СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая аттестационная работа по теме «Приемы и способы повышения мотивации на уроках русского языка» (выступление на городском семинаре учителей русского языка и литературы)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой выступление на городском семинаре учителей усского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Итоговая аттестационная работа по теме «Приемы и способы повышения мотивации на уроках русского языка» (выступление на городском семинаре учителей русского языка и литературы)»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Ульяновский государственный

педагогический университет имени И.Н. Ульянова

(ФГБОУ ВО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова»)


Факультет образовательных технологий

и непрерывного образования


Кафедра методики гуманитарного и поликультурного образования



Итоговая аттестационная работа

по теме

«Приемы и способы повышения мотивации на уроках русского языка»

(выступление на городском семинаре учителей русского языка и литературы)






Работу выполнила:

Захарова Елена Викторовна,

слушатель курсов группы Фил-5,

учитель русского языка и литературы

МБОУ г. Ульяновска «СШ № 46 имени И.С.Полбина»







Ульяновск

2022

Добрый день, уважаемые коллеги! Продолжу разговор о методах и приемах мотивации учащихся на уроках русского языка при изучении тем из раздела «Синтаксис» (1 слайд)

Алексей Николаевич Леонтьев- выдающийся отечественный психолог писал: «Деятельности без мотива не бывает». Конечно, нам с вами это хорошо знакомо! (2 слайд)

Одним из важных факторов, влияющих на успешную учебную деятельность, является положительная мотивация к познанию учебных дисциплин.

Все мы убедились, что сегодняшнее время требует отхода от привычной, порядком уже «поизносившейся» технологии обучения, когда школьники делают вид, что учатся, а на уроке, который ровно и бесстрастно катится по наезженной колее, ничего не происходит. А если ничего не происходит, то и не рождается чудо урока - творчество, и личность в лучшем случае остаётся неизменной». Эти слова Л. Генденштейна стали девизом моей деятельности как учителя русского языка и литературы. Ими я руководствуюсь при создании своих уроков.

Конечно, чтобы работать в данном режиме, необходимо постоянно учиться самой, непрерывно повышать уровень профессионального образования. Благо, сейчас для нас самообразование- не проблема, только находи время и обучайся на вебинарах, он-лайн курсах и тд.

(3 слайд) За годы работы у меня оформилась модель повышения учебной мотивации:

- разнообразные формы и методы работы на уроке;

- индивидуальный подход;

- дифференцированный подход;

- благоприятный психологический климат.

Приоритетным направлением в деле формирования учебной мотивации учащихся выделяю использование в практике различных типов и видов урока.

Наибольший интерес вызывают у моих учащихся урок - игра, урок – путешествие. Во время таких уроков «комфортно» любому обучающемуся, имеются в виду дети с ОВЗ, которым сложно даётся восприятие материала, уроки контроля, а здесь они чувствуют себя защищенными со стороны сильных учеников, знают, что здесь они способны достичь результата своего уровня, даже если будет сложно, им «подставят плечо». «Слабо подготовленные дети, по словам В. А. Сухомлинского,- не уродливые, а самые хрупкие, самые нежные цветы в безгранично разнообразном цветнике человечества». Им - особое внимание.

Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как удача, и наоборот, ничто так не в состоянии заглушить в нём чувство самоуважения, сознание своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи. Стараюсь, чтобы их было как можно меньше.

В 7, 8,10 классах, где работаю в этом учебном году, выделила небольшие группы учащихся, работающих с более сложными заданиями, тем самым даю возможность развиваться каждому из них по индивидуальной образовательной траектории. Считаю, что такая работа позволит изначально обеспечить успешность учеников, в том числе и на экзаменах, предметных олимпиадах, а также в получении любого уровня профессионального образования.

Работа по мотивации детей трудная, но вполне результативная, если ее грамотно и целенаправленно организовывать.

Так же как и мои коллеги, пользуюсь приемами повышения интереса к учебному материалу. Некоторые мы с детьми зачислили в «любимчики»

(4 слайд) 1. Прием “Автор”. На выбор предлагаются вопросы:

… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

… Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д. Дети с интересом выбирают себе подходящий вопрос и дают на него развернутый ответ. Здесь уже точно нужно знать правило, так как выступать мы должны без подсказок.

