Рассмотрено Утверждаю
методическим объединением Директор
учителей истории, обществознания, ГБОУ СОШ с. Шигоны
географии _____________А.М. Малых
Протокол № 3 от 11.02.2021г.
_____________Ю.И. Тимохин приказ № 661/ от 24.03.21г
Итоговая работа
по истории в 9 классе
по формированию универсальных учебных действий
Часть А
1.Установите соответствие между событиями и годами
События | Годы |
А) Бородинская битва | 1) 1803г. |
Б) издание указа о вольных хлебопашцах | 2) 1816г. |
В) создание «Союза благоденствия» | 3) 1895г. |
| 4) 1812. |
Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам
2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
-
Отмена Конституции царства польского
-
создание Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии
-
подавление венгерского восстания
-
завершение строительства железной дороги Петербург – Москва
3. Запишите термин, о котором идет речь.
Общественное движение или идеология , суть которого заключается в сопротивлении любого рода насилию до тех пор, пока оно окончательно не исчезнет.
Ответ ___________________________
4. Создание военных поселений в первой четверти XIX века связано с именем
1. М.М. Сперанский 3. С.Ю. Витте
2. А.А. Аракчеев 4. П.И. Пестель
5. На основе данных статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
Начало суждения | Варианты завершения суждения |
А) Численность городского населения в период 1796-1858гг. | 1) была больше в 1796г. |
Б) доля крепостных в структуре населения России в период 1796-1858гг. | 2) незначительно увеличилась |
В) доля горожан в структуре населения России | 3) была больше в 1858г. |
| 4) уменьшилась. |
| 5) увеличилась более чем в 3 раза. |
Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
Рассмотрите карту и выполните задания 6-8
6. Выберите три суждения, которые относятся к исторической ситуации, обозначенной на карте.
1) в Сражении, обозначенном на карте цифрой 2, был смертельно ранен П.И. Багратион.
2) События, обозначенные на карте стрелками, произошли зимой.
3) Цифрой 3 на схеме обозначено село Тарутино.
4) Цифрой 1 на схеме обозначен город Минск.
5. В сражении, обозначенном на карте цифрой 2, главнокомандующим русской армией был М.Б. Барклай де Толли.
6) В ход событий, обозначенных на карте, в Москве произошёл сильный пожар.
7. Запишите год, когда произошли события, обозначенные на карте
Ответ ________________________
8. Запишите имя главнокомандующего армией противника в период, к которому относится данная карта.
Ответ ________________________
Рассмотрите изображение и выполните задание 9
9. Укажите два верных суждения о данной почтовой марке
1) На представленной картине, на марке изображён скульптурный памятник, построенный в период правления Екатерины II.
2) В левой части марки изображены профили российских военачальников, погибших во время Отечественной войны 1812г.
3) Во время события, изображенного на марке, погиб И.Ф. Паскевич
4) События, изображенные на марке, произошли в Москве.
5) Данная марка выпущена в 1970-х гг.
10. Установите соответствие между памятниками культуры и их авторами
Памятники культуры | Авторы |
А) картина «Последний день Помпеи» | 1) Нестор |
2) опера «Жизнь царя» | 2) М.И. Глинка |
3) «Повесть временных лет» | 3) В.О. Ключевский |
| 4) К.П. Брюллов |
Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
11. Сравните революционное движение в периоды правления Александра I и Александра II. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.
1) участие в революционном движении в основном дворян
2) использование насильственных методов для достижения цели
3) создание революционных организаций
4) выдвижение идеи привлечения народных масс к участию в революции.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
Часть В
12.Соотнесите события и даты.
1.1861-1865 гг. А) третий избирательный закон в Англии
2.1875 г. Б) Создание Тройственного союза
3. 1882 г. В) Буржуазные революции в Европе.
4.1848-1849 гг. Г) Гражданская война в США
13.Соотнесите имена и события.
1.К. Кавур А) гражданская война в США
2.Наполеон Бонапарт Б) создание общегерманского парламента
3. Бисмарк В) война Италии и Австрии
14. Как называется международный конгресс, о котором идет речь в отрывке из документа? (2 балла)
«Когда «корсиканское чудовище» оказалось, наконец, в надежном заточении, был немедленно созван…большой конгресс крупных и мелких деспотов, для того чтобы разделить награбленное добро и денежные премии и выяснить, в какой мере может быть восстановлено дореволюционное положение вещей. Народы покупались и продавались, разделялись и соединялись, исходя из того, что больше отвечало интересам и намерениям их правителей».
15. О каком событии идет речь? (2 балла)
«… Дух вмешательства принял форму аболиционизма, потому что, благодаря вмешательству северных мыслителей, само название рабства стало одиозным, и потому что оно наиболее очевидно отмечает различия в цивилизационном развитии обеих частей страны. Юг, в своих ранних и поздних попытках избавиться от него, представил миру все слабые и неприятные стороны рабства. Вмешательство аболиционистов в конце концов заставило его искать и находить защиту существующих социальных, экономических и политических достоинств и ценностей этого института. …»
Часть 3.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы .
Из воспоминаний А. Тырковой-Вильямс.
«Отец запутался в долгах. Это была не его вина. Он расплачивался за общее положение помещичьего хозяйства. Только 25 лет прошло со времени освобождения крестьян. Четверть века – короткий срок для такого резкого экономического перелома, как переход от бесплатного рабского труда к платным рабочим. Сколько раз отцовские земли висели на волоске, сколько раз то банк, то частные кредиторы грозили продать все с молотка. Тульский земельный банк, где были заложены его имения, брал большие проценты и неумолимо требовал платежей в срок.
Дворянский банк открылся позже. Это было дело внутренней политики. Правительство решило сохранить дворянский правящий класс. Помочь ему удержать за собой земли, стремительно переходившие в купеческие и отчасти в крестьянские руки. Мой отец первый в Новгородской губернии получил ссуду из новорожденного Дворянского банка…
Крупные доходы за сено, за лес, иногда за рожь и овес уходили на банковские платежи… Потом, по случаю какого-нибудь события в царской семье, издавался манифест с разными милостями… дворянские недоимки перечислялись в основной долг».
16. Укажите, как называлась, в каком году была проведена реформа, упоминаемая в источнике.
17. Как автор воспоминаний объясняет причины трудностей, испытываемых помещиками в ведении хозяйства в указанное время?
18. Используя данные источника и свои знания по курсу истории, назовите меры правительства по поддержке дворянских хозяйств.
19. Укажите причины победы России в Отечественной войне 1812 г. Определите значение победы России.