СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая контрольная работа по материалу 7 класса "Многообразие живых организмов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный документ содежит задания разного уровня по всему материалу 7 класса "Многообразие живых организмов"

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по материалу 7 класса "Многообразие живых организмов"»

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7 класса

1 вариант

Часть А. выберите из нескольких вариантов ответа один верный

А1. Какую группу в систематике растений считают наиболее крупной:

1) царство; 2) класс; 3) род; 4) семейство.

А2. Грибы выделяют в особое царство, отличающееся от царства растений, т.к они:

1) неподвижны и растут всю жизнь;

2) поглощают из почвы воду и минерал. вещества;

3) содержат в клетках цитоплазму с органоидами;

4) используют для питания готовые органические вещества.

А3. В корнях бобовых растений могут поселяться бактерии

1) паразитические; 2) серобактерии; 3) клубеньковые; 4) нитробактерии.

А4. Сердце птиц состоит из

1) двух желудочков и одного предсердия; 2) двух предсердий и одного желудочка;

3) двух предсердий и двух желудочка; 4) одного желудочка и одного предсердия.

А5. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как у них

1) узкие листья 2) образуется мало спор

3) есть воздухоносные клетки 4) отсутствуют корни

А6. Плод крестоцветного растения капусты огородной называют

1) бобом; 2) коробочкой; 3) костянкой; 4) стручком.

А7. Хорда у позвоночных животных:

1) сохраняется в течение всей жизни ; 2) в процессе развития зародыша замещается позвоночником; 3) отсутствует на всех стадиях развития; 4) отсутствует.

А8. К низшим растениям относят

1) водоросли; 2) мхи; 3) папоротники; 4) хвощи.

А9. Окончательным хозяином бычьего цепня является

1) корова; 2) овца; 3) свинья; 4) человек.

А10. У каких рыб отсутствуют жаберные крышки?

1) двоякодышащие 2) хрящевые 3) костистые 4) костные

А11. Четырёхкамерное сердце у

1) аллигатора 2) черепахи 3) змеи 4) ящерицы

А12. Число позвонков в шейных отделах позвоночника жирафа и мыши

1) одинаково 2) у жирафа больше

3) у жирафа изменяется вместе с ростом 4) у обоих изменяется вместе с ростом

А13. Главным признаком низших растений принято считать

1) отсутствие семян 2) наличие спор

3) отсутствие тканей и органов 4) наличие органов

А14. Только у представителей типа кишечнополостных в теле имеются клетки

1) нервные 2) мускульные 3) чувствительные 4) стрекательные

А15.Замкнутая кровеносная система является характерным признаком

1) моллюсков 2) насекомых 3) хордовых 4) ракообразных


Часть В. При выполнении заданий В1-В5 запишите ответ так, как указано в тексте задания . При выполнении заданий В1-В2 выберите три верных из шести.


В1. Какие из приведённых характеристик характерны для однодольных растений?

1) могут быть древесными

2) трёхчленный цветок

3) простой околоцветник

4) две семядоли

5) перистое жилкование

6) мочковатая корневая система




В2.Органами чувств свободноживущих плоских червей являются?

1) примитивные глаза

2) вкусовые сосочки на языке

3) органы осязания на покровах

4) органы химического чувства на теле

5) внутреннее ухо

6) органы обоняния в носовой полости


В3. Установите соответствие между процессом жизнедеятельности животного и его видом.

Процесс Животное

1. Фагоцитоз - захват пищи ложноножками А) Амеба

2. Фотосинтез Б) Эвглена

3. Движение с помощью жгутика

4. Постоянная форма тела


В4.Определите правильную последовательность стадий развития лягушки. Начиная с взрослого животного.

