Итоговый проверочный тест по русскому языку за курс 5-го класса.
Вариант 1.
Часть А
А1. Укажите предложение, в котором есть обстоятельство.
Майор привез мальчишку на лафете.
Тускло льется свет лампады.
Вместе с тихим сном сливалось убаюкиванье грез.
Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы.
А2. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены неправильно.
В кабинете висели портреты писателей Пушкина, Лермонтова, Толстого.
Полно, доченька, не плачь.
Старый Лондон пахнет ромом, дымом, жестью и туманом.
Все соседи только про нее и говорят: «Работница – золотые руки!»
А3. Укажите слово, в котором все согласные звуки звонкие.
Край
Сгореть
Роль
Взгляд
А4. Укажите слово, в котором верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
туфлЯ
квартАл
нАчала
свеклА
А5. Укажите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.
И..пугать, ра..будить
Бе..вкусный, ра..цветка
И..дание, в..кочить
Ни..падать, ..дирать.
А6. Укажите ряд, в котором в обоих словах пропущена буква а.
Выр..стать, зар..сли
Прил..жение, р..сток
Водор..сли, пол..жение
Подр..сти, прил..гательно.
А7. Укажите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.
Ч..рный, ш..лк
Ц..фра, тонкие пальц..
Ш..рох, ш..пот
Свежие огурц.., ц..линдр
А8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
Футбольные тренера
Пять апельсинов
Строй солдат
Пара чулок
А9. Укажите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.
Обычаи народо Испани.., мечтать о счасть..
Иду по дорожк.., в старинном здани..
Стро..л, кле..л
В краеведческом музе.., изображен на фотографи..
А10. Укажите ряд, в котором в обоих словах пропущена буква и.
Полож..м., зап..реть
Забл..стел, тороп..м
Выж..гал, бор..мся
Увид..м, уб..рал
А11. Укажите ряд, в котором в обоих словах пропущена буква ь.
Сомневает..ся, крутиш..ся
Поеш.., потеряет..ся
Катаеш...ся, убереч..ся
Испугает..ся, мажеш…
Часть В.
(1)За окном порхали снежинки; одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, укутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. (2)Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительно белого льда и все же живая! (3)Она кивнула мальчику и поманила его рукой. (4)Мальчуган испугался и спрыгнул со стула; мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу.
В1. Запишите цифрой количество грамматических основ в предложении 4.
В2. Из предложений 3,4 выпишите синонимы.
В3. Из предложения 1 выпишите существительное с чередованием согласного в корне.
В4. Из предложения 2 выпишите краткие прилагательные.
Часть С.
При выполнении заданий запишите ваш ответ словами или цифрами
1) Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. 2) Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. 3) У меня тогда в голове была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне приниматься.
4) То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далекие звезды. 5) А то я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять на капитанском мостике, и посетить далекий Сингапур, и купить там забавную обезьянку. 6) А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции, чтобы ходить в красной фуражке.
7) Или у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. 8) А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником и переплыть все океаны на скромном челноке, питаясь одной только сырой рыбой. (В. Драгунский)
Из предложений 6-8 выпиши слово с чередующейся безударной гласной. Из предложений 1-3 выпиши слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква С, если звонкий, то З». Запиши, сколько букв и звуков в слове ужасная. Что обозначает слово челнок. Подбери синоним к слову забавный. Из предложения 3 выпиши все местоимения. Из предложения №4 выпиши существительные 2 склонения. 8. Сколько грамматических основ в предложении №1? 9. Замени слово отважный путешественник синонимичным. | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вариант 2.
Часть А.
А1. Укажите предложение, в котором есть обстоятельство.
Подснежников корзину принесите во дворец!
Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь.
Шелестят зеленые сережки, и горят серебряные росы.
Море качало утлый кораблик.
А2. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены неправильно.
О чем ты, заинька плачешь?
«Я не ветеринар», - сказал Карл Петрович и захлопнул крышку рояля.
Брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона.
У князя Святослава было три сына: Ярополк, Олег и Владимир.
А3. Укажите слово, в котором все согласные звуки глухие.
Цапля
Весть
Шумный
Шубка
А4. Укажите слово, в котором верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
щавЕль
дОговор
понЯли
помощь нУжна
А5. Укажите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.
Чре..мерный, ..бегать из-под стражи
В..кочить, бе..ценный
Во..клицание, ра..мах
И..полнить, ни..вергать.
А6. Укажите ряд, в котором в обоих словах пропущена буква а.
Р..стущий, р..сточек
Сл..жение, выр..щу
Зар..сти, пол..житься
Ср..статься, сл..гаемое
А7. Укажите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.
Крыж..вник, прямая ч..лка
Ц..рк, куриц..
поч..тный, щ..лкать
Юркие скворц.., панц..рь.
А8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
Урожай яблок
Молодые офицера
Песни цыган
Пара носков
А9. Укажите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.
Родился в Дани.., поехал на поезд..
Расста..л, постро..л
Разбирается в математик.., в окружени.. детей
Записать в тетрад.., спать на кроват..
А10. Укажите ряд, в котором в обоих словах пропущена буква и.
Стро..м, зам..реть
Выд..рать, дыш..м
Запиш..м, ст..рают
Расст..лать, копа..м
А11. Укажите ряд, в котором в обоих словах пропущена буква ь.
Вертит..ся, думаеш...
Пролистаеш.., пытает..ся
Одевает..ся, возиш..ся
Выступаеш.., отвлеч..ся.
Часть В.
(1)Герда приплыла к большому вишневому саду, в котором приютился домик с красными и синими стеклами в окошках и соломенной крышей. (2)У дверей стояли два деревянных солдата и отдавали ружьями честь всем, кто проплывал мимо.
(3)Герда закричала им - она приняла их за живых, - но они, понятно, не ответили ей. (4)Вот она подплыла к ним еще ближе, лодка подошла чуть не к самому берегу, и девочка закричала еще громче. (5)Из домика вышла, опираясь на клюку, старая-престарая старушка в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами
В1. Запишите цифрой количество грамматических основ в предложении 3.
В2. Из предложений 4 выпишите синонимы, обозначающие действия
В3. Из предложения 1 выпишите существительное с чередованием согласного в корне.
В4. Из предложения 5 выпишите прилагательные, выступающие в роли синонимов.
Часть С.
При выполнении заданий запишите ваш ответ словами или цифрами
1) Когда я решил заняться боксом, мама наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзинку. 2) В ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл. 3) Она достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку. 4) А я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. 5) И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара. 6) Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один – желтый стеклянный, а другой - из пуговицы от наволочки. 7) Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже заранее сдается... 8) И я вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой. 9) И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. 10) Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара...
Из предложений 1-3 выпиши слово с чередующейся безударной гласной.
Из предложений 5-6 выпиши слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква С, если звонкий – то З».
Запиши, сколько букв и звуков в слове разные.
Что обозначает слово облезлый?
Замени слово таскал из предложения № 8 синонимом.
Из предложений 4-5 выпиши прилагательное, в суффиксе которого пишется –НН-
Из предложения № 9 выпиши все местоимения.
Сколько грамматических основ в предложении №1?
Замените слово здоровущий мишка синонимичным.
Ответы
Вариант 1.
Часть А
А1. 2
А2. 1
А3. 3
А4 2
А5 4
А6. 4
А7. 1
А8. 1
А9. 3
А10. 4
А11. 3
Часть В
В1. 2
В2. Мальчику, мальчуган
В3. Снежинки
В4. Прелестна, нежна.
Часть С
1. разгорался
2. растерянный
3. 7б, 8 зв.
4. лодка, корабль
5. смешной, веселый
6. у меня, я, какой-то, за что, мне
7. астроном, телескоп
8. 3
9. храбрый, смелый, мужественный
Вариант 2.
Часть А
А1. 1
А2. 1
А3. 4
А4 1
А5 2
А6. 4
А7. 3
А8. 2
А9. 4
А10. 2
А11. 4
Часть В
В1. 3
В2. Подплыла, подошла
В3. (к) саду
В4. Старая-престарая
Часть С
1. наклонилась
2. развивался
3. 6б, 7 зв.
4. потерявший цвет, потертый, полинявший
5. носил, брал
6. стеклянный
7. он, я, (об) него
8. 2
9. большущий, огромный