МБОУ « Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»
Итоговый проект на тему: «Закономерности взаимоотношений организмов и среды».
Работу выполнил:
ученик 9 класса «А»
Сидоренков Егор
Учитель: Василенкова
Ольга Владимировна
пгт. Шумячи
2017 г.
Паспорт проекта
Название проекта
| Закономерности взаимоотношений организмов и среды. |
Образовательная организация | МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина» |
Разработчики | Учитель биологии МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»-Василенкова О.В. Ученик 9 «А» класса МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»-Сидоренков Егор |
Актуальность | В настоящее время большое внимание уделяется сохранению здоровья школьников. Одной из проблем является, по нашему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Мы считаем, что главное - помочь школьникам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Фитонциды убивают вредные микроорганизмы - это способствует улучшению здоровья человека. |
Цель проекта | -Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и обеспечение максимальной активности детей в процессе познания мира. -Изучение влияния древесных пород на воздушную среду и здоровье учащихся.
|
Задачи проекта | Привлечь внимание к проблеме формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья. Изучить вопрос влияния древесных пород на воздушную среду, опираясь на научную литературу; фитонцидные свойства древесных пород. Осуществить отбор древесных пород, исходя из их фитонцидных свойств. |
Методы
| анализ литературы, объяснительно-иллюстративный метод, метод практических действий, индивидуальная работа. |
Этапы работы над проектом | Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе я изучил проблему, определил цель и задачи теоретической и экспериментальной работы, отобрал наиболее оптимальные диагностические способы оценки здоровья. На втором этапе на основе данных медицинского работника школы, изучил состояние здоровья учащихся по видам заболеваний и уровень физической подготовленности по отношению к группе здоровья. На третьем этапе исследования обработал данные, обобщил результаты и сделал выводы.
|
Реализация проекта | Для реализации проекта были определены следующие направления: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, взаимодействие с родителями. Данный проект реализуется посредством внедрения в работу проектного метода обучения. |
Предполагаемые результаты
|
|
Продукты проекта
| Исследовательская работа, сопровождающаяся презентацией. |
Приложение | Фотографии. |
Пояснительная записка
В настоящее время большое внимание уделяется сохранению здоровья школьников. Правительством Российской Федерации разработана и утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Одним из направлений работы является сохранение и укрепление здоровья детей.
Концепция школьного образования гласит, в школьном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются привычки.представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Значимость данной проблемы рассматривается и в Федеральной программе развития образования, Концепции модернизации образования, в Конвенции о правах ребенка. В Законе «Об образовании» статья 51 п.1 говорится, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.
Одной из проблем является, по нашему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Мы считаем, что главное - помочь школьникам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
В современномшкольном учреждении необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и использовании особенностей его организма, индивидуализации оздоровительных мероприятий, создании определённых условий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности школьников, педагогов и родителей.
Школьники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо, чтобы школьник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.
Гипотеза: Эффективность формирования основ здорового образа жизни у школьников обеспечивается следующими педагогическими условиями: информацией об основах здорового образа жизни; обогащение предметно-пространственной среды путем подбора целебных растений для арома и фитотерапии;
Обоснование актуальности проекта
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно.
Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.
Предполагаемые результаты
Развитие исследовательских умений и навыков;
Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью;
Обогащение предметно-пространственной среды путем подбора целебных растений для арома и фитотерапии;
Цели:
-формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и обеспечение максимальной активности детей в процессе познания мира.
-изучение влияния древесных пород на воздушную среду и здоровье учащихся.
Задачи:
- Привлечь внимание к проблеме формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья.
- Изучить вопрос влияния древесных пород на воздушную среду, опираясь на научную литературу; фитонцидные свойства древесных пород.
- Осуществить отбор древесных пород, исходя из их фитонцидных
свойств
Оглавление
1. | Введение | 2-3 стр. |
2. | Литературный обзор | 4 стр. |
3. | География Шумячского района | 5 стр. |
4. | Результаты исследования | 6 стр. |
4.1. | Изучение планировки пришкольной территории | 6 стр. |
4.2. | Изучение видового состава древесных пород | 7 стр. |
4.3. | Изучение зеленой защитной полосы пришкольного участка | 8 стр. |
4.4. | Санитарно – гигиеническая оценка древесных пород | 9стр. |
4.5. | Изучение лечебного действия деревьев и кустарников | 10-11 стр. |
5. | Анализ состояния здоровья учащихся школы | 12 стр. |
5.1. | Школьные болезни | 12 стр. |
5.2. | Группы здоровья | 12 стр. |
5.3. | Диагностика здоровья учащихся в режиме школы | 13 стр. |
5.4. | Диагностика больных учащихся в режиме школы | 13 стр. |
6. | Выводы и заключение | 14 стр. |
7. | Список литературы | 15 стр. |
8. | Приложение | 16-19 стр. |
1. Введение
Вопросам климата пришкольной территории (участка) в последние годы уделяется большое внимание, поскольку состояние учебных, воспитательно - образовательных, общественных и других типов учреждений напрямую связано со здоровьем человека.
Создание ограждений, визуально расширяющего границы участка и создающего эффект уединения является создание насаждений из деревьев и кустарников.
Характеризуя полезные функции насаждений, можно отметить их существенную роль в защите территории от пыли, вредных для человека газообразных соединений. Насаждения в значительной степени снижают концентрацию вредных газообразных веществ в атмосфере. В этом отношении эффективны кустарники, а именно кизильник, боярышник, калина, из деревьев – тополь. Это растения, имеющие опушенные или выделяющие клейкие вещества листья.
