Итоговая контрольная работа по литературе за курс 7 класса
1 вариант
А1. Какой традиционной тематической классификации поэзии близко стихотворение А.А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой»: Зреет рожь над жаркой нивой,/
И от нивы и до нивы/Гонит ветер прихотливый/Золотые переливы».
1) Любовная лирика;
2) Свободолюбивая лирика;
3) Философская лирика;
4) Патриотическая лирика.
А2. В каком выражении из стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву» звучит основная авторская идея:
1) «Исчезли юные забавы как сон, как утренний туман…»;
2) «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы…»;
3) «Любви, надежды, тихой славы / Недолго нежил нас обман…»;
4) Здесь нет такого выражения, потому что стихотворение в целом содержит основную авторскую идею.
А3.Сюжет это:
1) События произведения;
2) Герои и их отношения, поступки, которые они совершают;
3) Это рассуждение автора о реальных проблемах.
А4. Назовите фамилию и инициалы писателя (поэта), который жил и творил в XVIII веке, был не только писателем и поэтом, но и химиком, физиком, астрономом, языковедом, создавшим «Теорию о трёх штилях» языка. Родом этот писатель из Архангельской губернии, пришёл в Москву, чтобы учиться, вслед за рыбным обозом.
1) М. Е. Салтыков-Щедрин; 2) М.В.Ломоносов; 3) Д.И.Фонвизин; 4) Г.Р. Державин.
А5. Автор произведений «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Вчерашний день, часу в шестом…»
1) Л.Н. Толстой; 2) И.С. Тургенев; 3) М.Ю. Лермонтов; 4) Н.А.Некрасов.
А. 6. Расположите события в рассказе «Шинель» в хронологическом порядке:
1.Портной сшил новую шинель.
2.Шинель прохудилась.
3.Покупка ткани.
4.Консультация с портным.
5.Приход на службу в новой шинели.
А7. Соотнесите произведения и героев:
1) Левша а) «Железная дорога»
2) Купец Калашников б) «Левша»
3) Ваня в) «Смерть чиновника»
4) Алеша г) «Песня про царя Ивана Васильевича…»
5) Червяков д) «Детство»
А.8. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:
1) антитеза | а) средство художественного изображения, основанное на преувеличении |
2) былина | б) расположение, построение художественного произведения |
3) гипербола | в) момент наивысшего напряжения в художественном произведении |
4) композиция | г) эпическое произведение русского фольклора о богатырях и их подвигах |
5) кульминация | д) противопоставление характеров, обстоятельств, образов для усиления впечатления |
А9.Соотнесите иллюстрацию и название произведения:
1) И.С. Лесков «Левша» | 2) А. Т.Твардовский «Василий Тёркин» | 3) Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича» | 4) А,П.Чехов «Хамелеон» |
| | | |
Часть В.
В1.Определите по портрету героя, автора и название произведения.
Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг десен, точно у мертвеца.
__________________________ _________________ ___________________
В2. Определите по портрету героя его фамилию, укажите автора и название произведения.
Около самых ворот склада он видит, стоит вышеописанный человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Уж я сорву с тебя, шельма!»- да и самый палец имеет вид знамения победы.
____________ ______________ ______________
В.3. Назовите автора стихотворения, определите стихотворный размер отрывка.
Прощаемся мы с матерями
Задолго до крайнего срока-
Ещё в нашей юности ранней,
Ещё у родного порога.
________________________________ ____________________
В.4. Какое средство художественной выразительности использует автор в данном отрывке?
Снова где-то на задворках
Мёрзлый грунт боднул снаряд
_________________________________
Часть С
Прочитайте приведённый ниже отрывок:
Волченята между тем росли. Они прозрели и часто выползали теперь из норы. Они весело ползали и визжали, как щенята; а волчица сидела и ласково лизала их. Она холила, растила их и каждую ночь приносила к рассвету какую-нибудь добычу, чаще всего –дохлых птиц…
И вот поздним вечером на другой день он явился в лес, зарядил ружьё картечью, поужинал одним хлебом и лёг спать, твёрдо решившись отправиться наудачу и взять у волчицы детёнышей с бою…
Каждую секунду он ожидал, что из-за камней выскочит волчица, и держал наготове ружьё. Вдруг что-то с визгом шарахнулось из-под его ног. Он остановился и увидел двух маленьких головастых волченят, которые в страхе прижались к камням и, ощетинившись, дико смотрели на него… И не успели волченята опомниться, как уже оба были в мешке. Они отчаянно визжали и барахтались в нем…
С1Укажите фамилию автора и название произведения. Какова тема данного отрывка? С помощью каких художественных средств автору удается передать главную мысль. Какие чувства испытывали вы, читая этот отрывок.