1) взрослое животное 2) головастик 3) икринка

4) оплодотворение 5) половые клетки


В5. Вставьте в текст «Папоротники» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ПАПОРОТНИКИ

Папоротники — это ___________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах — сорусах. Из споры развивается ___________ (Б) — особая стадия развития папоротника, образующая гаметы. Для успешного слияния гамет и образования ___________ (В) в ходе полового размножения папоротникам необходима ___________ (Г), поэтому в наших лесах они встречаются в тенистых местах.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) вода 2) заросток 3) минеральная соль 4) проросток 5) семязачаток

6) зигота 7) споровые 8) цветковые

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 


Часть С 1, на которые следует дать развернутый ответ. С1. В чем проявляется усложнение организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными?





















Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7 класса

2 вариант

Часть А. При выполнении заданий А1 – А15 выберите из нескольких вариантов ответа один верный

А1. К какому отделу растений относится щитовник?

1) Бурые водоросли 2) Зелёные водоросли

3) Мхи 4) Папоротникообразные

А2. Лишайники не растут в крупных городах потому, что там

1) загрязнён воздух 2) недостаточная влажность

3) нет водорослей 4) нет грибов

А3. Некоторые бактерии выживают в условиях вечной мерзлоты в виде

1) спор 2) вегетативных клеток

3) симбиоза с грибами 4) множественных колоний

А4. Для какого класса хордовых характерно наличие двойного дыхания?

1) Рыбы 2) Земноводные 3) Рептилии 4) Птицы

А5. Из спор зелёного мха кукушкина льна развивается(-ются)

1) спорофит 2) растения с листьями

3) предросток в виде зелёных нитей 4) семена будущего растения

А6. У представителей семейства Сложноцветные, например у подсолнечника, тип плода —

1) коробочка 2) стручок 3) зерновка 4) семянка

А7. При прорастании семени ржи проросток первое время получает питательные вещества из:

1) семядоли 2) зародышевого корешка 3) эндосперма 4) почвы

А8. У насекомых дыхание происходит

1) при помощи трахей 2) через всю поверхность тела

3) при помощи лёгочных мешков 4) при помощи жабр

А9. В процессе приспособления к паразитическому образу жизни у ленточных червей исчезли органы

1) пищеварения 2) выделения 3) дыхания 4) нерв­ной системы

А10. Имеющиеся у рыб органы боковой линии выполняют функции

1) опоры и движения 2) ощущения температуры воды

3) обоняния 4) ощущения направления и силы течения воды

А11. Какие органы дыхания характерны для змеи?

1) жабры 2) лёгкие 3) воздушные мешки 4) трахеи

А12. Эмбрион млекопитающих получает питание для своего развития через систему органов

1) кровообращения 2) пищеварения 3) дыхания 4) выделения

А13. Водоросли размножаются

1) только спорами 2) половым и бесполым путем

3) почкованием 3) семенами

А14. Клетки внутреннего слоя гидры осуществляют

1) половое размножение 2) захват добычи

3) переваривание пищи 4) перемещение в пространстве

А15. Центральная нервная система позвоночных животных представлена

1) нервными стволами 2) окологлоточным кольцом

3) спинным и головным мозгом 4) брюшной нервной цепочкой

Часть В. При выполнении заданий В1-В5 запишите ответ так, как указано в тексте задания . При выполнении заданий В1-В2 выберите три верных из шести.

В1. Какие из приведённых характеристик характерны для однодольных растений?

1) проводящие пучки содержат камбий

2) одна семядоля

3) стержневая корневая система

4) мочковатая корневая система

5) параллельное жилкование листьев

6) число частей цветка кратно четырём или пяти


В2. В теле планарии отсутствуют?

1) органы дыхания

2) глотка и кишечник

3) нервные узлы

4) кровеносные сосуды

5) половые железы

6) кости скелета


В3. Установите соответствие между особенность строения животного и его видом.

