СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая аттестационная работа по теме: "Формирование здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дипломная работа: "Формирование здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности"

Просмотр содержимого документа
«Итоговая аттестационная работа по теме: "Формирование здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности"»


ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ

РАБОТА


Тема: «Формирование здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности»

























СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..3-5

Формы, методы и средства формирования знаний здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности………………………6-12

Методический паспорт проекта…………………………………………..13-14

Заключение………………………………………………………………...15-16

Список использованных источников……………………………………17-1 8
























Введение

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться.

С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.1

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема в начальной школе, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребёнка, освоением им новой социальной роли «ученик». Именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент здоровья и привычки к ведению здорового образа жизни, взрослого человека. Стандарт нового поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к своему здоровью, знание негативных факторов риска здоровья.2

Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм ребенка. По данным минздрава, до 60% школьников к выпускному классу имеют нарушения органов зрения, 30% - хронические заболевания. Доля здоровых детей к концу обучения в школе не превышает 20 – 25 %. Данные о заболеваемости детей являются одним из основных критериев в оценке состояния здоровья детей и эффективности мероприятий по его охране и улучшению.3

О связи здоровья с образом жизни говорили еще врачи-философы древности Алкмеон (V в. до н.э.), Гиппократ (IV- V вв. до н.э.), Эмпедокл (IV в. до н.э.), утверждающие, что поведение и образ жизни людей зависят от состояния их здоровья.

Теоретические подходы к решению проблем здоровья школьника содержаться в трудах таких учёных, как Амосов Н.М., Пирогов Н.И., Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д. и других.

В 70-х начале 80-х годов двадцатого столетия были разработаны школьные программы обучения ЗОЖ. Но результаты оказались намного ниже

предполагаемых, несмотря на усилия, вложенные в разработку и реализацию программ.

Объяснялось это трудностями изменения поведенческих привычек, так как многие формируются в раннем детстве и поэтому очень устойчивы, и не подготовленностью учителей к просветительской деятельности в области здоровья.

Во второй половине 90-х годов ХХ века появилось много научных работ воспитательно-оздоровительного направления, исследующих: организацию образовательного процесса и готовность к обучению в школе, гигиену обучения и воспитание школьников, факторы риска для здоровья детей.

С введением нового Федерального государственного стандарта общего образования (ФГОС) направление здоровьесберегающей работы школы является одним из центральных. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в соответствии с определением стандарта – комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

Цель исследования: на основе систематизации информации создать электронный сборник

Объект исследования: здоровый образ жизни младших школьников

Предмет исследования: формирование здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности

Задачи исследования:

1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу, а также интернет источники по теме исследования.

2.Раскрыть основы формирования здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности

3. Подобрать методический материал для электронного сборника.

Методы исследования: изучение методической литературы, анализ, синтез, изучение опыта работы.











Формы, методы и средства формирования знаний здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности

Забота о собственном здоровье - серьезная потребность каждого человека, все более возрастающая с возрастом. Но что такое здоровье? Еще в древности выдающиеся умы указывали на роль социальных условий - образа жизни, гигиенического режима, здорового питания.

Гиппократ говорил: какова деятельность человека, его привычки, условия жизни, таково и его здоровье. Античный ученый так сформулировал основные правила здорового образа жизни: умеренность в еде и половой жизни, ежедневные физические упражнения, ежедневные умственные нагрузки, воздержание от употребления алкоголя и наркотизирующих веществ, веселые ежедневные танцы.4

Здоровье - одно из основных условий оптимизации человеческого существования и одно из основных условий его счастья.

 Здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает образ жизни человека.

Ученые доказали, что наличие здоровья у ребенка является важнейшим условием успешного усвоения школьных программ по общеобразовательным предметам, профессиональной подготовке. На протяжении целого десятилетия в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. За последние годы уровень здоровья детей неукоснительно снижается. Исследования специалистов подтверждают, что уровень физического, душевного благополучия россиян, особенно детей школьного возраста, становится все меньше. «Коэффициент здоровья в России составляет 0,2. Это означает, что из 10 человек только двое здоровы».5

Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:

- социальном: пропаганда СМИ, информационно-просветительская работа;

-инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;

- личностном: система ценностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада.6

Здоровый образ жизни создается и в семье, и в школе. Под общим контролем должны быть учебная нагрузка, режим дня, питание, двигательная активность, закаливающие процедуры, нервные нагрузки, психологический климат дома, в школе и в классе, взаимоотношения родителей и детей, учеников и учителей, виды и формы досуга, развлечения и интересы.

