СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
« Развитие творческих способностей на уроках технологии в условиях реализации ФГОС
35
Министерство образования Ульяновской области
ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова»
Факультет образовательных технологий
и непрерывного образования
Тема: « Развитие творческих способностей на уроках технологии
в условиях реализации ФГОС »
Выполнил: Слушатель гр. Т-2-2018, учитель технологии Пузырникова Ольга Аркадьевна МБОУ «Средняя школа №46 имени И.С.Полбина» г.Ульяновск
| Научный руководитель: Атаулова Ольга Валентиновна |
Ульяновск
2018
Кафедра специального и профессионального образования,
здорового и безопасного образа жизни
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Реферат
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
I. Творчество как необходимый компонент развития личности
1.1. Творческая личность — важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания…………………………………………………………………………….7
1.2. Структура и управление творческим процессом…………………………..8
1.3. Творческая активность учителя……………………………………………11
1.4. Развитие творческого потенциала на уроках технологии в школе по плану ФГОС………………………………………………………………………….12
1.5. Использование педагогических технологий на уроках по ФГОС………14
1.6. Учет возрастных и психо-физиологических особенностей учащихся в процессе развития творческих способностей на уроках технологии……….20
1.7. Опыт коллег по развитию творческих способностей на уроках технологии в ОУ…………………………………………………………………………..22 1.8. Выводы по I главе…………………………………………………………..28
II. Опыт организации практической работы учителя по развитию учащихся в рамках ФГОС общего образования в МБОУ СШ № 46 имени И.С.Полбина г. Ульяновска……………………………………………………………………..
2.1. Диагностика уровня развития творческих способностей учащихся……29
2.2.Тематическое планирование раздела «Художественные ремесла»………35
2.3. План-конспект урока по теме «Лоскутное шитьё»………………………38
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы…………………………………………..47
Введение
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких развивающих технологий, которые помогают подросткам не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческий потенциал. И важная роль при выполнении этих задач отводится урокам технологии.
Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого ученика создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные технологии образования помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.
Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники и производства. Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.
Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
Творческая деятельность рассматривается нами как «деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности»; умственной активности; смекалки и изобразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное. Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту.
«Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста», - пишет М.Н. Скаткин (Скаткин М.Н. «Школа и всесторонне развитие детей»). Неспособных детей нет. Важно только научить их поверить в себя, раскрыть способности. Это задача каждого учителя.
Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. В наш тяжелый век, когда у родителей не хватает времени посидеть со своей дочерью, научить или передать свои умения, этот предмет просто необходим. И для учителя - одного желания мало, надо терпеливо и последовательно овладеть педагогическим мастерством, изучать психические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала, учитывать особенности детей. Занятия по технологии позволяют проводить систематическую работу по формированию у школьников нравственных качеств личности, развивать способности, воспитывать трудолюбие. Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении.
Продуманное оформление класса, обеспеченные всем необходимым рабочие места, наличие наглядных пособий, раздаточного материала все это имеет большое значение для успеха обучения. Приветливый тон учителя создает доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает учащихся к работе, чистота и порядок в кабинете воспитывают аккуратность, дисциплинированность, формируют хороший вкус, а главное – повышает мотивацию обучения.
Раскрыть и развить творческие способности – одна из задач учителя технологии. Это способствует становлению ученика: он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. Повышается работоспособность. Но самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональное сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление. А думающий человек это и есть тот человек, который должен выйти из стен школы.
Тема итоговой аттестационной работы: «Развитие творческих способностей на уроках технологии в рамках реализации ФГОС». Данная тема интересна и актуальна в настоящее время.
Объект исследования: познавательная деятельность учащегося в процессе изучения раздела – «Художественные ремесла»
Предмет исследования: наиболее актуальные технологии в реализации требований ФГОС для развития творческих способностей в ОУ.
Цель выпускной квалификационной работы: анализ средств, форм и различных приемов, способов развития творческих способностей учащихся на уроках технологии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
провести анализ и синтез психолого-педагогической и специальной литературе по программе исследования;
представить свой скорректированный опыт реализации своей темы;
сформулировать рекомендации коллегам, студентам по реализации темы;
Область применения
База исследования является МБОУ «Средняя школа №46 имени И.С.Полбина»
Разработки по данной теме могут применяться в общеобразовательных школах, а также в учреждениях дополнительного образования.
Гипотеза: развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии будет успешным, если систематически вовлекать детей в творческую деятельность.
Творчество как необходимый компонент развития личности.
«Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик».
А.С. Макаренко.
1.1 Творческая личность — важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания.
Мы любим своих детей, желаем им добра и счастья. Напутствуем их, чтобы они росли умными, активными, творческими, целеустремленными хозяевами своей страны.
Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания. Без формирования способности к эстетическому творчеству не добиться всестороннего развития личности.
Центральное место в эстетической творческой способности занимает эстетический вкус, эмоции. Все эти факторы являются мощными стимуляторами творчества.
Напомним, что человек только тогда и производит в истинном смысле этого слова, то есть творит, когда он свободен от давления физической потребности. К.Маркс отмечает: «Царство свободы в действительности начинается лишь там, где прекращается работа, диктуемая нужной и внешней целенаправленностью...». Царство свободы - это и есть царство творчества. Поэтому только в ходе развития творческих способностей человека может начинаться подлинное эстетическое воспитание.
Эстетическое и творческое воспитание неразрывны в жизни. Ведь эстетическое воздействие на формирование нашего сознания не ограничивается сферой литературы, искусства, как бы ни были совершенными их произведения. Большую часть жизни люди проводят в труде. Воспитание отношения к труду опирается на качественно новые условия производства взаимоотношения в коллективе.
Структура и управление творческим процессом.