Характеристика Животные

1. Наличие ресничек А) Эвглена

2. Светочувствительный глазок Б) Инфузория-туфелька

3. Хлоропласт

4. Содержит два ядра


В4. Установите последовательность расположения органов, образующих пищеварительный канал в теле лягушки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) желудок

2) ротоглотка

3) кишечник

4) пищевод

5) клоака


В5. Вставьте в текст «Голосеменные растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

Большую часть произрастающих на территории России голосеменных растений обычно называют ___________ (А) из-за особого строения листьев. Стволы этих деревьев и кустарников богаты смолой. Она не позволяет развиваться спорам паразитических грибов. Ещё одной отличительной особенностью голосеменных является развитие на побеге ___________ (Б), в которых развиваются семена. В лесах встречаются деревья: тенелюбивая ель и светолюбивая __________ (В), а также кустарник ___________(Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) коробочка 2) можжевельник 3) плод 4) сосна 5) споровое

6) хвойное 7) цветковое 8) шишка


Часть С 1, на которые следует дать развернутый ответ.

С1. В чем заключается отличие костных рыб от хрящевых?


















Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7 класса

3 вариант

Часть А. При выполнении заданий А1 – А15 выберите из нескольких вариантов ответа один верный

А1. Самая маленькая систематическая единица:

1) отдел 2) вид 3) класс 4) род

А2. К розоцветным относится? 

1) ландыш 2) астра 3) шиповник 4) тюльпан

А3. Корни отсутствуют у

1) кукушкина льна 2) щитовника 3) орляка 4) страусника

А4. Мускульный отдел желудка образовался у птиц в связи с

1) питанием сочными ягодами 2) уменьшением длины толстой кишки

3) отсутствием зубов 4) наличием клоаки

А 5. Представители какого отдела царства Растения

изображены на рисунке?

1) Покрытосеменные 2) Моховидные

3) Голосеменные 4) Папоротниковидные

А6. У представителей семейства Злаковые плод называют

1) зерновка 2) семянка 3) ягода 4) орех

А7. Растение, для которого характерно самостоятельное распространение плодов и семян –это

1) клён остролистный 2) ландыш обыкновенный

3) берёза бородавчатая 4) бешеный огурец

А8. К насекомым с полным превращением относится

1) кузнечик 2) тля 3) саранча 4) бабочка-капустница

А9. Нервная система у плоских червей состоит из

1) нервных клеток, образующих нервную сеть

2) двух головных узлов и нервных стволов с ответвлениями

3) окологлоточного нервного кольца и отходящих от него нервов

4) окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки

А10. Какой из ор­га­нов при­сут­ству­ет толь­ко у пред­ста­ви­те­лей рыб?

1) жабры 2) серд­це 3) бо­ко­вая линия 4) мышцы

А11. Пресмыкающимся, в отличие от земноводных, свойственно

1) наружное оплодотворение 2) разделение тела на голову, туловище и хвост

3) развитие с образованием личинки 4) внутреннее оплодотворение

А12. Летучие мыши в тёмных пещерах ориентируются в полёте с помощью

1) органа зрения 2) осязания, улавливающего воздушные потоки

3) острого обоняния 4) ультразвука, улавливаемого органами слуха

А13. В клетках водорослей синтез органических веществ происходит в

1) хлоропласте 2) ядре 3) вакуоле 4) клеточной стенки

А14. Разные типы клеток гидры могут формироваться из

1) кишечной полости 2) нервных клеток

2) стрекательных клеток 4) промежуточных клеток

А15. Скопление нервных клеток у хордовых животных образует

1) узлы 2) трубку 3) стволы 4) брюшную цепочку


Часть В. При выполнении заданий В1-В5 запишите ответ так, как указано в тексте задания . При выполнении заданий В1-В2 выберите три верных из шести.

В1. В чём сходство покрытосеменных и голосеменных растений?

1) способны образовывать обширные леса

2) характеризуются многообразием жизненных форм

3) размножаются семенами

4) опыляются насекомыми и птицами

5) имеют хорошо развитые вегетативные органы

6) образуют сочные и сухие плоды

В2. Какие из перечисленных свойств характерны для представителей типа кольчатые черви?

1) тело не раз­де­ле­но на сегменты

2) имеют кровеносную систему

3) нервная система узлового типа

4) дыхание жаберное

5) не имеют вторичной полости тела

6) пищеварительная система сквозная


В3. Установите соответствие между признаком и одноклеточным организмом, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

Характеристика Организм

1. форма тела постоянная А) Эвглена

2. передвигается при помощи образования ложноножек     Б) Амеба

3. в цитоплазме имеются хлоропласты

4.  образует на свету органические вещества из неорганических


В4. Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию лягушки, начиная с образования половых клеток. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) замена жаберного дыхания лёгочным

2) откладка икры самкой в воду

3) развитие жабр, мускулатуры и скелета

4) оплодотворение икры самцами

5) появление личинки


В5. Вставьте в текст «Хвощи» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ХВОЩИ

Хвощи — это ___________ (А) растения, размножающиеся при участии ___________ (Б). В наших лесах встречается два вида побегов хвоща: ___________ (В), на котором развиваются споры, и ___________ (Г), похожий на маленькую зелёную ёлочку. Появление хвощей на полях — признак избыточного содержания кислот в почве.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) весенний 2) семейные 3) корневище 4) насекомое 5) летний

6) осенний 7) вода 8) споровые


Часть С 1, на которые следует дать развернутый ответ.

С1. Какие приспособления произошли во внешнем и внутреннем строении птиц в связи с полетом?




Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7 класса

4 вариант

Часть А. При выполнении заданий А1 – А15 выберите из нескольких вариантов ответа один верный

А1. Классификацией или распределением организмов по группам на основе их сходства и родства, занимается биологическая наука

1) анатомия 2) систематика 3) экология 4) цитология

А2. В каких отношениях находятся гриб и водоросль, образующие лишайник?

1) Их отношения взаимовыгодны. 2) Водоросль паразитирует на грибе.

3) Они конкурируют за свет и воду. 4) Их отношения нейтральны.

А3. Бактерии, вызывающие ангину, относят к группе

1) автотрофных бактерий 2) бактерий-паразитов

3) бактерий гниения 4) бактерий-сапротрофов

А4. Тело насекомых состоит из

1) головогруди и брюшка. 2) головы, груди и брюшка. 3) головы и брюшка. 4) одного отдела.

А5. Папоротник, произрастающий в тенистых зарослях леса, — это поколение, на котором образуются 1) заростки 2) половые клетки 3) споры 4) предростки

А6. Плод арахиса, гороха, сои, фасоли, давший название всему семейству, —

1) орех 2) семянка 3) боб 4) стручок

А7. Вставочный рост характерен для семейства

1) Розоцветные 2) Лилейные 3) Злаковые 4) Сложноцветные

А8. Насекомые, в отличие от ракообразных и паукообразных, имеют

1) конечности рычажного типа 2) хитиновый скелет

3) одну пару усиков 4) глаза

А9. Растения, зародыш которых имеет две семядоли, называют

1) голосеменными 2) однодольными 3) двудольными 4) цветковыми

А10. Основное значение слизи, выделяемой кожными железами рыбы, заключается в

1) усилении чувствительности органов боковой линии

2) защите чешуи от поселения на ней одноклеточных водорослей

3) снабжении чешуи питательными веществами

4) уменьшении трения тела рыбы о воду

А11. Позвоночных животных с трёхкамерным сердцем, размножение которых происходит на суше, объединяют в класс

1) Пресмыкающиеся 2) Земноводные 3) Млекопитающие 4) Костные рыбы

А12. Какой признак позвоночных характерен только для представителей класса Звери (млекопитающие)?

