СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговый урок по ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится в конце I полугодия.Обобщение знаний учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Итоговый урок по ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"»

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра истории и культуры религий народов России









Тема конспекта урока:

Итоговый урок

по модулю «Основы православной культуры»,

курса «Основы религиозных культур и светской этики».









Слушатель курсов повышения квалификации по предмету ОРКСЭ

Тикахина Лариса Николаевна

Место работы: СЗАО ГБОУ гимназия 1358

















Москва 2016

Данный урок адресован учащимся 4 класса . Урок составлен на основе программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» под редакцией А.Я. Данилюк М.: Просвещение, 2011.,

разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, то есть на 34 часа в год.

УМК

  1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. / А.В. Кураев . – 2-е изд.-М.: Просвещение, 2013.

  2. Электронное пособие к учебнику.

Предмет: ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»

Тема урока: Итоговый урок по модулю «Основы православной культуры», курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить знания учащихся по основам православной культуры;


Задачи урока:

Обучающие:

  • формировать положительное отношение к таким качествам, как любознательность, пытливость;

  • учить находить нужную информацию для ответа на заданный вопрос, используя приёмы просмотрового и выборочного чтения;

  • учить интерпретировать полученную информацию и самостоятельно составлять рассказ

  • побуждать учащихся к расширению своего кругозора, к изучению культуры России.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение и любовь к православной культуре, к Родине, ближнему;

  • способствовать воспитанию эстетического чувства

Развивающие:

  • развивать умение сотрудничать в группах;

  • развивать способность к самооценке деятельности;

  • создать условия для высказывания собственного мнения


Планируемые результаты

В результате проведения урока обучающиеся смогут:

Предметные:

  • знать, что такое Таинства, Заповеди, иконы,

  • рассказывать о назначении и устройстве христианской церкви,

  • владеть приёмами просмотрового и выборочного чтения для составления ответа на заданный вопрос

Метапредметные:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

  • определять учебные задачи на последующие уроки;

  • сравнивать памятники архитектуры

Личностные:

  • осознавать, что верующие люди достойны уважения;

  • понимать, как необходимо себя вести в православной церкве, чтобы не оскорблять чувства верующего человека

  • высказывать своё отношение к особенностям православного храма, иконам и правилам поведения;

  • продуктивно выполнять работу в группах;

  • самостоятельно оценивать свою деятельность и вклад других учащихся;

Оформление: репродукции православных храмов, выставка детских рисунков, поделок из бисера, вышивки, фотографий, икон.

Информационно-образовательная среда: презентация, тренажеры

Межпредметные связи: окружающий мир, тема «Правила вежливости»; литературное чтение, тема «Нравственно-этические представления в детских стихах»

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Виртуальная экскурсия.

  1. Православные храмы.

  2. Иконы.

  3. Заповеди.

  4. Таинства.

  5. Защита Отечества, любовь и уважение к нему.

  1. Знакомство с поэтом А.С. Тащенко.

  2. Работа с терминологией.

  3. Заключительное слово.

  4. Итог урока.


  1. Вступительное слово учителя.(2 мин)

Ребята, мы с вами заканчиваем один из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики». И сегодня обобщим полученные знания и подведем итог изучения модуля «Основы православной культуры». Перед вами план проведения данного урока. Вы получали задания, которые старались делать со своими родителями и на этом уроке вы отчитаетесь о проделанной работе. Прежде чем выслушать вас, давайте с вами вместе совершим виртуальную экскурсию, а некоторые из вас будут экскурсоводами.


II. Виртуальная экскурсия. (Работа с интерактивной доской)(15 мин)

1 экскурсовод делает сообщение о православных храмах (показ храмов).

2 экскурсовод делает сообщение об иконах (показ икон)

3 экскурсовод рассказывает о Заповедях.

4 экскурсовод рассказывает о православных Таинствах.

  1. экскурсовод делает сообщение о подвиге и защите Отечества.


  1. Знакомство с поэтом А.С. Тащенко. (15 мин)

Дети читают стихи Александра Сергеевича Тащенко

1 ученик - стихотворение «Приснился звон колоколов»

Уж новый день с зарею пробудился,

А мне с полночи было не до снов.

Все потому, что в полночь мне приснился

Церковный, чудный звон колоколов.


Слеза скатилась тихо на подушку.

И неуютной стала вдруг постель.

Я вспомнил нашу старую церквушку

И отчий дом, где детства колыбель.


И снова грудь тревожится и снова

Я вспоминаю детства благодать.

Где церковь наша в праздники Христовы

Скликала прихожан к себе как мать.


Мне эта ночь былое пробудила,

Мне этот звон всю душу встеребил.

И стыдно стало совести постылой

За то, что все святое позабыл.


Пойду немедля Богу помолиться,

Смирясь, войду в обитель куполов.

