Итоговая контрольная работа за курс 10 класса по обществознанию
1 вариант
1. Запишите слово пропущенное в схеме
2. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Знания, мировоззрение, ценности, установки, убеждения.
3. Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правоотношение».
1) охраняемое государством 2) урегулированное нормами права 3) виновное
4) общественноопасное 5) общественное отношение 6) содержит права и обязанности участников
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
4. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие элитарную культуру.
1) высокая содержательная сложность 2) демократизм
3) ориентация на узкий круг ценителей 4) широкая рекламная кампания
5) соответствие изысканным вкусам 6) безграничное самовыражение автора
5. Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, произведения которой он характеризует.
ПРИЗНАК | | ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ |
А) образность Б) логическая целостность В) художественный язык Г) чувственно-эмоциональное отражение мира Д) обоснованность | | 1) наука 2) искусство |
6. Студент работает над рефератом «Признаки индустриального общества». Какие особенности обществ из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе?
1) Экономика характеризуется господством сельского хозяйства и примитивного ремесла.
2) В политической сфере господствуют церковь и армия.
3) Экономической базой общества является промышленность.
4) Социальная структура является сословно корпоративной, стабильной.
5) Преобладает интенсивная технология.
6) В общественных отношениях господствуют право и закон.
7. Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие экстенсивные факторы экономического роста.
1) расширение таксомоторного парка
2) повышение квалификации работников здравоохранения
3) создание автоматизированной системы обработки телефонных вызовов
4) внедрение энергосберегающих технологий
5) введение в строй дополнительной сборочной линии на заводе
6) увеличение добычи нефти
8. Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку в известной французской финансовой компании. А. будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату. Выберите в приведённом ниже списке характеристики социальной мобильности, относящиеся к данному примеру, и запишите эти цифры, под которыми они указаны.
1) индивидуальная 2) восходящая 3) миграция 4) горизонтальная 5) нисходящая 6) межпоколенная
9. В стране Л. провели социологические исследования готовности молодых людей к участию в обсуждении законов муниципального самоуправления и реализации государственной молодёжной политики. Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы.
1) Треть респондентов не хочет участвовать в политике.
2) Большая доля молодых людей готова обсуждать законы муниципального самоуправления и участвовать в акциях и мероприятиях.
3) Каждый пятый молодой человек не интересуется политикой в силу разных причин.
4) Почти равные доли опрошенных считают, что обсуждение законов и участие в акциях и мероприятиях будет для них полезным и интересным.
5) Самая незначительная доля молодёжи ещё не определилась.
10. Найдите в приведённом ниже списке типы политических режимов и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) тоталитарный 2) пропорциональный 3) мажоритарный 4) демократический 5) легальный
6) авторитарный
11. Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям граждан РФ?
1) указание своей национальности 2) сохранение исторического и культурного наследия
3) участие в выборах органов власти 4) уплата налогов
5) свободное распоряжение своими способностями к труду 6) пользование родным языком
12. Найдите в приведенном ниже списке примеры гражданского правонарушения
1) невыполнение издательством условий договора с автором романа
2) захват заложников в здании школы 3) курение студентами в здании университета
4) нарушение правил пожарной безопасности 5) сброс отходов производства в реку
6) невыплата кредита банку
13. Сотрудница туристической фирмы И. регулярно опаздывает к началу рабочего дня. Директор фирмы неоднократно предупреждал её о недопустимости подобных действий, однако И. продолжает опаздывать. Выберите в приведённом ниже списке позиции, связанные с правовой оценкой данной ситуации, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) трудовое право 2) гражданско-правовая ответственность 3) дисциплинарный проступок
4) административное право 5) увольнение 6) материальная ответственность
14 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Основным средством борьбы с ________(А) можно назвать юридическую ответственность. Назовем ее основные признаки. Юридическая ответственность возлагается только за правонарушение, только от имени ________(Б) и предполагает использование мер ________(В). Виды юридической ответственности классифицируются в соответствии с ________(Г) права. Самый суровый вид ответственности — ________(Д), так как наступает за совершение ________(Е).
1) общество | 2) правонарушения | 3) уголовная |
4) отрасли | 5) государственное регулирование | 6) государственное принуждение |
7) исциплинарная | 8) преступления | 9) государство |
15. Какие три группы ценностей выделяет автор? Проиллюстрируйте каждую из них примером. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.
Одним из компонентов социокультурных форм выступают ценности. В ходе развития общества формируются идеи, которые выделяются и которым приписывается особая ценность. Они усваиваются субъектом в опыте и переживаниях удовольствия и неудовольствия, радости и негодования, т.е. посредством эмоций. На основе ценностей формируются критерии оценок, регулирующих отношение людей к объектам удовлетворения человеческих потребностей. В процессе жизнедеятельности у человека складывается восприятие одних объектов как ценных, а других — не ценных и даже «антиценных»...
