СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая контрольная работа по биологии для 5 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговая контрольная работа рассчитана на обучающихся 5 класса. Составлена в соответствии с УМК под редакцией В.В.Пасечника «Линия жизни» для 5-6 классов.

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по биологии для 5 класса»

5 КЛАСС

Проверочные работы по биологии для 5-х классов

УМК под редакцией В.В.Пасечника «Линия жизни» для 5-6 классов.

Биология 5-6 классы: учебн. для общеобразоват. учреждений/ В.В.Пасечник, С.В.Суматохин и др., М.: «Просвещение», 2016 г.


Итоговая контрольная работа по биологии 5 класс

Вариант 1

Часть 1

Выберите один правильный ответ.

Запишите ответы в предложенную матрицу (см. ниже)

1. Признак, характерный для всех живых организмов:

1) фотосинтез; 2) обмен веществ;

3) активное передвижение; 4) гетеротрофное питание.

2. Биологическая дисциплина, изучающая строение и жизнедеятельность клеток

1) ботаника 2) физиология 3) цитология 4) зоология

3. Практический метод, с помощью которого можно подтвердить или опровергнуть какое-либо предположение:

1) наблюдение 2) эксперимент 3) сравнение 4) измерение

4.На рисунке под буквой А указана часть цифрового микроскопа (рис.1):

1) Штатив 2) Объектив 3) Предметный столик 4) Стойка-основание

5

Рис.1

.Органоид растительной клетки, который играет главную роль в процессе фотосинтеза:

1) ядро 2) вакуоль 3) хлоропласты 4) митохондрии

6. Очень большая группа организмов, которые обладают сходными признаками строения и процессов жизнедеятельности, отличаются от других групп способом питания и строением клетки

1) царство 2) вид

3) отдел 4) род

7. Ядерное вещество бактериальной клетки (рис.2) обозначено под цифрой

1) 1 2) 4 3) 5 4) 6

Рис.2

8. На рисунке 3 изображен организм, который относится к царству

1) Растения 2) Животные

3) Грибы 4) Бактерии


Рис.3

9. К низшим растениям относятся:

1) папоротники 2) водоросли 3) хвойные 4) хвощи

10.Животные, в отличие от большинства растений:

1) способны к обмену веществ 2) имеют клеточное строение

3) обитают в наземно-воздушной среде 4) питаются готовыми органическими веществами


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10












Часть 2

11. Найдите соответствие организм – среда обитания, выпишите ответы в таблицу:

Организм

Среда обитания

А. Крот

1.Наземно-воздушная

Б. Дельфин

2. Почвенная

В. Скворец

3. Водная

Г. Береза

4.Организменная

Д. Слепыш


Е.Аскарида человеческая



А

Б

В

Г

Д

Е








12.Установите соответствие между представителями царства Животные и группе, к которой они относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.


Представители царства Животные

Группы животных

А. Тюлень

1. Беспозвоночные

Б. Коралловый полип

2. Позвоночные

В. Дождевой червь


Г. Креветки


Д. Страус


Е.Черепаха



А

Б

В

Г

Д

Е








13. Расположите пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы лука в правильном порядке. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло и положите кусочек плёнки в каплю раствора йода на предметном стекле.

2) С мясистой чешуи оторвите иголкой кусочек поверхностной плёнки пинцетом.

3) Накройте покровным стеклом.

4) Очистите луковицу, разрежьте её вдоль.

5) Осторожно расправьте кожицу препаровальной иглой.







14. Вставьте в текст «Химический состав клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя при этом числовые обозначения.


ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ

Большинство элементов находится в клетке в виде химических соединений. Различают органические и неорганические вещества. Самое распространённое неорганическое вещество в клетке — это __________(А). В клетке содержатся органические вещества: белки, __________(Б) и углеводы. Среди углеводов различают глюкозу, крахмал и _________(В), из которой состоит клеточная стенка растительных клеток.


Список слов:

1) атомы

2) вода

3) жиры

4) минеральные соли

5) целлюлоза

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

 

 

 


15. Используя содержание текста «Грибы и лишайники» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

1) Какие организмы образуют лишайник?

2) Какую роль в жизнедеятельности лишайника играет входящий в его состав гриб?


ГРИБЫ И ЛИШАЙНИКИ

Царство Грибы объединяет одноклеточные и многоклеточные организмы, обладающие одновременно признаками растений и животных. Например, как и растения, грибы относительно неподвижны, обладают неограниченным ростом, способны к синтезу витаминов и имеют клеточные стенки. На животных грибы похожи тем, что питаются готовыми органическими веществами, т.е. гетеротрофно, запасают в качестве питательного вещества гликоген, синтезируют мочевину, а в состав их клеточных стенок входит хитин.

