Итоговая контрольная работа по биологии 7 класс I вариант
Фамилия, имя_________________________________________класс________________________
Задание 1. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
1 . Какая система органов изображена на рисунке?
2. Для какого класса животных она характерна?
3. Какие отделы обозначены цифрой 2?
4. Какие выполняет функции?
Задание 2. Найдите лишнее понятие среди предложенных:
Млекопитающие, Амфибии, Моллюски, Рыбы, Птицы.
Обоснуйте свой выбор___________________________________________________
Задание 3. Установите соответствие между признаком и животными, для которых он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК ЖИВОТНОГО | КЛАСС |
A) дыхание лёгочное и кожное Б) оплодотворение наружное B) кожа сухая, без желёз Г) постэмбриональное развитие с превращением Д) размножение и развитие происходят на суше Е) оплодотворённые яйца с большим содержанием желтка | 1) Земноводные 2) Пресмыкающиеся |
А | Б | В | Г | Д | Е | |
| | | | | | |
Задание 4. Пользуясь таблицей «Состояние некоторых жизненных процессов у млекопитающих в период активности и во время спячки» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.
Название животного | Пульс в минуту | Температура тела, °С | % потери в весе |
в период активности | во время спячки | в период активности | во время спячки |
Ёж | 75 | 25 | 35,5 | 3,1 | 31,2 |
Летучая мышь | 420 | 16 | 37,5 | 2,6 | 33,5 |
Хомяк | 175 | 13 | 38,5 | 4,5 | 35 |
Жёлтый суслик | 225 | 12 | 37,0 | 1,4 | 43 |
1) Опускается ли температура тела животных ниже 0 °C во время спячки?___________________
2) Кто из перечисленных животных в норме больше тратит энергии в период их активности?__________
3) Кто из перечисленных животных больше остальных теряет в весе за время спячки и почему?________
Задание 5. Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) паук 2) сова 3) цветущее растение 4) муха 5) жаба
Ответ_____________
Задание 6. Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию прыткой ящерицы, начиная с образования половых клеток. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) развитие зародышей внутри яиц
2) выход молодых ящериц
3) оплодотворение яиц в яйцеводах самок семенной жидкостью самцов
4) продвижение яиц по яйцеводам самки и образование на них защитной волокнистой оболочки
5) откладка самкой яиц
Ответ_____________
Задание № 7. Известно, что крот обыкновенный — почвенное млекопитающее, питающееся животной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Длина тела животных составляет 18–26,5 см, а масса — 170–319 г.
2) Взрослые животные неуживчивы друг с другом, нападают на попавших на их участок сородичей и могут загрызть их насмерть.
3) Потомство кротов рождается слепым, голым и беспомощным. В это время самка выкармливает его молоком.
4) Гнездовая камера расположена на глубине 1,5–2 м.
5) По долинам рек крот проникает к северу до средней тайги, а к югу — до типичных степей.
6) Крот питается дождевыми червями, в меньших количествах поедает слизней, насекомых и их личинок.
Задание 8. Вставьте в текст «Общая характеристика класса Птицы» пропущенные термины.
Птицы –____________ животные приспособленные к полету. Тело их покрыто перьями. Перо состоит из очина, _____________ и стержня. Передние конечности –___________, предназначены для полета. Кости птиц_____________, в них находятся воздушные мешки. У летающих птиц грудина имеет киль. У птиц интенсивный обмен веществ, поэтому птицы ________кровные животные.
Задание 9. Пользуясь текстом «Многоклеточные животные» и рисунком, а также знаниями, полученными при изучении курса биологии ответьте на вопросы.
1. Каких животных называют многоклеточными?
2. Что такое ткани?
3. Какие группы беспозвоночных животных вы знаете?.
Многоклеточные животные
П одцарство Многоклеточные объединяет всех животных, тело которых состоит из множества клеток. Они выполняют разные функции: пищеварительную, двигательную, защитную и др. Разделение функций между клетками привело к усилению их взаимной зависимости. Отдельные клетки многоклеточных животных не могут существовать самостоятельно. Индивидуальное развитие многоклеточного животного обычно начинается с одной оплодотворённой яйцеклетки. Она многократно делится. Но после деления клетки не расходятся. Сходные по строению и функциям группы клеток образуют ткани, обеспечивающие жизнедеятельность многоклеточного организма. Всё это подтверждает предположение о том, что очень давно многоклеточные животные могли произойти от одноклеточных. Постепенно, в ходе длительного исторического развития живой природы возникло множество различных многоклеточных животных. Они разнообразны по форме, строению тела и образу жизни. В начале XIX века французский учёный Жан Батист Ламарк разделил животный мир на две основные группы — беспозвоночных и позвоночных животных. Такое деление царства животных не имеет систематического значения, однако широко используется. Беспозвоночные составляют примерно 95% всех видов современных животных. Они имеют различное строение. Обилие и разнообразие беспозвоночных делает их вездесущими. Многие из них хорошо приспосабливаются к изменению условий обитания.