Неправильно организованный труд младших школьников может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет налаживание рационального образа жизни.

Человек, умеющий со школьной поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.7

Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Знания ЗОЖ  формируются в ходе уроков и внеклассной деятельности. В ходе развития представления о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «урокам здоровья», практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению за природой, играм, проектной деятельности детей. Одним из важных приемов формирования знаний о здоровом образе жизни мы считаем практические занятия.8

Самый эффективный метод деятельности – игра. Игра – это самый эффективный вид деятельности, позволяющий дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру,  раскрывается огромный потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам.  Подвижная игра создает благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, способствует совершенствованию восприятия и представлений. Постоянно сравнивая и уточняя впечатления, полученные от действий в окружающей среде, ребенок приучается к наблюдательности, осознает взаимосвязь между предметами в окружающей его среде. В играх совершенствуются приобретенные в упражнениях знания о направлении движений, местоположений и взаимоположении предметов.

В упражнениях и подвижных играх с элементами соревнования воспитывается творческое отношение детей к двигательной деятельности; формируются такие качества как личность, как целенаправленность, устремленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, активность; развитие фантазий, инициатива и увлеченность, умение осуществлять творческий замысел практически. Младший школьник приучается по-новому смотреть на обычное, знакомое. Все это необходимо им в его, будущей деятельности.9

Таким образом, в работе направленной на формирование знаний о ЗОЖ у младших школьников любые методы работы с детьми, занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций, просмотр диапозитивов, диафильмов, кинофильмов, важны для освоения знаний о здоровом образе жизни. Формы организации учебного процесса также могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, уроки – путешествия, уроки – КВН, праздники, игры, викторины.

Эффективность формирования знаний о ЗОЖ в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей младших школьников при выборе этих методов и личного примера педагога и родителей.

Известно, что при словесных формах обучения учащиеся усваивают 10-20% информации. Вот почему учителя используют на уроках активные формы обучения. Один из самых эффективных способов, с помощью которого можно привлечь внимание детей к обучению и заставить их изменить свое поведение, - выступление в роли учителя.

В результате такого обучения школьники получают навыки сотрудничества, у них развивается умение слушать, рассказывать, принимать решения по конкретным проблемам, помогать товарищам, одноклассникам в разных жизненных ситуациях.10

При организации воспитательного процесса учителя стараются организовать работу с учащимися так, чтобы внеурочная деятельность способствовала их всестороннему развитию. Все задания и вопросы направлены на развитие мышления (сравнить, исследовать, наблюдать, анализировать, обобщить и т.д.), на развитие воображения, фантазии, творчества, внимания, памяти.

В своей работе учитель должен определить следующие задачи по формированию ЗОЖ:

1) формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни учащихся;

2) формирование потребности в здоровье и сознательном отношении к нему учащихся;

3) оздоровление детей, профилактика заболеваний;

4) формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию;

5) научить использовать полученные знания в повседневной жизни. 11

При реализации поставленных задач учитель руководствуется следующими функциями:

- учебно-просветительская - расширение кругозора, формирование оздоровительно-гигиенических знаний.

- научная - расширение знаний об организме человека, его возможностях и резервах, вредном и полезном воздействии окружающей среды на организм ребенка.

- воспитательная - формирование личности ребёнка как носителя здоровой культуры.

- социальная - социализация школьников в современной среде, умение взаимодействовать в социуме.12

Основные направления работы по формированию ЗОЖ младших школьников:

Правильное питание – основа здоровья.

Движение – это жизнь.

Просветительская работа с детьми.

Работа с родителями.

Программа деятельности: Правильное питание – основа здоровья:

- организация горячего двухразового питания учащихся;

- кислородный коктейль;

- фиточай;

- профилактика простудных заболеваний;

Движение – это жизнь:

- организация и проведение спортивных мероприятий;

- организация и проведение динамических прогулок 3 раза в неделю и игр на свежем воздухе в любое время года ежедневно;

- физкультурные минутки на уроках;

- организация спортивных перемен;

- занятость в кружках и секциях;

- экскурсии, походы;

- Дни здоровья.

