Пояснительная записка
Экзаменационные материалы полностью соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Составлены на основе пособия «Типовые тестовые задания» И.В.Курукин и др.М. издательство «Экзамен»2017г, которое включает тесты по истории России для текущего и итогового контроля и соответствует содержанию и структуре учебников: предметная линия учебников Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред. А.В.Торкунова. История России. 7 класс. М., «Просвещение», 2017 г., а так же предметная линия учебников А.А.Вигасина- О.С.Сороко- Цюпы. Москва «Просвещение» 2019г.
Тестовые задания разработаны с учетом требований Государственной итоговой аттестации в 7 классе..
Экзаменационные материалы охватывают содержание курса истории России в 16-17 веке. Вопросы и требования к ответам ориентированы на базовые знания и умения учащихся.
Ответы на все вопросы экзаменационных материалов даются в письменной форме.
Варианты заданий содержат типологически разные вопросы, каждый из которых позволяет проверить и оценить определенные стороны подготовки учащихся.
Материалы рассчитаны на комплексную проверку подготовки учеников 7 классов в соответствии с требованиями образовательного стандарта. В число проверяемых элементов подготовки входят:
-
знание важнейших дат, фактов, понятий и терминов;
-
понимание причинно-следственной обусловленности исторических событий, их места в контексте исторических явлений и процессов;
-
умения составлять историческое описание (рассказ), систематизировать факты, соотносить единичный факт (событие) и общее явление или процесс, проводить сравнение событий и явлений, объяснять их причины и следствия, извлекать информацию из исторических текстов (источников).
Кодификатор
Тема | №задания |
Россия в XVI в. | А6,7,8,9,В2,С1,2 |
Смутное время. Россия при первых Романовых. | А1,2,3,4,5,В1,С3 |
Европа и мир в начале нового времени | А10,А11 |
Эпоха просвещения. Время преобразований | А12,А13 |
Экзаменационные материалы содержат 2 варианта по 3 вида заданий:
Первое задание предполагает дать ответ на 13 тестовых вопросов, имеющих варианты ответов.
Баллы: верный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов – 13.
Второе задание требует установить соответствие между датами и событиями, выбрать два события относящихся к 16 веку.
Баллы: 1 задание – верный ответ- 1балл (максимум 3 балла);
2 задание – правильно названы два события– 2 балла, одна ошибка – 1 балл.
Третье задание предполагает формулировку ответов на 3 проблемных вопроса.
Баллы: а каждый верный ответ – 2 балла (максимум 6 баллов);
Оценивание ответов экзаменуемых по Заданию 3, осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта.
Критерии оценивания результатов экзаменационной работы:
МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ В КАЖДОМ ВАРИАНТЕ – 24
Перевод баллов в оценку.
Оценка | Количество баллов | % выполненной работы |
5 | 21-24 | 80 |
4 | 15-20 | 60 |
3 | 11-14 | 40 |
2 | Менее 10 | Менее 40 |
1 вариант
А1. Начало династии Романовых связано с Земским собором:
1) 1612 г. 2) 1613 г. 3) 1615 г. 4) 1611 г.
А2. Восстание под руководством Болотникова произошло в:
1) 1605-1606 гг. 2) 1606-1607 гг. 3) 1609-1610 гг. 4) 1610-1612 гг.
А3. Какое событие из перечисленных произошло ранее других?
1) взятие Казани войсками Ивана Грозного 2) введение «заповедных лет»
3) присоединение Сибирского ханства 4) учреждение опричнины
А4. Какое из положений содержалось в «Соборном Уложении» 1649 г.?
1) установление бессрочного сыска беглых крестьян
2) запрещение передавать поместья по наследству
3) установление «Юрьева дня»
4) установление урочных лет
А5.Местничество устанавливало:
1) право каждого человека на занятие государственных должностей
2) право на занятие государственных должностей в соответствии с личными заслугами и способностями
3) право на занятие государственных должностей исходя из принципа знатности рода.
А6. Реформы патриарха Никона привели к:
1) союзу с католической церковью 2) церковному расколу 3) созданию единой православной церкви.
А7. Укажите ошибку в тексте:
Лжедмитрий II – это объявившийся в смутное время в период правления В.Шуйского самозванец Григорий Отрепьев, выдававший себя за спасшегося царя Дмитрия и создавший лагерь в Тушине в 1608 г. для захвата Москвы.
А8.Какова судьба протопопа Аввакума?
1) стал патриархом 2) сожжен на костре 3) отправлен в ссылку
А9.Избранной радой назывался
1) орган власти, собиравший налоги с городских жителей
2) совет, состоявший из приближённых к Ивану IV людей
3) сословно-представительный законодательный орган власти
4) орган, управлявший делами церкви
А10. Движение за переустройство церкви называлось:
1) реформа 2) реформация 3) контрреформация 4) революция
А11. Родиной Реформации принято считать:
1) Англию 2) Францию 3) Италию 4) Германию
А12Какая церковь была образована в Швейцарии:
1) лютеранская 2) пресвитерианская 3) католическая 4) православная
А13. Сторонников реформации в Германии называли:
1) пресвитериане 2) лютеране 3) гугеноты 4) католики
В1. Соотнесите даты и события:
1) правление Василия Шуйского | А) 1598 -1605 гг. |
2) правление Бориса Годунова | Б) 1605 -1606 гг. |
3) правление Лжедмитрия I | В) 1606 -1610 гг. |
В2. Какие события относятся к XVI в.? Укажите два верных события из пяти предложенных
1) проведение политики под названием Опричнина
2) свержение монголо-татарского ига
3) окончание процесса закрепощения крестьян
4) присоединение Казанского ханства к России
5) начало правления династии Габсбургов
Часть С
Из сочинения историка В.О. Ключевского.
