СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая контрольная работа по биологии 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговая контрольная по биологии 7 класс.

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по биологии 7 класс»


Итоговая контрольная работа по биологии 7 класс I вариант

Фамилия, имя_________________________________________класс________________________

Задание 1. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

1 . Какая система органов изображена на рисунке?


2. Для какого класса животных она характерна?


3. Какие отделы обозначены цифрой 2?


4. Какие выполняет функции?


Задание 2. Найдите лишнее понятие среди предложенных:

Млекопитающие, Амфибии, Моллюски, Рыбы, Птицы.

Обоснуйте свой выбор___________________________________________________


Задание 3. Установите соответствие между признаком и животными, для которых он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. 

ПРИ­ЗНАК ЖИ­ВОТ­НО­ГО

КЛАСС

A) ды­ха­ние лёгоч­ное и кож­ное

Б) опло­до­тво­ре­ние на­руж­ное

B) кожа сухая, без желёз

Г) по­ст­эм­бри­о­наль­ное раз­ви­тие с пре­вра­ще­ни­ем

Д) раз­мно­же­ние и раз­ви­тие про­ис­хо­дят на суше

Е) опло­до­творённые яйца с боль­шим со­дер­жа­ни­ем желт­ка

1) Зем­но­вод­ные

2) Пре­смы­ка­ю­щи­е­ся

А

Б

В

Г

Д

Е










Задание 4. Пользуясь таб­ли­цей «Состояние не­ко­то­рых жизненных про­цес­сов у мле­ко­пи­та­ю­щих в пе­ри­од активности и во время спячки» и зна­ни­я­ми из об­ла­сти биологии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

Название
животного

Пульс в минуту

Температура тела, °С

% потери
в весе

в период
активности

во время
спячки

в период
активности

во время
спячки

Ёж

75

25

35,5

3,1

31,2

Летучая мышь

420

16

37,5

2,6

33,5

Хомяк

175

13

38,5

4,5

35

Жёлтый суслик

225

12

37,0

1,4

43

1) Опус­ка­ет­ся ли тем­пе­ра­ту­ра тела жи­вот­ных ниже 0 °C во время спячки?___________________

2) Кто из пе­ре­чис­лен­ных животных в норме боль­ше тратит энер­гии в пе­ри­од их активности?__________

3) Кто из пе­ре­чис­лен­ных животных боль­ше остальных те­ря­ет в весе за время спяч­ки и почему?________


Задание 5. Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) паук 2) сова 3) цветущее растение 4) муха 5) жаба

Ответ_____________


Задание 6. Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию прыткой ящерицы, начиная с образования половых клеток. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) развитие зародышей внутри яиц

2) выход молодых ящериц

3) оплодотворение яиц в яйцеводах самок семенной жидкостью самцов

4) продвижение яиц по яйцеводам самки и образование на них защитной волокнистой оболочки

5) откладка самкой яиц

Ответ_____________


Задание № 7. Известно, что крот обык­но­вен­ный — поч­вен­ное млекопитающее, пи­та­ю­ще­е­ся жи­вот­ной пищей. Ис­поль­зуя эти сведения, вы­бе­ри­те из приведённого ниже спис­ка три утверждения, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию дан­ных при­зна­ков этого животного. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие вы­бран­ным ответам.

1) Длина тела жи­вот­ных со­став­ля­ет 18–26,5 см, а масса — 170–319 г.

2) Взрос­лые жи­вот­ные не­ужив­чи­вы друг с другом, на­па­да­ют на по­пав­ших на их уча­сток со­ро­ди­чей и могут за­грызть их насмерть.

3) Потом­ство кро­тов рож­да­ет­ся слепым, голым и беспомощным. В это время самка вы­карм­ли­ва­ет его молоком.

4) Гнез­до­вая ка­ме­ра рас­по­ло­же­на на глу­би­не 1,5–2 м.

5) По до­ли­нам рек крот про­ни­ка­ет к се­ве­ру до сред­ней тайги, а к югу — до ти­пич­ных степей.

6) Крот пи­та­ет­ся дож­де­вы­ми червями, в мень­ших ко­ли­че­ствах по­еда­ет слизней, на­се­ко­мых и их личинок.





Задание 8. Вставьте в текст «Общая характеристика класса Птицы» пропущенные термины.

Птицы –____________ животные приспособленные к полету. Тело их покрыто перьями. Перо состоит из очина, _____________ и стержня. Передние конечности –___________, предназначены для полета. Кости птиц_____________, в них находятся воздушные мешки. У летающих птиц грудина имеет киль. У птиц интенсивный обмен веществ, поэтому птицы ________кровные животные.

Задание 9. Пользуясь тек­стом «Многоклеточные животные» и рисунком, а также знаниями, полученными при изучении курса биологии от­веть­те на вопросы.

1. Каких животных называют многоклеточными?

2. Что такое ткани?

3. Какие группы беспозвоночных животных вы знаете?.

Многоклеточные животные

П одцарство  Многоклеточные объединяет всех животных, тело которых состоит из множества клеток. Они выполняют разные функции: пищеварительную, двигательную, защитную и др. Разделение функций между клетками привело к усилению их взаимной зависимости. Отдельные клетки многоклеточных животных не могут существовать самостоятельно. Индивидуальное развитие многоклеточного животного обычно начинается с одной оплодотворённой яйцеклетки. Она многократно делится. Но после деления клетки не расходятся. Сходные по строению и функциям группы клеток образуют ткани, обеспечивающие жизнедеятельность многоклеточного организма. Всё это подтверждает предположение о том, что очень давно многоклеточные животные могли произойти от одноклеточных. Постепенно, в ходе длительного исторического развития живой природы возникло множество различных многоклеточных животных. Они разнообразны по форме, строению тела и образу жизни. В начале XIX века французский учёный Жан Батист Ламарк разделил животный мир на две основные группы — беспозвоночных и позвоночных животных. Такое деление царства животных не имеет систематического значения, однако широко используется. Беспозвоночные составляют примерно 95% всех видов современных животных. Они имеют различное строение. Обилие и разнообразие беспозвоночных делает их вездесущими. Многие из них хорошо приспосабливаются к изменению условий обитания.

Итоговая контрольная работа по биологии 7 класс 2 вариант

Фамилия, имя_________________________________________класс________________________


Задание 1. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

1 . Какая система органов изображена на рисунке?


2. Для какого класса животных она характерна?


3. Из каких отделов она состоит?


4. Какие выполняет функции?

Задание 2. Найдите лишнее понятие среди предложенных:

Птицы, Рыбы, Земноводные, Рептилии, Членистоногие

Обоснуйте свой выбор_______________________________________


Задание 3. Установите соответствие между признаком и организмами, для которых он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

                            ПРИЗНАК                       

ОРГАНИЗМЫ

A) тело с широко расставленными ногами, редко безногое

Б) веки несросшиеся, подвижные

В) веки срослись и стали прозрачными

Г) все представители не имеют конечностей

Д) могут проглатывать крупную добычу благодаря челюстям,

спереди соединённым растяжимыми связками   

1) ящерицы

2) змеи

А

Б

В

Г

Д


 

 

 

 

 



Задание № 4. Пользуясь таблицей «Размножение рыб» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

Размножение рыб 

Название

рыбы

Количество

икринок,

тыс.

Средний

диаметр

икринок, мм

Среднее время

наступления

половозрелости,

лет

Средний

возраст рыб,

в разных

водоёмах, лет

Щука обыкновенная

30

2,7

3–4

5

Норвежская сельдь

200

1,3

2–7

8

Треска балтийская

1000

1

5–9

3

Сазан

1500

1

5–6

8

Колюшка трёхиглая

0,1–1

1,8

1

2

1) Какой вид рыб имеет наибольший средний диаметр икринок?_________________________________

2) Представителей какого вида рыб рыбаки вылавливают в неполовозрелом возрасте?__________________

3) Почему при высокой плодовитости численность большинства непромысловых видов остаётся относительно постоянной?_________________________________


Задание № 5. Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания, начиная с организма, поглощающего солнечный свет. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) липа 2) ястреб перепелятник 3) жук пахучий красотел 4) обыкновенный скворец

5) гусеница непарного шелкопряда

Ответ_____________


Задание № 6. Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию птицы, начиная с гнездования. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 1) откладка яиц и их насиживание самками

2) оплодотворение яиц в яйцеводах самки семенной жидкостью самцов

3) постройка гнёзд или ремонт ранее использованных

4) появление потомства и проявление заботы о нём

5) образование у яиц белочной и других оболочек

Ответ_____________


Задание № 7. Известно, что пес­чан­ка обык­но­вен­ная – мел­кий грызун, пи­та­ю­щий­ся рас­ти­тель­ной пищей. Ис­поль­зуя эти сведения, вы­бе­ри­те из приведённого ниже спис­ка три утверждения, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию дан­ных при­зна­ков этого животного. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие вы­бран­ным ответам.

1) Пес­чан­ка яв­ля­ет­ся объ­ек­том до­бы­чи хищников.

2) Жилой дом жи­вот­но­го – глубокая, слож­но устро­ен­ная нора со мно­же­ством ходов.

3) Пес­чан­ки очень любопытны, ласковы, дру­же­люб­ны и общительны.

4) Пищу пес­чан­ки от­гры­за­ют рез­ца­ми и тща­тель­но пе­ре­ти­ра­ют её ко­рен­ны­ми зубами.

5) Длина тела пес­чан­ки около 15 см, а масса 15−25 г.

6) Пи­та­ет­ся пес­чан­ка пшеницей, овсом, кукурузой, зелёной тра­вой и сеном.




Задание 8. Вставьте в текст «Общая характеристика класса Птицы» пропущенные термины.

