Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения итоговой контрольной работы
Предмет: история Древнего мира
Учебник: А. А. Вигасин «История Древнего мира» 5 класс
Вид контроля: итоговый
Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной работе
Код | Описание элементов предметного содержания |
1.1 | Первобытное общество. Орудия труда, занятия первобытного человека |
1.2 | Первобытное общество. ПЕРВОБЫТНЫЕ ВЕРОВАНИЯ |
1.3 | Древний Восток (Египет, Передняя Азия, Индия, Китай). Занятия жителей. Возникновение государств. |
1.4 | МИР ЧЕЛОВЕКА ДРЕВНОСТИ В ЗЕРКАЛЕ МИФОВ И ЛЕГЕНД. Зарождение древних религий. Конфуций. Будда. Культурное наследие Древнего Востока. |
1.5 | Древняя Греция. ЛЕГЕНДЫ О ЛЮДЯХ И БОГАХ. Полис - город-государство. Свободные и рабы. Афины |
1.6 | Древний Рим. ЛЕГЕНДЫ И ВЕРОВАНИЯ РИМЛЯН. Патриции и плебеи. Республика. ВОЙНЫ РИМА. Культурное наследие Древнего Рима. |
Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых на контрольной работе
код | Описание элементов метапредметного содержания |
2.1 | Давать определения понятиям. |
2.4 | Понимать границы своего знания |
2.3 | Выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение |
2.4 | строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы |
3.Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших
курс истории Древнего мира
код | Описание требований к уровню подготовки обучающихся |
3.1 | определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры); |
3.2 | раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности; |
3.3 | объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства; |
3.4 | давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории. |
Спецификация КИМ
для проведения итоговой контрольной работы
Предмет: ИСТОРИЯ
Учебник: А.А.Вигасин «История Древнего мира» 5 класс
Вид контроля: итоговый )
Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения каждым учащимся класса содержания учебного материала по истории древнего мира за курс 5 класса.
Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы по истории Древнего мира .Контрольная работа состоит из 30 заданий: 25заданий базового уровня, 5 заданий- повышенного.
Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице 1
Таблица 1
№ задания | уровень | Что проверяется Код из кодификатора | Тип задания | Примерное время выполнения задания |
1 | Базовый | 1.1, 2.2, 3.1 | -Тест с выбором ответа | 1 мин. |
2 | Базовый | 1.2, 2.1, 3.1 | Тест с выбором ответа | 1 мин. |
3 | Базовый | 1.1, 2.4, 3.1 | Тест с выбором ответа | 1 мин. |
4 | Базовый | 1.3, 2.2, 3.2 | Тест с выбором ответа | 1 мин. |
5 | Базовый | 1.3, 2.2, 3.1 | Тест с выбором ответа | 1 мин. |
6 | Базовый | 1.3, 2.1, 3.1 | Тест с выбором ответа | 1 мин. |
7 | Базовый | 1.3, 2.4, 3.1 | Тест с выбором ответа | 1 мин. |
8 | Базовый | 1.5, 2.1, 3.2 | Тест с выбором ответа | 1 мин. |
9 | Базовый | 1.3, 2.4, 3.3 | Тест с выбором ответа | 1 мин. |
10 | Базовый | 1.3, 2.4, 3.1 | Тест с выбором ответа | 1 мин. |
11 | Базовый | 1.6, 2.4, 3.2 | Тест с выбором ответа | 1 мин. |
12 | Базовый | 1.6, 2,1,3.2 | Тест с выбором ответа | 1 мин. |
13 | Базовый | 1.6, 2.1, 3.1 | Тест с выбором ответа | 1 мин. |
14 | Базовый | 1.1, 2.1, 3.1 | Тест с выбором ответа | 1 мин. |
15 | Базовый | 1.4, 2.4, 3.1,3,2 | Тест с выбором ответа | 1 мин. |
16 | Базовый | 1.4, 2.3, 3.2 | Тест с выбором ответа | 1 мин. |
17 | Базовый | 1.9, 3.1 | Тест с выбором ответа | 1 мин. |
18 | Базовый | 1.15, 1.12, 2.1, 3.1 | Тест с выбором ответа | 1 мин. |
19 | Базовый | 1.3, 2.3, 3.1 | Тест с выбором ответа | 1 мин. |
20 | Базовый | 1.5, 2.1, 3.1,3.2 | Тест с выбором ответа | 1 мин. |
21 | Базовый | 1.5, 2.4, 3.1 | Тест с выбором ответа | 1 мин. |
22 | Базовый | 1.5, 2.4, 3.1,3.2 | Тест с выбором ответа | 1 мин. |
23 | Базовый | 1.5, 2.1, 3.2 | Тест с выбором ответа | 1 мин. |
24 | Базовый | 1.5, 3.1 | Тест с выбором ответа | 1 мин. |
25 | Базовый | 1.6, 2.1,3.1 | Тест с выбором ответа | 1 мин. |
26 | Повышенный | 1.3, 2.4, 3.1 | - Соотнесение примеров с соответствующим понятием | 3мин |
27 | Повышенный | 1.3, 2.4, 3.3 | -Определение понятия в задании; определение причин и следствий | 3мин |
28 | Повышенный | 1.1, 2.1, 3.3 | - Соотнесение примеров с соответствующим понятием | 3мин |
29 | Повышенный | 1.5, 2.1, 3.3 | - Соотнесение примеров с соответствующим понятием | 3мин |
30 | Повышенный | 1.1, 2.4, 3.4 | Разрешение сложных ситуаций с аргументацией и привлечением дополнительного содержания | 3мин |
На выполнение 30 заданий отводится 40 минут. Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов, указанных в таблице 2.
