СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая контрольная работа по обществознанию для 10 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа составлена на основе тестов сайта "Решу ЕГЭ"  для проверки знаний учащихся 10 класса в конце учебного года.

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по обществознанию для 10 класса»

Итоговая контрольная работа за курс 10 класса по обществознанию

1 вариант

1. Запишите слово пропущенное в схеме

2. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Знаниямировоззрениеценностиустановкиубеждения.

3. Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правоотношение».

 1) охраняемое государством 2) урегулированное нормами права 3) виновное

4) общественноопасное 5) общественное отношение 6) содержит права и обязанности участников

 Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

4. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие элитарную культуру.

 1) высокая содержательная сложность 2) демократизм

3) ориентация на узкий круг ценителей 4) широкая рекламная кампания

5) соответствие изысканным вкусам 6) безграничное самовыражение автора

5. Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, произведения которой он характеризует.

 ПРИЗНАК

 

ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ

А) образность

Б) логическая целостность

В) художественный язык

Г) чувственно-эмоциональное отражение мира

Д) обоснованность

 

1) наука

2) искусство

6. Студент работает над рефератом «Признаки индустриального общества». Какие особенности обществ из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе?

1) Экономика характеризуется господством сельского хозяйства и примитивного ремесла.

2) В политической сфере господствуют церковь и армия.

3) Экономической базой общества является промышленность.

4) Социальная структура является сословно корпоративной, стабильной.

5) Преобладает интенсивная технология.

6) В общественных отношениях господствуют право и закон.

7. Найдите в приведённом ниже спис­ке примеры, ил­лю­стри­ру­ю­щие экс­тен­сив­ные фак­то­ры эко­но­ми­че­ско­го роста.

 1) расширение так­со­мо­тор­но­го парка

2) повышение ква­ли­фи­ка­ции ра­бот­ни­ков здравоохранения

3) создание ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ной си­сте­мы об­ра­бот­ки те­ле­фон­ных вызовов

4) внедрение энер­го­сбе­ре­га­ю­щих технологий

5) введение в строй до­пол­ни­тель­ной сбо­роч­ной линии на заводе

6) увеличение до­бы­чи нефти

8. Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку в известной французской финансовой компании. А. будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату. Выберите в приведённом ниже списке характеристики социальной мобильности, относящиеся к данному примеру, и запишите эти цифры, под которыми они указаны.

1) индивидуальная 2) восходящая 3) миграция 4) горизонтальная 5) нисходящая 6) межпоколенная

9. В стра­не Л. про­ве­ли со­цио­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния го­тов­но­сти мо­ло­дых людей к уча­стию в об­суж­де­нии за­ко­нов му­ни­ци­паль­но­го са­мо­управ­ле­ния и ре­а­ли­за­ции го­су­дар­ствен­ной молодёжной политики. По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (в % от числа опрошенных) пред­став­ле­ны в виде диаграммы.

 

 Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диаграммы.

 1) Треть ре­спон­ден­тов не хочет участ­во­вать в политике.

2) Боль­шая доля мо­ло­дых людей го­то­ва об­суж­дать за­ко­ны му­ни­ци­паль­но­го са­мо­управ­ле­ния и участ­во­вать в ак­ци­ях и мероприятиях.

3) Каж­дый пятый мо­ло­дой че­ло­век не ин­те­ре­су­ет­ся по­ли­ти­кой в силу раз­ных причин.

4) Почти рав­ные доли опро­шен­ных считают, что об­суж­де­ние за­ко­нов и уча­стие в ак­ци­ях и ме­ро­при­я­ти­ях будет для них по­лез­ным и интересным.

5) Самая не­зна­чи­тель­ная доля молодёжи ещё не определилась.

10. Найдите в приведённом ниже спис­ке типы по­ли­ти­че­ских ре­жи­мов и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) тоталитарный 2) пропорциональный 3) мажоритарный 4) демократический 5) легальный

6) авторитарный

11. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к кон­сти­ту­ци­он­ным обя­зан­но­стям граж­дан РФ?

1) ука­за­ние своей национальности 2) со­хра­не­ние ис­то­ри­че­ско­го и куль­тур­но­го наследия

3) уча­стие в вы­бо­рах ор­га­нов власти 4) упла­та налогов

5) сво­бод­ное рас­по­ря­же­ние сво­и­ми спо­соб­но­стя­ми к труду 6) поль­зо­ва­ние род­ным языком