Ценности могут быть индивидуальными, групповыми, общечеловеческими. Индивидуальные ценности определяют деятельность конкретного человека и могут иметь приходящий характер, различаться, например, в зависимости от возраста индивида. Групповые ценности (имеется в виду группа в широком смысле — как социальная общность, тип общества) носят более общий характер: они определяются как принятые в данной общности представления о желательном типе социокультурной формы. Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что имеют непреходящий характер, являются ориентирами для большинства людей вне зависимости от их пола, возраста, исторической эпохи, в которой они живут. Число таких ценностей ограничено...
Воспринятые и закрепившиеся ценности превращаются в социальные нормы, с помощью которых поддерживаются, воспроизводятся, регулируются формы деятельности людей.
16. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «прогресс»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о критериях прогресса;
− одно предложение, содержащее информацию о противоречивости прогресса.
17. Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функцииИспользуя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Биосоциальная природа человека». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.
18. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Биосоциальная природа человека». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Итоговая контрольная работа за курс 10 класса по обществознанию
2 вариант
1. Запишите слово, пропущенное в схеме
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.
Объекты деятельности, результаты деятельности, мотивы деятельности, субъекты деятельности, структура деятельности.
3. Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правовая норма». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.
1) установлена государством 2) имеет письменную форму 3) представление о добре
4) содержит в нормативно-правовых актах 5) внутреннее побуждение
6) охраняется и защищается государством 7) регулятор общественных отношений
4. Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу.
1) приоритет коллективистских ценностей 2) рост численности рабочего класса
3) высокая социальная мобильность 4) использование информационных технологий
5) глобализация экономики и финансов
5. Установите соответствие между характеристиками различных обществ и их типами.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | | ТИПЫ ОБЩЕСТВ |
A) господство сельского натурального хозяйства Б) доминирование интенсивных технологий B) господство общинной собственности Г) преобладание ручных орудий труда Д) развитие расширенного воспроизводства | | 1) традиционное (аграрное) 2) индустриальное |
6. Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе?
1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества
2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств
3) нацеленность на приобретение новых знаний
4) нацеленность на развитие физических возможностей
5) нацеленность на овладение определенными умениями
6) нацеленность на приобщение к опыту человечества
7. Найдите в приведённом ниже списке факторы интенсивного экономического роста. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) освоение целинных и залежных земель 2) повышение квалификации работников
3) внедрение новых технологий 4) увеличение капиталовложений
5) привлечение дополнительной рабочей силы 6) рациональное распределение ресурсов
8. Студент работает над рефератом о вертикальной социальной мобильности. Какие примеры из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе?
1) переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы
2) переход человека из квалифицированных рабочих («синих воротничков») в представители среднего класса («белые воротнички»)
3) смена профессии отца на другую профессию
4) отток рабочей силы из производства в сферу обслуживания
5) рост числа людей, работающих в нескольких местах
6) достижение человеком высокого положения в обществе благодаря службе в армии
9. В стране 2 социологи изучали степень популярности в обществе телевизионных программ новостей. Ниже приведены результаты ответа на вопрос: «Зачем Вы смотрите программы новостей, транслируемые по телевидению?»
Какие выводы можно сделать на основе приведенных данных?
1) Подавляющее большинство опрошенных страны 2 не смотрит новостные программы.
2) Около половины опрошенных стремятся знать, что происходит в стране и в мире.
3) Четверть опрошенных смотрит программы новостей в силу привычки.
4) Четверть опрошенных указала на то, что новости помогают им отвлечься от рабочих проблем.
5) Группы телезрителей, которым новости важны для работы и которые смотрят их в силу привычки, примерно одинаковы по численности.
10. Найдите в приведённом ниже списке формы государственно-территориального устройства.
1) абсолютная монархия 2) парламентская республика 3) федерация
4) унитарное государство 5) тоталитарное государство 6) конфедерация
11. Выберите в приведённом ниже списке конституционные обязанности гражданина Российской Федерации
1) уплата налогов 2) сохранение природы и окружающей среды
3) получение высшего образования 4) заключение брака
5) исповедование определённой религии 6) забота о нетрудоспособных нуждающихся родителях
12. Найдите в приведённом ниже списке административные правоотношения
1) отношения министерств и ведомств 2) отношения паспортно-визовой службы с гражданами
3) отношения судьи и обвиняемого в убийстве человека
4) отношения фирмы-производителя и магазина 5) отношения драматурга-сценариста с киностудией
6) отношения управления образования с гимназией
13. Гражданин Р. постоянно припарковывает свой легковой автомобиль на газоне возле дома. Сотрудники экологической милиции предупредили его о неправомерности таких действий. Выберите в приведённом ниже списке позиции, связанные с правовой оценкой данной ситуации.
1) трудовое право 2) административный проступок 3) дисциплинарная ответственность
4) штраф 5) конституционное право 6) судимость
14. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
« ________(А) — отрасль, нормы которой регулируют имущественные и личные неимущественные отношения. ________(Б) гражданского права являются физические лица, ________(В), государство. Имущественные отношения затрагивают отношения ________(Г):отношения по поводу продажи, обмена, дарения и т. д. Основными ________(Д) гражданского права являются Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, другие ________(Е), например «О защите прав потребителей».
