Итоговая контрольная работа по обществознанию. 8 класс. 1 вариант
1)Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества? Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
1)власть; 2)государство; 3)стратификация; 4)федерация; 5)этнос.
2)Ольга пригласила друзей на свой день рождения. Она ходила вместе с мамой в магазин за продуктами, вместе с бабушкой испекла торт. Чтобы гости не скучали, она придумала конкурсы и игры. Какова цель деятельности Ольги?
1)пригласить друзей; 2)сделать праздник веселым и интересным; 3)испечь торт; 4)приобрести необходимые продукты.
3)Татьяна готовится к экзамену по физике: читает учебник, решает задачи. Субъектом этой деятельности является:
1)отличная отметка; 2)учебник; 3)Татьяна; 4)экзамен по физике.
4)Леонид учится на третьем курсе университета. Она является актером студенческого театра. На каком уровне образования находится Леонид?
1)основное общее образование; 2)среднее профессиональное образование; 3)среднее общее образование; 4)высшее образование.
5)Трехлетняя Лиза посещает детский сад. Лиза посещает организацию
1)дошкольного образования; 2)основного общего образования; 3)среднего общего образования; 4)начального общего образования.
6)Верны ли следующие суждения о биологическом и социальном в человеке?
А. Проявления биологических качеств человека могут быть ограничены обществом.
Б. Социальные качества человека формируются в процессе воспитания, образования, общения.
1)верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны.
7)Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия влияет на отношение верующего к окружающему миру.
Б. Религия, в отличие от других форм (областей) культуры, использует систему доказательств теорий и гипотез.
1)верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны.
8)Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе – это пример
1)традиции; 2)нормы морали; 3)правила этикета; 4)нормы права.
9)Семья Романовых живет в собственном доме в поселке городского типа. Она состоит из пяти человек: матери, отца, троих несовершеннолетних детей. К какому типу может быть отнесена семья Романовых в зависимости от численности состава?
1)нуклеарная; 2)авторитарная; 3)демократическая; 4)расширенная.
10)Ира живет с родителями и дедушкой. Она учится в 3 классе. Какой признак свойствен и семье, и школьному классу как малым группам?
1)общность повседневного быта; 2)ведение совместного хозяйства; 3)кровнородственная связь; 4)прямые личные контакты.
11)Верны ли суждения о спросе как одном из элементов рыночного механизма?
А. На формирование спроса влияют доходы потребителей, цены на замещающие товары и услуги.
Б. На формирование спроса влияют культурные традиции и религиозные нормы, общая экономическая ситуация в стране.
1)верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны.
12)В приведенном списке указаны черты сходства труда и учебы и различия труда и учебы. Запишите сначала черты сходства, потом черты различия.
1)сознательный характер деятельности; 2)целенаправленность активности; 3)практическая полезность результата; 4)направленность на получение знаний.
13)Установите соответствие:
Характерные черты Формы (области) культуры
А)вера в сверхъестественное 1)религия
Б)строгое следование ритуалам 2)наука
В)логичность и доказательство выводов
Г)систематизированные взгляды на окружающий мир
Д)объективное отражение действительности
14)Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА | ФАКТОРНЫЙ ДОХОД |
Земля | ___________________________ |
Труд | Заработная плата |
15) Прочитайте текст. Для ребёнка семья является первым воспитателем, ближайшей средой передачи ему духовного богатства, культурных традиций, формирования ценностных ориентаций, практических умений и навыков. Семья является для ребёнка микромоделью общества.
Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое...
Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов: произошло нарушение статуса семьи, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.
Суть семьи – рождение и воспитание детей. Она может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей: матери, отца, бабушки, дедушки, – не относятся к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин. Малодетность семьи уже во многих поколениях: воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за младшими братьями и сёстрами. Молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей; влияние старшего поколения снижается, его опыт остаётся невостребованным и др.
Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребёнка к книге и чтению, к труду. Семейные традиции очень важны, поскольку благодаря им молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать ценность семьи.