«В самом начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные со всех концов Русской земли. Это был первый бесспорно всесословный земский собор с участием посадских и даже сельских обывателей.
На соборе первым делом решили среди иноземцев нового царя не искать. Но выбрать своего царя оказалось непросто. Одни предлагали одного, другие — другого, перебирали великие роды, но не могли ни на ком согласиться и так потеряли немало дней. Многие кандидаты пытались подкупать избирателей, засылали к ним с подарками и обещаниями.
Наиболее вероятными кандидатами на избрание были: князья Галицкий, Мстиславский, Воротынский, Трубецкой и М.Ф. Романов.
Неоднозначной при обсуждении была и кандидатура Михаила Романова, отец которого Филарет был ставленником обоих самозванцев, получил сан митрополита от первого и провозглашен патриархом в подмосковном лагере второго.
Сам по себе Михаил, 16-летний мальчик, имел мало видов на престол, однако на нем сошлись такие враждебные силы, как дворянство и казачество.
Окончательное решение было предоставлено всей земле. Тайно разослали по городам верных людей, чтобы выведать мнение народа, кого хотят на Московское государство царѐм. Посланные возвратились с донесением: быть государем М.Ф. Романову.
21 февраля 1613 года прошли окончательные выборы. Каждый участник собора подавал письменное мнение, и во всех мнениях значилось одно имя — Михаила Фѐдоровича».
С1. С какой целью был созван Земский собор?
С2.О ком идет речь в источнике (назовите имя)
С3. Почему историк называет его «всесословным»?
2 вариант
А1. Когда произошел Соляной бунт:
1) 1648 г. 2) 1670 г. 3) 1617 г. 4) 1632 г.
А2. В каком году патриарх Никон начал церковную реформу:
1) 1634 г. 2) 1653 г. 3) 1618 г. 4) 1648 г.
А3. Какое из названных литературных произведений было создано в XVIIв.?
1) «Слово о полку Игореве» 2) «Задонщина»
3) «Житие протопопа Аввакума» 4) «Хождение за три моря»
А4. Что из названного относится к причинам Смутного времени?
1) недовольство крестьян введением рекрутской повинности
2) пресечение династии Рюриковичей
3) введение правила Юрьева дня
4) реформы Избранной рады
А5. Новым явлением в хозяйстве России в XVII в. было:
1) развитие натурального хозяйства
2) возникновение мануфактур и образование единого всероссийского рынка
3) преимущественное развитие домашних промыслов.
А6. Собрание представителей всех русских земель в XVI-XVII вв. носило название
1) Верховный тайный совет
2) Стоглавый собор
3) Избранная рада
4) Земский собор
А7. Укажите ошибку в тексте:
Период Смутного времени вобрал в себя выступления крестьян против крепостничества, иностранную интервенцию, церковный раскол, «семибоярщину».
А8. При каком правителе прекратился созыв Земских соборов
1) Михаил Федорович 2) Алексей Михайлович 3) Федор Алексеевич
А9. Какое событие из перечисленных произошло ранее других?
1) взятие Казани войсками Ивана Грозного
2) введение «заповедных лет»
3) присоединение Сибирского ханства
4) учреждение опричнины
А10. Протестант - это:
1) участник крестьянской войны в Германии 2) сторонник Лютера 3)сторонник реформации церкви
А11. Какая церковь была образована в Германии:
1) лютеранская 2) пресвитерианская 3) католическая 4)православная
А12. Чье учение явилось катализатором Реформации:
1) Томас Мюнцер 2) Жан Кальвин 3) Мартин Лютер 4) Игнатий Лойола
А13.Сторонников реформации во Франции называли:
1) пресвитериане 2) лютеране 3) гугеноты 4) католики
В1. Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго.
ПОНЯТИЯ | ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
А) наместники | 1) служилые люди, входящие в состав постоянного войска |
Б) Избранная рада | 2) представители населения, выбранные на Земский собор |
В) стрельцы | 3) назначаемые великим князем представители центральной власти в отдельных областях России |
| 4) неформальный кружок реформаторов при царе Иване IV |
В2.Какие события относятся к XVI в.? Укажите два верных события из пяти предложенных.
1) принятие Судебника Ивана IV
2) свержение монголо-татарского ига
3) начало процесса закрепощения крестьян
4) присоединение Западной Сибири к России
5) начало правления династии Романовых в России
ЧАСТЬ С
Прочтите отрывок из сочинения историка С.М. Соловьёва и выполните задания C1, С2. Используйте в ответах информацию источника, а также знания по курсу истории.
«Кроме обычных сидений великого государя с боярами, бывали ещё чрезвычайные совещания, на которые приглашались высшее духовенство и выборные из других сословий. Эти чрезвычайные бывали обыкновенно по вопросу: начинать или не начинать опасную, тяжёлую войну, причём потребуется долгая и тяжкая служба ратных людей, с другой стороны, потребуются денежные пожертвования с тяглых людей; нужно призвать выборных или сонетных людей из тех и других, изо всех чинов, чтоб сказали свою мысль, и если скажут, что надобно начинать войну, то чтоб после не жаловались, сами наложили на себя тягость.
Выборные, или сонетные люди, являлись из Москвы и областей, из разных чинов по два человека; из дворян и детей боярских больших городов по два человека, из меньших по человеку, из гостей по три человека, из гостиной и суконной сотен по два, из чёрных сотен и слобод и из городов, из посадов по человеку. Из крестьян выборных не было».
C1. Укажите название «совещаний» выборных людей, о которых говорит историк С.М. Соловьёв
С2. Опираясь на текст отрывка и знания из курса истории, укажите, какие вопросы рассматривались на «совещаниях» выборных людей.
С3.Назовите имя государственного деятеля при котором собиралось данное «совещание»