12. Найдите в приведенном ниже списке примеры гражданского правонарушения

1) невыполнение издательством условий договора с автором романа

2) захват заложников в здании школы 3) курение студентами в здании университета

4) нарушение правил пожарной безопасности 5) сброс отходов производства в реку

6) невыплата кредита банку

13. Сотрудница туристической фирмы И. регулярно опаздывает к началу рабочего дня. Директор фирмы неоднократно предупреждал её о недопустимости подобных действий, однако И. продолжает опаздывать. Выберите в приведённом ниже списке позиции, связанные с правовой оценкой данной ситуации, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) трудовое право 2) гражданско-правовая ответственность 3) дисциплинарный проступок

4) административное право 5) увольнение 6) материальная ответственность

14 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Основным средством борьбы с ________(А) можно назвать юридическую ответственность. Назовем ее основные признаки. Юридическая ответственность возлагается только за правонарушение, только от имени ________(Б) и предполагает использование мер ________(В). Виды юридической ответственности классифицируются в соответствии с ________(Г) права. Самый суровый вид ответственности — ________(Д), так как наступает за совершение ________(Е).

1) общество

2) правонарушения

3) уголовная

4) отрасли

5) государственное регулирование

6) государственное принуждение

7) исциплинарная

8) преступления

9) государство

15. Какие три группы ценностей выделяет автор? Проиллюстрируйте каждую из них примером. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто. 

Одним из компонентов социокультурных форм выступают ценности. В ходе развития общества формируются идеи, которые выделяются и которым приписывается особая ценность. Они усваиваются субъектом в опыте и переживаниях удовольствия и неудовольствия, радости и негодования, т.е. посредством эмоций. На основе ценностей формируются критерии оценок, регулирующих отношение людей к объектам удовлетворения человеческих потребностей. В процессе жизнедеятельности у человека складывается восприятие одних объектов как ценных, а других — не ценных и даже «антиценных»...

  Ценности могут быть индивидуальными, групповыми, общечеловеческими. Индивидуальные ценности определяют деятельность конкретного человека и могут иметь приходящий характер, различаться, например, в зависимости от возраста индивида. Групповые ценности (имеется в виду группа в широком смысле — как социальная общность, тип общества) носят более общий характер: они определяются как принятые в данной общности представления о желательном типе социокультурной формы. Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что имеют непреходящий характер, являются ориентирами для большинства людей вне зависимости от их пола, возраста, исторической эпохи, в которой они живут. Число таких ценностей ограничено...

  Воспринятые и закрепившиеся ценности превращаются в социальные нормы, с помощью которых поддерживаются, воспроизводятся, регулируются формы деятельности людей.

16. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «прогресс»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о кри­те­ри­ях прогресса;

− одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о про­ти­во­ре­чи­во­сти прогресса.

17. Возникшая в глу­бо­кой древности семья пер­во­на­чаль­но сосредоточивала в себе все ос­нов­ные функции по обес­пе­че­нию жизнедеятельности человека. По­сте­пен­но она стала раз­де­лять свои от­дель­ные функции с дру­ги­ми институтами общества. Ука­жи­те три такие функцииИспользуя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Биосоциальная природа человека». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.. На­зо­ви­те социальные институты, ко­то­рые стали их выполнять.

18. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Биосоциальная природа человека». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.









Итоговая контрольная работа за курс 10 класса по обществознанию

2 вариант

1. Запишите слово, пропущенное в схеме

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.

Объекты деятельности, результаты деятельности, мотивы деятельности, субъекты деятельности, структура деятельности.

3. Ниже при­ве­ден ряд характеристик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «правовая норма».  Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.

1) уста­нов­ле­на государством 2) имеет пись­мен­ную форму 3) пред­став­ле­ние о добре

4) со­дер­жит в нормативно-правовых актах 5) внут­рен­нее побуждение

6) охра­ня­ет­ся и за­щи­ща­ет­ся государством 7) ре­гу­ля­тор об­ще­ствен­ных отношений

4. Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу.

1) приоритет коллективистских ценностей 2) рост численности рабочего класса

3) высокая социальная мобильность 4) использование информационных технологий

5) глобализация экономики и финансов

5. Установите соответствие между характеристиками различных обществ и их типами.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

A) господство сельского натурального хозяйства

Б) доминирование интенсивных технологий

B) господство общинной собственности

Г) преобладание ручных орудий труда

Д) развитие расширенного воспроизводства

 

1) традиционное (аграрное)

2) индустриальное

6. Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе?

1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества

2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств

3) нацеленность на приобретение новых знаний

4) нацеленность на развитие физических возможностей

5) нацеленность на овладение определенными умениями

6) нацеленность на приобщение к опыту человечества

7. Найдите в приведённом ниже спис­ке фак­то­ры ин­тен­сив­но­го эко­но­ми­че­ско­го роста. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) осво­е­ние це­лин­ных и за­леж­ных земель 2) по­вы­ше­ние ква­ли­фи­ка­ции работников

3) внед­ре­ние новых технологий 4) уве­ли­че­ние капиталовложений

5) при­вле­че­ние до­пол­ни­тель­ной ра­бо­чей силы 6) ра­ци­о­наль­ное рас­пре­де­ле­ние ресурсов

8. Студент ра­бо­та­ет над ре­фе­ра­том о вер­ти­каль­ной социальной мобильности. Какие при­ме­ры из пе­ре­чис­лен­ных ниже он может рас­смот­реть в своей работе?

