СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговые тесты по русскому языку за курс 10 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

работа предстовляет итоговый тест по русскому языку 10 класс

Просмотр содержимого документа
«Итоговые тесты по русскому языку за курс 10 класса»

(1) Изучение растений и животных в природе — занятие не из лёгких. (2) При этом важно заметить, что экология — это та область исследований, в которой наблюдения наряду с экспериментом всё ещё занимают важное место. (3) _____ натуралисту, для того чтобы обнаружить какого-либо зверька, надо обладать особым терпением.

1 каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Для того чтобы обнаружить какого-либо зверька, надо обладать особым терпением.

2. Натуралист должен обладать особым терпением, потому что важное место в изучении растений и животных занимают наблюдения.

3. Поскольку наблюдения и эксперимент в изучении растений и животных всё ещё занимают важное место, натуралисту надо обладать особым терпением.

4. Наблюдения и эксперимент занимают важное место в процессе изучения животных и растений.

5. Изучение растений и животных в природе — занятие не из лёгких.

2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).________________________

1. Однако 2. Вряд ли 3. Вот почему 4. Если 5. Наверное

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЛАСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. Область, -и, мн. -и, -ёй, ж.

1. Часть страны, государственной территории (или территорий). Южные области России. Северные области Европы. 2. Крупная административно-территориальная единица. Автономная о. Московская о. Начальство из области 3. чего или какая. Пределы, в к-рых распространено какое-н. явление, зона, пояс. О. вечнозелёных растений. 4. чего или какая. Отдельная часть организма, участок тела. Боли в области печени. В грудной области. 5. перен., чего. Отрасль деятельности, круг занятий, представлений. Новая о. науки.

4.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ________________________________________ 1. На выставке редкостей был представлен старинный КОСТНЫЙ ларец 
с резьбой по всей поверхности. 2. Долина сменилась трясиной, где росли кривые и чахлые БОЛОТНЫЕ берёзки. 3. Андрей приютил племянника, ОДЕЛ и обул его, помог найти работу. 4. ЛЕСНЫЕ запахи набегали волнами; в них смешалось дыхание можжевельника, вереска, брусники. 5. Во сне человек способен не только РАЗЛИЧАТЬ речь, но и отвечать на вопросы.

5.Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

тр...вянистый оз...рять к...вычки д...кламация акв...рель

6.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1во...двигнуть, и...сякший 2 п...проще, з...певала 3 пр...града, пр...смотреться 4по...кидывать, на...кусить 5ра...чет, бе...молвный





Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3. (1) Изобретение в конце 40-х годов ХХ века транзистора стало одной из крупнейших вех в истории электроники. (2) Электронные лампы, которые до этого в течение долгого времени были непременным и главнейшим элементом всех радио- и электронных устройств, имели много недостатков: к ним нужно отнести прежде всего механическую непрочность ламп, малый срок их службы, большие габариты, невысокий коэффициент полезного действия из-за больших тепловых потерь на аноде. (3) ..., когда на смену этим лампам во второй половине ХХ века пришли полупроводниковые элементы, не обладавшие ни одним из перечисленных изъянов, в радиотехнике и электронике произошел настоящий переворот.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Полупроводниковые элементы в конце 40-х годов ХХ века сменили в радио- и электронных устройствах непрочные и большие электронные лампы. 2) Недостатками полупроводниковых элементов можно считать их большие габариты и малый срок службы. 3) Во второй половине ХХ века революционным в радиотехнике и электронике можно считать замену полупроводниковыми элементами электронных ламп, использовавшихся в радио- и электронных устройствах и имевших много существенных недостатков. 4) В радиотехнике и электронике произошёл настоящий переворот, когда во второй половине ХХ века на смену полупроводниковым элементам пришли компактные и прочные электронные лампы с большим коэффициентом полезного действия. 5) Настоящим переворотом в радиотехнике и электронике во второй половине ХХ века стала замена в радио- и электронных устройствах больших и непрочных электронных ламп компактными полупроводниковыми элементами.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

