Спецификация итоговой работы для проведения промежуточной аттестации обучающихся 7 класса по биологии
2019-2020 учебный год
1. Назначение контрольной работы.
Итоговая контрольная работа по биологии проводится с целью:
1. выявить уровень усвоения обучающимися курса биологии для диагностирования уровня подготовки и компетентности обучающихся 7 класса;
2. оценить достижение семиклассниками базового уровня подготовки, соответствующего Федеральному государственному стандарту основного общего образования по биологии:
3. спрогнозировать дальнейшее обучение 7 класса с внесением изменений в дальнейший процесс обучения.
2. Нормативные документы, определяющие содержание контрольной работы.
1. ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
2. ООП ООО ОУ «Луговская школа» (принята на заседании педагогического совета ОУ «Луговская школа» Протокол №10 от 26.08.2013г., внесены изменения – протокол №1 от 31.08.2019 г.);
3. Рабочая программа «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.В. Пасечник, 5-9 классы», учебник В.В. Латюшина «Биология. Животные».
4. Положение ОУ «Луговская школа» «О формах, периодичности и порядке текущего контроля, успеваемости и о промежуточной аттестации обучающихся»
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Разработка КИМ для проведения итоговой работы по биологии осуществлялась с учетом следующих общих положений:
- КИМы ориентированы на проверку усвоения системы знаний, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по биологии для основной школы, а также на проверку сформированных у учащихся умения применять полученные знания в различных ситуациях.
- КИМы призваны обеспечивать возможность дифференцированной оценки подготовки выпускников. В этих целях проверка усвоения основных элементов содержания курса биологии 7 класса осуществляется на трех уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком.
- Учебный материал, на базе которого строятся задания, отбирается по признаку его значимости для общей культуры школьников, общеобразовательной подготовки выпускников основной школы и значимости материала с точки зрения возможности его применения в повседневной жизни. При этом особое внимание уделяется тем элементам содержания, которые получают свое развитие в курсе биологии 9-11 классов.
4. Характеристика структуры КИМ
Промежуточная работа состоит из трех частей, которые различаются по форме и количеству заданий, уровню сложности.
На выполнение тестовой работы отводится 1 урок (40 минут). Работа состоит из16
заданий, которые разделены на три части.
Часть А состоит из 15 заданий. В этой части даны несложные задания. К каждому из заданий с выбором ответа части А работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: указан номер неправильного ответа; указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; номер ответа не указан.
Часть В включает 5 заданий с кратким ответом (В1-В5). При выполнении заданий В1-В5 запишите ответ так, как указано в тексте задания.
При выполнении заданий В1-В2 выберите три верных из шести.
В3. Установите соответствие между процессом жизнедеятельности животного и его видом.
В4.Определите правильную последовательность стадий развития лягушки. Начиная с взрослого животного. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
В5.Запишите получившуюся последовательность цифр (по тексту) в приведённую ниже таблицу.
Часть С включает 1 задание, на которые следует дать развернутый ответ.
Проверка их выполнения проводится на основе специально разработанной системы критериев.
5. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности
Таблица 1. Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Биология» представлено в таблице.
Разделы курса | Число заданий | Максимальный первичный бал | % макс.перв.балла от макс.перв.балла за всю работу (28 б.) |
Биология и её методы. | 1 | 1 | 4 |
Клетка – живая система | 1 | 1 | 4 |
Организм – живая система | 1 | 1 | 4 |
Многообразие живой природы | 6 | 8 | 28 |
Экосистемы Эволюция живой природы | 12 | 17 | 60 |
итого | 21 | 28 | 100 |
6. Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Таблица 2. Распределение заданий итоговой работы по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за всю работу, (28 балла) |
Базовый | 15 | 15 | 53 |
Повышенный | 5 | 10 | 36 |
Высокий | 1 | 3 | 11 |
Итого | 21 | 28 | 100 |
7. Система оценивания.
Таблица 3.
Максимальное кол-во баллов за одно задание | Максимальное количество баллов |
Часть А | Часть В | Часть С | Часть А | Часть В | Часть С | Вся работа |
1 | 2 | 3 | 15 | 10 | 3 | 28 |
Критерии оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом:
1. За верное выполнение каждого из заданий А1-А15 выставляется 1 балл, в другом случае – 0 баллов.
2.За верное выполнение каждого из заданий В1–В5 выставляется 2 балла.
3.За ответы на задания В1- В2 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если обучающейся указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно).
4.За ответ на задания В3, В5 выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибки.
5. За ответ на задание В4 выставляется 2 балла и 0 баллов если допущена хоть одна ошибка.
6.Задания С1 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа (максимум 3 балла).
Максимальная сумма -- 22 балла.
Обучающийся получает оценку «3», набрав не менее 50% баллов (12 баллов); от 61 до
82% (от 18 до 23 баллов) – «4»; от 83 до 100% (от 24 до 28 баллов) -- «5».
Таблица 4. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0-11 | 12-17 | 18-23 | 24-28 |
Система оценивания итоговой работы
Часть А
Ответы:
Задание/ /вариант | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | А11 | А12 | А13 | А14 | А15 |
I | 1 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 2 | 2 | 4 | 2 | 1 | 1 | 3 | 4 | 3 |
Часть В и Часть С(со свободным ответом):
Задание/ вариант | В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | С1 |
I | 236 | 134 | АБББ | 15432 | 7261 | 1)размножение пресмыкающихся не связано с водой(внутреннее оплодотворение, яйца с большим запасом питательных веществ, покрыты оболочкой); 2) в желудочки сердца неполная перегородка; 3) лучше развит передний мозг и мозжечок; 4) имеется шейный отдел позвоночника. |
8. Апробация работы:
задания взяты из разных источников. ( Интернет ресурсы,
сборники заданий по биологии 7 класс; КИМы Биология 7 класс; задания для подготовки
к ГИА.