В практикуемой методике преподавания, к сожалению, до сих пор мало внимания уделяется развитию творчества, самостоятельности, инициативы учащихся. Деятельность носит в основном воспроизводящий характер: учитель показывает, как и что делать, а ученики копируют его действия. Данный стиль работы не способствует развитию творческих способностей учащихся. На протяжении всей педагогической деятельности уроки планирую так, чтобы максимально развивать творческие способности учащихся уроках. Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Мы успешно реализуем эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, своё педагогическое творчество. В нашей школе есть все условия для развития творческого потенциала учащихся: хорошая материально-техническая база, система, позволяющая обеспечить переход от репродуктивных действий к творческим, множество наглядных средств, творчество учителя.
Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной и активной личности. Актуальной проблемой является проблема развития творческих способностей человека. Большая роль в этом отводится школе, и огромный вклад в развитие творческих способностей вносит наш предмет. Ведь развивать творческие способности человека – это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной деятельности, самостоятельного отношения к поставленной задаче. Творческое отношение к труду – это одновременно и воспитание любви к делу, и стремление к познанию его особенностей, которые в свою очередь стимулируют испробовать свои силы, добиться успеха. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т.е. те качества, без которых невозможно творчество.
Тема «Развитие творческих способностей на уроках технологии в рамках реализации ФГОС» является актуальной т.к. в любое время необходимы люди, способные активно, творчески решать стоящие перед ними задачи.
В массовой практике в школе встречаются следующие противоречия: между стремлением личности к творчеству, самовыражению и узкими рамками программных требований. Для устранения данного противоречия необходимо ориентировать содержание учебных программ на творчество.
Ведущей педагогической идеей считаются развитие творческих способностей учащихся. В процессе преподавания предмета решаются следующие задачи: привитие знаний и умений по ведению домашнего хозяйства, формирование политехнических знаний и экологической культуры, развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи, обеспечение учащихся возможности профессионального самоопределения, воспитание трудолюбия и культуры труда, развитие эстетического чувства и художественной инициативы. Исходя из поставленных задач, можно выразить следующие идеи:
1) творчеству нужно и можно учить;
2) творческое начало не является природным качеством ума.
Для формирования творчески активной личности, способной к саморазвитию используется следующее:
развитие творческой активности учащихся;
включение учащихся в творческую деятельность;
использование методов проблемного обучения;
развитие качеств творческого мышления: самостоятельность, критичность и т.п.
Развитие творческих способностей учащихся можно реализовывать, опираясь на следующие принципы:
1) принцип развития мотивации к творческой деятельности;
2) принцип развития умений самообразования и самовоспитания;
3) принцип приоритета творческой деятельности;
4) принцип согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностей учащихся;
5) принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество учащихся.
В начале 80-х годов советские исследователи Г.С.Альтшуллер и И.М.Верткин поставили перед собой проблему,- какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью? Суть этих решений сводилась к тому, что творческая личность должна обладать слишком большим комплексом качеств, что затрудняло их целенаправленное воспитание. К тому же часть ученых придерживалась позиции, что творческие способности передаются по наследству от родителей к детям и их невозможно воспитать. Для решения этой проблемы Г.С.Альтшуллер и И.М.Верткин проанализировали свыше тысячи биографий творческих личностей. В результате исследования было установлено, что творческая личность обладает следующими качествами:
-умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению;
-умение планировать, самоконтролировать свою деятельность;
-умение находить и решать проблему.
Именно эти качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала учащихся.
1.3 Творческая активность учителя
Творческий педагог необходим сейчас как никогда: перестройка экономики, возникновение рынка труда требуют высококвалифицированных творческих рабочих.
Творческая активность учителя должна идти от умения нестандартно распорядиться добытыми наукой и им самим педагогическими знаниями.
Восхождение к творчеству- нелегкая работа. Особенно в наше время: трудности с финансированием системы ПТО, с материально-техническим обеспечением, организацией и проведением практики и т.д. Сейчас нельзя пересидеть, переждать, когда все основные проблемы будут решены, когда будут созданы «условия наилучшего благоприятствования». Нет важнее собственной активной творческой позиции педагога в союзе с его профессионализмом.
Творческая активность учителя - ценнейшее качество. Если педагог постоянно стремится к совершенствованию, не удовлетворен достигнутым, он может стать мастером педагогического труда. А тот учитель, который довольствуется однообразной службой, проводит уроки сегодня как вчера, а завтра как сегодня, превращается в ремесленника.
Необходимо постоянно помнить, что педагогическое мастерство не приходит само собой, оно формируется в процессе активного творческого педагогического труда, на основе глубоких и разносторонних знаний в области профессии, педагогики, психологии, методики и организации обучения.
Учитель технологии, обладающий высоким педагогическим мастерством, должен уметь заранее продумать и спланировать свое педагогическое воздействие на учащихся. Тщательно подбирать наиболее целесообразные учебно-производственные задания, учитывать особенности восприятия учащихся, возможные затруднения и ошибки, намечать способы их предупреждения, заблаговременно готовят необходимое оборудование, материалы, приспособления, инструменты, документацию, рабочие места . Умелый педагог хорошо организует учебный процесс: применяет разнообразные методы обучения в комплексе, сочетает различные формы обучения, учитывает индивидуальные возможности и способности своих учащихся.
1.4. Развитие творческого потенциала на уроках технологии в школе по плану ФГОС.
Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. В связи с введение ФГОС изменились цели образования, разрабатываются новые учебные программы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. И качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый. Это требует иных подходов в организации учебного процесса, обновления методов, средств и форм организации обучения, разработки и внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий. Интерес учащихся к изучению предмета «Технология» резко снижается, поэтому через использование на уроке современных образовательных технологии повышается мотивация к учению.
Существует несколько определений понятия «педагогическая технология».
Педагогическая технология - это техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
Педагогическая технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. Выбор технологий обучения преподаватель осуществляет, руководствуясь, прежде всего, своим педагогическим опытом, уровнем владения педагогическим инструментарием, требованиями ФГОС. Для планирования современного урока технологии учитель должен использовать различные педагогические технологии. Эти технологии помогут развитию творческих способностей на уроках технологии.