В свою очередь Даже Наоборот Хотя Поэтому

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЭЛЕМЕНТ. Определите значение, в котором это слово использовано во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

ЭЛЕМЕНТ -а; м. 1) Составная часть чего-л.; компонент. Разложить целое на э. Составные э. чего-л. // Характерное движение, одна фигура какого-л. упражнения, танца и т.п. Гимнастические, танцевальные э. Разучивать э. фигурного катания. 2) Спец. Деталь какого-л. сооружения, устройства; единица какого-л. множества. Сборные э. лестницы. Полупроводниковые э. Интернациональные э. лексики. 3) Спец. Простое вещество, неразложимое обычными химическими методами на составные части. Периодическая система э. Лёгкие э. 4) Прибор, являющийся источником электрического тока, создаваемого за счёт химической энергии. Гальванический э. Сухой э.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

нажитА дОсуг молЯщий придАное дозИровать







5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Более ста белух были отрезаны льдами от чистой воды и попали в ЛЕДОВЫЙ плен в узком проливе Берингова моря. КОРЕННЫЕ одесситы - люди с хорошим чувством юмора. ЗВЕРИНЫЕ нравы царили в этом племени ЕДИНИЧНЫЕ экземпляры гигантских насекомых-палочников обнаружены в Малайзии. ЦЕЛЬНЫЙ год я ждал обещанное письмо.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ИХ проблемы ДОБРЕЙШИЙ человек слетела с ПЛЕЧ СТРИЖЁТ газон СЕМИСТАМИ билетами

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. прот...птать насл...ждение скл...нение с...стема пал...садник

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр...равнять, пр...достаточно п...дробно, пред...ставить ни...ложить, в...порхнуть д...темна, н...дпиленный пред...юльский, сверх...зящный

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. заворач...вать огранич...вать подмиг...вать подсматр...вать размал...вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. надева...мый нагрева...мый сжима...шь подсол...нный почист...вший

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

По стенам, вместо обычных охотников и портретов никому (НЕ)ВЕДОМЫХ генералов, висели пучки трав. Старуха (НЕ)ДРУЖЕЛЮБНО посмотрела на меня. Если хочешь, я даже никому (НЕ)СКАЖУ, что был здесь и видел вас. Твои слова (НЕ)ЗАБЫТЫ мною. Никем (НЕ)ЛЮБИМАЯ, она росла угрюмой.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (С)ЛЕВА на пригорке КОЕ(ГДЕ) алели маки. Иван проснулся (ЗА)СВЕТЛО и (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких секунд не мог сообразить, где он находится. В (ПОЛУ)РАЗРУШЕННОМ городе было пустынно, КАК(БУДТО) всех унёс с собой мощный ураган. ВСЁ(ТАКИ) я так и не смог поехать (НА)ВСТРЕЧУ с одноклассниками. Отряд был уже в самой низине, а (С)ВЕРХУ мчалась ему (НА)ПЕРЕРЕЗ неприятельская кавалерия.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Повсюду из пробитой крыши струились на пол пыльные лучи полуде(1)ого солнца. В другом, разруше(2)ом конце огромного сооружения сновали десятки людей с гружё(3)ыми носилками; по настла(4)ым на землю неструга(5)ым доскам женщины гоняли гружё(6)ые щебёнкой тачки.





