СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая контрольная работа по обществознанию 10 класс (база)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по обществознанию 10 класс (база)»

Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения годовой контрольной работы

по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

(10 класс)

1. Назначение диагностических измерительных материалов

Диагностические измерительные материалы (далее КИМ) предназначены для оценки уровня общеобразовательной подготовки по обществознанию учащихся 10 класса (базовый уровень). КИМ предназначены для диагностики

достижения планируемых на момент проведения работы предметных и метапредметных результатов.

2. Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание диагностической работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, профильный и базовый уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004

№ 1089).

Содержание работы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего

(полного) общего образования (приказ Минобрнауки РФ 17.05.2012 № 413).

Количество заданий по каждой теме раздела определяется его содержательным наполнением и пропорционально учебному времени, отводимому на его изучение в соответствии с примерной программой по обществознанию.

Варианты диагностической работы (базовый уровень) строятся по принципу содержательного дополнения и обеспечивают диагностику освоения всех включенных в кодификатор содержательных элементов указанных разделов.


Раздел 1. Человек в обществе

Общество и общественные отношения

Информационное общество и массовые коммуникации

Развитие общества. Глобализация и ее противоречия

Становление личности в процессе социализации

Деятельность человека

Познавательная деятельность человека. Научное познание

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Человек в обществе»

Итого по разделу

Раздел 2. Духовная культура

Культура и ее формы

Категории и принципы морали в жизни человека и развитии общества

Наука и образование

Религия

Искусство

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Духовная культура»

Итого по разделу

Раздел 3. Экономическая жизнь общества

Экономика — основа жизнедеятельности общества

Рыночные отношения в экономике

Экономическая деятельность

Экономика предприятия

Финансовый рынок и финансовые институты

Экономика и государство

Мировая экономика


Количество заданий -16

Система оценивания выполнения отдельных заданий и диагностической работы в целом

Задание 1 – оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Правильное выполнение заданий 2-16 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания - 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) - 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) - 0 баллов.



Макс.балл – 31

15 и менее – 2, 16 -20 баллов – 3, 21- 25 баллов- 4, 26-31 балл- 5.































Итоговая контрольная работа по обществознанию. 10 класс. 1 вариант

1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «искусство».

1)  архитектура 2)  живопись 3)  театр 4)  кино 5)  мораль 6)  религия 7)  музыка


2. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие элитарную культуру. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  высокая содержательная сложность 2)  демократизм 3)  ориентация на узкий круг ценителей 4)  широкая рекламная кампания 5)  соответствие изысканным вкусам 6)  безграничное самовыражение автора


3. Установите соответствие между характеристиками различных обществ и их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

A) господство сельского натурального хозяйства

Б) доминирование интенсивных технологий

B) господство общинной собственности

Г) преобладание ручных орудий труда

Д) развитие расширенного воспроизводства

 

1) традиционное (аграрное)

2) индустриальное

4. Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и уров­ня­ми на­уч­но­го по­зна­ния (исследования): к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ПРИЗНАКИ

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (ИССЛЕДОВАНИЯ)

A) доказательство положений

Б) сбор фак­тов

B) описание на­блю­да­е­мых явлений

Г) фор­му­ли­ро­ва­ние на­уч­ной про­бле­мы

Д) вы­дви­же­ние гипотез

1) эм­пи­ри­че­ский

2) теоретический

5. Найдите в приведённом ниже списке основные признаки мировых религий. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  большое число последователей во всем мире 2)  основа религиозной жизни отдельных наций

3)  проповедуют эгалитарность 4)  стремятся согласовать жизнь с религиозными нормами

5)  вера в достоверность и истинность явлений, принимаемых без доказательств

6)  носят надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств


6. Найдите в приведенном ниже списке примеры гражданского правонарушения и укажите цифры, под которыми они указаны.