15-1)Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
15-2)В чем автор видит суть семьи? Как он характеризует семейные традиции? Приведите любые две характеристики. Какие негативные факторы, по мнению автора, обусловили состояние современной семьи? Назовите два негативных фактора.
15-3)Приведите три примера, иллюстрирующие мысль автора о том, что семья формирует нормы и традиции.
Итоговая контрольная работа по обществознанию. 8 класс. 2 вариант
1)Какие два из перечисленных понятий используются для описания структуры деятельности? Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
1)объект; 2)игра; 3)цель; 4)труд; 5)учеба.
2)Засушливое жаркое лето в регионе стало причиной лесных пожаров. Жители многих населенных пунктов были эвакуированы. Этот пример иллюстрирует
1)влияние природы на жизнь общества; 2)нерациональное природопользование; 3)влияние культуры на жизнь общества; 4)неустойчивость общественного развития.
3)Владимир работает сварщиком. Он честный и порядочный человек. В свободное время он играет в музыкальной группе. Все это характеризует Владимира как:
1)индивида; 2)личность; 3)работника; 4)товарища.
4)Третьекурсница университета Людмила участвует в студенческой команде КВН и поет в университетском хоре. На каком уровне образования находится Людмила?
1)среднее профессиональное; 2)среднее общее; 3)основное общее; 4)высшее.
5)По окончании 9 класса общеобразовательной школы Денис поступил в 10 класс гимназии. Он с удовольствием учится, участвует в спектаклях. На каком уровне образования находится Денис?
1)среднее общее; 2)высшее; 3)среднее профессиональное; 4)основное общее.
6)Верны ли суждения о морали?
А. Отношения окружающих может повлиять на соблюдение человеком моральных норм.
Б. Моральные нормы устанавливаются государством.
1)верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны.
7)Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек, в отличие от животных, способен действовать сознательно.
Б. Человеку, как и животным, свойственны духовные потребности.
1)верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны.
8)Римский политический деятель Цицерон писал: « Не следует завладевать разговором как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого; напротив, следует стараться, чтобы каждый имел свой черед в разговоре, как и во всем остальном». Данный факт – пример
1)традиций; 2)правил этикета; 3)народной мудрости; 4)норм морали.
9)Родители заботятся о материальных условиях жизни своего ребенка: одежде, игрушках. Какую роль семьи иллюстрирует этот пример?
1)эмоциональную; 2)первичную социализацию; 3)обретение детьми правоспособности; 4)организацию хозяйственно-бытовой сферы.
10)Виктор родился в Париже, его бабушка эмигрировала из России. Виктор хорошо знает русский язык и гордится тем, что он русский. Это проявление признаков общности
1)территориальной; 2)демографической; 3)сословной; 4)этнической.
11)Верны ли следующие суждения о производстве?
А. Производство- процесс создания различных видов экономического продукта.
Б. В процессе производства создаются востребованные человеком и обществом товары и услуги.
1)верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны.
12)Ученица 6 класса Зинаида готовится к диктанту, а ее трехлетний брат играет с машинкой. Сравните два вида деятельности – учебу и игру. Запишите сначала порядковые номера черт сходства, потом черты различия.
1)создание воображаемой обстановки; 2)использование различных предметов; 3)целенаправленное получение информации; 4)возможность общения в процессе деятельности.
13)Установите соответствие:
Социальные общности Критерии
А)башкиры 1)этносоциальный
Б)петербуржцы 2)религиозный
В)удмурты 3)территориальный
Г)христиане
Д)буддисты
14) Запишите слово, пропущенное в таблице.