Просветительская работа с детьми:

- проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

- организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма;

- классные часы о здоровом образе жизни, о режиме дня, о правила закаливания, о вредных привычках.

Работа с родителями:

- родительские университеты;

- конференции;

- индивидуальные и тематические консультации;

- родительские собрания;

- тренинги.

Систематическая работа по формированию ЗОЖ у обучающихся должна проводиться на протяжении всего обучения в начальной школе.13

По данным Антроповой М.В., Сальниковой Г.П., Аракелян О.Г., Силина О.В., Лукьяненко В.П. и др. уровень сохранения и укрепления здоровья школьников находится в тесной взаимосвязи от оптимального режима двигательной активности. В тоже время последние исследования в области медицины, физиологии, физической культуры подтверждают, что большинство школьников не поддерживают оптимального двигательного режима на должном уровне.

По литературным данным только 40 % двигательной активности реализуется через уроки физической культуры и спортивные секции, а остальные 60% школьник реализовывает самостоятельно, через проведение активного отдыха после школы и в выходные дни. Однако, как показали исследования Бадалова О.Ю., Козловского И.З., Бахтина О.П. (2012) большинство школьников проводят выходные дни, лежа у телевизора. По данным Мейбалиева М.Г., Суконюк Р.А., Сухарева А.Г., Беляева Н.Г. гиподинамия наблюдается у 50 % школьников 6 – 8 лет, у 60 % школьников 9 – 12 лет, то есть гиподинамия свойственна всем возрастным группам детского населения.

При этом по мере взросления дефицит движений наблюдается чаще у девочек, чем у мальчиков. Такое положение во многом обуславливает снижение состояния здоровья современных учащихся, развития и прогрессирования хронических заболеваний, таких как ожирение, нарушение зрения, нарушение осанки, сердечно-сосудистых заболеваний и т.д. Необходимо учесть, что дети большую часть своего времени проводят в школе, поэтому и основная профилактика недостатка двигательной активности должна реализовываться через средства физической культуры в режиме учебного дня. Именно физическая нагрузка в нормативных для каждого возраста пределах является фактором, обладающим защитными действиями против различного рода неблагоприятных влияний.

В связи с этим, укрепление здоровья занимающихся включено в число основных функций, возлагаемых на физическое воспитание. Задача, стоящая перед педагогами, заключается в том, чтобы обеспечить как можно большему числу детей, а в идеале - всем, возможности для укрепления здоровья средствами физической культуры



Методический паспорт проекта

Созданный проект по теме выпускной квалификационной работы представляет собой сборник методических материалов в электронном виде «Формирование здорового образа жизни», состоящий из разных видов игр, сценариев досуговых мероприятий и методических подсказок, стихов, пословиц и поговорок. Материал, представленный в сборнике, поможет педагогу развлечь и организовать содержательный досуг младших школьников.

Сборник, объемом 463 мб, включает в себя 3 раздела:

1 Раздел. Игры

2 Раздел. Мероприятия

3 Раздел. Развивашки

В первый раздел входят игры, которые можно использовать для организации досуговой деятельности. Усвоение знаний о здоровом образе жизни при помощи игры, вызывающей переживания, оказывает влияния на формирование младших школьников бережного и внимательного отношения к здоровому образу жизни. Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильн6о выйти. 

Во второй раздел входят досуговые мероприятия. Данные мероприятия будут способствовать:

становлению здорового мышления учащихся, то есть умению понимать и оценивать взаимоотношения человека с собственным здоровьем;

творческому общению детей;

осознанию смысла жизни человека, собственных целей и стремлений;

развитию заботливого и бережного отношения к своему собственному здоровью;

воспитанию любви и бережного отношения к здоровья, стремлению сохранить и улучшить его.

Игры и мероприятия рассчитаны как на маленький коллектив, так и на большее количество учеников. По протяжённости не должны превышать одного учебного часа, т.е 40 минут. 

В третьем разделе «Развивашки» представлены: считалки, пословицы и поговорки, стихотворения, загадки.

Сборник методических материалов поможет вожатым, педагогам дополнительного образования, воспитателям, учителям и студентам организовать досуговую, содержательную и увлекательную деятельность обучающихся в каникулярный период.




















Заключение

Изучив теоретический и методический материал по теме исследования, мы определили, что здоровый образ жизни одна из важнейших проблем общества, определяющая самую возможность его дальнейшего существования.

Формирование здорового образа жизни предполагает соблюдение высокой нравственности, эстетическое воспитание, проявление воли. И начинать обучение необходимо со школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Определяя содержание здорового образа жизни, мы выделили следующие задачи по формированию ЗОЖ:

1) формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни учащихся;

2) формирование потребности в здоровье и сознательном отношении к нему учащихся;

3) оздоровление детей, профилактика заболеваний;

4) формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию;

5) научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Мы определили, что здоровый образ жизни, является неотъемленной частью воспитания младших школьников. Игры и мероприятия направленные на формирование ЗОЖ удовлетворяют духовных и культурных потребностей школьников, прививают любовь к своему здоровью.

Нами создан электронный сборник методических материалов «Формирование здорового образа жизни», состоящий из разных видов игр, сценариев досуговых мероприятий и методических подсказок учителю. Материал, представленный в сборнике, поможет педагогу развлечь и организовать содержательный досуг школьников. Сборник включает в себя 3 раздела: «Игры»; «Мероприятия », «Развивашки».

Данный сборник методических материалов поможет вожатым, педагогам дополнительного образования, воспитателям, учителям и студентам организовать досуговую, содержательную и увлекательную деятельность обучающихся в каникулярный период.

























Список использованных источников

  1. Данные минздрава о здоровье школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kultobraz.ru/2021/06/26/chto-proishodit-s-detmi-v-shkolah-oficialnye-dannye/

  2. Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни. – М.: Флинта; Retorika., 2014. – с.1-35.

  3. Дуркин П.К., Лебедева М.П. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России. //Теория и практика физической культуры – 2012, № 8. – с. 2 – 5.

  4. Здоровый образ жизни [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/

  5. Изуткин Д.А. Формирование здорового образа жизни. // Советское здравоохранение - 2014 - №11

  6. Лихницка И.И. – Что надо знать о возрастных и физических резервах организмах. Л., «Знание», 2016.

  7. Матвеев А.А. Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории М., Просвещение 2015

  8. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся в современном образовательном пространстве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/sohranenie-i-ukreplenie-zdorovya-obuchayushihsya-v-sovremennom-obrazovatelnom-prostranstve-4959845.html

  9. Способы поддержания здоровья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://4brain.ru/blog/sposoby-podderzhanija-zdorovja-na-kazhdyj-den/

  10. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 2014. - 270 с.

  11. Технология формирования здорового образа жизни младших школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2021/10/05/tehnologii-formirovaniya-zdorovogo-obraza-zhizni

  12. Формирование здорового образа жизни [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://old.xn--62-6kct0akqt0e.xn--p1ai/naucno-popularnye/terapia/formirovanie-zdorovogo-obraza-zizni-zoz

  13. Что такое здоровье, здоровый образ жизни [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ор https://belmapo.by/chto-takoe-zdorove,-zdorovyij-obraz-zhizni-(zozh).html


1Что такое здоровье, здоровый образ жизни [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ор https://belmapo.by/chto-takoe-zdorove,-zdorovyij-obraz-zhizni-(zozh).html

2 Формирование здорового образа жизни [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://old.xn--62-6kct0akqt0e.xn--p1ai/naucno-popularnye/terapia/formirovanie-zdorovogo-obraza-zizni-zoz

3 Данные минздрава о здоровье школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kultobraz.ru/2021/06/26/chto-proishodit-s-detmi-v-shkolah-oficialnye-dannye/

4 Способы поддержания здоровья [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://4brain.ru/blog/sposoby-podderzhanija-zdorovja-na-kazhdyj-den/

5 Сохранение и укрепление здоровья обучающихся в современном образовательном пространстве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/ -sovremennom-obrazovatelnom-prostranstve-49


6 Здоровый образ жизни [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/

7 Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни. – М.: Флинта; Retorika., 2014. – с.1-35.

8 Дуркин П.К., Лебедева М.П. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России. //Теория и практика физической культуры – 2012, № 8. – с. 2 – 5.

9 Изуткин Д.А. Формирование здорового образа жизни. // Советское здравоохранение - 2014 - №11

10 Лихницка И.И. – Что надо знать о возрастных и физических резервах организмах. Л., «Знание», 2016.

11 Матвеев А.А. Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории М., Просвещение 2015

12 Технология формирования здорового образа жизни младших школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2021/10/05/tehnologii-formirovaniya-zdorovogo-obraza-zhizni


13 Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 2014. - 270 с.