Список терминов:
1) источники | 2) законы | 3) конституционное право |
4) Трудовой кодекс РФ | 5) объекты | 6) юридические лица |
7) собственность | 8) гражданское право | 9) субъекты |
15. Автор приводит три функции социальных групп. Укажите их и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером. Каждый пример должен быть развернутым.
В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы... На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом...
Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.
Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться... Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны...
Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я-концепции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция».
16. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «научное познание»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об уровнях научного познания;
− одно предложение, раскрывающее сущность наблюдения, как метода научного познания.
17. После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? (Укажите два фактора). Как они называются в социологии?
18. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Религия как социальный институт». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Ответы 1 вариант
1. семьи
2. мировозрение
3. 34
4. 1356
5. 21221
6. 356
7. 156
8. 134
9. 24
10. 146
11. 24
12. 16
13. 135
14. 296438
15. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе называются следующие группы ценностей и примеры:
— индивидуальные. Например, для Ивана главной ценностью в жизни являются деньги, он посвящает все свое время и силы их зарабатыванию.
— групповые. Например, для христиан ценностью выступает вера в Бога, жизнь в соответствии с его заповедями.
— общечеловеческие. Например, во все времена и для всех народов ценностью выступала дружба, истина, красота и добро.
16. В правильном ответе должны быть названы следующие элементы:
1) смысл понятия, например: прогресс – это направление развития, для которого характерен переход от простого к более сложному, от низшего к высшему;
2) одно предложение, содержащее информацию о критериях прогресса, например: критерием прогресса может быть названо совершенствование нравственности людей;
3) одно предложение, содержащее информацию о противоречивости прогресса, например: противоречивость прогресса может проявляться в неоднозначности его последствий для разных сфер общественной жизни.
17. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Функции семьи, которые были разделены с другими институтами общества.
а) Социализирующая (воспитательная). б) Защитная. в) Досуговая.
2. Институты, которые стали выполнять.
1. Образование, религия. Участвуют в социализации личности.
2. Государство (полиция, армия), защищает права и безопасность членов семьи.
3. Средства массовой информации. Представляют возможности организации досуга, возможности для развлечения членов семьи.
18. Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. ,
2. В чём проявляется биологическая природа человека?
а) функционирование внутренних органов и систем;
б) первичные (физиологические) потребности;
в) генотип человека и механизмы наследственности.
3. Социальное в человеке:
а) социальные потребности; б) интересы; в) волевые качества; г) самосознание; д) мировоззрение и др.
4. Единство биологического и социального в человеке:
а) роль наследственности в развитии человека;
б) возможности современного общества в борьбе с наследственными заболеваниями;
в) осуществление и удовлетворение биологических потребностей в социальных формах.
5. Проблема соотношения биологического и социального в человеке (разные подходы).
Отсутствие любых двух из 2-4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
2 вариант
1. стратификации
2. структура деятельности
3. 35
4. 23
5. 12112
6. 356
7. 236
8.126
9. 25
10. 346
11.126
12. 126
13. 24
14. 896712
15. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе могут быть приведены следующие функции и примеры к ним:
1) Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Например, для строительства многоэтажного дома требуется бригада рабочих, архитекторы, инженеры-проектировщики, которые совместными усилиями смогут возвести его, тогда как в одиночку это сделать невозможно.
2) Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны.Например,гражданин Х. устроился на новую работу, на которой коллеги из его отдела ввели его в курс дела, объяснили основные цели и задачи деятельности отдела и т.д.
3) Групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности. Например, у Ивана есть круг друзей с которыми он чувствует себя комфортно, не одиноко, уверенно, так как может в любой момент рассчитывать на их поддержку.
16. Научное познание — это вид познавательной деятельности человека, направленный на выявление сущности предметов и явлений окружающего мира, взаимосвязей между ними, закономерностей их развития.
В процессе научного познания обычно выделяют два уровня: эмпирический и теоретический.
Эмпирический (опытный, чувственный) уровень научного познания обеспечивает выявление объективных фактов, в которых обнаруживаются скрытые, внутренние связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира. Главная задача познающего субъекта на эмпирическом уровне познания — верное описание явлений и процессов.
17. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
1) В ответе называется процесс: вертикальная восходящая социальная мобильность.
2) Указаны ее факторы: получение образования, брак с лицом, занимающим более высокий статус.
3) Дано общее социологическое название этих факторов: каналы («лифты») социальной мобильности.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие религия.
2. Религиозные организации: а) церковь; 6) секты.
3. Функции религии:
а)мировоззренческая; б)воспитательная; в)регулирующая; г)компенсаторная; д)коммуникативная и др.
4. Виды религий:
а) мировые (христианство, буддизм, ислам);
б) национальные или региональные и т.д.
5. Нормы регламентирующие отношения в рамках института религии:
а) формальные; б) неформальные.
6. Статусно-ролевая система, действующая в рамках института религии:
а) духовенство; б) миряне и т.д.
7. Свобода совести.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2—6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.