Спецификация итоговой работы для проведения промежуточной аттестации обучающихся 8 класса по биологии
2020-2021 учебный год
1. Назначение контрольной работы.
Итоговая контрольная работа по биологии проводится с целью:
1. выявить уровень усвоения обучающимися курса биологии для диагностирования уровня подготовки и компетентности обучающихся 8 класса;
2. оценить достижение семиклассниками базового уровня подготовки, соответствующего Федеральному государственному стандарту основного общего образования по биологии:
3. спрогнозировать дальнейшее обучение 8 класса с внесением изменений в дальнейший процесс обучения.
2. Нормативные документы, определяющие содержание контрольной работы.
1. ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
2. ООП ООО ОУ «Луговская школа» (принята на заседании педагогического совета ОУ «Луговская школа» Протокол №10 от 26.08.2013г., внесены изменения – протокол №1 от 31.08.2020г.);
3. Рабочая программа «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.В. Пасечник, 5-9 классы», учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев
4. Положение ОУ «Луговская школа» «О формах, периодичности и порядке текущего контроля, успеваемости и о промежуточной аттестации обучающихся»
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Разработка КИМ для проведения итоговой работы по биологии осуществлялась с учетом следующих общих положений:
- КИМы ориентированы на проверку усвоения системы знаний, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по биологии для основной школы, а также на проверку сформированных у учащихся умения применять полученные знания в различных ситуациях.
- КИМы призваны обеспечивать возможность дифференцированной оценки подготовки выпускников. В этих целях проверка усвоения основных элементов содержания курса биологии 8 класса осуществляется на трех уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком.
- Учебный материал, на базе которого строятся задания, отбирается по признаку его значимости для общей культуры школьников, общеобразовательной подготовки выпускников основной школы и значимости материала с точки зрения возможности его применения в повседневной жизни. При этом особое внимание уделяется тем элементам содержания, которые получают свое развитие в курсе биологии 9-11 классов.
4. Характеристика структуры КИМ
Промежуточная работа состоит из трех частей, которые различаются по форме и количеству заданий, уровню сложности.
На выполнение тестовой работы отводится 1 урок (40 минут). Работа состоит из16
заданий, которые разделены на три части.
Часть А состоит из 12 заданий. В этой части даны несложные задания. К каждому из заданий с выбором ответа части А работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: указан номер неправильного ответа; указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; номер ответа не указан.
Часть В состоит из 2 заданий. Задание В1 на выбор нескольких правильных ответов.
Задание В2 на определение последовательности. Ответ на них учащиеся записывают в виде последовательности цифр через запятую.
Часть С состоит из 2-х заданий. Задания части С со свободным ответом.
В части С работы представлены задания, ответы на которые записываются учащимися самостоятельно в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится на основе специально разработанной системы критериев.
5. Распределение заданий итоговой работы по содержанию и видам деятельности.
Таблица 1. Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета
«Биология» представлено в таблице.
Содержательные разделы | Число заданий | Максимальный первичный бал | % макс.перв.балла от макс.перв.балла за всю работу (22б.) |
Биология и еѐ методы. | 3 | 3 | 14 |
Клетка – живая система | | | |
Организм – живая система | 3 | 3 | 14 |
Многообразие живой природы | 1 | 2 | 8 |
Экосистемы | | | |
Эволюция живой природы | | | |
Человек и его здоровье | 9 | 14 | 64 |
Итого | 16 | 22 | 100 |
6. Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Таблица 2. Распределение заданий итоговой работы по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за всю работу, (22 балла) |
Базовый | 12 | 12 | 55 |
Повышенный | 2 | 4 | 18 |
Высокий | 2 | 6 | 27 |
Итого | 16 | 22 | 100 |
7. Система оценивания.
Таблица 3.
Максимальное кол-во баллов за одно задание | Максимальное количество баллов |
Часть А | Часть В | Часть С | Часть А | Часть В | Часть С | Вся работа |
1 | 2 | 3 | 12 | 14 | 6 | 22 |
Критерии оценки:
За верное выполнение каждого задания части А - 1 балл. За верное выполнение
заданий части В – по 2 балла. За верно выполненное задание части С – 3 балла. За
неверный ответ или его отсутствие 0 баллов. Максимальная сумма -- 22 балла.
Обучающийся получает оценку «3», набрав не менее 50% баллов (11 баллов); от 61 до
82% (от 14 до 18 баллов) – «4»; от 83 до 100% (от19 до 22 баллов) -- «5».