Тело многоклеточных грибов представлено грибницей, состоящей из отдельных нитей – гифов. Грибы могут вступать в симбиотические отношения с высшими растениями (микориза), снабжая их при этом минеральными солями, водой и получая взамен от растений необходимые органические вещества.

Особый отдел составляют лишайники – комплексные организмы, образованные грибницей гриба, клетками одноклеточных зелёных водорослей, а иногда ещё и клетками азотфиксирующих бактерий. Гриб в лишайнике поглощает из окружающей среды воду и минеральные вещества, клетки водорослей снабжают лишайник органическими веществами, образованными в результате фотосинтеза, а бактерии фиксируют атмосферный азот.

16. Прочитайте характеристику одного из царств живой природы и ответьте на вопросы: одноклеточные, нет ядра, могут образовывать споры.

Вопросы:

  1. Назовите царство живой природы

  2. Назовите 2 примера представителей этого царства (группы представителей)

  3. Какая наука изучает представителей этого царства?

 















5 КЛАСС

Проверочные работы по биологии для 5-х классов

УМК под редакцией В.В.Пасечника «Линия жизни» для 5-6 классов.

Биология 5-6 классы: учебн. для общеобразоват. учреждений/ В.В.Пасечник, С.В.Суматохин и др., М.: «Просвещение», 2016 г.

Итоговая контрольная работа по биологии 5 класс

Вариант 2

Часть 1

Выберите один правильный ответ.

Запишите ответы в предложенную матрицу (см. ниже)


1. Живым организмом можно считать:

1) лист сосны 2) сосновую шишку с семенами 3) сосновый бор 4) сосну

2. Наука, изучающая грибы:

1) микология 2) микробиология 3) ботаника 4) экология

3. Молодая растительная клетка отличается от старой клетки тем, что в ней (в молодой)

1) мелкие вакуоли 2) разрушено ядро

3) много хлоропластов 4) крупные вакуоли

4. Рассмотрите рисунок растительной клетки (рис.1). Какая структура клетки обозначена на рисунке буквой А?

1

Рис.1

) ядро 2) цитоплазма 3) хлоропласт 4) клеточная стенка

5.На разрезанный клубень картофеля капнули раствор йода. Появилось темно-синее окрашивание. Какое вещество можно обнаружить с помощью раствора йода?

1) крахмал 2) белок 3) жир 4) минеральные соли

6. Рассмотрите изображение микроскопа (рис.2). Что обозначено на рисунке буквой А?

1) окуляр 2) винты 3) объектив 4) тубус

Рис.2

7. Перенесению бактериями неблагоприятных условий способствует:

1) симбиоз с корнями деревьев 2) размножение спорами

3) образование больших колоний 4) образование спор, покрытых плотными оболочками.

8. На рисунке 3 изображен организм, который относится к царству

1) Растения 2) Животные

3) Грибы 4) Бактерии


9.Важнейшая особенность зеленых растений

1) они все имеют многоклеточное строение

2

Рис.3

) их тело не расчленено на ткани и органы

3) они практически не могут переносить даже кратковременную засуху

4) они способны образовывать на свету органические вещества из неорганических

10. Одноклеточным животным является

1) палочка Коха 2) дрожжи 3) амёба 4) хлорелла

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10












Часть 2

11. Установите соответствие между характеристикой царства и царством организмов, к которому она относится. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.


Характеристика клетки

Царства

А. наличие хлоропластов в клетке

1. Животные

Б. почти для всех характерен неподвижный образ жизни

2. Растения

В. клеточная стенка из клетчатки (целлюлозы)


Г. питание готовыми органическими веществами


Д. ограниченный рост



А

Б

В

Г

Д






12. Установите соответствие между представителями царства Животные и группе, к которой они относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.


Представители царства Животные

Группы животных

А. осьминог

1. Беспозвоночные

Б. акула

2. Позвоночные

В. медуза


Г. ящерица


Д. голубь


Е. комар



А

Б

В

Г

Д

Е








13. Установите правильную последовательность действий при работе с микроскопом.

1) В отверстие предметного столика направить зеркалом свет.

2) Поставить штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола.

3) Поместить препарат на предметный столик.

4) Поднять тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.

5) Глядя в окуляр, медленно поворачивая винт, настроить резкость








14. Вставьте в текст «Среды обитания» пропущенные термины из предложенного перечня, используя при этом числовые обозначения.

Среды обитания

Жизнь в каждой среде имеет свои особенности. В наземно-воздушной среде достаточно __________(А), но часто не хватает ______________(Б). Почвенная среда-среда для обитания __________(В). Особенностью __________(Г) среды является постоянство условий, поэтому организмы часто утрачивают органы или системы органов.

Термины:

  1. Вода

  2. Кислород

  3. Наземно-воздушная

  4. Водная

  5. Дождевой червь

  6. Ворона

  7. Воздух

  8. Организменная






15. Используя содержание текста «Голосеменные и покрытосеменные растения» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

1) Какие признаки отличают покрытосеменные растения от голосеменных?

2) Какие жизненные формы существуют у голосеменных, а какие – 
у покрытосеменных растений?


ГОЛОСЕМЕННЫЕ И ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

Голосеменные растения – это отдел высших растений, размножающихся семенами. Однако они не образуют плодов.
У покрытосеменных растений семена заключены в плоды.

Среди голосеменных растений не встречаются такие жизненные формы, как травы. Это хвойные растения (сосна, ель, пихта и др.). У большинства видов листья вечнозелёные, жёсткие. Семена развиваются открыто – на верхней поверхности чешуи шишек.

Покрытосеменные растения – самая многочисленная группа растительного мира. К ней относятся высшие растения, у которых сформировался цветок – орган семенного размножения. Поэтому покрытосеменные называют цветковыми. После завершения цветения образуется плод, в котором находятся семена. Таким образом, семена, находясь внутри плода, защищены (покрыты), что позволяет им лучше переносить неблагоприятные условия. Если голосеменные опыляются ветром, то покрытосеменные приспособлены к различным способам опыления. Покрытосеменные растения наиболее разнообразны по своим жизненным формам.

Покрытосеменные растения эволюционно более молодые. Они растут во всех климатических зонах и насчитывают более 250 тысяч видов.

16. Прочитайте характеристику одного из царств живой природы и ответьте на вопросы: сложные формы поведения, питаются готовыми органическими веществами, многие активно передвигаются

Вопросы:

  1. Назовите царство живой природы

  2. Назовите 2 примера представителей этого царства (группы представителей)

  3. Какая наука изучает представителей этого царства?























 






Критерии оценивания

Итоговая контрольная работа по биологии для 5-го класса состоит из 16 заданий.

Работа рассчитана на 45 минут

По содержанию работа позволит проверить успешность усвоения тем:

  1. Биология – наука о живой природе

  2. Методы изучения природы.

  3. Свойства живого

  4. Среды обитания

  5. Химические вещества клетки

  6. Структура и функции клетки

  7. Царство Бактерии.

  8. Царство Грибы.

  9. Царство Растения

  10. Царство Животные

В часть 1 включены задания на выбор одного верного ответа из четырёх предложенных. Каждое задание оценивается в 1 балл.

Часть 2 включает задания 11-16.

За верный ответ в заданиях 11-15 максимально выставляется 2 балла. Если допущена одна ошибка-1 балл, более одной ошибки-0 баллов.

За верные ответы в задании 16 максимально выставляется 3 балла. Если допущена одна ошибка -2 балла, две ошибки-1 балл. Если неверно определено царство живой природы - 0 баллов за всё задание.

Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы - 23 балла. За выполнение итоговой контрольной работы обучающиеся получают оценки по пятибалльной шкале.

«5»

«4»

«3»

«2»

23-20

19-15

14-10

9-0


Вариант 1

Часть 1

За каждый правильный ответ -1 балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

3

2

3

3

1

3

3

2

4

Часть 2

  1. 231124

  2. 211122

  3. 42153

  4. 235

  5. 1)Лишайники – комплексные организмы, образованные грибницей гриба, клетками одноклеточных зелёных водорослей, иногда и клетками азотфиксирующих бактерий.

2) Гриб в лишайнике поглощает из окружающей среды воду и минеральные вещества

16. 1) Царство Бактерии

2) палочка Коха, стафилококк (другие примеры, могут быть названы группы бактерий, например, молочнокислые, почвенные, азотфиксирующие и др.)

3) Микробиология ИЛИ бактериология


Вариант 2

Часть 1

За каждый правильный ответ -1 балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4

1

1

3

1

1

4

3

4

3

Часть 2

  1. 22211

  2. 121221

  3. 21345

  4. 2158

  5. 1) Голосеменные не образуют плодов, их семена лежат открыто на чешуях шишек. Покрытосеменные имеют цветок и плод. Семена находятся внутри плода.

2) Жизненные формы голосеменных – деревья, реже кустарники, лианы. У покрытосеменных - деревья, кустарники, травы.

16. 1) Царство Животные

2) любые два примера представителей (могут быть названы группы представителей, например, рыбы, насекомые и др.)

3) Зоология




Литературные и электронные источники, используемые при составлении контрольной работы

1. Биология 5-6 классы: учебн. для общеобразоват. учреждений/ В.В.Пасечник, С.В.Суматохин и др.- М.: «Просвещение», 2016 г.-160 с.

2.Биология. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций/ В.В.Пасечник и др. - М: «Просвещение», 2015

3.Решу ВПР-Режим доступа: https://bio5-vpr.sdamgia.ru/test?theme=14

15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!