Урок-путешествие
Тема: Обобщение изученного о прилагательном в 6 классе
Цели: систематизировать и обобщить знания учащихся о прилагательном, его грамматических признаках и правописании; совершенствовать навыки использования теоретических знаний на практике; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление; развивать воображение.
Оборудование: компьютер, проектор.
Используется технология коллективно-группового обучения.
Ход урока
Приобретение билетов (актуализация опорных знаний).
Какая часть речи называется прилагательным?
Назовите постоянные признаки прилагательных.
Назовите непостоянные признаки прилагательных.
Какие прилагательные имеют степени сравнения?
Как образуется сравнительная степень?
Как образуется превосходная степень?
Какова синтаксическая роль прилагательных?
Почему у прилагательного деревянный нет краткой формы и степеней сравнения.
Станция «Практическая» (каждая группа получает своё задание).
Исправьте ошибки:
Красивый – красивше; старший – старее; твёрдый – твердее; хороший – хорошее.
Слова (не) правдив, а лжив; вовсе (не) интересный рассказ вы напишете:
А) слитно, Б) раздельно, В) через дефис? Почему?
3. Вставьте пропущенные буквы: хорош..го, свеж..го, чуж..го, вещ..вой, камыш..вый. Обозначьте части слов, в которых находятся орфограммы.
4. В словах нефт..ной, слюд..ной, торф..ной суффикс:
А) – енн -; Б) – ян -; В) – ин - ?
К какому разряду по значению относятся эти прилагательные?
5. Какой суффикс вы используете, образуя прилагательные от существительных француз, матрос, Украина:
А) – к -; Б) – ск -; В) – цк -?
К какому разряду по значению относятся эти прилагательные?
Станция «Стихотворная».
Вспомните 1-й столбик стихотворения М. Лермонтова «Парус». Выпишите прилагательные, образуйте от них, если это возможно, краткую форму и степени сравнения.
Станция «Дружба».
1. Согласуйте прилагательные с существительными, записанными в скобках.
А) вкусный (кофе, пюре, салями);
Б) красивый (атташе, авеню, НЛО).
2. Найдите «Четвёртое лишнее»:
А) молодой, старый, простой, орлиный;
Б) сестрин, строгий, беличий, мамин;
В) оловянный, сегодняшний, стеклянный, деревянный.
V. Станция «Вынужденная».
1. Машинист залюбовался пейзажем за окном (демонстрируются слайды). Помогите подобрать ему прилагательные, с помощью которых можно описать эти пейзажи. Составьте с ними словосочетания.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/15/s_58a4b72c8f474/562806_1.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/15/s_58a4b72c8f474/562806_2.jpeg)
2. Сделайте синтаксический разбор предложения, графически объясните известные вам орфограммы: Удивительный зимний вечер опускается на деревянные домики, заглядывает в тусклые окна.
VI. Станция «Выборочная».
В первый столбик выпишите слова без мягкого знака на конце: могуч, тишь, дочь, певуч, трескуч, читаешь, печь, дремуч.
Во второй столбик – слова с буквой о после шипящих и ц: большой, кумачовый, дешёвый, парчовый, свинцовый, чёрный, жёлтый.
В третий столбик – слова с одной н: орлиный, серебряный, лунный, песчаный, стеклянный, ветреный, истинный.
Свой выбор мотивируйте.
VII. Станция «Конечная»: Полезным ли для вас было это путешествие? Почему?