Итоговая контрольная работа по биологии 7 класс 2 вариант
Фамилия, имя_________________________________________класс________________________
Задание 1. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
1 . Какая система органов изображена на рисунке?
2. Для какого класса животных она характерна?
3. Из каких отделов она состоит?
4. Какие выполняет функции?
Задание 2. Найдите лишнее понятие среди предложенных:
Птицы, Рыбы, Земноводные, Рептилии, Членистоногие
Обоснуйте свой выбор_______________________________________
Задание 3. Установите соответствие между признаком и организмами, для которых он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | ОРГАНИЗМЫ |
A) тело с широко расставленными ногами, редко безногое Б) веки несросшиеся, подвижные В) веки срослись и стали прозрачными Г) все представители не имеют конечностей Д) могут проглатывать крупную добычу благодаря челюстям, спереди соединённым растяжимыми связками | 1) ящерицы 2) змеи |
А | Б | В | Г | Д | |
| | | | | |
Задание № 4. Пользуясь таблицей «Размножение рыб» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.
Размножение рыб
Название рыбы | Количество икринок, тыс. | Средний диаметр икринок, мм | Среднее время наступления половозрелости, лет | Средний возраст рыб, в разных водоёмах, лет |
Щука обыкновенная | 30 | 2,7 | 3–4 | 5 |
Норвежская сельдь | 200 | 1,3 | 2–7 | 8 |
Треска балтийская | 1000 | 1 | 5–9 | 3 |
Сазан | 1500 | 1 | 5–6 | 8 |
Колюшка трёхиглая | 0,1–1 | 1,8 | 1 | 2 |
1) Какой вид рыб имеет наибольший средний диаметр икринок?_________________________________
2) Представителей какого вида рыб рыбаки вылавливают в неполовозрелом возрасте?__________________
3) Почему при высокой плодовитости численность большинства непромысловых видов остаётся относительно постоянной?_________________________________
Задание № 5. Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания, начиная с организма, поглощающего солнечный свет. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) липа 2) ястреб перепелятник 3) жук пахучий красотел 4) обыкновенный скворец
5) гусеница непарного шелкопряда
Ответ_____________
Задание № 6. Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию птицы, начиная с гнездования. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) откладка яиц и их насиживание самками
2) оплодотворение яиц в яйцеводах самки семенной жидкостью самцов
3) постройка гнёзд или ремонт ранее использованных
4) появление потомства и проявление заботы о нём
5) образование у яиц белочной и других оболочек
Ответ_____________
Задание № 7. Известно, что песчанка обыкновенная – мелкий грызун, питающийся растительной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Песчанка является объектом добычи хищников.
2) Жилой дом животного – глубокая, сложно устроенная нора со множеством ходов.
3) Песчанки очень любопытны, ласковы, дружелюбны и общительны.
4) Пищу песчанки отгрызают резцами и тщательно перетирают её коренными зубами.
5) Длина тела песчанки около 15 см, а масса 15−25 г.
6) Питается песчанка пшеницей, овсом, кукурузой, зелёной травой и сеном.
Задание 8. Вставьте в текст «Общая характеристика класса Птицы» пропущенные термины.
Птицы – позвоночные животные приспособленные к___________. Тело их покрыто перьями. Перо состоит из____________, опахала и стержня. Передние конечности –____________, предназначены для полета. Кости птиц полые, в них находятся ___________мешки. У летающих птиц грудина имеет____________. У птиц интенсивный обмен веществ, поэтому птицы теплокровные животные.
Задание 9. Пользуясь текстом «Многоклеточные животные» и рисунком, а также знаниями, полученными при изучении курса биологии ответьте на вопросы.
1. Каких животных называют многоклеточными?
2. Каких животных называют беспозвоночными?
3. Какие группы позвоночных животных вы знаете?