В условиях реализации требований ФГОС в ОО наиболее актуальными становятся технологии:
Информационно – коммуникационные технологии
Технологии развития критического мышления
Проектные технологии
Технологии развивающего обучения
Здоровье сберегающие технологии
Технология проблемного обучения
Игровые технологии
Модульная технология
Технология мастерских
Кейс – технология
Технология интегрированного обучения
Педагогика сотрудничества.
Технологии уровневой дифференциации
Групповые технологии.
Традиционные технологии (классно-урочная система)
1.5 Использование педагогических технологий на уроках по ФГОС.
Использование на уроке новых информационных и педагогических технологий, комплексное преобразование учебного процесса создает условие для развития активной творческой и исследовательской деятельности учащихся. В результате моей работы в школе, я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении и развить способности обучающихся можно только путем повышения интереса к своему предмету. Для этого я использую на уроках современные педагогические технологии, способствующие развитию творческой личности.
Так, например, при изучении темы «Основы проектирования» наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащихся приобретают опыт решения как типовых, так и нетиповых задач.
Выбирая тему проекта и выполняя его, учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.
Перед выбором темы проекта я предлагаю учащимся минимальное количество примерных тем. Упор делается на то, чтобы учащихся самостоятельно придумали тему, которая должна быть им интересна.
Проект выполняется по определенному плану. Я предлагаю подойти к каждому пункту проекта творчески.
При выполнении проектов должна быть выполнена практическая работа. Упор делается на то, чтобы учащиеся практически представили то, что придумали сами. Большое внимание уделяю оформлению проектов. Необходимо поощрять любую творческую фантазию, проекты должны быть яркими, красочными.
В данной работе опираюсь на основные разделы программы: «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремёсла» и «Кулинария». При составлении тематического планирования учитываю возрастные особенности учащихся, а также возрастные особенности детей. На уроках использую различный уровень обучения, применяю дифференцированные задания.
Например, при выборе модели фартука в 5-м классе, предлагаются учащимся разные по степени сложности модели: низкий уровень обучения –передник с простейшими элементами отделки; средний уровень – цельнокроеный фартук с накладными карманами и отделкой; высокий уровень – отрезной с изменением деталей (например, форма измененная нагрудника и передника, карман в форме сердечек с оборкой, фартук в форме матрёшки и т.п.), внесение более сложных элементов отделки: аппликация, вышивка, рюши и т.д.
В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Поэтому, если учащиеся с низким уровнем обучения проявляют инициативу, творчество, то это только поддерживается.
Особое внимание уделяется самостоятельной работе девочек, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках труда, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов (истории, математике, черчения и другие).
При выполнении работ у учащихся формируются и совершенствуются практические знания и умения, необходимые при ведении домашнего хозяйства, воспитывается привычка к сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве.
К основным темам составлен учебно-методический комплекс, в который входят инструкционные карты по выполнению задания и пооперационных обработок, образцы изделий, задания для самостоятельных, творческих, контрольных работ, наглядные пособия и др. В зависимости от темы, нужно как можно чаще давать детям творческие работы.
Например, при изучении темы «Производство ткани» в 5-ом классе предлагаем выполнить схему получения ткани творчески. Учащиеся не просто пишут схему: волокно- нити- ткань, а придумывают форму изображения данных слов (например, волокно представлено в виде котёнка из ваты и т.д.).
В 5-7 классах при изучении темы «Свойства тканей» даю учащимся задание не просто составить коллекцию тканей, а выполнить работу в виде творческой композиции. Тему «Интерьер» в 6 классе изучаем, выполнив макет комнаты. Девочки с увлечением работают дизайнерами, оформляя интерьер комнаты, украшая окна шторами.
Учащиеся 5 класса в разделе «Технологии домашнего хозяйства» знакомятся с темой «Стиль. Стилевое единство». На этих уроках дети выясняют, что в доме ни одна вещь не существует сама по себе, в отрыве от других; вещи связаны общим настроением. Как бы дополняют друг друга. Это и есть стилевое единство.
Уроки этого раздела плавно подводят детей к следующему «Художественные ремёсла». Я, предлагаю детям придать немного своеобразия своему дому, начиная с кухни.
Учащиеся выполняют комплект, состоящий из прихваток, салфеток или грелки на чайник. При изготовлении комплекта для кухни перед учащимися стоят задачи: создание своего стиля и сохранение стилевого единства при выполнении комплекта. Для достижения этих целей при выполнении работы используются элементы лоскутной техники.
Эта тема включает целый блок уроков, на которых дети будут совершенствовать свои умения и навыки в работе с тканью. Им предстоит овладеть и закрепить много важных технологических приемов: выполнение ручных и машинных швов; разметку тканей по выкройке; одновременный раскрой двух одинаковых деталей; научиться приемам выстегивания.
Наш опыт показывает, что эти работы получаются очень интересными. Каждый ребенок старается сделать свой комплект, непохожий на другие.
При объяснении теоретического материала использую различные энциклопедические сведения, исторические факты. Часто даю задания учащимся подготовить сообщение по той или иной теме и заранее придумать вопросы по сообщению для учащихся класса, тем самым, ставя перед учеником проблему.
На занятиях использую проблемный метод. Суть его заключается в следующем: перед учеником ставится проблема, а ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.
В процессе работы создаю на уроке проблемные ситуации. Например, очень ответственная операция раскрой. Она требует не только знаний, умений, но и творчества. На занятиях по раскрою ставлю перед девочками проблему: нужно самостоятельно разложить выкройку на ткани с учетом рисунка, структуры, экономии. При этом активность учащихся проявляется в выборе варианта и его объяснения. Данная работа позволяет девочкам самим находить пути выполнения задания, т.е. решать проблему.