Всему растительному миру присущи фитонцидные свойства, однако степень антимикробной активности летучих выделений тех или иных видов различна. Так, фитонциды убивают вредные микроорганизмы у черемухи обыкновенной – за 15 минут, лимонного дерева – за 5 минут, у черной смородины – за 10 минут, но стоит помнить, что в воздухе микробы не размножаются, но могут сохранять свою жизнеспособность и болезнетворные свойства длительное время.
Актуальность проекта: в настоящее время большое внимание уделяется сохранению здоровья школьников. Одной из проблем является, по нашему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Мы считаем, что главное - помочь школьникам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Фитонциды убивают вредные микроорганизмы - это способствует улучшению здоровья человека.
Объектом исследования стала воздушная среда пришкольного участка и состояние здоровья учащихся школы.
Цель исследования:
-изучение влияния древесных пород на воздушную среду и здоровье учащихся.
-формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и обеспечение максимальной активности детей в процессе познания мира.
Задачи:
Привлечь внимание к проблеме формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья.
Изучить вопрос влияния древесных пород на воздушную среду, опираясь на научную литературу; фитонцидные свойства древесных пород.
Осуществить отбор древесных пород, исходя из их фитонцидных свойств.
Методы исследования:
анализ литературы,
объяснительно-иллюстративный метод,
метод практических действий,
индивидуальная работа.
Методика исследования:
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе я изучил проблему, определил цель и задачи теоретической и экспериментальной работы, отобрал наиболее оптимальные диагностические способы оценки здоровья.
На втором этапе на основе данных медицинского работника школы, изучил состояние здоровья учащихся по видам заболеваний и уровень физической подготовленности по отношению к группе здоровья.
На третьем этапе исследования обработал данные, обобщил результаты и сделал выводы.
2.Литературный обзор
В этом проекте были использованы книги не только непосредственно по данной теме, но и дополнительные книги по географическому положению объекта исследования, природным условиям на данной территории.
Разные книги содержат различную информацию: одни делают упор на местообитания и область определения растений, другие – на биологические особенности вида. Поэтому в проекте я не выделял какую-либо одну книгу, на которую опиралась и полностью основывалась на ней; все имеющиеся книги были одинаково полезны.
В целом все книги помогли мне правильно исследовать территорию окрестностей школы. На основе данных из многих книг я смог правильно сформулировать цель и задачи исследования, а также четко сделать вывод.
3. География Шумячского района
Шумячский район расположен в подтаёжной зоне смешанныхшироколиственно - тёмнохвойных лесов. Растительность представлена лесами, лугами, болотами, водной растительностью, посевами культурных растений. Леса (осина, берёза, ель) которые занимают около 40% территории. Во флоре лугов преобладают многолетние виды: тимофеевка луговая, овсяница луговая, мятлик луговой, ежа сборная и др. и вместе с бобовыми культурами (клевер) составляют основу растительного покрова. Широко распространены на лугах однолетние полупаразиты: погремок малый, очанки, мытники. В почвах лугов насчитывается до 80 видов водорослей. Болота занимают на территории района значительные площади с преобладанием низинных болот. На них произрастают различные виды осок (острая, пузырчатая, лисья), тростник обыкновенный, хвощ болотный, хвощ приречныйи др.; на почве — зеленые блестящие гипновые мхи. Из древесных растений на болотах можно встретить сосну обыкновенную, берёзу пушистую и некоторые виды ив.
Климат
Климат умеренно-континентальный. Средняя температура января −9 C, июля +17 C. Относится к избыточно увлажняемым территориям, осадков от 630 до 730 мм в год, больше в северо-западной части — где чаще проходят циклоны, максимум летом. Среднегодовое количество дней с осадками от 170 до 190. Вегетационный период 129—143 дня. Период с положительной среднесуточной температурой воздуха продолжается 213—224 дня. Средняя продолжительность безморозного периода 125—148 дней. Для района характерна значительная изменчивость циркуляции атмосферы в течение года, что приводит к весьма заметным отклонениям температуры и осадков. Распределение осадков в течение года также неравномерно. Наибольшее количество их выпадает летом (порядка 225—250 мм). За год в целом преобладают ветры западного, юго-западного и южного направлений. Также Шумячский район характеризуется высокой облачностью (наибольшее количество ясных дней весной — до 10%)
Преобладающими типами почв являются дерново-подзолистые (78 % площади) и супесчаные. Реже встречаются типичные подзолы, дерновые, различные виды болотных и пойменных почв. Отмечается низкое содержание гумусаи деградация плодородия, а в результате прекращения мелиорации местами развивается водная эрозия почв.
4.Результаты исследований
4.1. Изучение планировки пришкольной территории
Школа является многофункциональным учреждением. В течение учебного года учащиеся не только обучаются, а также отдыхают, занимаются спортом и гуляют на территории пришкольного участка. Поэтому каждому ребенку на территории должно быть не только комфортно, но и безопасно.
Для этого была проведена оценка пришкольной территории по наличию и расположению рядом с ней основных функциональных зон.
Таблица №1
Оценка пришкольной территории по наличию и расположению рядом с ней основных функциональных зон
Измерения | Санитарно-гигиенические нормы, м | Результаты |
Расстояние от границ школы до предприятий быта, промышленного предприятия | не менее 50 | Рядом со школой отсутствуют промышленные предприятия. |
Расстояние до ближайшего жилого дома | не менее 10 | 37м |
Расстояние от школы до дороги с нерегулярным движением автотранспорта | 15-25 | 25-54м |
Расстояние от школы до дороги с регулярным движением автотранспорта | 100-170 | 335м |
Вывод: в расположении основных функциональных зон выдержаны все санитарно-гигиенические нормы.
4.2. Изучение видового состава древесных пород на территории пришкольного участка МБОУ « Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина»
Был определен основной видовой состав деревьев и кустарников. Всего 17 видов деревьев и 2 вида кустарников.

По результатам исследования было выяснено, что на территории пришкольного участка встречаются древесные породы, обладающие фитонцидными свойствами (береза, липа, рябина, сирень и т.д.) и они размещены со стороны автодороги, защищая школу от копоти, пыли и вредных микроорганизмов.
Вывод: большая часть древесных пород правильно высажена на территории участка с учетом главной цели защиты детей от пыли и вредных микроорганизмов.
4.3. Изучение зеленой защитной полосы пришкольного участка

Озелененную часть пришкольной территории не зря называют «зеленой защитной полосой» Она выполняет функции защиты школьного здания от шума, пыли, нормализует состав воздуха. Поэтому с помощью рулетки были произведены замеры основных показателей, характеризующих зеленую защитную зону, и получены следующие данные
Таблица №2
Зеленая защитная полоса пришкольного участка
Измерения | Санитарно-гигиенические нормы, м | Полученные результаты |
Ширина защитной полосы из деревьев и кустарников: на границе территории со стороны магистрали | не менее 1,5 не менее 6 | 3-4м 5-6м |
Расстояние от школы до деревьев | не менее 15 | 5-20м |
Расстояние от школы до кустарников | не менее 5 | 10-70м |
Ширина между узколиственными деревьями | 5-6 | 5м |
Ширина между широколиственными деревьями | 8-10 | 4м |

Вывод: основные показатели, характеризующие зеленую защитную зону соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.
4.4. Санитарно – гигиеническая оценка древесных пород
Произведена оценка жизненной устойчивости деревьев.
Результаты исследований сведены в таблицу.
Таблица №3
Санитарно-гигиеническая оценка древесных пород
Название дерева | Санитарно – гигиеническая оценка | Эстетическая оценка |
Липа | 1 | 1 |
Сирень | 1 | 1 |
Клён | 1 | 1 |
Берёза | 1 | 1 |
Санитарно-гигиенические функции зеленых насаждений |
Снижение запыленности и загазованности воздуха | Клен, сирена, липа |
Газозащитная роль зеленых насаждений | Клен, сирень, береза ,липа, можжевельник |
Ветрозащитная роль | Все виды |
Фитонцидное действие | Береза, сосна, сирень, черемуха, можжевельник и т. д. |


4.5. Изучение лечебного действия деревьев и кустарников
Изучены фитонцидные свойства древесных пород и выявлено их влияние на организм человека.
Изучение производилось анализом научной литературы, результаты исследования сведены в таблицу.
Таблица №4
Деревья и кустарники, летучие выделения которых обладают лечебным действием
№ | Семейство, вид | Лечебное действие | Степень антимикробной активности, мин |
1 | Береза | Выполняет роль санитара окружающей среды, расправляясь со многими болезнетворными организмами | 10 |
2 | Ива желтая | Выполняет роль санитара окружающей среды | 6 |
3 | Клен | Фитонциды увеличивают защитные силы организма | 5 |
4 | Липа | Вещества оказывают бронхолитическое воздействие | 5 |
6 | Сосна обыкновенная | Практически все виды, входящие в род сосновых, обладают антимикробными свойствами. Сосновые фитонциды увеличивают защитные силы организма и снижают риск простудных заболеваний | 10 |
7 | Сирень | Выделяемые вещества обладают антимикробными свойствами | 15 |
8 | Смородина черная | Фитонциды активны по отношению к золотистому стафилококку, микроскопическим грибам, возбудителям дизентерии, дифтерии | 15 |
9 | Черемуха | Исключительные антимикробные свойства фитонцидов | 5 |
10 | Яблоня | Выделяемые вещества активны по отношению к возбудителям дизентерии, золотистого стафилококка, протея, вирусов группы А | 5 |
Из анализа результатов таблицы, видно, что наибольшими фитонцидными свойствами обладают береза, черная смородина, сирень, сосна – именно эти породы наиболее полезны для человека.

5. Анализ состояния здоровья учащихся школы
Исходя из санитарно - гигиенического состояния пришкольной территории, я решил сделать оценку здоровья учащихся нашей школы.

Школьные болезни
Результаты медосмотров показывают, что на первом месте стоят заболевания дыхательных путей, болезни желудка, нарушение осанки и зрения.
Большую часть времени дети проводят за партой, телевизором, компьютером. Причина нарушения зрения – переутомление глаз от чрезмерной нагрузки и несоблюдением правил ухода за глазами. Данные опроса свидетельствуют, что переутомление происходит не от школьной загруженности, а от образа жизни. Большую часть свободного времени подростки тратят на просмотр сериалов и компьютерные игры.
Группы здоровья
Таблица №5
Учебный год | 2014/15 | 2015/16 | 2016/17 |
Всего учащихся | 402 | 383 | 374 |
1группа 2группа 3группа 4группа | 39 (10%) 235;58% 124;31% 6;1% | 8;2% 189;49% 184;48% 2;0,5% | 2; 0,5% 214;57% 156;42% 0;0% |

Диагностика здоровья учащихся в режиме школы
Таблица №6
Учебный год | Всего учащихся | Всего здоровых, % |
2014 – 2015 | 402 | 39;10% |
2015 – 2016 | 383 | 8;2% |
2016 – 2017 | 374 | 2;0,5% |
Прослеживается отрицательная динамика здоровья детей по сравнению с каждым предыдущим годом.
Диагностика больных учащихся в режиме школы
Таблица №7
№ п/п | Виды заболеваний |
2014/15 уч. г. | 2015/16 уч. г. | 2016/17 уч. г. |
1 | Нарушение зрения | 60(15%) | 70;18% | 70;18% |
2 | Сердечно-сосудистые заболевания | 195; 48% | 230; 6о% | 264 ;71% |
3 | Неврозы | 14; 3% | 8; 2% | 13; 3% |
4 | ЖКТ | 51; 12% | 75; 20% | 80; 21% |
5 | ЛОР | 40; 10% | 19; 5% | 21; 5% |
6 | Нарушение осанки | 113; 28% | 125; 33% | 124; 33% |
Из таблиц видно, что здоровыми признаны чуть более 1/3 учащихся школы.
Выводы и заключение:
Говоря об эстетической оценке деревьев, можно сказать, что в основном деревья имеют высокие декоративные качества и проведение санитарных мероприятий не требуется. Но есть и деревья средней декоративности, которым требуются небольшие работы по лечению ран, обрезке сухих ветвей и сучьев с последующей заделкой и декорированием мест повреждения. Такая помощь нужна берёзе.
В ходе работы проанализировано достаточно много материала, проведены исследования, сделаны выводы. Во всех формах организации использовались следующие принципы:
работа для школы должна быть полезной;
работа должна быть направлена на решение вопросов охраны здоровья детей;
работа должна способствовать обретению учащимися дополнительных знаний и умений в области экологической культуры, медицины и сохранения здоровья.
Своим проектом я решил показать свое отношение и обратить внимание других ребят к здоровому образу жизни. Ведь забота о нашем здоровье – задача не только родителей, учителей, но и нас самих.

7. Литература
Андреева Н.Д., Малиновская Н.В. «Биология в школе» №8, 2010.
Артюхова И.С. «Биология в школе» №7, 2008.
Медведев В.А. «Тысяча забытых рецептов», 2005г.
Приложение

Можжевельник

Липы по периметру школы

Сирень

Клён

Волейбольная площадка

Детская площадка

Спортивная площадка
16