И сердце затрепещет, будто птица,

Когда услышу звон колоколов.


2 ученик – стихотворение «Рождество Христово»

Ночью Рождественской небо светлей,

Ясные звездочки мирно сияют.

Больше и больше на небе огней,

Божий ангелы их зажигают.

Радует душу сей праздный наряд,

Будто бы ангелов «Славное» пение.

Так же вот многие лета назад

Славило небо Христово Рождение.

Тихо катилась по небу звезда,

Вот над пещерой зависла и встала.

Волхвы спешат за звездою туда.

Место Святое она указала.

Ангелов пенье звучит в небесах

Волхвы в пещере зрят чудо-картину

Божию Матерь, Младенца в яслях,

Вкруг пастухи Славят Божьего Сына.

Каждый с поклоном подходит к Нему.

Каждый в молитве к Младенцу склонился.

Славу воздайте Младенцу сему!

Это Спаситель на землю явился!

Волхвы подходят с дарами в руках,

Никнув челом, преклоняя колени.

Господи! Слава Тебе на века

Слава Тебе в день Святого Рождения!


3 ученик – стихотворение «День святого воскресенья».

Вновь звонят колокола,

Призывая помолиться.

Церковь-мать, среди села

Будто бела голубица.


Песнь церковная плывет,

Кличет люд не на забаву.

Поспешай, честной народ!

Воздавайте Богу Славу!


На молитвы торжество

Собирайтесь люди-братья.

Как не славить нам Того?

Кто за нас принял распятье.


Дышат радостно поля,

В небе льется птицы пенье –

Славят Небо и Земля

День Святого Воскресенья!


  1. Работа с терминологией. (5 мин)

  1. Культурная традиция - (это богатство нашей многонациональной страны).

  2. (Мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок) – религия.

  3. Что такое молитва? (это обращение к Богу)

  4. Как называется священная книга христиан? (Библия)

  5. Евангелие и другие книги учеников Христа составляют (Священное писание Нового Завета).

  6. Кто такой ближний? (тот, кто нуждается в твоей помощи)

  7. Изображение святых, событий из Библии, церковной истории.

(Икона)

  1. Присоединение к Церкви (Крещение)

  2. Три главные христианские добродетели (Вера, надежда, любовь)

  3. Человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи (монах)

  4. Милосердие, что это такое? (это сердце, которое милует, любит и жалеет)


  1. Заключительное слово. (5 мин)

Вот и подошла к концу наша воображаемая экскурсия в мир православной культуры. Какие впечатления она оставила у вас? Согласны ли вы, что знание основ православной культуры помогает вам в жизни? Что вы повысили свой уровень культуры? Стали добрее, уважительнее к своим друзьям и близким? Вы узнали о религии, духовных идеалах, моральных нормах наших предков, о том, во что они верили, как жили, поддерживая друг друга и помогая друг другу, как люди должны относиться друг к другу в семье, что значит любить своё Отечество. Я хочу закончить наш урок словами выдающегося писателя и актера В.М. Щукина «Уверуй, что всё это было не зря, наши тяжелые победы, наши сказки, наши неимоверные тяжести победы, наши страдания,- не отдавай это за понюх табаку… Мы умели жить. Помни это. Будь человеком!» В листах самооценки отметьте балами свои знания полученные на уроках модуля «Основы православной культуры.»


VI. Итог урока. (Поощрение детей ангелочками)(3мин)

Вывод: дети хорошо усвоили модуль «Основы православной культуры». Познакомились с памятниками культуры. Получили этические нормы поведения. Узнали много нового о христианстве. Умеют различать иконы, отличать хорошее поведение от хамства. В процессе изучения данного модуля прививалась любовь и уважение к своей Родине, доброе отношение к ближним, друзьям, одноклассникам, уважительное отношение к старшим, милосердие ко всему живому «Блажен человек, который и животных милует».
















Приложение 1.


Лист самооценки деятельности учащегося на уроке ОРКСЭ

по теме: Итоговый урок по модулю «Основы православной культуры»

Фамилия, имя _________________________________________________________________


Критерии самооценки

Баллы

Самооценка в баллах

Могу дать определение терминов: культурная традиция, религия, молитва, Библия, Евангелие, Священное писание Нового Завета, ближний, Икона, Крещение, три главные христианские добродетели, монах, милосердие, Заповеди, Таинства.

0-15


Работая с текстом, нашёл не менее 1-3 особенностей икон (количество набранных баллов по критерию соответствует количеству выявленных особенностей)

1-3


Работая с текстом, привёл не менее 1-5 правил поведения в православном храме (количество набранных баллов по критерию соответствует количеству приведённых правил)

1-5


Был активным на уроке (количество баллов определяется по степени активности)

1-3


Могу высказать своё собственное суждение и отношение к изученным темам

0-2


Могу сделать вывод относительно особенностей православной культуры

0-2