9. Продолжительность работы.
На выполнение тестовой работы отводится 1 урок (40 минут).
Работа рассчитана на учащихся 7 класса, изучавших курс
биологии, отвечает обязательному минимуму содержания основного общего образования
по биологии 7 класса.
10. Дополнительные материалы и оборудование. Не используются.
11. Рекомендации по подготовке к работе
При подготовке учащихся к работе целесообразно уделить внимание заданиям, ориентированным на комплексное применение знаний из различных разделов курса, а также систематическому обучению обучающихся приемам работы с различными типами контролирующих заданий – с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом.
Итоговая контрольная работа по биологии для обучающихся 7 класса
Инструкция по выполнению работы.
На выполнение итоговой работы по биологии дается 40 минут. Работа состоит из трех частей, включающих 21 задание.
Часть А содержит 15 заданий (А1-А15). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых один верный.
Часть В включает 5 заданий с кратким ответом (В1-В5). При выполнении заданий В1-В5 запишите ответ так, как указано в тексте задания.
Часть С включает 1 задание, на которые следует дать развернутый ответ. При выполнении заданий этой части запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
1 вариант
Часть А. При выполнении заданий А1 – А15 выберите из нескольких вариантов ответа один верный
А1. Какую группу в систематике растений считают наиболее крупной:
1) отдел; 2) класс; 3) род; 4) семейство.
А2. Грибы выделяют в особое царство, отличающееся от царства растений, так как они:
1) неподвижны и растут всю жизнь;
2) поглощают из почвы воду и минеральные вещества;
3) содержат в клетках цитоплазму с органоидами;
4) используют для питания готовые органические вещества.
А3. В корнях бобовых растений могут поселяться бактерии
1) паразитические; 2) серобактерии; 3) клубеньковые; 4) нитробактерии.
А4. Сердце птиц состоит из
1) двух желудочков и одного предсердия; 2) двух предсердий и одного желудочка;
3) двух предсердий и двух желудочка; 4) одного желудочка и одного предсердия.
А5. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как у них
1) узкие листья 2) образуется мало спор
3) есть воздухоносные клетки 4) отсутствуют корни
А6. Плод крестоцветного растения капусты огородной называют
1) бобом; 2) коробочкой; 3) костянкой; 4) стручком.
А7. Какой агротехнический приём используется для усиления отрастания придаточных корней и столонов у картофеля?
1) рыхление; 2) окучивание; 3) пасынкование; 4) пикировка.
А8. Членистоногие, в отличие от других беспозвоночных животных, имеют
1) членистое тело; 2) хитиновый покров;
3) брюшную нервную цепочку; 4) кровеносную систему.
А9. Окончательным хозяином бычьего цепня является
1) корова; 2) овца; 3) свинья; 4) человек.
А10. У каких рыб отсутствуют жаберные крышки?
1) двоякодышащие 2) хрящевые 3) костистые 4) костные
А11. Четырёхкамерное сердце у
1) аллигатора 2) черепахи 3) змеи 4) ящерицы
А12. Число позвонков в шейных отделах позвоночника жирафа и мыши
1) одинаково
2) у жирафа больше
3) у жирафа изменяется вместе с ростом животного
4) у обоих изменяется вместе с ростом
А13. Главным признаком низших растений принято считать
1) отсутствие семян 2) наличие спор
3) отсутствие тканей и органов 4) наличие органов
А14. Только у представителей типа кишечнополостных в теле имеются клетки
1) нервные 2) мускульные 3) чувствительные 4) стрекательные
А15.Замкнутая кровеносная система является характерным признаком
1) моллюсков 2) насекомых 3) хордовых 4) ракообразных
Часть В. При выполнении заданий В1-В5 запишите ответ так, как указано в тексте задания . При выполнении заданий В1-В2 выберите три верных из шести.
В1. Какие из приведённых характеристик характерны для однодольных растений? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) могут быть древесными
2) трёхчленный цветок
3) проводящие пучки без камбия
4) две семядоли
5) перистое жилкование
6) мочковатая корневая система
В2.Органами чувств свободноживущих плоских червей являются? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) примитивные глаза
2) вкусовые сосочки на языке
3) органы осязания на покровах
4) органы химического чувства на теле
5) внутреннее ухо
6) органы обоняния в носовой полости
В3. Установите соответствие между процессом жизнедеятельности животного и его видом.
Процесс жизнедеятельности | Вид животного |
1. Фагоцитоз - захват пищи ложноножками 2. Фотосинтез 3. Движение с помощью жгутика 4. Постоянная форма тела | А) Амеба Б) Эвглена |
В4.Определите правильную последовательность стадий развития лягушки.Начиная с взрослого животного. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) взрослое животное
2) головастик
3) икринка
4) оплодотворение
5) половые клетки
В5. Вставьте в текст «Папоротники» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ПАПОРОТНИКИ
Папоротники — это ___________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах — сорусах. Из споры развивается ___________ (Б) — особая стадия развития папоротника, образующая гаметы. Для успешного слияния гамет и образования ___________ (В) в ходе полового размножения папоротникам необходима ___________ (Г), поэтому в наших лесах они встречаются в тенистых местах.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) вода 2) заросток 3) минеральная соль 4) проросток | 5) семязачаток 6) зигота 7) споровые 8) цветковые |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ:
Часть С 1, на которые следует дать развернутый ответ. С1. В чем проявляется усложнение организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными?