10 ист 6.05
Вариант № 1
1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | | ГОДЫ |
А) Мукденское сражение Б) убийство Андрея Боголюбского В) заключение Поляновского мирного договора | | 1) 1132 г. 2) 1174 г. 3) 1634 г. 4) 1877 г. 5) 1905 г. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
2. Расположите в хронологической последовательности исторические события периода правления Александра III. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) подписание русско-французской военной конвенции
2) образование группы «Освобождение труда»
3) издание манифеста о незыблемости самодержавия
4) введение должности земского участкового начальника
3. Запишите термин, о котором идёт речь.
«Распределение служебных должностей в Русском государстве в XIV–XVII вв. между отдельными лицами в зависимости от степени их родовитости».
4. Укажите названия памятников архитектуры, строительство которых проходило в период правления Ивана III. Найдите в приведённом ниже списке названия двух памятников и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Софийский собор Новгородского Кремля;
2) Церковь Покрова на Нерли;
3) Успенский собор во Владимире;
4) Благовещенский собор Московского Кремля;
5) краснокирпичные стены Московского Кремля.
5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, непосредственно связаны с русской культурой XVII в.
1) обмирщение культуры
2) секуляризация сознания
3) московское барокко
4) парсуна
5) ассамблеи
Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.
6. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.
1) Русский царь заключил перемирие с поляками и шведами, что позволило прекратить их интервенцию в русские земли.
2) Были учреждены полки иноземного строя.
3) Михаил Федорович Романов вел активную внешнюю политику.
4) В правление Михаила Федоровича Романова растет военная сила России.
Ответ:
Номер предложения, содержащего |
тезис 1 | факт 1 | тезис 2 | факт 2 |
| | | |
7. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
Количество зерна на душу населения после сбора урожая в 1850-е гг.
Местность | Помещики | Помещичьи крестьяне | Государственные крестьяне |
Черноземные губернии | 172 пуда | 20 пудов | 19 пудов |
Вологодский Север | 75 пудов | 16,8 пуда | 19 пудов |
НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ | ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ |
A) Количество зерна на душу населения было наивысшим у | 1) государственных крестьян |
Б) Количество зерна на душу населения и в чернозёмных, и в нечернозёмных губерниях было одинаковым у | 2) было больше зерна на душу населения |
В) У помещичьих крестьян чернозёмных губерний по сравнению с помещичьими крестьянами нечернозёмных губерний | 3) помещиков нечернозёмных губерний |
| 4) помещиков чернозёмных губерний |
| 5) было меньше зерна на душу населения |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
8. Укажите век, когда произошли события, изображенные на схеме. Ответ запишите словом.
Рассмотрите схему и выполните задания 8-10
9. Укажите название страны, которая была противником России в боевых действиях, обозначенных на схеме.
10. Прочитайте отрывок из работы историка и укажите цифру, под которой на схеме обозначено сражение, название которого пропущено в данном отрывке.
«___________ произошло в мае. В ходе него российская 2-я эскадра флота Тихого океана под командованием вице-адмирала Рожественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота под командованием адмирала Хэйхатиро Того. Последнее, решающее морское сражение войны, в ходе которой русская эскадра была полностью разгромлена. Большая часть кораблей была потоплена противником или затоплена собственными экипажами, часть капитулировала, некоторые интернировались в нейтральных портах, и лишь четырём удалось дойти до русских портов.»
11. Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.
При каком правителе произошло событие, юбилею которого посвящён данный почтовый блок?
1) Иване III
2) Иване IV
3) Михаиле Романове
4) Алексее Михайловиче
12. Запишите слово, пропущенное в схеме.
13. Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVIII в.? Укажите номера, которыми они обозначены.
Ознакомьтесь с перечнем и изображениями памятников культуры и выполните задания 13 и 14.
1) пьеса «На дне»
2) «Путешествие из Петербурга в Москву»
3) «Великие Четьи-Минеи»
14. Создателем какого из приведённых памятников культуры был И.Е. Репин? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
15. Укажите век, когда произошли описываемые события. Укажите имя князя, пятикратно пропущенное в тексте
Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15–17. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.
Прочитайте отрывок из летописи.
«Пришёл ________ в Переяславец, и болгары заперлись в городе. И вышли болгары на бой против князя, и была битва великая, и одолевали болгары. И сказал _____ воинам своим: "Уже нам здесь погибнуть, будем биться мужественно, братья и дружина". И к вечеру одолел князь, и взял город с бою. И послал к грекам послов, говоря: "Хочу идти на вас, взять ваш город, как и этот". И сказали греки: "Мы не можем противостоять вам, но возьми дань с нас, на себя и на дружину свою, и скажите нам, сколько вас, чтобы мы дали по числу на головы". Так говорили греки, обманывая Русь, ибо греки лукавы и до сего дня. И сказал им _____: "Нас 20 тысяч", и прибавил 10 тысяч, потому что Руси было только 10 тысяч. И выставили греки 100 тысяч против князя и не дали дани. И пошёл князь на греков, а те вышли против Руси. Увидав это, Русь убоялась большого множества воинов. И сказал ______: "Уж нам некуда деться; волей-неволей придётся стать против, да не посрамим земли русской, но ляжем здесь костьми, мертвые ведь не будут иметь позора; если же побежим, то позор будет на нас, и не убежим, но станем крепко, а я пойду впереди вас; если моя голова ляжет, то подумайте сами о себе". И сказали воины: "Где твоя голова ляжет, тут и мы свои головы сложим". И Русь приготовилась к бою, и была великая битва, и одолел _____, и бежали греки, и пошёл князь к Царьграду, воюя и разоряя города, которые стоят пустыми и до сегодняшнего дня».
16. Почему, согласно летописи, князь завышает число своих дружинников? Почему, согласно летописи, князь и его дружина не отступили при виде сильного численного преимущества греков?
17. Укажите название государства греков, о котором идёт речь в тексте. Назовите любой другой военный поход князя, кроме упомянутого в тексте.
18. Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) восстания декабристов?
— Отечественная война 1812 г. и Заграничные походы русской армии
— дарование Конституции Царству Польскому
— принятие Жалованной грамоты дворянству
— учреждение III отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии
Объясните, как выбранное Вами положение связано с восстанием декабристов?
19. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.
В период правления Александра II были проведены масштабные либеральные реформы, в последствии их назвали «Великие реформы». Наиболее известная из них — отмена крепостного права в 1864 году. Другими реформами были Земская, Судебная, Городская, реформа образования. Не менее важной была военная реформа 1874 года. В ее основе лежал новый способ комплектования армии — рекрутская повинность. В результате проведения военной реформы возросла мощь российской армии и она без особых проблем одержала победу над Турцией в войне 1877−1878 гг.
Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).
Положение текста, в котором допущена ошибка | Исправленное положение текста |
1) | |
2) | |
20. Существует точка зрения, что, несмотря на различия, в политике Ивана Грозного и политике его преемников Фёдора Иоанновича и Бориса Годунова было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.
21. После смерти великого князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание. Восставшие, по предложению боярства, решили призвать на киевский престол переяславского князя.
1) Укажите год, когда произошли события, о которых идёт речь.
2) Назовите князя, вступившего на киевский престол по приглашению восставших.
3) Какая мера была предпринята приглашённым князем для устранения причин, спровоцировавших восстание?
Вариант № 2
1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | | ГОДЫ |
А) введение золотого рубля (реформа Витте) Б) «стояние» на р. Угре В) основание Санкт-Петербурга | | 1) 1242 г. 2) 1480 г. 3) 1703 г. 4) 1772 г. 5) 1897 г. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
2. Расположите в хронологическом порядке их жизни и деятельности следующие имена. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:
1) Осип Бове
2) Андрей Рублев
3) Варфоломей Растрелли
4) Аристотель Фиораванти
3. Запишите термин, о котором идёт речь.
«Условное название политики, отличавшейся мелочной регламентацией, всесилием чиновничества, пресечением всяческого своеволия, данное по имени одного из приближённых Александра I».
4. Кто из перечисленных военачальников участвовал в Русско-турецкой войне 1877–1878 гг.? Найдите в приведённом ниже списке двух военачальников и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) И.Ф. Паскевич
2) П.Х. Витгенштейн
3) М.Д. Скобелев
4) Л.Г. Корнилов
5) И.В. Гурко
5. Ниже приведен ряд названий социальных групп. Все они, за исключением одного, относятся к Древней Руси.
1) бояре
2) холопы
3) мещане
4) закупы
5) смерды
Найдите и запишите название социальной группы, появление которой относится к другому историческому периоду.
6. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.
1) Политика Ивана Калиты привела к усилению Московского княжества, которое становится духовным центром русских земель.
2) Переезд в Москву русского митрополита на постоянное пребывание.
3) Иван Калита вел успешную борьбу за первенство с Тверским княжеством.
4) В 1327 Иван Калита во главе ордынского войска подавил антиордынское восстание в Твери и разорил город.
Ответ:
Номер предложения, содержащего |
тезис 1 | факт 1 | тезис 2 | факт 2 |
| | | |
7. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
Годовые обороты русских портов
Год | Санкт-Петербург | Архангельск | Астрахань |
1719 | 1976 тыс. руб. | 2942 тыс. руб. | 961 тыс. руб. |
1726 | 3953 тыс. руб. | 245 тыс. руб. | 988 тыс. руб. |
НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ | ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ |
A) К 1726 г. более чем в 10 раз упали объёмы торговли, осуществляемые через порт | 1) 1726 г. |
Б) К 1726 г. главными морскими торговыми воротами страны становится | 2) 1719 г. |
В) Совокупный годовой оборот трёх портов, представленных в таблице, был выше в | 3) Астрахань |
| 4) Архангельск |
| 5) Санкт-Петербург |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
8. Укажите век, когда произошли события, изображенные на схеме. Ответ запишите словом.
