СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая контрольная работа по русскому языку для 8 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговая контрольная работа по русскому языку в формате ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по русскому языку для 8 класса»

  1. Изложение

Тема Великой Отечественной войны одна из самых важных в русской литературе. Задача писателя — наполнить её не формальными словами и прописными истинами, заставить читателя прочувствовать, пропустить через себя события той войны. Только близкое соприкосновение с событиями тех лет даёт нам сопричастность с историей своей страны, своего народа, своего рода. Вот это и воспитывает патриотизм, не даёт угаснуть нравственным вековым традициям.

Чем дальше уходим мы от той войны, от тех суровых сражений, тем меньше остаётся в живых героев того времени, тем дороже, ценнее становится военная летопись, которую создавали и продолжают создавать писатели, особенно писатели-фронтовики, рассказавшие нам всю правду о войне. 

«Народ без памяти слеп, а без надежды мёртв», — гласит русская народная пословица. Каждый год 9 мая весь мир и вся Россия празднует День Победы.  Наши деды и прадеды подарили нам жизнь. Наше поколение не может себе представить, ценою каких потерь мы стали счастливыми. Писатели, рассказывая нам истории о войне, хотят, чтобы они остались в наших сердцах навсегда, чтобы мы донесли их до своих детей и внуков, чтобы память о той войне была жива.

(По М. Карпенко)

172 слова

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3


1)Соль (хлорид натрия) организует работу центральной нервной системы и регулирует пищеварительную функцию организма человека, поддерживает водный и кислотно-щелочной баланс. (2)Недостаток хлорида натрия в рационе может привести к потере аппетита, повышенной утомляемости и ухудшению памяти. (3)Впрочем, довести себя до солевого голодания достаточно сложно, так как соль содержится в некоторых овощах и фруктах, а также в хлебобулочных и мясных изделиях. (4)Учёные подсчитали, что из готовых продуктов наш организм получает до 80 % необходимого количества соли, а в сутки организму нужно всего-то 6–8 г хлорида натрия. (5)Избыток соли увеличивает риск возникновения гипертонии, чрезмерное содержание хлорида натрия в организме вредит костной системе, поскольку он поглощает из организма кальций, необходимый для нормального функционирования костной системы.


2.  Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.


1)  соль поддерживает (предложение 1)

2)  может привести (предложение 2)

3)  соль содержится (предложение 3)

4)  организм получает (предложение 4)

5)  он поглощает (предложение 5)


3.  Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.


1)  Предложение 1 содержит однородные члены предложения.

2)  Предложение 2 простое.

3)  Первая часть предложения 3 осложнена вводным словом.

4)  Первая часть предложения 4  — односоставное неопределённо-личное предложение.

5)  Предложение 5 содержит 4 (четыре) грамматические основы.


4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА


А)  Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.

Б)  Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.

В)  Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.


ПРЕДЛОЖЕНИЯ


1)  Ирония Звягинцева, профессора нашего университета, не произвела, однако, на нового студента никакого впечатления.

2)  Вдалеке, на склоне горы, поросшей лесом, показался огонёк.

3)  Хорошая книга  — это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро.

4)  Между холмами мелькнуло море, однако дорога сразу же повернула вправо, и море исчезло из вида.

5)  Перелёты через Северный полюс в Америку, рекорды дальности полёта, десятки новых самолётов, впервые поднятых в воздух,  — всё это связано с именем прославленного лётчика Михаила Громова.


5. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.


Дерево (1) материал недолговечный (2) а время и пожары сделали своё дело. Именно из-за них (3) до наших дней не дошли многие выдающиеся сооружения (4) созданные русскими мастерами. При этом центральные районы России (5) почти не сохранили памятники деревянного зодчества. И только некоторые области Поволжья (6) Урала (7) Сибири и Севера (8) донесли до нас образцы этого высокого искусства.


6. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.


1)  НЕКОТОРЫЙ  - в неопределённом местоимении без ударения пишется приставка НЕ-.

2)  ПОЛ-ЛИСТА  - пишется через дефис, потому что после пол- стоит буква л.

3)  НЕУДАЧНЫЙ  - прилагательное пишется с НЕ слитно, потому что слово не употребляется без НЕ.

4)  НЕНАВИДЯЩИЙ  - в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от глагола II спряжения, пишется буква Я.

5)  СКОШЕННЫЙ (луг)  - в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.


7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите цифры, на месте которых пишется буква И.


За тёмной ст(1).. ной ракит, где небо уже зеленело от зари, монотонно падала вода. Этот шум  — единств(2).. нный звук в безмолви(3).. ночи  — утверждал непр(4).. рывное дв(5).. жение природы. Должно быть, каждый из нас подумал о лесных ручьях, бегущ(6).. х под бур(7).. ломом и сгнивш(8).. й листвой, о том, как м(9).. рцают звёзды в заводях Дубны.


8. Раскройте скобки и запишите слово «пламя» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Бледный язычок (пламя) костра светился в темноте.


9. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «солнечные лучи», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


Прочитайте текст и выполните задания 10 – 13

(1)Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки  — Нюра и Рая Ивановы. (2)Впервые после долгой блокадной зимы oни отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3)Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4)3имой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5)Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6)Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки  — бойцы отряда противовоздушной обороны. (7)Рая Иванова поступила в ремесленное училище. (8)На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р. А. Варшавская. (9)Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10)До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.

(11)Из уст в уста передавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!» (12)Об этой новости нельзя было узнать ни из газет, ни из сообщений по радио. (13)Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. (14)Как были помечены и Эрмитаж, и Русский музей.

(15)Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час...», и по улицам осаждённого города двигались дети  — так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров.

(16)Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17)Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди. (18)Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных... (19)В каждом доме было горе. (20)Впереди было ещё почти два года блокады...

(21)А в мае 1942 года во Дворце пионеров работали многочисленные кружки: танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова. (22)Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе.

(23)Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24)Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25)На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28)Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29)Прощаясь с детьми, команда построилась. (30)Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31)Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32)Моряки знали цену мужеству.

(По Л. Овчинниковой) *

* Л. Овчинникова — современная российская писательница.


10. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Рая Иванова училась в ремесленном училище.

2)  Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.

3)  Летом 1942 года воспитанники Дворца пионеров выступали на военном крейсере.

4)  Рая и Нюра Ивановы предложили руководителю студии Р. А. Варшавской собрать детей во Дворце пионеров.

5)  Описанные события происходят в конце блокады.


11. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.


1)  Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.

2)  До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.

3)  По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы.

4)  Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины».

5)  Из уст в уста передавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!»


12. Замените книжное слово «питомцы» из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.


13. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём проявляется сила духа?». Дайте определение выражению СИЛА ДУХА и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Ключи

  1. 345

  2. 123

  3. 415

  4. 2467

  5. 245

  6. 356

  7. Пламени

  8. Лучи солнца

  9. 123

  10. 35

  11. воспитанники