При изучении раздела «Кулинария» у девочек формируются навыки приготовления пищи. Они знакомятся с физиологией питания, пищевой ценностью продуктов, технологией приготовления блюд, с правилами сервировки стола и т.д. На данных уроках применяем элементы творчества.
Так в 5-ом классе даю учащимся задание придумать свою форму нарезки овощей, свой рецепт приготовления бутерброда и т.п. На дом даю задание выполнить творческую работу «Воскресный бутерброд». На урок дети приносят фотографии своих работ.
Творческие способности хорошо проявляются при оформлении блюд.
Показываю некоторые приёмы изготовления украшений блюд и даю учащимся задание придумать свои варианты украшения блюд, украсить приготовленное блюдо.
В течение прохождения кулинарных работ даю девочкам следующее домашнее задание: приготовить изученное на уроке блюдо для своей семьи дома, его украсить, выполнить сервировку стола. На следующий урок учащиеся приносят отзывы родителей в письменной форме с оценкой за работу. Это задание вызывает у девочек большой интерес, способствует проявлению активности, творчества, позволяет сплотить родителей и детей.
После прохождения кулинарных работ даю задание оформить рецепт нового блюда, который девочки находят самостоятельно, творчески. Девочки проявляют большое творчество в оформлении рецептов (например, блюдо с пирожками, где каждый пирожок составляющая рецепта и т.п.).
При изучении раздела «Рукоделие» знакомлю учащихся с творчеством умельцев, материалами, инструментами, применяемыми при выполнении работ. Девочки с большим удовольствием вышивают нитками и лентами, выполняют изделия для кухни из лоскутов, вяжут мягкие игрушки.
На занятиях учу строить и читать чертежи. Причем, использую традиционный способ – на бумаге и лекальный метод – на ткани. После построения чертежа идёт техническое моделирование (внесение в выкройку каких-либо изменений). Предлагаю моделировать каждую деталь изделия (например, нагрудник, нижнюю часть, карман). Сначала объясняю несколько вариантов моделирования детали, затем, учащиеся придумывают свои варианты под названием «Моё творчество». После выполнения работы показываем лучшие варианты.
Основной формой обучения является традиционный урок, в ходе которого особое внимание уделяю практической работе, поощряю творческую инициативу, всячески поддерживаю даже самые слабые попытки творческого подхода к работе. Кроме традиционных уроков, использую и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-диалог, урок-подиум и т.п. Урок-подиум является заключительным уроком по проектированию, где ученицы представляют свои сшитые модели и защищают проекты.
Степень усвоения материала проверяю по тестам, самостоятельным, контрольным, творческим работам, чертежам, готовым изделиям, а также при устном опросе на уроке. С целью развития творческого мышления побуждаю учащихся к самостоятельной проверке результатов. Ставится перед девочками задача – не сверить свои полученные результаты с образцом, а самостоятельно попробовать проверить работу (например, кто догадался каким требованиям должно отвечать качество изготовленного кармана?). Для развития творческого мышления использую на уроке самые разнообразные методы: например, составить инструкцию по приготовлению салата, придумать сказку «Как получают ткань», составить рассказ о применении ткани по картинкам и т.п. Включение в структуру уроков подобных заданий, создаёт возможность вовлечь учащихся в посильную творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления.
Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю. У каждого ребенка от природы есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.
1.6. Учет возрастных и психо-физиологических особенностей учащихся в процессе развития творческих способностей на уроках технологии .
Детское творчество, а, следовательно, и творческие способности имеют свои особенности в зависимости от возраста «творца». То есть творческая деятельность возникает не сразу, а медленно и постепенно, развиваясь из более простых форм. На каждой возрастной ступени она имеет своё выражение, каждому периоду детства свойственна своя её форма, свои особенности.
Подростковый возраст — это возраст от 10 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 5-8 классов. Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход (от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости). В этом смысле подросток — полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Переход к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие – и все виды его деятельности.
Учение для подростка является главным видом деятельности. И от того, как учится подросток, во многом зависит его психическое развитие, становление его как гражданина. Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью в их проявлении и вспыльчивостью. С этим связанно неумение сдерживать себя, слабостью самоконтроля, резкость в поведении.
Развитие мышления. В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Доверие учителя к умственным возможностям подростка как нельзя больше соответствует возрастным особенностям личности.
Основная особенность мыслительной деятельности подростка – нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего.
Развитие наблюдательности, памяти, внимания. В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не только то, что лежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от его отношения к воспринимаемому материалу – и ученик поражает поверхностностью, легковесностью своего восприятия. Подросток может смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным.
В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь в начале контролем по результату или заданному образу, а затем — процессуальным контролем, т. е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности. Особую линию в речевом развитии образует та, которая связана с соединением и взаимопроникновением мышления и речи.
В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования пользоваться ими, рассуждать создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы.
1.7. Опыт по развитию творческих способностей на уроках технологии в ОУ
Изучив современное состояние проблемы формирования и развития творческих способностей и проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что важную роль в процессе формирования учебной мотивации и творческой активности играет учитель, его желание действовать. Наиболее эффективно эти проблемы решаются путем организации целостного учебного процесса с использованием в процессе обучения современных педагогических технологий, которые используются коллегами .
Опыт применения современных технологий коллег работающих в МБОУ «Средняя школа №46 имени И.С.Полбина» реализующих данную тему.
Моя коллега Мещанова Н.Е.- учитель начальных классов отмечает, что при формировании способностей важную роль играют как наследственность и среда, так и воспитание. Причем воспитание оказывает большее влияние на формирование личности ребенка. И воспитание в трудовой деятельности занимает особое место. Моя задача, как педагога, заключается в том, чтобы помочь ребенку стать творческой личностью. Развивать творческие способности можно и нужно на уроках технологии.
При формировании способностей важную роль играют как наследственность и среда, так и воспитание. Я должна помочь ребенку стать творческой личностью. Ведущее значение я придаю методу проектов, который позволяет развивать и формировать творческую личность. Под методом проектов понимается способ организации познавательно – трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта (продукта труда).
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся; в образовательной области «Технология» метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки. Другими словами, метод проектов представляет собой такой способ обучения, который можно охарактеризовать, по словам Дж. Дьюи, как и обучение через делание, когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс:
-самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации;
-планирует варианты решения проблемы;
-делает выводы;
-анализирует свою деятельность, формируя « по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.
Использование информационных технологий в планировании и организации проектной деятельности учащихся, представляет учителю широкие возможности, делится опытом другая коллега Романова О.В. Необходимость использования компьютеров в технологическом образовании обусловлена тем, что с помощью компьютера значительно легче проводить исследования, находить и хранить информацию, моделировать и решать другие задачи.
В проектной деятельности актуальна проблема организации самостоятельной (индивидуальной или в группе) исследовательской деятельности учащихся. Сегодня от человека требуется умение развивать собственную функциональную компетентность: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию, переквалификации. С развитием исследовательской деятельности и учитель, и ученик приобретают новое (пусть даже субъективно новое) знание и приобретают навыки самостоятельного приобретения нового знания. Это могут быть несложные наблюдения или серьёзные логико-теоретические исследования. При различных методических особенностях их объединяет общий подход к познаваемым объектам.
При организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности в первую очередь необходимо решать задачу проектирования исследования.
Для применения информационных технологий в процессе обучения преподаватель, планирующий внедрение компьютеров на своих уроках должен иметь достаточный выбор демонстрационного материала, поэтому создание программного обеспечения учебного назначения весьма актуально. Учащиеся под руководством учителя должны произвести отбор материала, найти оптимальный способ представления информации, оформить проект средствами компьютера.
Работа учеников организована в соответствии с индивидуально-коллективным способом обучения, соответствующим творческой природе человека: кроме занятий, на которых участвуют все ученики единовременно, вся остальная учебная деятельность рассматривается как сочетание индивидуальной работы ученика с учебным пособием (за компьютером) и его работы в диалоге с товарищами.
Творческие задания должны быть направлены на реализацию следующих потребностей учащегося:
- уважения желания учащегося работать самостоятельно;
- умение воздержаться от вмешательства в процесс творческой деятельности учащегося;
- предоставление учащемуся свободы выбора области приложения сил и методов достижения цели.
«Никому не секрет, что дети очень любят играть»,- говорит учитель технологии МБОУ «Средняя школа 46 имени И.С.Полбина» Скузоватов Д.Г. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:
* в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы, раздела учебного предмета;
* как элемент общей технологии;
* в качестве урока или его части (введение, контроль);
* как технология внеклассной работы.
Свою игровую форму отношу к игровой технологии «Организационно – деятельные игры», использую в качестве урока или его части. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения и стимулирования к учебной деятельности. Применяя игру «Солдаты», учитель технологии адаптирует учебный процесс к условиям и быту военного городка, присваивая воинские звания за достижения в обучении предмета технология. В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение не навязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна. Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, воздействие на становление личности в группе сверстников. Игровая атмосфера позволяет добиваться успешности в обучении и воспитании, втягивает учащихся в решение учебных проблем в реальных условиях школы, исчезают проблемы дисциплинированности и негативного отношения к школе.
Принципы организации игры:
а) отсутствие принуждения в любой форме;
б) развитие игровой динамики;
в) поддержание игровой атмосферы;
г) переход от простейших правил к более
сложным.
Не авторитетным игра помогает укрепить авторитет, не активным – проявить активность, не дисциплинированным – стать организованными, новичкам – проявить себя, сдружиться со сверстниками. Главное – уважение к личности ребенка, стремление развивать интерес к предмету технология, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах. Конфуций писал: « Учитель и учение растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.
Елисеева Т.В. считает, что в методике организации учения школьников большое значение имеет проблемное обучение.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проблемное обучение предполагает организацию поисковой деятельности учащихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера, а также овладение методами добывания знаний.
В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся возможно несколько способов выдвижения проблем, которые я использую на уроках:
1. Постановка проблемного вопроса.
2. Отыскание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала.
Используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету.
Кроме того в результате использования элементов проблемного обучения школьники учатся давать полные развернутые ответы, используя речевые обороты: «я полагаю, что…», «мне кажется, что…», «я думаю…». Это способствует формированию у учащихся системы научных знаний на основе их субъективного опыта, учит высказывать свое «личное» мнение по данному вопросу.
Выводы по I главе
В первой главе итоговой аттестационной работы мной была предпринята попытка раскрыть сущность понятия «творческая способность», выявить особенности творческих способностей на разных возрастных этапах и условия её развития у детей среднего школьного возраста. В результате изучения и анализа литературы по проблеме исследования мы пришли к выводу, что творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Реализация творческих способностей отражается в деятельности человека, результатом которой является создание нечто нового, приводящего к новым знаниям о мире, новым переживаниям и чувствам, отражающим новое отношение к действительности.
Однако не все дети могут открыть дорогу к созиданию и надолго сохранить творческую активность, поэтому, необходимо подбирать соответствующие индивидуальные методы обучения а также использовать новые современные технологии для развития творческих способностей на уроках технологии.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что средний школьный возраст даёт прекрасные возможности для развития творческих способностей. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
2 Опыт организации практической работы учителя по развитию учащихся в рамках ФГОС общего образования в МБОУ СШ № 46 имени И.С.Полбина г. Ульяновска.
2.1. Диагностика уровня развития творческих способностей учащихся.
Творчество – явление сложное, комплексно-обусловленное многими социальными педагогическими и психофизиологическими предпосылками.