(5 слайд) 2. Прием «Оратор». Дети за 1 минуту должны как можно убедительнее объяснить, почему данную тему необходимо выучить. Так при изучении темы «Словосочетание» учащиеся выполняли небольшую творческую работу, объясняя необходимость изучения указанной темы. Например, создано объявление о том, что в школе состоится осенний бал. Объявление сухое, не содержащее в себе полной информации. Во второе объявление было добавлено множество словосочетаний, и оно «заиграло красками». Конечно, дети отметили, что второй вариант наиболее полный, охотнее читается, привлекает внимание. Таким образом , был сделан вывод о роли словосочетаний .

(6 слайд) 3. Следующий Прием называется «Пересечение тем». При изучении любых видов предложения даю задание в изучаемом тексте найти, например, односоставные предложения, предложения с обособленными определениями. Дети, особенно читающие, с интересом погружаются в текст и не только находят нужные виды предложений, но и вычитывают что-то новое для себя, Здесь + в копилку знаний не только по русскому языку, но и по литературе тоже.

(7 слайд) 4.Прием «Кумир», особенно полюбившийся моим детям из-за того, что я угадываю их кумиров, раздавая им картинки или фотографии. Уже примерно знаю увлечения обучающихся из своих классов. Раздаю им картинки с их кумирами. Предлагаю пофантазировать, каким образом эти люди, глядя на вас с фото, доказали бы вам необходимость изучения этой темы? Или при написании творческих работ о выборе профессии, об увлечениях, глядя на своих кумиров дети пишут сочинения, в которых говорят о своих интересах , приводя в пример достижения своего кумира. Например, Яна занимается футболом. Рональдо, глядя на девочку с фото, подсказывал ей, о чем можно написать. Так у нее получилось сочинение-рассуждение о роли футбола в ее жизни. Оформила она его в виде футбольного мяча, на развороте которого написан текст.

(8 слайд) 6. Прием «Профи». Катя и Настя мечтают связать свою жизнь с лингвистикой и журналистикой. Охотно откликаются на приглашения поучаствовать в конкурсах сочинений разного уровня и направлений, участвуют осознанно, понимая, что им необходим такой вид работы. Очень рада, что у них достаточно не плохо получается создавать тексты.

(9 слайд) 7.Так же использую Мотивирующие формы контроля знаний. Например, Защитный лист. Бывает, что по той или иной причине ребенок не успел приготовиться к уроку. На этот случай на парте каждый урок лежит листочек, на котором он может написать свою фамилию, увидев это, я понимаю, что его спрашивать сегодня не нужно. Но дети знают, что они к следующему уроку должны быть готовы ответить. Используя такой прием , вижу, что детям не приходится прятаться за спины своих одноклассников

(10 слайд) 8. Следующая форма контроля знаний называется Кредит доверия. В некоторых случаях ставлю отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

(11 слайд) «Резюме» . Такая форма контроля знаний используется не часто, раз в триместр, например, или в начале учебного года. Ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку и учебному предмету.

Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету за …триместр? За год?

Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?

Чья помощь и в какой форме тебе нужна?

Как ты поймёшь, что результат достигнут?

Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята могут сразу выставить карандашом в дневник. Некоторых это стимулирует.

(12 слайд) Как вариант при изучении подходящей темы. Записать не менее

6 вариантов ответов на вопросы:

Чего не случится, если я буду писать грамотно?

Чего не случится, если я не буду писать грамотно?

Что случится, если я буду писать грамотно?

Что случится, если я не буду писать грамотно?

9. Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать ребят на активную работу во время урока. Приучаю во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: “Я знаю, что…”. Порой наблюдаю, как растёт на глазах уверенность учеников в своей лингвистической компетенции.

(13-18 слайды) Представляю вашему вниманию некоторые достижения моих обучающихся. Дипломы призеров и победителей, участников конкурсов. Ну и, конечно, наши творческие работы.

Вывод: таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических и духовных.

И вот так, с оптимизмом, творчеством, мы, учителя нашего школьного методического объединения, руководителем которого я являюсь, идем к детям из урока в урок, каждый со своей книгой, со своим багажом знаний, со своими переживаниями, со своими мыслями, потому что иначе мы просто не можем.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!