СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Спецификация контрольно-измерительных материалов
для проведения итоговой контрольной работы по физике в 9 классе.
1. Назначение контрольных измерительных материалов
Оценка качества подготовки учащихся 9 классов по физике, определение уровня достижений учащимися планируемых результатов, предусмотренных ФГОС ООО по предмету физика.
2. Время выполнения работы
На выполнение всей работы отводится 40 минут без учета времени, отведенного на инструктаж учащихся.
3. Содержание и структура работы
Работа представлена 2 вариантами.
Варианты работы равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.
Работа состоит из 2 частей.
Работа состоит из 11 заданий: заданий с выбором ответа 7, заданий с кратким ответом 2, заданий с развёрнутым ответом 2.
Работа содержит задания базового, повышенного и высокого уровней сложности.
Содержание работы охватывает учебный материал по физике, изученный в 9 классе.
Распределение заданий работы по содержательным блокам (темам) учебного предмета представлено в таблице 1.
Таблица 1.
№ | Содержательные блоки | Количество заданий |
1. | ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ | 5 |
2. | МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК. | 2 |
3. | ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ | 1 |
4. | ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. | 3 |
Всего: | 11 |
Перечень проверяемых умений представлен в таблице 2.
Таблица 2.
№ п/п | Проверяемые специальные предметные умения | № задания |
1 | ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ | |
1.1 1.2 | Переводят единицы измерения в основные единицы СИ. Рассчитывают ускорение | 1 |
1.3 | Составляют уравнение движения. | 2 |
1.4 | Рассчитывают силу всемирного тяготения | 3 |
1.5 | Рассчитывают равнодействующую силу | 4 (1вар) |
1.6 | Рассчитывают вес тела | 4 (2 вар) |
1.7 | Рассчитывают радиус окружности при равномерном движении по окружности | В3 |
2 | МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК. | |
2.1 | Рассчитывают период распространения волны | 5 |
2.2 | Знают зависимость высоты звука от частоты | В4 |
3 | ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ | |
3.1 | Указывают направление магнитного поля, пользуясь правилом буравчика | 6 |
| ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ | |
4.1 | Демонстрируют основы знаний о методах научного познания | 7 |
4.2 | Устанавливают соответствие между приборами и физическими закономерностями, лежащими в основе принципа их действия. | В1 |
4.3 | Устанавливают соответствие между физическими величинами и единицами их измерения | В2 |
4. Система оценивания результатов выполнения отдельных заданий и работы в целом
За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл. Задание считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа (один из четырёх) совпадает с номером верного ответа. Максимальный балл за выполнение задания с кратким ответом составляет 1 балл.
Задание с кратким ответом на 2 балла считается выполненным, если ответ учащегося полностью совпадает с верным ответом, оценивается 1 баллом, если допущена ошибка в одном символе, в других случаях – 0 баллов.
Задание с развернутым ответом оценивается в 2 балла.
Решение задачи – 3 балла.
Максимальный балл за выполнение диагностической работы - 16 баллов.
НОРМЫ
выставления отметок
Баллы | 7 баллов и менее | 8 - 11 | 12 - 14 | 15 - 16 |
Отметка | 2 | 3 | 4 | 5 |
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки
учащихся 9 класса за итоговую контрольную работу основной (общей) школы
Кодификатор элементов содержания по физике и требований к уровню подготовки учащихся 9 классов основной (общей) школе одним из документов, регламентирующих разработку КИМ.
Перечень элементов содержания, проверяемых на итоговой контрольной работе по физике за 9 класс.
Используются следующие условные обозначения для типов заданий:
ВО – задание с выбором ответа;
КО – задание с кратким ответом;
РО – задание с развернутым ответом.
Используются следующие условные обозначения для уровней сложности:
Б – базовый уровень;
П – повышенный уровень;
В – высокий уровень.
№ | Контролируемые элементы содержания (КЭС) | Коды элементов содержания по кодификатору элементов содержания | Планируемые результаты обучения (ПРО) | Тип задания | Уровень сложности | Баллы за выполнение задания |
Часть 1 | ||||||
1. | Законы взаимодействия и движения тел. | 1.2 | 1.1, 1.2 | ВО | Б | 1 |
2. | Законы взаимодействия и движения тел. | 1.1 | 1.3 | ВО | П | 1 |
3. | Законы взаимодействия и движения тел. | 1.4 | 1.4 | ВО | Б | 1 |
4. | Законы взаимодействия и движения тел. | 1.3 | 1.5, 1.6 | ВО | Б | 1 |
5. | Механические колебания и волны. Звук. | 2.1 | 2.1 | ВО | Б | 1 |
6. | Электромагнитное поле. | 3.1 | 3.1 | ВО | Б | 1 |
7. | Владение основами знаний о методах научного познания. | 1-3 | 4.1 | ВО | Б | 1 |
Часть 2 | ||||||
В1 | Использование физических явлений в приборах и технических устройствах. | 1-3 | 4.2 | КО | Б | 2 |
В2 | Физические величины, их единицы и приборы для измерения.
| 1-3 | 4.3 | КО | Б | 2 |
В3 | Расчетная задача (законы взаимодействия и движения тел) | 1.5 | 1.7 | РО | П | 3 |
В4 | Качественная задача (Механические колебания и волны. Звук.) | 2.2 | 2.2 | РО | П | 2 |
Всего заданий - 10, из них по типу заданий: с выбором ответа - 7, с кратким ответом – 2, с развернутым ответом - 2; по уровню сложности: Б - 8, П - 3. Максимальный балл за работу - 16. Общее время выполнения работы - 40 мин. |
Итоговая контрольная работа по физике
для обучающихся 9 классов
Вариант I
Часть 1
К каждому из заданий 1-7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.
1. Автомобиль за 2 мин увеличил скорость с 18 км/ч до 61,2 км/ч. С каким ускорением двигался автомобиль?
1) 0,1 м/с2 2) 0,2м/с2 3) 0,3 м/с2 4) 0,4м/с2
2 . Рассмотрите рисунок.
Зависимость координаты грузовика от времени имеет вид
1) х = 100 – 10t (м)
2) х = 300 (м)
3) х = 300 – 20t (м)
4) х = 300 + 20t (м)
3. С какой силой притягиваются два автомобиля массами по 1000 кг, находящиеся на расстоянии 1000 м один от другого?
1) 6,6710-11 Н 2) 6,6710-8 Н 3) 6,67 Н 4) 6,6710-5Н
4. В соревнованиях по перетягиванию каната участвуют четыре мальчика. Влево тянут канат два мальчика с силами 530 Н и 540 Н соответственно, а вправо - другие два мальчика с силами 560 Н и 520 Н соответственно. В какую сторону и с какой результирующей силой будет перетянут канат?
1) вправо, с силой 10 Н
2) влево, с силой 10 Н
3) влево, с силой 20 Н
4) будет ничья
5. Длина колебаний звуковой волны равна 17 см. Скорость звука в воздухе 340 м/с. Период колебаний в этой звуковой волне равен
1) 0,5 мс 2) 2 мс 3) 5 мс 4) 50 мс
6. На рисунке изображен проволочный виток, по которому течет электрический ток в направлении, указанном стрелкой. Виток расположен в горизонтальной плоскости. Как направлен вектор индукции магнитного поля тока в центре витка?
1 ) вертикально вверх
2) горизонтально влево
3) горизонтально вправо
4) вертикально вниз
7. Требуется экспериментально определить, зависит ли количество теплоты, сообщаемое телу при плавлении, от его объёма. Имеется набор предметов, сделанных из свинца и цинка.
Для проведения опыта следует выбрать набор
1) А или В 2) А 3) Б 4) А или Б
Часть 2
При выполнении заданий с кратким ответом (задания В1-В2) необходимо записать ответ в месте, указанном в тексте задания.
При выполнении заданий В1-В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу внизу задания цифры – номера выбранных ответов.
В1. Установите соответствие между техническими устройствами (приборами) и физическими закономерностями, лежащими в основе принципа их действия.
ПРИБОР | ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ |
А) электромагнит
Б) реактивный двигатель
В) эхолот
| 1) действие электрического поля на заряды проводника 2) закон сохранения импульса 3) давление жидкости передается одинаково по всем направлениям 4) распространение и отражение волн 5) магнитное действие тока
|
А | Б | В |
|
|
|
В2. Установите соответствие между физическими величинами и единицами их измерения.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ | ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ |
А) частота
Б) магнитная индукция
В) сила
|
5) герц |
При выполнении задания В3 ответ (число) надо записать в отведенное место после слова «Ответ», выразив его в указанных единицах. Единицы физических величин писать не нужно. Ниже привести полное решение задачи.
В 3. Автомобиль совершает поворот по дуге окружности со скоростью 20 м/с, ускорение при этом равно 2 м/с2. Какой радиус кривизны данного участка дороги?
Ответ: ______________ ( м )
Для ответа на задание В4 используйте место ниже задания. Запишите сначала ответ, а затем его пояснение.
В4 Кто чаще взмахивает крылышками при полете – комар или муха? Ответ поясните.
А | Б | В |
|
|
|
Итоговая контрольная работа по математике
для обучающихся 9 классов
Вариант II
Часть 1
К каждому из заданий 1-7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.
1. Автомобиль за 2 мин увеличил скорость с 36 км/ч до 122,4 км/ч. С каким ускорением двигался автомобиль?
1) 0,1 м/с2 2) 0,2м/с2 3) 0,3 м/с2 4) 0,4м/с2
2. Зависимость координаты от времени для тела, движущегося прямолинейно, имеет вид х = 150 – 15t. Это тело движется
1) из точки с координатой 15 м со скоростью 150 м/с в положительном направлении оси ОХ.
2) из точки с координатой 150 м со скоростью 15 м/с в положительном направлении оси ОХ.
3) из точки с координатой 150 м со скоростью 15 м/с в отрицательном направлении оси ОХ.
4) из точки с координатой 15 м со скоростью 150 м/с в отрицательном направлении оси ОХ.
3. С какой силой притягиваются два автомобиля массами по 2000 кг, находящиеся на расстоянии 2000 м один от другого?
1) 6,6710-11 Н 2) 6,6710-8 Н 3) 6,67 Н 4) 6,6710-5Н
4. Мотоцикл «Иж П5» имеет массу 195 кг. Каким станет его вес, если на него сядет человек массой 80 кг?
1) 275 кг 2) 1150 Н 3) 2750 Н 4) среди предложенных ответов нет верного.
5. Длина колебаний звуковой волны равна 17 см. Скорость звука в воздухе 340 м/с. Период колебаний в этой звуковой волне равен
1) 0,5 мс 2) 2 мс 3) 5 мс 4) 50 мс
6. На рисунке изображен проволочный виток, по которому течет электрический ток в направлении, указанном стрелкой. Виток расположен в горизонтальной плоскости. Как направлен вектор индукции магнитного поля тока в центре витка?
1 ) вертикально вверх
2) горизонтально влево
3) горизонтально вправо
4) вертикально вниз
7. Требуется экспериментально определить, зависит ли количество теплоты, сообщаемое телу при плавлении, от его объёма. Имеется набор предметов, сделанных из свинца и цинка.
Для проведения опыта следует выбрать набор
1) А или В 2) А 3) Б 4) А или Б
Часть 2
При выполнении заданий В1-В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу внизу задания цифры – номера выбранных ответов.
В1. Установите соответствие между техническими устройствами (приборами) и физическими закономерностями, лежащими в основе принципа их действия.
ПРИБОР | ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ |
А) электромагнит
Б) эхолот
В) реактивный двигатель | 1) закон сохранения импульса 2) действие электрического поля на заряды проводника 3) магнитное действие тока 4) распространение и отражение волн 5) давление жидкости передается одинаково по всем направлениям |
А | Б | В |
|
|
|
В2. Установите соответствие между физическими величинами и единицами их измерения.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ | ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ |
А) частота
Б) магнитный поток
В) сила тока |
5) герц |
При выполнении задания В3 ответ (число) надо записать в отведенное место после слова «Ответ», выразив его в указанных единицах. Единицы физических величин писать не нужно. Ниже привести полное решение задачи.
В3. Автомобиль совершает поворот по дуге окружности со скоростью 30 м/с, ускорение при этом равно 3 м/с2. Какой радиус кривизны данного участка дороги?
Ответ: ______________ ( м )
Для ответа на задание В4 используйте место ниже задания. Запишите сначала ответ, а затем его пояснение.
В4. Кто чаще взмахивает крылышками при полете – жук или муха? Ответ поясните.
А | Б | В |
|
|
|
ОТВЕТЫ
№ | Вариант 1 | Вариант 2 | Максимальный балл |
А1 | 1 | 2 | 1 |
А2 | 4 | 3 | 1 |
А3 | 1 | 1 | 1 |
А4 | 1 | 3 | 1 |
А5 | 1 | 1 | 1 |
А6 | 4 | 1 | 1 |
А7 | 3 | 3 | 1 |
В1 | 524 | 341 | 2 |
В2 | 542 | 531 | 2 |
В3 | 200 | 300 | 3 |
В4 | Комар, т.к. чем больше частота колебаний источника, тем выше звук | Муха, т.к. чем больше частота колебаний источника, тем выше звук | 2 |
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Элементы содержания верного ответа (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл ответа) | |
Задание B 3 |
|
Указания к оцениванию | Баллы |
Приведено полное решение I) записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом; II) описаны все вновь вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, обозначений, используемых в условии задачи, и стандартных обозначений величин, используемых при написании физических законов); III) проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение «по частям» с промежуточными вычислениями); IV) представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины | 3 |
Правильно записаны все необходимые положения теории, физические законы, закономерности, и проведены необходимые преобразования. Но имеются один или несколько из следующих недостатков. Записи, соответствующие пункту II, представлены не в полном объёме или отсутствуют. И (ИЛИ) В решении имеются лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), которые не отделены от решения (не зачёркнуты; не заключены в скобки, рамку и т.п.). И (ИЛИ) В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и (или) в математических преобразованиях/ вычислениях пропущены логически важные шаги. И (ИЛИ) Отсутствует пункт IV, или в нём допущена ошибка | 2 |
Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев. Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо и достаточно для решения данной задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи. ИЛИ В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения данной задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи. ИЛИ В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения данной задачи (или в утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи | 1 |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Задание B 4 |
|
Указания к оцениванию | Баллы |
Приведено полное правильное решение, включающее правильный ответ и исчерпывающие верные рассуждения с прямым указанием наблюдаемых явлений и законов | 2 |
Дан правильный ответ, но объяснение не приведено | 1 |
Дан не правильный ответ на вопрос задания | 0 |
Максимальный балл | 2 |