С2. Напишите небольшое сочинение-рассуждение о проблеме, поднятой в данном отрывке.
Итоговая контрольная работа по литературе за курс 7 класса
2 вариант
А1. В центре внимания С.А. Есенина в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая» оказывается:
1) описание русской природы;
2) описание внешности человека;
3) образ русской женщины;
4) образ Родины.
А2. В каком выражении стихотворения В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским на даче»звучит основная мысль стихотворения:
1)Я крикнул солнцу: «Дармоед!
занежен в облака ты, а тут — не знай ни зим, ни лет,/сиди, рисуй плакаты!»
2) «Слеза из глаз у самого – /жара с ума сводила.»
3) «Светить всегда,/светить везде, /до дней последних донца.»
4.)«А вот идёшь-/взялось идти,/идёшь и светишь в оба.»
А3.Фольклор – это:
1) народное искусство;
2) народное словесное искусство;
3) это сказки.
А 4. Повесть «Шинель» входит в цикл повестей (выберите правильный ответ):
1)«Миргород»;
2)«Петербургские повести»;
3)«Арабески».
А5. А.С.Пушкин написал «… победой прославлено имя твое; твой щит на вратах Цареграда…» о …
1) князе Олеге; 2) Дмитрии Донском; 3) Петре Первом; 4) царе Салтане.
А6. Расставьте в хронологическом порядке компоненты:
1)Кульминация;
2)Развитие действия;
3)Завязка;
4)Развязка.
А7. Соотнесите авторов и их произведения:
1) Д.И.Фонвизин а) «Песнь о вещем Олеге»
2) Н.В.Гоголь б) «Недоросль»
3) А.П.Чехов в) «Шинель»
4) А.С.Пушкин г) «Легенда о Данко»
5) М.Горький д) «Хамелеон»
А8. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:
1) антитеза | а) средство художественного изображения, основанное на преувеличении |
2) былина | б) расположение, построение художественного произведения |
3) гипербола | в) момент наивысшего напряжения в художественном произведении |
4) композиция | г) эпическое произведение русского фольклора о богатырях и их подвигах |
5) кульминация | д) противопоставление характеров, обстоятельств, образов для усиления впечатления |
А.9. Соотнесите иллюстрацию и произведение:
1) Д.Фонвизин«Недоросль» | 2) М.Горький «Легенда о Данко» | 3) М.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича» | 4) А.Чехов«Хамелеон» |
| | | |
Часть В
В1.Узнайте по характеристике имя героя, запишите фамилию автора и название произведение:
Избалованный сынок. Его имя означает «подобный матери». Он, как и мать, невежествен, груб, жесток по отношению к окружающим. Лентяй (испытывает отвращение к труду и учению), капризен, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне. Признаёт только право сильного. Пока мать держит в своих руках власть, он с ней; как только она эту власть утрачивает, сын её предаёт.
_________________________ _____________________ _____________________
В2. Напишите имя, фамилию персонажа по его описанию, название произведения:
«Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низкого роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геморроидальным…
______________________ ____________________ ______________
В3. Определите стихотворный размер отрывка.
Назовите автора стихотворения
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их, Ванечка, знаешь ли ты.
___________________ _____________________
В4. Какое средство художественной выразительности использует автор?
Усадьба по-осеннему молчала. Весь дом был мёртв в полночной тишине…
Часть С.
Почитайте приведенный ниже отрывок:
Он был приёмыш, за что его и прозвали Кукушкой. В детстве он стерёг скотину в качестве подпаска, в юности – в качестве пастуха и, значит, каждый год проводил месяцев по шести вдали от людей. Потом его взяли в солдаты. Возвратясь в родную деревню, он женился и попробовал зажить жизнью «настоящего человека». Но из этого ничего не вышло. Он нанимался в будочники на чугунку, в конюха, в работники – отовсюду его скоро увольняли. А жена его бросила.
-Шатается, как волк, говорили про него мужики, — непутёвый малый!
И вот в том, что почти все отзывались о нём таким образом, и заключалась одна из причин его непригодности к службе и работе. В кличках, которыми награждали Кукушку («неудельный», «лодырь», с «дурью») была большая доля правды. Он действительно не отличался умом; но от кого ему было научиться разуму? Он был не «серьёзный» не «хозяйственный» человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на «неудельного», обездоленного человека и невольно стал таким.
С1.Укажите фамилию автора и название произведения. Какова тема данного отрывка? С помощью каких художественных средств автору удается передать главную мысль. Какие чувства испытывали вы, читая этот отрывок.
С2.Напишите небольшое сочинение-рассуждение о проблеме, поднятой в данном отрывке.