Таблица 4. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0-10 | 11-13 | 14-18 | 19-22 |
Система оценивания итоговой работы
Часть А
№ задания | Ответ – В 1 | Ответ – В 2 |
1 | 3 | 2 |
2 | 4 | 1 |
3 | 1 | 3 |
4 | 4 | 2 |
5 | 1 | 2 |
6 | 1 | 2 |
7 | 2 | 3 |
8 | 3 | 1 |
9 | 1 | 4 |
10 | 3 | 1 |
11 | 3 | 4 |
12 | 1 | 1 |
Часть В
№ задания | Ответ – В 1 | Ответ – В 2 |
1 | Б, Г, В, А,Е,Д | Б, Г,В,А,Е,Д |
2 | В, Г,Е | Б,Г,Д |
Часть С:
Со свободным ответом.
8. Апробация работы:
задания взяты из разных источников. ( Интернет ресурсы,
сборники заданий по биологии 8 класс; КИМы Биология 8 класс; задания для подготовки
к ГИА.
9. Продолжительность работы.
На выполнение тестовой работы отводится 1 урок (40 минут).
Работа рассчитана на учащихся 8 класса, изучавших курс
биологии, отвечает обязательному минимуму содержания основного общего образования
по биологии 8 класса.
10. Дополнительные материалы и оборудование. Не используются.
11. Рекомендации по подготовке к работе
При подготовке учащихся к работе целесообразно уделить внимание заданиям, ориентированным на комплексное применение знаний из различных разделов курса, а также систематическому обучению обучающихся приемам работы с различными типами контролирующих заданий – с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом.
КИМ
Итоговой работы для 8 класса по биологии
Инструкция по выполнению работы
На выполнение контрольной работы отводится 40 минут. Работа состоит из 3 частей и включает 16 заданий.
Часть 1 включает 12 заданий базового уровня (А1-А12). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. За выполнение каждого задания - 1 балл.
Часть 2 состоит из 2 заданий повышенного уровня (В1-В2), на которые надо дать краткий ответ в виде числа или последовательности цифр. За выполнение каждого задания - 2 балла.
Часть 3 содержит 2 наиболее сложных объемных задания (С1-С2), которые требуют полного ответа. За выполнение 2-х заданий ты можешь получить 6 баллов.
Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются. Максимально Вы можете набрать 22 балла. Желаю успеха!
Вариант 1.
При выполнении части А выберите только один верный ответ.
А1. Признак, который характерен только для живых организмов:
1) рост 2) движение 3) клеточное строение 4) поглощение или выделение газов
А2. Ткань, которая содержит много межклеточного вещества и может выполнять разные функции в зависимости от своего местонахождения:
1) нервная 2)соединительная 3) эпителиальная 4) мышечная
А3. Наука об отношениях организма с окружающей средой
1) экология 2) систематика 3) физиология 4) эмбриология
А4. Многоклеточные организмы произошли от одноклеточных. На это указывает то, что
1) клетки многоклеточных организмов образуют ткани
2) в клетках многоклеточных есть ядро
3) сперматозоид многоклеточных состоит из одной клетки
4) все многоклеточные начинают своѐ развитие из одной клетки
А5.. Размножение – это
1) увеличение количества особей 2) слияние яйцеклетки и сперматозоида 3) появление бабочки из куколки 4) увеличение роста организма
А6. По способу питания человек является
1) гетеротрофом 2) автотрофом 3) производителем 4) разрушителем
А7. Туберкулѐзная палочка, вирус гриппа, острица – это организмы
1) симбионты 2) паразиты 3) разрушители 4) автотрофы
А8.. Где располагаются рецепторы зрительного анализатора?
1) в роговице 2) в хрусталике 3) в сетчатке 4) в стекловидном теле
А9.. «Куриная слепота» развивается при недостатке в организме витамина
1) А 2) В 3) С 4) D
А10. Сахарным диабетом заболевают при недостаточной работе
1) надпочечников 2) щитовидной железы 3) поджелудочной железы 4) гипофиза
А11. Заражение вирусом СПИДа может происходить при:
1) использовании одежды больного
2) нахождении с больным в одном помещении
3) использовании шприца, которым пользовался больной
4) использование плохо вымытой посуды, которой пользовался больной
А12. Женские половые железы:
1) яичники 2) семенники 3) яйцеклетки 4) сперматозоиды
В1. Расположите систематические единицы в порядке укрупнения. Оформите ответ в виде
последовательности букв
. А) класс Б) вид В) отряд Г) семейство Д) царство Е) тип
В2. Выберите верные суждения и выпишите нужные буквы.
А) Потомство, полученное при половом размножении разнообразно, а при бесполом копирует своих родителей
Б) Минеральные соли, жиры, белки – это органические вещества, а вода и углеводы – неорганические.
В) Артерии – сосуды, несущие кровь от сердца.
Г) Предупредительные прививки – это введение сыворотки с готовыми антителами.
Д) Физиология – это наука о строении тела человека
Е) Грипп не излечивается антибиотиками.
С1. Какой вред приносит употребление алкоголя?
С2. Меры первой помощи при открытом переломе кости.