Птицы – позвоночные животные приспособленные к___________. Тело их покрыто перьями. Перо состоит из____________, опахала и стержня. Передние конечности –____________, предназначены для полета. Кости птиц полые, в них находятся ___________мешки. У летающих птиц грудина имеет____________. У птиц интенсивный обмен веществ, поэтому птицы теплокровные животные.

Задание 9. Пользуясь тек­стом «Многоклеточные животные» и рисунком, а также знаниями, полученными при изучении курса биологии от­веть­те на вопросы.

1. Каких животных называют многоклеточными?

2. Каких животных называют беспозвоночными?

3. Какие группы позвоночных животных вы знаете?

Многоклеточные животные

П одцарство  Многоклеточные объединяет всех животных, тело которых состоит из множества клеток. Они выполняют разные функции: пищеварительную, двигательную, защитную и др. Разделение функций между клетками привело к усилению их взаимной зависимости. Отдельные клетки многоклеточных животных не могут существовать самостоятельно. Индивидуальное развитие многоклеточного животного обычно начинается с одной оплодотворённой яйцеклетки. Она многократно делится. Но после деления клетки не расходятся. Сходные по строению и функциям группы клеток образуют ткани, обеспечивающие жизнедеятельность многоклеточного организма. Всё это подтверждает предположение о том, что очень давно многоклеточные животные могли произойти от одноклеточных. Постепенно, в ходе длительного исторического развития живой природы возникло множество различных многоклеточных животных. Они разнообразны по форме, строению тела и образу жизни. В начале XIX века французский учёный Жан Батист Ламарк разделил животный мир на две основные группы — беспозвоночных и позвоночных животных. Такое деление царства животных не имеет систематического значения, однако широко используется. Беспозвоночные составляют примерно 95% всех видов современных животных. Они имеют различное строение. Обилие и разнообразие беспозвоночных делает их вездесущими. Многие из них хорошо приспосабливаются к изменению условий обитания.




4. Варианты контрольной работы состоят из 9 заданий. Проверяемые элементы содержания и требования к уровню подготовки:

задания

Результаты

Проверяемые элементы содержания

Критерии оценивания

1


Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Применить знание строения объекта и абстрактно написать в форме термина.

Строение органов и систем органов. Систематика животных. Класс рыбы

4 балла, выставляется 1 балл за каждый верный ответ;

2

Умение определять понятия, создавать обобщения. Умение выделять из текста лишнее

Систематика животных. Позвоночные и беспозвоночные

2 балла. 1-правильно ответил, 1-обосновал

3

Относить объект к группе по описанным в тексте свойствам

Признаки животных разных классов. Класс пресмыкающиеся

5 баллов, 1 балл за каждый верный ответ;

4

Умение делать вывод на основе анализа текста и таблицы статистических данных.

Особенности жизнедеятельности животных

3 баллами.

5-6

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Экосистемы

Размножение птиц и пресмыкающихся

задания 5 и 6 оценивается 5 баллами. 1 балл за каждый верный ответ;

7

Умение анализировать предложенные объекты и делать выбор. Находить явно заданную информацию в тексте

Особенности жизнедеятельности млекопитающих

3 балла

1 балл за каждый верный ответ;

8

Глубокое и летальное понимание содержания текста. Понимать значение терминов по контексту

Класс птицы

5 баллов

1 балл за каждый верный ответ;

9

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Умение выбрать информацию из предложенного текста

Систематика животных. Позвоночные и беспозвоночные

1 балл за каждый верный ответ; 3 балла




35 баллов

КЛЮЧ


1 вариант

2 вариант

1

  1. Нервная система

  2. Класс рыбы

  3. спинной мозг

  4. Возбуждение проведение нервных импульсов регуляция организма

  1. Дыхателтная система

  2. Класс рыбы

  3. Жаберные лепестки

  4. Газообмен


2

Моллюски - беспозвоночные

Чтенистоногие - Беспозвоночные

3

112122

11222

4

1) Нет.

2) Ле­ту­чая мышь (на полёт).

3) Жёлтый сус­лик — 43 % по­те­ря веса. Сус­ли­ки спят доль­ше других животных, впа­да­ют в спяч­ку летом, и лет­няя спячка обыч­но без пе­ре­ры­ва переходит в зимнюю. По­те­ря веса выше у сус­ли­ков лишенных летом пол­но­цен­но­го и бо­га­то­го водой корма.


1 щука

2. треска

3. естественный отбор

5

34152

15342

6

43512

35214

7

346

456

8

Позвоночные

опахала

крылья

полые

теплокровные


полету

очина

крылья

воздушные

киль


9

1.тело которых состоит из множества клеток

2. Сходные по строению и функциям группы клеток

3. кишечнополостные, моллюски, черви, членистоногое –ракообразные, паукообр., насекомые,

1.тело которых состоит из множества клеток

2. животных, не имеющих внутреннего скелета, основой которого является позвоночник

3.Рыбы, земноводные, пресиыкающиеся, птицы, млеки



5. Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

Таблица 3

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-10

11-20

21-30

30-35


На выполнение проверочной работы по учебному предмету «Биология» дается 45 минут.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!