1) железы, которые вырабатывают молоко 2) кожа, которая поглощает кислород

3) глаза, которые различают цвета 4) скелет, который состоит из отделов

А13. Тело многоклеточных водорослей образовано

1) слоевищем 2) грибницей 3) тканями 4) гифами

А14. Нервные клетки гидры образуют

1) энтодерму 2) щупальца вокруг рта

3) кишечную полость 4) диффузную нервную систему

А15. Представителем подтипа Бесчерепных является

1) краб 2) окунь 3) ланцетник 4) беззубка

Часть В. При выполнении заданий В1-В5 запишите ответ так, как указано в тексте задания . При выполнении заданий В1-В2 выберите три верных из шести.

В1. В чём отличие покрытосеменных растений от голосеменных?

1) образуют сочные и сухие плоды

2) способны образовывать обширные леса

3) опыляются насекомыми и птицами

4) имеют развитые вегетативные органы

5) размножаются семенами

6) семена формируются в плодах



В2. Какие из перечисленных свойств характерны для представителей типа круглые черви?

1) тело не разделено на сегменты

2) не имеют кровеносной системы

3) все животные обоеполые

4) нервная система состоит из нескольких продольных стволов

5) имеют вторичную полость тела

6) пищеварительная система замкнута


В3. Установите соответствие между признаком и одноклеточным организмом, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

Характеристика Организм

1. передвигается при помощи ложноножек А) Инфузория-туфелька

2. передвигается при помощи ресничек     Б) Амеба

3. непереваренные остатки удаляются через порошицу

4.  Половой процесс - конъюгация


В4. Расположите в правильном порядке элементы классификации вида Серая жаба, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) класс Земноводные

2) тип Хордовые

3) род Жабы

4) царство Животные

5) отряд Бесхвостые


В5. Вставьте в текст «Семейство Бобовые» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Семейство Бобовые

Бобовые — семейство ________(А) растений порядка Бобовоцветные, имеют очерёдное листорасположение. Листья обычно сложные с прилистниками, реже простые. Соцветие - кисть или головка. Цветки с ________(Б) чашечкой и венчиком, как правило —__________(В)-симметричные. У типичных бобовых верхний крупный лепесток принято называть парусом (флагом), боковые лепестки — вёслами (крыльями), а два сросшихся или слипшихся нижних — лодочкой. Одногнёздный плод с расположенными в ряд семенами называется ________(Г). 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) стручок 2) боб 3) семядоля 4) однодольный 5) пятичленный

6) четырехчленный 7) двудольный 8) двусторонний


Часть С 1, на которые следует дать развернутый ответ.

С1. Перечислите отличительные особенности класса Земноводные

 

















Ответы к итоговой контрольной 7 класс:

Задание/

/вариант

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

I

1

4

3

3

4

4

2

1

4

2

1

1

3

4

3

II

4

1

1

4

3

4

3

1

1

4

2

1

2

3

3

III

2

3

1

3

2

1

4

4

2

3

4

4

1

4

2

IV

2

1

2

2

3

3

3

3

3

4

1

1

1

4

3



Задание/ вариант

В1

В2

В3

В4

В5

С1

I

236

134

АБББ

15432

7261

1)размножение пресмыкающихся не связано с водой (внутреннее оплодотворение, яйца с большим запасом питательных веществ, покрыты оболочкой);

2) в желудочки сердца неполная перегородка;

3) лучше развит передний мозг и мозжечок;

4) имеется шейный отдел позвоночника.

II

245

146

БААБ

24135

6842

1) костный скелет

2) наличие плавательного пузыря

3) наличие жаберных крышек

4) оплодотворение наружное

.

III

135


236

АБАА

24531

8751

1) наличие крыльев

2) обтекаемая форма тела

3) полые кости, нет зубов

4) нет мочевого пузыря

5) двойное дыхание


IV

136

124

БААА

35124

7582


1) мозжечок плохо развит

2) кожа голая покрыта слизью

3) кожно-легочное дыхание

4) обитают на суше и в воде

5) трехкамерное сердце



Отметка по 5-ной шкале

2

3

4

5

Первичный балл


0-9

10-17

18-23

24-28


А- 1 балл

В – 2 балла

С- 3 балла


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!