На уроке дети должны получать не только знания и умения, но и общее развитие. Учитель должен создать условия для проявления творческих способностей учащихся, владеть тактикой, технологией, т.е. с конкретной программой творческих упражнений, которая включала бы активизацию основных компонентов творчества: эмоции, воображение, образного мышления. Для творческих уроков необходимо ощущение уверенности в том, что твои нестандартные находки будут замечены, приняты и правильно оценены. Многие учащиеся, показывая свои работы, смущаются. «У меня плохо получилось» - иногда такие оценки соответствуют действительности, истинному положению, но часто за ними скрывается иное содержание: ребенок уверен, что работа сделана хорошо, но он снижает свое впечатление от нее, надеясь, что учитель все равно заметит и удивится тому, как удачно выполнено задание.
Отношение учителя к результатам детского творчества – тема очень обширная. Нужно бережное отношение к тому, что создается детьми, отказаться от критики выбрать позицию принятия, ценностного отношения к творчеству учащихся. Когда отношения доверия и открытости между учителями и учеником закрепятся, можно и нужно сравнивать выполненное задание с поставленной творческой задачей.
Мною было проведено тестирование среди учащихся 6 классов на определение уровня творческого потенциала учащихся. Тест позволяет оценить уровень творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения.
Инструкция: выбери один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях.
1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:
А) да;
Б) нет, он и так достаточно хорош;
В) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:
А) да, в большинстве случаев;
Б) нет;
В) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете.
А) да;
Б) да, при благоприятных обстоятельствах;
В) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что- то принципиально изменить:
А) да, наверняка;
Б) это маловероятно;
В) возможно.
5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:
А) да;
Б) часто думаете, что не сумеете;
В) да, часто.
6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:
А) да, неизвестное вас привлекает;
Б) неизвестное вас не интересует;
В) все зависит от характера этого дела.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:
А) да;
Б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;
В) да, но только если вам это нравиться.
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравиться, хотите ли вы знать о нем все:
А) да;
Б) нет, вы хотите научиться только самому основному;
В) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.
9. Когда вы терпите неудачу, то:
А) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;
Б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что, она нереальна;
В) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.
10. По – вашему, профессию надо выбирать, исходя из:
А) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
Б) стабильности, значимости, профессии, потребности в ней;
В) преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?
А) да;
Б) нет, боитесь сбиться с пути;
В) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.
12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:
А) да, без труда;
Б) всего вспомнить не можете;
В) запоминаете только то, что вас интересует.
13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значение:
А) да, без затруднений;
Б) да, если это слово легко запомнить;
В) повторите, но не совсем правильно.
14. В свободное время предпочитаете:
А) оставаться наедине, поразмыслить;
Б) находиться в компании;
В) вам безразлично, будите ли вы один или в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:
А) дело закончено и кажется вам отлично выполнено;
Б) вы более- менее довольны;
В) вам еще не все удалось сделать.
16. Когда вы один:
А) любите мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;
Б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
В) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станните думать о ней:
А) независимо от того, где и с кем вы находитесь;
Б) вы можете делать это только наедине;
В) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:
А) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;
Б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;
В) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Ключ к тестовому заданию.
Подсчитайте очки, которые вы набрали таким образом:
• За ответ «а» - 3 очка;
• За ответ «б» - 1;
• За ответ «в» -2.
Результат:
• Вопросы 1, 6, 7, 8-й - определяют границы вашей любознательности;
• Вопросы 2,3,4,5-й - веру в себя;
• Вопросы 9 и 15-й - постоянство;
• Вопрос 10- й - амбициозность;
• Вопросы 12 и 13- й «слуховую память»;
• Вопрос 11-й – зрительную память;
• Вопрос 14-й – ваше стремление быть независимым;
• Вопросы 16 и 17-й – способность абстрагироваться;
• Вопрос18-й – степень сосредоточенности.
Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала. Общая сумма набранных очков покажет уровень творческого потенциала.
49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.
23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству.
Результаты тестирования показали, что использование на уроках современных образовательных технологий способствуют развитию творческих способностей обучающихся.
Результаты тестирования в 2015-2016 уч .г.
Результаты тестирования в 2016-2017 уч.г.
2.2.Тематическое планирование уроков технологии в 5классе, раздела « Художественные ремесла»
Календарно-тематическое планирование «Технология ведения дома» 5 класс ФГОС Н.В.Синица, В.Д.Симоненко
Раздел «Художественные ремесла» 8 часов.
№ урока | Наименование раздела, темы | Цели урока | Содержание нового материала | Практическая работа | Дидактическое обеспечение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Художественные ремёсла. Декоративно- при-кладное искусство. 2ч | Ознакомить уч-ся с лучшими работами мастеров декоративно-прикладного искусства родного края. Анализировать особенности декоративно-прикладного искусства народов России. Находить и представлять информацию о народных промыслах своего региона, о способах и материалах, применяемых для украшения праздничной одежды в старину.
| Понятие декоративно-прикладного искусства. Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России. Знакомство с творчеством народных умельцев своего региона, области, села. Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам. | П/р «Зарисовка образцов рукоделия» (комбинированный)
| Рабочая тетрадь на печатной основе, К-Р-1 (виды ручного вышивания); Т-6 к/п «Вышивка» |
2 | Основные композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства. 2ч | Научить зарисовывать природные мотивы с натуры и осуществлять их стилизацию. Выполнять эскизы орнаментов для салфетки, платка, одежды, декоративного панно. Создавать графические композиции на листе бумаги или на ПК с помощью графического редактора. | Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции. Понятие орнамента. Стилизация реальных форм. Цветовые сочетания в орнаменте. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции. Создание композиции на ПК с помощью граф. редактора | П/р «Композиция для вышивки» (комбинированный)
| Цветовой круг к/п «Создании предметов декоративно-прикладного искусства.» |
3 | Лоскутное шитьё. 2ч | Ознакомить уч-ся с назначением и технологией выполнения ручных стежков строчек | Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Виды ручных стежков и строчек. Терминология ручных работ. Правила т/б.
| П/р. «Изготовление образцов лоскутных узоров». (комбинированный)
| Образцы, шаблоны, П-4; П-5 к/п «Построение узоров в лоскутных узоров. |
4 | Технология изготовления лоскутного изделия. 2ч | Ознакомить уч-ся с различными видами техники лоскутного шитья. Научить разрабатывать узор для лоскутного шитья на ПК с помощью графического редактора. Изготовлять шаблоны из картона или плотной бумаги. Подбирать лоскуты ткани соответствующего цвета, фактуры, волокнистого состава для создания лоскутного изделия. Изготовлять образцы лоскутных узоров. Обсуждать наиболее удачные работы. Находить и представлять информацию об истории лоскутного шитья. | Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Материалы для лоскутного шитья, их подготовка к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам. Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия. Правила т/б.
| П/р «Лоскутное шитье по шаблонам» (комбинированный)
| Образцы, шаблоны, П-6; к/п «Лоскутное шитье по шаблонам»
|
2.3 План конспект урока технологии 5 класс: «Лоскутное шитьё»
Класс: 5 (2часа)
Предмет: Технология
Тема: Лоскутное шитье
Тип урока: Комбинированный
Цель: ознакомить учащихся с основными техниками лоскутного шитья.
Задачи:
Сформировать понятия о процессе изготовления лоскутного изделия;
развивать эстетический вкус; расширять представления о истории развития лоскутного шитья;
воспитывать внимательность и аккуратность в работе.
Оборудование: учебник технологии для 5 класса, сантиметровая лента, образцы лоскутного шитья, угольник, бумага для построения, таблицы, рабочая коробка, презентация
Планируемые результаты обучения:
предметные | метапредметные | личностные |
иметь представление о технологии изготовления изделий в технике лоскутного шитья, выполнять основные приемы соединения лоскутов в изделие.
| Познавательные УУД : осваивать правила безопасной работы иглой при выполнении изделий; находить необходимую информацию; уметь применять в работе правила соединения деталей, применять навыки работы для изготовления изделий и выполнения отделочных работ. регулятивные: Освоить приемы работы с тканью. Выполнять работы на основе представленных в учебнике теоретических и практических сведений. Осуществлять действие по образцу или эталону. Корректировать навыки и умения с использованием цвета в работе. коммуникативные: выражать свои мысли, объяснять свой выбор, отвечать на вопросы, умение работать в группах. | иметь представление о причинах успеха и неуспеха в предметно – практической деятельности.
|
План урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организация начала занятия ( 5 мин.) Задача этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Психологический настрой детей на урок.
| Подготовка рабочего места | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция |
Мотивация к учебной деятельности ( 10 мин.) Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности ( «надо» ) 2. Организовать деятельность по установки тематических рамок ( «могу» ) 3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность ( «хочу» ).
| Слайд1. Ребята, сегодня для вас старшие девочки передали для просмотра проектную работу по лоскутной мозаике. Посмотрим презентацию и сами работы.
Ребята как вы думаете, зачем нужна техника лоскутного шитья? Вы хотите научиться выполнять некоторые узоры в лоскутной пластике? Какова тема нашего урока? Показ презентации и образцов лоскутной мозаики.
| Учащиеся смотрят, думают, делают выводы и обосновывают ответы.
| -самоопределение(Л) -сопоставление ( Л) -сотрудничество с учителем и сверстником (К |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности ( 10 мин.) Задача этапа: На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к самостоятельным учебным действиям 1.Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов. 2. Мотивация к пробному учебному действию «надо» - «могу»- «хочу». 3.Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия. 4. Фиксация индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия. | Сообщение познавательных сведений. Познавательные сведения: Знакомство учащихся с историей развития лоскутного шитья. ПРОБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. Задание: Нарисуйте эскиз лоскутного фартука или салфетки. У кого какие результаты? Кому удалось, а кому нет справится с заданием? Подумайте Слайд 4
| Назначение лоскутного шитья? Работа с энциклопедиями и справочниками. Научится выполнять эскиз по замыслу.
Дети работают в группах. Ответственный комментирует работу группы.
| Анализ, синтез, обобщение (П) выполнение пробного учебного действия (Р) -фиксирование затруднений в пробном учебном действии(Р) -учет разных мнений (К)
Учатся читать и анализировать информацию.
|
Выявление причин затруднения и постановка цели (10 мин.) Задача этапа: На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. 1.Востановить выполненные операции и зафиксировать (вирбально и знаково) место где возникло затруднение. 2. Соотнести свои действия с используемым способом действия и выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднений, те конкретные знания, которых недостает для выполнения поставленной задачи. Построение проекта выхода из затруднения. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект бедующих учебных действий, ставят цель и строят план достижения цели И определяют средства. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта. 1.Выявляление способов действий для решения исходной задачи. 2. Уточнение характера новых знаний 3. Фиксирование раннее возникших затруднений
| В каком месте испытали затруднения и почему?
| ЗАТРУДНЕНИЕ Я не знаю сочетание цветов и форм. С использованием образцов и учебника п.27 рис 113 дети корректируют свою работу Дети думают ,высказывают различные мнения, анализируют. . Учащиеся работают с использованием материала учебник.
Выполняют практическую работу с основой на эталон и проговаривают каждый шаг во внешней речи | - Анализ, синтез, обобщение (П) - обобщение (П) -постановка и формулирование проблемы (П) -структурирование знаний(П) -выражение своих мыслей (К)
|
Основной этап (45 мин.) Задача этапа: Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. 1.Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2. По результату выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Инструктаж по технике безопасности при практической работе. На данном этапе учащиеся в форме коммуникаций (в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: -учащиеся самостоятельно выполняют задание нового типа, -осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, -организуется исполнительская рефлексия хода реализации проекта. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха каждого ученика. Включение ученика в дальнейшую познавательную деятельность. Включение в систему знаний и повторение. Организовать выявления типов заданий, где используется новый способ вслух.
| Практическая работа: «Изготовление образца лоскутного шитья» Какую цель поставите перед собой на этом этапе урока? Как мы будем открывать новые знания? Давайте обобщим сделанные выводы Проверка учителем самостоятельной работы учащихся | Изучить п.29 Ознакомиться с практической работой стр.176 №16 Рассмотреть образцы выполненных работ. Выбрать для себя образец для работы Взаимопроверка
| самоопределение(Л) -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели(П) - учет разных мнений (К)
Смыслообразовани (Л),анализ, синтез, обобщение (П), Познавательная инициатива (Р),выдвижение гипотез (П), формулирование и аргументация своего мнения (К),учет разных мнений и достижение договоренностей(К)
регулятивные: - определять и формулировать деятельность на уроке; - под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий; -соблюдение т\б при пр.раб. -проводить анализ творческой деятельности ; - определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.
Анализ, синтез, обобщение (П) учет разных мнений и достижение договоренностей(К) управление поведения партнера(К) Анализ, синтез, обобщение (П) учет разных мнений и достижение договоренностей(К) управление поведения партнера(К), выполнение действий по алгоритму(П), контроль, оценка(Р), выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Нравствен –этическое оценивание содержания(Л), анализ, синтез, обобщение (П), выполнение действий по алгоритму
|
| ФИЗМИНУТКА Слайд 9 .Давайте все вместе глазками попробуем собрать букет.
|
|
|
Подведение итогов (5 мин.) Задача этапа: Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. 1. Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
| Подведем итог урока . Что нового вы сегодня открыли для себя. Пригодятся ли вам полученные знания? Оцените свою работу. Слайд 10 | Мы на уроке научились выполнять простые основные лоскутные узоры | Личностные (УУД): - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. - умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы. Метапредметные (УУД): регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли познавательные: - построение логической цепи рассуждений |
Рефлексия (5 мин.) Задача этапа: 1.Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 2. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
| Оцените свою работу на уроке. На полях в тетради нарисуй: - - А если не поняли – такой знак
| 2 шага учебной деятельности (что я не знаю и сам найду способ). | личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; регулятивные УУД:саморегуляция; П. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Домашнее задание Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
| Приготовить материал для выполнения лоскутной мозаике по вашему замыслу |
|
|
Заключение.
В заключение данной работы, хотелось бы отметить, что поставленная цель над работой выполнена успешно. Творчество является необходимым компонентом для развития личности в современном обществе. Рассмотрена структура творческого процесса, управление творческим процессом. Показано, что развитие творческих способностей у учащихся напрямую связано с творческой активностью учителя.
Были рассмотрены такие проблемы как: развитие и реализация творческого потенциала у учащихся на уроках технологии, рассмотрели влияние педагогических технологий на развитие личности.
Современный урок технологии отмечается широтой целей обучения.
Кроме вооружения учащихся системой знаний, умений и навыков сейчас на первый план выдвигаются воспитания, развития личности, творческого мышления, обучения способам самостоятельной деятельности.
Цель работы - анализ средств, форм и различных приемов, способов развития творческих способностей учащихся на уроках технологии достигнута с помощью решения следующих задач:
- рассмотрена структура творческого процесса;
- дана характеристика основным принципам обучения;
- выявлены этапы управления творческим процессом;
- разработано тематическое планирование, план-конспект урока.
Считаю, что эту работу нужно продолжать, буду стараться в следующих учебных годах развиваться в этом направлении и искать что-то новое для детей и себя.
Литература
1. Программа основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд» рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2010г. Авторы программы: М.В.Хохлова, П.С.Самородский, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко.
2. Программа «Технология» для учащихся 5-8 классов, М.: Издательский центр «Вентана Граф» 2014 Тищенко.А.Т., Синица.Н.В.
3. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с. – (Стандарты второго поколения)
4. Тищенко А.Т. Технология: программа: 5-8 класы/ А.Т. Тищенко, Н.В. Синица.- М.: Вентана-Граф, 2012, - 144 с.
5.ФГОС ООО со всеми изменениями и дополнениями, приказ Минобрнауки России от 31.12.2015г.;
6. Технология. 5-11 классы (вариант для девочек): развёрнутое тематическое планирование по программе В.Д. Симоненко/ авт. –сост. Е.А. Киселёва (и др.). – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2010. – 111с.
7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: (утверждена Президентом РФ Д. А. Медведевым 04.02.2010г. Пр.-271) // Вестник образования России. - 2010. - № 4. - С. 62-70.
8. Синица Н.В., Симоненко В.Д. «Технологии ведения дома», учебник для обучающихся 5 класса, М.: «Вентана-Граф», 2013год.
9. Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей. / Под общей редакцией к.п.н. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2011.
10. Бахир В.К. Психодиагностика умственного развития учащихся// - 2011. - № 10.
11. Безрукова В. С. Все о современном уроке: проблемы и решения. - М.: «Сентябрь», 2014.
12. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. – 2012. – №9 (Сентябрь). – ART 12116. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12116.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
13. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/Под ред. И.А.Сасовой.-М.:Вентана-Графф,2010. - 296 с
14. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 161 с.
15. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
16. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Владос, 2012. - 253 с.
17. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. - Минск: «Современное слово», 2011. - 928 с.
18. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий в 2-х тт. Т.1. - М.: НИИ «Школьные технологии», 2012. - 816 с.
19. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. -ART 53572. – URL:http://e-koncept.ru/2013/53572.htm
Интернет-источники
20. Е.В. Андреева, С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н.А. Яковлева. Творческие задания «Золотого ключика». –– Самара, Центр развития образования, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/4/0264/index.shtml.
20. Ефремова О.С. Педагогические методы, формы, приемы развития творческой активности детей школьного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.detsad179.ru/palitra5.html.
21. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lib100.com/book/common_psychology/psych_creat/.
22. Малкова Г.Л. Творчество детей — становление, саморазвитие, гармония личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pionerart.ru/about/obuchenie_risovaniyu/tvorchestvo_detei.