ТИПЫ ОБЩЕСТВА | ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ |
... | Сельское хозяйство, экстенсивные технологии, коллективный труд |
Индустриальное | Массовое промышленное производство |
15)Прочитайте текст. Социальные нормы - общепризнанные или достаточно распространённые образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. Они предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотёка, направляют её течение в нужное русло. В число социальных норм входят моральные, правовые, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев и др. Право сложилось намного позже других нормативных систем и в основном на их основе. Оно стало более жёстко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Исторически право возникает как бы для компенсации «недостаточности» морали, которая обнаруживается с возникновением частной собственности и политической власти. В последующем нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социального регулирования. Поэтому очень важно выявить тесную взаимосвязь права и морали.
Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют, прежде всего, правовые нормы - это их специальность. Но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль. Русские правоведы неизменно подчеркивали, что право есть юридически оформленная мораль. Право - средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.
B.C. Соловьёв, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра и порядка, не допускающего известного проявления зла». Право и мораль различаются по способам их установления. Правовые нормы создаются государством, и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.
15-1)Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
15-2)Какие функции социальных норм названы в тексте? (приведите любые две функции). Какой критерий различия права и морали упомянут в тесте? Почему, по мнению автора, право является особым государственным регулятором?
15-3)Назовите любые пять видов социальных норм, перечисленных автором, приведите по одному примеру любых двух из названных видов норм.
Итоговая контрольная работа по обществознанию. 8 класс. 3 вариант
1)Какие два из перечисленных понятий используются для обозначения типа семьи в зависимости от ее состава/структуры? Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
1)демократическая семья; 2)нуклеарная семья; 3)патриархальная семья; 4)традиционная семья; 5)расширенная семья.
2)Примером непосредственного влияния природы на общество может служить
1)организация природного заповедника; 2)разрушение прибрежной зоны отдыха мощным тайфуном; 3)вырубка леса под строительство жилых домов; 4)восстановление почвы после ликвидации свалки отходов.
3)Художник пишет картину. Субъект этой деятельности:
1)краски; 2)кисти; 3)художник; 4)холст.
4)Кристина учится в 8 классе общеобразовательной школы. Дополнительно она посещает музыкальные занятия по классу гитары в центре детского творчества. На каком уровне образования находится Кристина?
1)начальное общее; 2)основное общее; 3)среднее профессиональное; 4)среднее общее образование
5)Что отличает искусство от других форм духовной культуры?
1)использование художественных образов; 2)вера в сверхъестественные силы; 3)возможность влияния на мировоззрение человека; 4)критический анализ результатов познания.
6)Верны ли суждения о религии?
А. Религия требует от верующих соблюдения определенных правил
Б. Религия оказывает эмоциональное воздействие на верующих.
1)верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны.
7)Верны ли следующие суждения о деятельности?
А. Деятельность имеет по преимуществу инстинктивный характер.
Б. В процессе деятельности человек изменяет окружающий мир и самого себя.
1)верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны.
8)Перед тем как отпустить сына на день рождения к товарищу, родители рассказали ему о правилах поведения в гостях. Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример?
1)эмоциональную; 2)воспитательную; 3)репродуктивную; 4)досуговую.
9)И семья, и коллектив сотрудников фирмы являются
1)этническими общностями; 2)социальными слоями; 3)малыми группами; 4)факторами производства.
10)Павел обещал другу помощь в подготовке к контрольной работе, но нарушил обещание. Эта ситуация регулируется нормами
1)политическими; 2)правовыми; 3)моральными; 4)эстетическими
11)К основным признакам этноса относится
1)общность языка; 2)разделение властей; 3)государственный суверенитет; 4)наличие аппарата управления.
12)Сравните два типа экономических систем – рыночная и командная. Запишите сначала порядковые номера черт сходства, потом черты различия.
1)производство товаров и услуг; 2)необходимость решения проблемы ограниченности ресурсов; 3)директивное управление трудовыми ресурсами; 4)конкуренция производителей.
13)Установите соответствие
Социальные общности Критерии
А)татары 1)религиозный
Б)москвичи 2)территориальный
В)таджики 3)этносоциальный
Г)мусульмане
Д)буддисты
14) Запишите слово, пропущенное в таблице.
ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Социальные нормы | Система запретов, ограничений, разрешений, основанных на поддержке большинства членов общества |
Социальные ... | Общественная реакция на поведение человека или группы |
15)Прочитайте текст. Зачем нужна особая Декларация прав культуры при наличии многих десятков различных установлений, от имени государства вроде бы защищающих культурные, исторические, научные и прочие ценности?
Дело в том, что культура не ограничивается памятниками культуры и истории, как не ограничивается научными открытиями и составляющая единое целое с культурой наука. Театр – это не только отдельные постановки, хотя бы и взятые в целом. Искусство – это не совокупность памятников культуры, как и история не совокупность документов о прошлом. Ювелирные изделия не составляют собой ювелирное искусство. Произведениями живописи не ограничивается живопись.
Необходимо не только заботиться о сохранности отдельных произведений искусства, свидетельствах истории или научных открытиях, но и защищать права на их существование, безопасность, доступность как для специалистов, так и для всех интересующихся. Мы должны оберегать всю сферу культуры, свободу культурной (в том числе и научной) информации, отстаивать точность информации о культурных ценностях (повторяю – и научных в равной степени). А разве можно быть безучастным к судьбам культуры малых народов, живущих в окружении народов многочисленных? Особой заботой должны быть окружены архивы, библиотеки, музеи, коллекции, находящиеся во владении государства или отдельных собственников, национальные традиции и обычаи, традиционные религии и т. д.
Наша обязанность – поддерживать и совершенствовать культурный климат как наиболее благоприятный для сохранения и развития всех форм культуры. Система образования и информации должна быть построена так, чтобы способствовать развитию общечеловеческой культуры и культуры малых народов – их национального лица, их языка и фольклора.
Культура – она ведь всемирная, не закрытая, а именно открытая эстетическая система… Ничего не скрыть в мире современных коммуникаций… Наша литература, наше искусство обогатили мировую культуру. Так, литература и искусство зарубежных стран воздействуют на нашу культуру, обогащая нас духовно, эстетически. Важно, чтобы этот процесс шёл беспрерывно. И это одна из целей Декларации прав культуры.
Нам нечего бояться всемирного взгляда на природу и человека, искусство и культуру. Сотрудничество, диалог и взаимопонимание народов мира являются залогом справедливости и демократии, условием предотвращения международных и межэтнических конфликтов, насилия и войн.
15-1)Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
15-2)Используя текст, дайте два объяснения мысли автора: «…культура не ограничивается памятниками культуры и истории». Какие учреждения культуры, по мнению автора, должны быть окружены особой заботой? Почему?
15-3)Д.С. Лихачёв отмечает, что «наша литература, наше искусство обогатили мировую культуру». На примере трёх конкретных деятелей культуры (или произведений, достижений) поясните мысль автора (приведите пример и дайте краткий комментарий к нему).
Итоговая контрольная работа по обществознанию. 8 класс. 4 вариант
1)Какие два из перечисленных понятий используются для обозначения форм (областей) духовной культуры? Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
1)храм; 2)образование; 3)религия; 4)университет; 5)библиотека.
2)Ирина от природы обладает музыкальным слухом, но она не стала заниматься музыкой, чтобы развить это качество. Какое понятие характеризует способности Ирины?
1)задатки; 2)мастерство; 3)гениальность; 4)талант.
3)Нине 35 лет. Она высокая, стройная блондинка. Эти качества характеризуют ее прежде всего как
1)работника; 2)индивида; 3)потребителя; 4)личность
4)Выпускник средней общеобразовательной школы Артем поступил в колледж, чтобы получить специальность автомеханика. На каком уровне образования находится Артем?
1)среднее профессиональное; 2)основное общее; 3)среднее общее; 4)высшее.
5)Известный жизненный девиз: «Спешите делать добро» выражает принцип:
1)экономики; 2)искусства; 3)политики; 4)морали.
6)Верны ли следующие суждения об отношениях общества и природы?
А. Общество всегда негативно влияет на природу.
Б. Общество вынуждено искать способы компенсации дефицита природных ресурсов.
1)верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны.
7)Верны ли следующие суждения о личности?
А. На становление личности оказывает влияние ее ближайшее окружение.
Б. Основные качества личности генетически наследуются от родителей.
1)верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны.
8)Лидия Васильевна, инженер, проживает в Костроме. Эта информация позволяет сделать вывод о ее принадлежности к общностям
1)профессиональной, территориальной; 2)этнической, территориальной; 3)профессиональной, этнической; 4)конфессиональной, территориальной.
9)И патриархальная, и демократическая семья характеризуется
1)возможностью влиять на подрастающее поколение; 2)обязательным возложением домашних обязанностей на женщину; 3)обязательным наличием в семье нескольких детей; 4)экономической зависимостью женщины от мужчины.
10)Что отличает семью от других малых групп?
1)единые предпочтения в стиле одежды; 2)совместное проведение досуга; 3)организация совместного быта; 4)непосредственные личные контакты.
11)Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А. Для рыночной экономики характерно централизованное планирование производства
Б. Основой рыночной экономики является частная собственность на средства производства.
1)верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны.
12)Сравните право и мораль. Запишите сначала порядковые номера черт сходства, потом черты различия.
1)регулирует поведение людей; 2)выражает волю государства; 3)исполняется преимущественно в результате привычки, внутренних побуждений; 4)устанавливает правила поведения.
13) Установите соответствие
Роль государства Виды экономических систем
А)директивное установление цен 1)командная
Б)поддержка малого бизнеса 2)рыночная
В)нормирование выпуска продукции
Г)обеспечение свободы предпринимательства
Д)защита частной собственности
14) Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА | ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ |
Предпринимательство | Прибыль |
... | Рента |
15)Прочитайте текст. В семье ребёнок усваивает моральные ценности и нормы поведения. Когда ребёнок живёт в счастливой, крепкой и здоровой семье, он обычно развивается как уверенная в себе, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры справедливые и само собой разумеющиеся. Ребёнок ориентирован определённым образ на своё будущее. Если семейная жизнь в чём-то неудовлетворительна, то дети чаще развиваются с пробелами в воспитании, в усвоении норм и с отклоняющимся поведением. Многочисленные исследования молодёжной преступности показали, что около 85% молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях.
Учёные выявили пять основных факторов, определяющих семейную жизнь неблагополучную: сверхсуровая отцовская дисциплина, недостаточный материнский надзор, недостаточная отцовская привязанность, недостаточная материнская привязанность, отсутствие сплочённости в семье.
Однако многочисленны также случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья — это далеко не единственный (хотя и важнейший) институт в обществе, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с социальным окружением.
В сложном, постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы, многие нормы и ценности разных культур противоречат друг другу. Часто родители сталкиваются с такой ситуацией, когда воспитание ребёнка в семье противоречит влиянию социальных групп и институтов. Так, родители вынуждены бороться с излишней идеологизацией своих детей и влиянием коммерческого духа, уличных групп, массовой туры, противоречивости политического положения и т. д. Неизбежно происходят конфликты норм и ценностей. То, что говорят в семье, кажется детям неправдой; обостряется конфликт отцов и детей, что способствует возникновению отклоняющегося поведения у детей. Иногда бывает очень трудно выбрать линию неотклоняющегося поведения.
15-1)Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
15-2)Какие факторы неблагополучных отношений в семье, влияющих на социализацию личности ребенка, названы в тексте? Укажите любые три фактора. Что автор называет конфликтом норм и ценностей? Как, по вашему мнению, конфликт норм и ценностей связан с отклоняющимся поведением?
15-3)Какие институты (организации, группы), кроме семьи, участвуют в социализации личности? Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, назовите любые два института (организации, группы) и приведите пример влияния каждого из них на социализацию личности. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.