1) переход че­ло­ве­ка с долж­но­сти рядового школь­но­го учителя на долж­ность директора школы

2) переход че­ло­ве­ка из ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных рабочих («синих воротничков») в пред­ста­ви­те­ли среднего клас­са («белые воротнички»)

3) смена про­фес­сии отца на дру­гую профессию

4) отток ра­бо­чей силы из про­из­вод­ства в сферу обслуживания

5) рост числа людей, ра­бо­та­ю­щих в не­сколь­ких местах

6) достижение че­ло­ве­ком высокого по­ло­же­ния в об­ще­стве благодаря служ­бе в армии

9. В стра­не 2 со­цио­ло­ги изу­ча­ли сте­пень по­пу­ляр­но­сти в об­ще­стве те­ле­ви­зи­он­ных про­грамм новостей. Ниже при­ве­де­ны ре­зуль­та­ты от­ве­та на вопрос: «Зачем Вы смот­ри­те про­грам­мы новостей, транс­ли­ру­е­мые по телевидению?»

 

 Какие вы­во­ды можно сде­лать на ос­но­ве при­ве­ден­ных данных?

1) Подавляющее боль­шин­ство опро­шен­ных стра­ны 2 не смот­рит но­вост­ные программы.

2) Около по­ло­ви­ны опро­шен­ных стре­мят­ся знать, что про­ис­хо­дит в стра­не и в мире.

3) Четверть опро­шен­ных смот­рит про­грам­мы но­во­стей в силу привычки.

4) Четверть опро­шен­ных ука­за­ла на то, что но­во­сти по­мо­га­ют им от­влечь­ся от ра­бо­чих проблем.

5) Группы телезрителей, ко­то­рым но­во­сти важны для ра­бо­ты и ко­то­рые смот­рят их в силу привычки, при­мер­но оди­на­ко­вы по численности.

10. Найдите в приведённом ниже спис­ке формы государственно-территориального устройства.

 1) аб­со­лют­ная монархия 2) пар­ла­мент­ская республика 3) федерация

4) уни­тар­ное государство 5) то­та­ли­тар­ное государство 6) конфедерация

11. Выберите в приведённом ниже спис­ке кон­сти­ту­ци­он­ные обязанности гражданина Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

1) уплата налогов 2) со­хра­не­ние при­ро­ды и окру­жа­ю­щей среды

3) получение выс­ше­го образования 4) за­клю­че­ние брака

5) исповедование определённой религии 6) забота о не­тру­до­спо­соб­ных нуж­да­ю­щих­ся родителях

12. Найдите в приведённом ниже списке административные правоотношения

1) отношения министерств и ведомств 2) отношения паспортно-визовой службы с гражданами

3) отношения судьи и обвиняемого в убийстве человека

4) отношения фирмы-производителя и магазина 5) отношения драматурга-сценариста с киностудией

6) отношения управления образования с гимназией

13. Гражданин Р. постоянно припарковывает свой легковой автомобиль на газоне возле дома. Сотрудники экологической милиции предупредили его о неправомерности таких действий. Выберите в приведённом ниже списке позиции, связанные с правовой оценкой данной ситуации.

1) трудовое право 2) административный проступок 3) дисциплинарная ответственность

4) штраф 5) конституционное право 6) судимость

14. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

 « ________(А) — отрасль, нормы которой регулируют имущественные и личные неимущественные отношения. ________(Б) гражданского права являются физические лица, ________(В), государство. Имущественные отношения затрагивают отношения ________(Г):отношения по поводу продажи, обмена, дарения и т. д. Основными ________(Д) гражданского права являются Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, другие ________(Е), например «О защите прав потребителей». 

Список терминов:

 1) источники

2) законы

3) конституционное право

4) Трудовой кодекс РФ

5) объекты

6) юридические лица

7) собственность

8) гражданское право

9) субъекты

15. Автор приводит три функции социальных групп. Укажите их и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером. Каждый пример должен быть развернутым.

В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы... На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом...

Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.

Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться... Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны...

Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я-концепции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция».

16. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «научное познание»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию об уровнях научного познания;

− одно предложение, раскрывающее сущность наблюдения, как метода научного познания.

17. После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? (Укажите два фактора). Как они называются в социологии?

18. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Религия как социальный институт». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.












Ответы 1 вариант

1. семьи

2. мировозрение

3. 34

4. 1356

5. 21221

6. 356

7. 156

8. 134

9. 24

10. 146

11. 24

12. 16

13. 135

14. 296438

15. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе называются следующие группы ценностей и примеры:

— индивидуальные. Например, для Ивана главной ценностью в жизни являются деньги, он посвящает все свое время и силы их зарабатыванию.

— групповые. Например, для христиан ценностью выступает вера в Бога, жизнь в соответствии с его заповедями.

— общечеловеческие. Например, во все времена и для всех народов ценностью выступала дружба, истина, красота и добро.

16. В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие элементы:

1) смысл понятия, например: про­гресс – это на­прав­ле­ние развития, для ко­то­ро­го ха­рак­те­рен пе­ре­ход от про­сто­го к более сложному, от низ­ше­го к высшему;

2) одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о кри­те­ри­ях прогресса, например: кри­те­ри­ем про­грес­са может быть на­зва­но со­вер­шен­ство­ва­ние нрав­ствен­но­сти людей;

3) одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о про­ти­во­ре­чи­во­сти прогресса, например: про­ти­во­ре­чи­вость про­грес­са может про­яв­лять­ся в не­од­но­знач­но­сти его по­след­ствий для раз­ных сфер об­ще­ствен­ной жизни.

17. Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы:

1. Функ­ции семьи, ко­то­рые были раз­де­ле­ны с дру­ги­ми институтами общества.

а) Со­ци­а­ли­зи­ру­ю­щая (воспитательная). б) Защитная. в) Досуговая.

2. Институты, ко­то­рые стали выполнять.

1. Образование, религия. Участ­ву­ют в со­ци­а­ли­за­ции личности.

2. Государство (полиция, армия), за­щи­ща­ет права и безопасность членов семьи.

3. Сред­ства массовой информации. Пред­став­ля­ют возможности ор­га­ни­за­ции досуга, воз­мож­но­сти для раз­вле­че­ния членов семьи.

18. Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. ,

2. В чём проявляется биологическая природа человека?

а) функционирование внутренних органов и систем;

б) первичные (физиологические) потребности;

в) генотип человека и механизмы наследственности.

3. Социальное в человеке:

а) социальные потребности; б) интересы; в) волевые качества; г) самосознание; д) мировоззрение и др.

4. Единство биологического и социального в человеке:

а) роль наследственности в развитии человека;

б) возможности современного общества в борьбе с наследственными заболеваниями;

в) осуществление и удовлетворение биологических потребностей в социальных формах.

5. Проблема соотношения биологического и социального в человеке (разные подходы).

Отсутствие любых двух из 2-4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.



2 вариант

1. стратификации

2. структура деятельности

3. 35

4. 23

5. 12112

6. 356

7. 236

8.126

9. 25

10. 346

11.126

12. 126

13. 24

14. 896712

15. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть приведены следующие функции и примеры к ним:

1) Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Например, для строительства многоэтажного дома требуется бригада рабочих, архитекторы, инженеры-проектировщики, которые совместными усилиями смогут возвести его, тогда как в одиночку это сделать невозможно.

2) Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны.Например,гражданин Х. устроился на новую работу, на которой коллеги из его отдела ввели его в курс дела, объяснили основные цели и задачи деятельности отдела и т.д.

3) Групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности. Например, у Ивана есть круг друзей с которыми он чувствует себя комфортно, не одиноко, уверенно, так как может в любой момент рассчитывать на их поддержку.

16. Научное познание — это вид познавательной деятельности человека, направленный на выявление сущности предметов и явлений окружающего мира, взаимосвязей между ними, закономерностей их развития.

В процессе научного познания обычно выделяют два уровня: эмпирический и теоретический.

Эмпирический (опытный, чувственный) уровень научного познания обеспечивает выявление объективных фактов, в которых обнаруживаются скрытые, внутренние связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира. Главная задача познающего субъекта на эмпирическом уровне познания — верное описание явлений и процессов.

17. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе называется процесс: вертикальная восходящая социальная мобильность.

2) Указаны ее факторы: получение образования, брак с лицом, занимающим более высокий статус.

3) Дано общее социологическое название этих факторов: каналы («лифты») социальной мобильности.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие религия.

2. Религиозные организации: а) церковь; 6) секты.

3. Функции религии:

а)мировоззренческая; б)воспитательная; в)регулирующая; г)компенсаторная; д)коммуникативная и др.

4. Виды религий:

а) мировые (христианство, буддизм, ислам);

б) национальные или региональные и т.д.

5. Нормы регламентирующие отношения в рамках института религии:

а) формальные; б) неформальные.

6. Статусно-ролевая система, действующая в рамках института религии:

а) духовенство; б) миряне и т.д.

7. Свобода совести.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2—6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!