(1) Первым металлом, получившим широкое распространение, была медь: постоянно разыскивая необходимые им камни, наши предки, надо думать, уже в древности обратили внимание на красновато-зеленые или зеленовато-серые куски самородной меди. (2) В обрывах берегов и скал им попадались медный колчедан, медный блеск и красная медная руда, и поначалу люди использовали их как обыкновенные камни и обрабатывали соответствующим способом, но вскоре они открыли, что при обработке меди ударами каменного молотка ее твердость значительно возрастает и она делается пригодной для изготовления инструментов. (3) (...) вошли в употребление приемы холодной обработки металла или примитивной ковки.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1) Медь была первым металлом, который наши предки обнаружили в обрывах берегов и скал, поэтому они её использовали для изготовления инструментов. 2) Обработка самородной меди ударами каменного молотка, как это делали наши предки, - это примитивная ковка, усиливающая твердость металла и делающая его пригодной для изготовления инструментов. 3) Наши предки употребляли приёмы холодной ковки меди, собирая медный колчедан, красную медную руду и медный блеск и используя их как обыкновенные камни. 4) Приём холодной обработки металла впервые использовали наши предки, обнаружившие самородную медь и заметившие, что она становится твёрдой и пригодной для изготовления инструментов, если по ней ударять каменным молотком. 5) Наши предки постоянно разыскивали необходимые им камни и таким образом обнаружили медь, которую они обрабатывали ударами каменного молотка.

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Вопреки этому Таким образом Однако В свою очередь Потому что

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИЁМ. Определите значение, в котором это слово использовано в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи. ПРИЁМ, -а; м. 1) Тот или иной характер встречи, оказываемый кому-чему-н., способ, каким принимают, встречают кого-что-н. Гостям был оказан радушный п. Он не ждал такого холодного п. 2) Принятие, поглощение какой-н. порции (лекарства) в один раз. Лекарства осталось на два п. 3) Отдельное движение, действие, являющееся законченным элементом какого-н. процесса, работы, деятельности. Она в три п. вынула все из чемодана. Гончаров переписал статью в несколько п. 4) Способ, образ действий при выполнении чего-н. П. фехтования. Разные п. лечения. Искусный п.

4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. кровоточАщий врУчит углубИть начАвший дОсуха

5. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

На арену вышли два КОРЕНАСТЫХ борца. После суда истцу был вручён ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ лист. Стены храма были сплошь покрыты ИСКУССТВЕННОЙ резьбой. Даже ЕДИНИЧНЫЙ случай этого вирусного заболевания требует санитарных мероприятий. Пересадка КОСТНОГО мозга - серьёзная операция.



6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

быстрые КАТЕРА песни АРАБОВ посмотрел более НЕЖНЕЕ авторы ПОСОБИЙ пара ЦАПЕЛЬ

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

предост...рожность к...лбаса отп...рает р...чевая г...рюет

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. пр...баутка, пр...старелый ра...болеться, не...держанный пр...одоление, пр...злой о..работать, на...резанный бе...хитростный, в...бежать

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

запрыг...вать угодл...вый распил...вать красав...ц неуживч...вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

скруч...нный ливн...вый расстро...шься увид...в кача...шься

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Бетховен при всей своей ничем (НЕ)ОБУЗДАННОЙ порывистости натуры обладал стальной выдержкой.

Был композитор скрытен и свой внутренний мир оберегал от (НЕ)СКРОМНЫХ глаз любопытных соглядатаев. Многие считали, что Бетховен - гений, (НЕ)ИМЕЮЩИЙ себе равных. Пианист, (НЕ)ГОВОРЯ ни слова, поклонился и сел за рояль. К двадцати годам Бетховен стал (НЕ)ТОЛЬКО одним из лучших певцов церковного хора в Льеже, но и органистом.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)НАЧАЛЕ выступления его игра была робкой, неуверенной, ЗА(ТО) потом звуки полились мощно и свободно.

И(ТАК), все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО весёлой московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.

Его не любили ЗА(ТО), что он был (НА)РЕДКОСТЬ жадным человеком.

Ты (ПО)ПРЕЖНЕМУ не понимаешь, (ОТ)ЧЕГО отказалась?

(ПО)НАЧАЛУ отряд двинулся (В)ОБХОД неприятельских флангов.

14. Укажите цифру, на месте которой пишется Н.

Одним из аморальных принципов, подмече(1)ых, предсказа(2)ых и разоблачё(3)ых ещё Ф.М. Достоевским, является принцип "Всё дозволе(4)о".








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!