Рассмотрите схему и выполните задания 8-10
9. Укажите название государства, которое было противником России в боевых действиях, обозначенных на схеме.
10. Прочитайте отрывок из работы историка и укажите цифру, под которой на схеме обозначен город, чье название пропущено в тексте.
«Русская армия потерпела тяжёлое поражение: было потеряно значительное количество артиллерии, понесены тяжёлые людские потери, сильно пострадал командный состав. В Европе русскую армию на несколько лет перестали воспринимать как серьёзную силу, а Карл XII получил славу великого полководца. С другой стороны, эта тактическая победа посеяла семя будущего поражения Швеции — Карл XII поверил, что разбил русских надолго и сильно недооценивал их вплоть до Полтавы. Пётр I, напротив, после поражения под ___________, осознал необходимость военных реформ и сделал упор на подготовку национальных командных кадров.»
11. Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.
Укажите художника, юбилею которого посвящена данная монета.
1) И.Е. Репин
2) В.М. Васнецов
3) В.В. Верещагин
4) В.И. Суриков
12. Запишите название, пропущенное в схеме.
13. Какие памятники из представленных появились в XV веке? Укажите номера, которыми они обозначены.
Ознакомьтесь с перечнем и изображениями памятников культуры и выполните задания 13 и 14.
1) фреска «Троица»
2) «Сказание о разорении Рязани Батыем»
3) «Слово о законе и благодати»
14. Укажите номер, которым обозначен памятник культуры, автором которого был Андрей Рублев.
15. Укажите императора, о котором идёт речь в отрывке. Укажите с точностью до десятилетия период его вступления на престол.
Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15–17. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.
Прочитайте отрывок из воспоминаний исторического деятеля.
«Окружение императора состояло из многих молодых людей. То, что испугало бы человека более рассудительного возраста, лишь возбуждало нашу весёлость. Постоянные изменения положения, внезапные падения и взлёты придворных, эта деятельность и вечная перемена мыслей, это проворство в наказании, эта воля, которой никто не осмеливался противоречить, делали из прихожей императора театр, столь же кипучий, сколь и забавный, такой же поучительный, как и устрашающий. Гроза начиналась в 6 часов утра и не прекращалась до 10 часов вечера – момента его отхода ко сну. Пустяк опрокидывал самые прекрасные, самые благородные замыслы. Лёгкая небрежность в одежде разрушала в его сознании самую превосходную репутацию. Забытая формальность ввергала в жесточайшую немилость генерала или министра, который ещё мгновение назад наслаждался полным доверием этого абсолютного повелителя. Мы сами с трудом верим, что происходили все те жестокие сцены, чередовавшиеся с быстротой, которая почти стирала их из памяти. Да и кто поверит, что этот могущественный российский монарх, чья победоносная армия прошла Италию, чей флот проследовал мимо дворца великого султана, кого Бонапарт умолял о союзе, который в конце своего правления бросил вызов Англии, воевал с круглыми шляпами, сапогами с отворотами и жилетами. Мой отец потерял своё место и лишился благосклонности из-за донесения о том, что в Риге на улицах видели круглые шляпы».
16. О каких причинах попадания царских приближённых в немилость к императору пишет автор? Укажите одну любую причину. Почему, по словам автора, лишился благосклонности императора его отец?
17. Укажите двух любых великих российских полководцев (флотоводцев), под командованием которых в период правления упоминаемого в отрывке императора российские армия и флот одержали свои победы.
18. Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) Медного бунта 1662 г.?
— рост косвенных налогов
— ухудшение положения казаков
— денежная реформа Алексея Михайловича
— принятие Соборного Уложения
Объясните, как выбранное Вами положение связано с Медным бунтом 1662 г.?
19. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.
В 1649 году царем Алексеем Михайловичем был принят Судебник. Согласно нему отменялись урочные лета и вводился бессрочный сыск беглых дворян. Это означало окончательное оформление системы крепостного права в московском государстве. Крепостное право будет отменено только в 1861 году.
Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).
Положение текста, в котором допущена ошибка | Исправленное положение текста |
1) | |
2) | |
20. Существует точка зрения, что, несмотря на существенные различия, в деятельности Ивана III и Ивана IV имелись общие черты. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эту общность.
21. Император, прочитав «Философические письма», опубликованные в журнале «Телескоп», расценил это произведение как «смесь дерзостной бессмыслицы, достойной умалишённого». Автор произведения был объявлен сумасшедшим, и за ним установили «медико-полицейский надзор».
1) Назовите автора произведения, о котором идёт речь.
2) Назовите упомянутого императора.
3) Что в содержании данного произведения могло настолько возмутить императора, что автор был объявлен сумасшедшим? (Приведите одно любое положение.)