Многоклеточные животные
П одцарство Многоклеточные объединяет всех животных, тело которых состоит из множества клеток. Они выполняют разные функции: пищеварительную, двигательную, защитную и др. Разделение функций между клетками привело к усилению их взаимной зависимости. Отдельные клетки многоклеточных животных не могут существовать самостоятельно. Индивидуальное развитие многоклеточного животного обычно начинается с одной оплодотворённой яйцеклетки. Она многократно делится. Но после деления клетки не расходятся. Сходные по строению и функциям группы клеток образуют ткани, обеспечивающие жизнедеятельность многоклеточного организма. Всё это подтверждает предположение о том, что очень давно многоклеточные животные могли произойти от одноклеточных. Постепенно, в ходе длительного исторического развития живой природы возникло множество различных многоклеточных животных. Они разнообразны по форме, строению тела и образу жизни. В начале XIX века французский учёный Жан Батист Ламарк разделил животный мир на две основные группы — беспозвоночных и позвоночных животных. Такое деление царства животных не имеет систематического значения, однако широко используется. Беспозвоночные составляют примерно 95% всех видов современных животных. Они имеют различное строение. Обилие и разнообразие беспозвоночных делает их вездесущими. Многие из них хорошо приспосабливаются к изменению условий обитания.
4. Варианты контрольной работы состоят из 9 заданий. Проверяемые элементы содержания и требования к уровню подготовки:
№ задания | Результаты | Проверяемые элементы содержания | Критерии оценивания |
1 | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Применить знание строения объекта и абстрактно написать в форме термина. | Строение органов и систем органов. Систематика животных. Класс рыбы | 4 балла, выставляется 1 балл за каждый верный ответ; |
2 | Умение определять понятия, создавать обобщения. Умение выделять из текста лишнее | Систематика животных. Позвоночные и беспозвоночные | 2 балла. 1-правильно ответил, 1-обосновал |
3 | Относить объект к группе по описанным в тексте свойствам | Признаки животных разных классов. Класс пресмыкающиеся | 5 баллов, 1 балл за каждый верный ответ; |
4 | Умение делать вывод на основе анализа текста и таблицы статистических данных. | Особенности жизнедеятельности животных | 3 баллами. |
5-6 | Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. | Экосистемы Размножение птиц и пресмыкающихся | задания 5 и 6 оценивается 5 баллами. 1 балл за каждый верный ответ; |
7 | Умение анализировать предложенные объекты и делать выбор. Находить явно заданную информацию в тексте | Особенности жизнедеятельности млекопитающих | 3 балла 1 балл за каждый верный ответ; |
8 | Глубокое и летальное понимание содержания текста. Понимать значение терминов по контексту | Класс птицы | 5 баллов 1 балл за каждый верный ответ; |
9 | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Умение выбрать информацию из предложенного текста | Систематика животных. Позвоночные и беспозвоночные | 1 балл за каждый верный ответ; 3 балла |
| | | 35 баллов |
КЛЮЧ
| 1 вариант | 2 вариант |
1 | Нервная система Класс рыбы спинной мозг Возбуждение проведение нервных импульсов регуляция организма | Дыхателтная система Класс рыбы Жаберные лепестки Газообмен |
2 | Моллюски - беспозвоночные | Чтенистоногие - Беспозвоночные |
3 | 112122 | 11222 |
4 | 1) Нет. 2) Летучая мышь (на полёт). 3) Жёлтый суслик — 43 % потеря веса. Суслики спят дольше других животных, впадают в спячку летом, и летняя спячка обычно без перерыва переходит в зимнюю. Потеря веса выше у сусликов лишенных летом полноценного и богатого водой корма. | 1 щука 2. треска 3. естественный отбор |
5 | 34152 | 15342 |
6 | 43512 | 35214 |
7 | 346 | 456 |
8 | Позвоночные опахала крылья полые теплокровные | полету очина крылья воздушные киль |
9 | 1.тело которых состоит из множества клеток 2. Сходные по строению и функциям группы клеток 3. кишечнополостные, моллюски, черви, членистоногое –ракообразные, паукообр., насекомые, | 1.тело которых состоит из множества клеток 2. животных, не имеющих внутреннего скелета, основой которого является позвоночник 3.Рыбы, земноводные, пресиыкающиеся, птицы, млеки |
5. Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Таблица 3
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0-10 | 11-20 | 21-30 | 30-35 |
На выполнение проверочной работы по учебному предмету «Биология» дается 45 минут.