнул? – смеялся он.
– Да вот выросла, что поделаешь!
Борьку вообще интересовало бабкино лицо.
Были на этом лице разные морщины: глубокие, мелкие, тонкие, как ниточки, и широкие, вырытые годами.
– Чего это ты такая разрисованная? Старая очень? – спрашивал он.
Бабка задумывалась.
– По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно читать.
– Как же это? Маршрут, что ли?
– Какой маршрут? Просто горе и нужда здесь расписались. Детей хоронила, плакала – ложились на лицо морщины. Нужду терпела, билась – опять морщины. Мужа на войне убили – много слез было, много и морщин осталось. Большой дождь и тот в земле ямки роет.
Слушал Борька и со страхом глядел в зеркало: мало ли он поревел в своей жизни – неужели все лицо такими нитками затянется?
– Иди ты, бабка! – ворчал он. – Наговоришь всегда глупостей…
* * *
Когда в доме бывали гости, наряжалась бабка в чистую ситцевую кофту, белую с красными полосками, и чинно сидела за столом. При этом следила она в оба глаза за Борькой, а тот, делая ей гримасы, таскал со стола конфеты. У бабки лицо покрывалось пятнами, но сказать при гостях она не могла. Подавали на стол дочь и зять и делали вид, что мамаша занимает в доме почетное место, чтобы люди плохого не сказали. Зато после ухода гостей бабке доставалось за все: и за почетное место, и за Борькины конфеты.
– Я вам, мамаша, не мальчик, чтобы за столом подавать, – сердился Борькин отец.
– И если уж сидите, мамаша, сложа руки, то хоть за мальчишкой приглядели бы: ведь все конфеты потаскал! – добавляла мать.
– Да что же я с ним сделаю то, милые мои, когда он при гостях вольным делается? Что спил, что съел – царь коленом не выдавит, – плакалась бабка.
В Борьке шевелилось раздражение против родителей, и он думал про себя: «Вот будете старыми, я вам покажу тогда!»
* * *
Была у бабки заветная шкатулка с двумя замками; никто из домашних не интересовался этой шкатулкой. И дочь и зять хорошо знали, что денег у бабки нет. Прятала в ней бабка какие то вещицы «на смерть». Борьку одолевало любопытство.
– Что у тебя там, бабка?
– Вот помру – все ваше будет! – сердилась она. – Оставь ты меня в покое, не лезу я к твоим то вещам!
Раз Борька застал бабку спящей в кресле. Он открыл сундук, взял шкатулку и заперся в своей комнате. Бабка проснулась, увидала открытый сундук, охнула и припала к двери.
Борька дразнился, гремя замками:
– Все равно открою!..
Бабка заплакала, отошла в свой угол, легла на сундук.
Тогда Борька испугался, открыл дверь, бросил ей шкатулку и убежал.
– Все равно возьму у тебя, мне как раз такая нужна, – дразнился он потом.
* * *
За последнее время бабка вдруг сгорбилась, спина у нее стала круглая, ходила она тише и все присаживалась.
– В землю врастает, – шутил отец.
– Не смейся ты над старым человеком, – обижалась мать.
А бабке в кухне говорила:
– Что это вы, мама, как черепаха, по комнате двигаетесь? Пошлешь вас за чем нибудь и назад не дождешься.
* * *
Умерла бабка перед майским праздником. Умерла одна, сидя в кресле с вязаньем в руках: лежал на коленях недоконченный носок, на полу – клубок ниток. Ждала, видно, Борьку. Стоял на столе готовый прибор. Но обедать Борька не стал. Он долго глядел на мертвую бабку и вдруг опрометью бросился из комнаты. Бегал по улицам и боялся вернуться домой. А когда осторожно открыл дверь, отец и мать были уже дома.
Бабка, наряженная, как для гостей, – в белой кофте с красными полосками, лежала на столе. Мать плакала, а отец вполголоса утешал ее:
– Что же делать? Пожила, и довольно. Мы ее не обижали, терпели и неудобства и расход.
* * *
В комнату набились соседи. Борька стоял у бабки в ногах и с любопытством рассматривал ее. Лицо у бабки было обыкновенное, только бородавка побелела, а морщин стало меньше.
Ночью Борьке было страшно: он боялся, что бабка слезет со стола и подойдет к его постели. «Хоть бы унесли ее скорее!» – думал он.
На другой день бабку схоронили. Когда шли на кладбище, Борька беспокоился, что уронят гроб, а когда заглянул в глубокую яму, то поспешно спрятался за спину отца.
Домой шли медленно. Провожали соседи. Борька забежал вперед, открыл свою дверь и на цыпочках прошел мимо бабкиного кресла. Тяжелый сундук, обитый железом, выпирал на середину комнаты; теплое лоскутное одеяло и подушка были сложены в углу.
Борька постоял у окна, поковырял пальцем прошлогоднюю замазку и открыл дверь в кухню. Под умывальником отец, засучив рукава, мыл галоши; вода затекала на подкладку, брызгала на стены. Мать гремела посудой. Борька вышел на лестницу, сел на перила и съехал вниз.
Вернувшись со двора, он застал мать сидящей перед раскрытым сундуком. На полу была свалена всякая рухлядь. Пахло залежавшимися вещами.
Мать вынула смятый рыжий башмачок и осторожно расправила его пальцами.
– Мой еще, – сказала она и низко наклонилась над сундуком. – Мой…
На самом дне загремела шкатулка. Борька присел на корточки. Отец потрепал его по плечу:
– Ну что же, наследник, разбогатеем сейчас!
Борька искоса взглянул на него.
– Без ключей не открыть, – сказал он и отвернулся.
Ключей долго не могли найти: они были спрятаны в кармане бабкиной кофты. Когда отец встряхнул кофту и ключи со звоном упали на пол, у Борьки отчего то сжалось сердце.
Шкатулку открыли. Отец вынул тугой сверток: в нем были теплые варежки для Борьки, носки для зятя и безрукавка для дочери. За ними следовала вышитая рубашка из старинного выцветшего шелка – тоже для Борьки. В самом углу лежал пакетик с леденцами, перевязанный красной ленточкой. На пакетике что то было написано большими печатными буквами. Отец повертел его в руках, прищурился и громко прочел:
– «Внуку моему Борюшке».
Борька вдруг побледнел, вырвал у него пакет и убежал на улицу. Там, присев у чужих ворот, долго вглядывался он в бабкины каракули: «Внуку моему Борюшке».
В букве «ш» было четыре палочки.
«Не научилась!» – подумал Борька. И вдруг, как живая, встала перед ним бабка – тихая, виноватая, не выучившая урока.
Борька растерянно оглянулся на свой дом и, зажав в руке пакетик, побрел по улице вдоль чужого длинного забора…
Домой он пришел поздно вечером; глаза у него распухли от слез, к коленкам пристала свежая глина.
Бабкин пакетик он положил к себе под подушку и, закрывшись с головой одеялом, подумал: «Не придет утром бабка!»