1)  невыполнение издательством условий договора с автором романа 2)  захват заложников в здании школы 3)  курение студентами в здании университета 4)  нарушение правил пожарной безопасности 5)  сброс отходов производства в реку 6)  невыплата кредита банку


7. Гражданин Р. постоянно припарковывает свой легковой автомобиль на газоне возле дома. Сотрудники ДПС привлекли его к юридической ответственности из-за неправомерности таких действий. Выберите в приведённом ниже списке позиции, связанные с правовой оценкой данной ситуации, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  трудовое право 2)  административный проступок 3)  дисциплинарная ответственность 4)  административный штраф 5)  конституционное право 6)  судимость


8. Ниже приведён пе­ре­чень характеристик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к фор­мам познания. 1)умозаключение 2)ощущение

3) представление 4) суждение 5) планирование 6) описание

 

9. В районном суде рассматривается иск гражданки М. об установлении отцовства гражданина К. в отношении её несовершеннолетнего сына. Найдите в приведённом списке термины, которые могут быть использованы при характеристике судебного разбирательства по этому делу, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1)  уголовный процесс 2)  гражданский процесс 3)  истец 4)  подсудимый 5)  потерпевший 6)  ответчик


10. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к про­яв­ле­ни­ям кон­сти­ту­ци­он­но­го прин­ци­па со­ци­аль­но­го государства? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) запрет уста­нов­ле­ния об­ще­обя­за­тель­ной идеологии, 2) ра­вен­ство прав и сво­бод че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на не­за­ви­си­мо от пола, расы, национальности, языка, 3) установление го­су­дар­ствен­ных пен­сий и пособий, 4) охра­на труда и здо­ро­вья людей, 5) гарантии един­ства эко­но­ми­че­ско­го пространства

6) установление га­ран­ти­ро­ван­но­го ми­ни­маль­но­го раз­ме­ра опла­ты труда


11. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже от­но­сит­ся к кон­сти­ту­ци­он­ным обя­зан­но­стям граж­да­ни­на РФ? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) защита Отечества 2) уплата за­кон­но уста­нов­лен­ных на­ло­гов и сборов 3) участие в управ­ле­нии де­ла­ми государства 4) выбор рода де­я­тель­но­сти и профессии 5) сохранение ис­то­ри­че­ско­го и куль­тур­но­го наследия


12. Найдите в при­ве­ден­ном ниже спис­ке признаки, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие право. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) формулируется и под­дер­жи­ва­ет­ся государством 2) существует как в устной, так и в пись­мен­ной форме 3) за на­ру­ше­ние правовых норм сле­ду­ют меры об­ще­ствен­но­го воздействия (выговор, бой­кот и др.) 4) относится к нор­ма­тив­ной системе общества 5) определяет гра­ни­цы должного по­ве­де­ния людей


13. Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, произведения которой он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАК - А)  образность Б)  логическая целостность В)  художественный язык Г)   чувственно-эмоциональное отражение мира Д)  обоснованность

ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ - 1) наука, 2)  искусство


14. Установите соответствие между правоохранительными органами и их функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ФУНКЦИИ - А)  консультация по юридическим вопросам Б)  представление клиентов в суде по гражданским делам В)  вынесение решений по подсудным делам Г)  помощь в составлении жалоб и заявлений правового характера Д)  проверка законности и обоснованности решений, вынесенных судами различных инстанций Е)  рассмотрение и вынесение решений по гражданским искам

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ - 1)  адвокатура, 2)  суд


15. Укажите два определения познания, которые дают авторы.

Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских.

Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе.

Познание имеет два уровня: чувственное и рациональное. Чувственное познание осуществляется органами чувств, рациональное познание происходит посредством мышления. Данные уровни познания не существуют изолированно и проявляются как единый процесс. Чувственное познание дает первичный образ объекта, в то время как рациональное познание является более сложным отражением действительности и дополняет информацию об объекте в процессе мышления.

Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом. 

Таким образом, познание  — это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта...

Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знанием и объектом...

При рассмотрении проблемы взаимосвязи между субъектом и знанием возникает комплекс вопросов. Отчасти они возникают в связи с освоением субъектом уже наработанного знания (монографии, схемы, формулы, таблицы и т. п.). Освоение готового знания имеет свою специфику, и последняя задает субъекту познания свои «правила игры».

Кроме того, в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний со стороны субъекта, определения их адекватности, полноты, достаточности для решения конкретной проблемной ситуации.

И наконец, есть свои проблемы и в отношении между знанием и объектом как источником этого знания. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда есть знание о конкретном объекте. В связи с этим возникает вопрос о достаточности оснований для осуществления перехода от «смутного» восприятия объекта к рациональным выводам относительно объекта, переход от субъективного к объективному. (И,И, Калькой, Ю.А. Сандулов)


16. В государстве Z развиваются новейшие коммуникационные технологии и сервисы, внедряются инновации, осуществляется переход к цифровым технологиям на всех уровнях производственной деятельности, возрастает роль науки и образования в жизни общества. В государстве Z в период с 2009 по 2019 г. наметился рост популярности дистанционных программ дополнительного образования, в школах половина занятий проходит с использованием интернет-технологий. В среднем число учеников, имеющих доступ к видеоурокам и другим цифровым учебным материалам, выросло в 12 раз.

В государстве Z все граждане имеют равные гражданские и политические права и свободы, а также гарантии их защиты. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.

К какому типу относится общество Z? Какая тенденция развития образования описана, но не названа в условии задачи? (Приведите название этой тенденции.)



Итоговая контрольная работа по обществознанию. 10 класс. 2 вариант


1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «искусство». 

1)  образность 2) эмоциональность 3) фантазия 4)  обоснованность 5)  субъективность 6)  гипотеза


2. Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  обособление от природы 2)  отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов 3)  способность к самоорганизации и саморазвитию 4)  выделение из материального мира 5)  постоянные изменения 6)  возможность деградации отдельных элементов


3. Установите соответствие между характеристикой и типом общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТИП ОБЩЕСТВА

A) сословная структура общества

Б) серийное производство товаров массового потребления

B) низкая социальная мобильность

Г) ведущая роль информации в жизни общества

1) аграрное

2) индустриальное

3) постиндустриальное

4. Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­тер­ны­ми чертами и уров­ня­ми научного познания: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

 

УРОВНИ НА­УЧ­НО­ГО ПОЗНАНИЯ

A) фор­му­ли­ро­ва­ние научных законов

Б) объ­яс­не­ние сущности изу­ча­е­мых явлений

B) вы­дви­же­ние гипотез

Г) на­блю­де­ние изучаемых яв­ле­ний

Д) про­ве­де­ние количественных измерений

 

1) эмпирический

2) теоретический

5. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ - А)  показ многосерийного телевизионного фильма, Б)  проведение фестиваля фольклорных коллективов, В)  празднование масленицы, Г)  завершение экспедиции по записи обрядовых песен, Д)   концерт эстрадной музыки. ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ - 1)народная,2) массовая


6. Найдите в приведённом ниже списке административные правоотношения и запишите цифры, под которыми они указаны. 1)  отношения министерств и ведомств 2)  отношения паспортно-визовой службы с гражданами 3)  отношения судьи и обвиняемого в убийстве человека 4)  отношения фирмы-производителя и магазина 5)  отношения драматурга-сценариста с киностудией 6)  отношения управления образования с гимназией


7. Работник фирмы П. регулярно опаздывает на работу, ссылаясь на пробки на дорогах. Выберите из списка понятия, термины, имеющие отношение к характеристике данного правонарушения. 1)  штраф 2)  дисциплинарное взыскание 3)  трудовое право 4)  административный проступок 5)  преступление 6)  выговор