Таблица 2
№ задания | Количество баллов |
1-25 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
26 | Максимальное количество баллов -2 0 баллов – неправильный ответ |
27 | Максимальное количество баллов -2 0 баллов – неправильный ответ |
28 | Максимальное количество баллов -3 1балл за каждый правильный ответ |
29 | Максимальное количество баллов -3 1балл за каждый правильный ответ |
30 | Максимальное количество баллов-5 |
Итого | 40 баллов |
Перевод баллов к 5-балльной отметке представлен в таблице 3.
Таблица 3.
Баллы | Отметка |
34- 40 баллов | Отметка «5» |
30-33 баллов | Отметка «4» |
20-32 баллов | Отметка «3» |
5-19 баллов | Отметка «2» |
0-5 баллов | Отметка «1» |
Итоговая контрольная работа в 5 классе
1 вариант. Часть А.
А1. Первое домашнее животное, прирученное человеком:
А) корова Б) лошадь В) собака
А2.Что называется религией?
А) вера человека в сверхъестественные существа Б) наука о сотворении мира
В) наука о появлении человека
А3. Какое занятие первобытных людей возникло примерно в одно время с земледелием?
А) скотоводство Б) охота В) обработка металлов
А4. Что символизировала двойная корона египетских фараонов?
А) объединение Южного и Северного царств Б) союз богов неба и земли В) царство мертвых и царство живых
А5. Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма?
А) из шкур животных Б) из пальмовых листьев В) из тростника
А6. Как называлось в Египте высушенное тело, обмотанное бинтами?
А) амулет Б) саркофаг В) мумии
А 7. Как называется река, протекающая по территории Египта?
А) Нил Б) Тигр В) Ефрат
А 8. Что называется полисом?
А) город-государство в Древней Греции Б) город в Древней Греции В) название органа управления городом
А 9. Кто первый совершил плавание вокруг Африки?
А) египтяне Б) израильтяне В) финикийцы
А 10. Где находится Индия?
А) на западе Азии Б) на юге Азии В) на востоке Азии
А 11. Народный трибун, выступивший в защиту земледельцев Италии?
А) Тиберий Гракх Б) Катон В) Сципион
А 12.Когда произошло восстание рабов под предводительством Спартака?
А) в 509 г. до н. э. Б) в 74-71 г.дон. э. В) в 313 г. н. э.
А 13. Кого римляне называли «варварами»?
А) племена, не знающие латинского или греческого языка Б) жестоких императоров
В) всех, кто проживал вне города Рима
А 14. Кто управлял родовой общиной?
А) цари Б) жрецы В) старейшины
А 15. Где зародилось конфуцианство?
А) Китай Б) Ассирия В) Финикия
А 16. Народ, почитавший одного бога Яхве:
а) египтяне; б) вавилоняне; в) евреи; г) филистимляне.
А 17. Расцвет Израильского царства связан с именем:
а) Саула; б) Давида; в) Соломона; г) Креза.
А 18. Служители богов в Древнем Египте
А) фараоны Б) жрецы В) вельможи
А 19. Как называлась страна, где находились города Библ, Сидон, Тир?
А) Израиль Б) Ассирия В) Финикия
А 20. Как назывался совет знати в Афинах?
А) ареопаг Б) демос В) полис
А 21. Что вывозили торговцы из Греции в другие страны?
А) рабов Б) оливковое масло В) хлеб
А 22. Чем занимались спартанцы?
А) ремеслом Б) военным делом В) земледелием
А 23. Что означает греческое слово демократия?
А) «власть народа» Б) «власть знати» В) «власть тирана»
А 24. Сколько архонтов в ареопаге ?
А) 5 Б) 9 В) 2
А 25. Кто в республиканском Риме имел право накладывать «вето» (запрет) на решение сената?
А) консулы Б) императоры В) народные трибуны
Часть В.
В 1. Укажите, какие архитектурные сооружения принадлежат Палестине, а какие Египту:
1. Палестина. а) храм в Иерусалиме;
2. Египет. б) пирамида фараона Хеопса;
в) аллея сфинксов;
г) царский дворец Соломона.
В 2. Укажите, к истории какой страны относится следующий фрагмент: «Торговцы прибыли в город. На шестой день на берегу моря пришла дочь царя Аргоса Ио. Женщины покупали товары... Торговцы захватили и отплыли в Египет...»:
а) Палестина; б) Лидия; в) Финикия;
В 3. Приведите в соответствие:
а) человеческое стадо | 1) древнейшие занятия людей |
б) вождь | 2) древнейший коллектив людей |
в) собирательство и охота | 3) глава племени во время войны |
В 4. Приведите в соответствие:
а) Зевс | 1) владычествует на море |
б) Посейдон | 2) владычествует на небе |
в) Аид | 3) владычествует в царстве мёртвых |
Часть С.
Индивидуальная работа. Прочитайте отрывок из книги «Борьба за огонь».
«...В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трёх клетках... Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота... И вот теперь он мертв! ... Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель».
— Что давал огонь первобытным людям?
— Почему потеря огня считалась несчастьем?