8. Ниже при­ве­ден ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся характеристикой сту­пе­ней познания че­ло­ве­ком мира.  1) ощущение 2) восприятие 3) гипотеза 4) представление 5) практика 6) суждение 7) понятие

 


9. Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРАВООТНОШЕНИЯ - А)  гражданин был принят на работу в должности механика Б)  суд установил опеку над несовершеннолетним В)  суд признал, что деяние было совершено в состоянии необходимой обороны Г)  гражданину был предоставлен ежегодный отпуск Д)  гражданин был признан виновным и приговорен к лишению свободы ОТРАСЛИ ПРАВА - 1)  трудовое право, 2)  семейное право, 3)  уголовное право


10. Российская Фе­де­ра­ция — свет­ское государство. Какие из пе­ре­чис­лен­ных по­ло­же­ний рас­кры­ва­ют смысл этого кон­сти­ту­ци­он­но­го принципа? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Никакая ре­ли­гия не может уста­нав­ли­вать­ся в ка­че­стве го­су­дар­ствен­ной или обязательной.

2) Ни­ка­кая идео­ло­гия не может уста­нав­ли­вать­ся в ка­че­стве го­су­дар­ствен­ной или обязательной.

3) Религиозные объ­еди­не­ния от­де­ле­ны от го­су­дар­ства и равны перед законом.

4) В Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции при­зна­ют­ся по­ли­ти­че­ское многообразие, многопартийность.

5) Российская Фе­де­ра­ция обес­пе­чи­ва­ет це­лост­ность и не­при­кос­но­вен­ность своей территории.

6) Во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с фе­де­раль­ны­ми ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти все субъ­ек­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции между собой равноправны.


11. Что из перечисленного ниже относится к социально-экономическим правам человека и гражданина, закрепленным в Конституции РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1)  право на охрану здоровья 2)  право избирать и быть избранным 3)  право на социальное обеспечение по возрасту 4)  гарантии судебной защиты 5)  право выбирать язык общения


12. Найдите в приведенном ниже списке примеры гражданского правонарушения и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) невыполнение издательством условий договора с автором романа 2) захват заложников в здании школы 3) курение студентами в здании университета 4) нарушение правил пожарной безопасности 5) сброс отходов производства в реку 6) невыплата кредита банку


13. Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ - А)  постепенное истощение запасов нефти и металлов Б)  активизация деятельности экстремистских групп (захват заложников, подготовка и проведение взрывов в местах массового скопления людей)  В)  быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки Г)  увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран Д)  рост заболеваний, вызванных отходами вредных производств

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ - 1)  угроза мирового терроризма, 2)  угроза экологического кризиса, 3)  проблема «Север — Юг»


14. Установите соответствие между участниками уголовного судопроизводства и стороной, которую они представляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА - A)  прокурор, Б)  адвокат, B)  следователь, Г)  потерпевший, Д)  обвиняемый

СТОРОНА УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА - 1)  обвинение; 2)  защита


15. С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?

 Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?..

Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII в., она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов... участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е гг. XIX в. реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании... Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции... Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования...

Важнейшим событием... стала промышленная революция... Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности... В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования...

Важная перемена... была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу  — например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства... [К тому же] американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни. Н. Смелзер


16. В государстве Z происходит широкое внедрение инновационных технологий в различные области жизни, активно развиваются наукоёмкие и ресурсосберегающие производства, постоянно возрастает роль науки и образования в жизни общества. В ходе социологических опросов было установлено, что в стране Z в период с 2015 по 2019 г. ежегодно на 15% росла доля учащихся школ, воспользовавшихся правом выбора наиболее удобной формы обучения в соответствии со своими целями и интересами. Школьники и их родители отмечают общую ориентированность системы образования на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, сохранение и укрепление здоровья учеников. Социологические опросы показали, что в стране Z преобладают семьи демократического типа. Государство Z включает в себя восемь территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.


К какому типу относится общество Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные?