Итоговая работа по русскому языку в 3 классе
Спецификация
итоговой работы по русскому языку в 3 классе
1. Назначение КИМ: проверка базового уровня подготовки обучающихся 3 класса по русскому языку.
Промежуточная аттестация представляет собой форму объективной оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами и требованиями ФГОС начального общего образования по русскому языку в 3 классе
Промежуточная аттестация охватывает содержание, включенное в УМК «Школа России»
2. Документы, определяющие содержание итоговой работы
Содержание и структура итоговой работы по предмету «Русский язык» разработаны на основе следующих документов и методических материалов:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования утверждённый Минобрнауки России 06 октября 2009 г. №373 с изменениями приказ Минобрнауки России номер 1576 от 31 декабря 2015 ,номер 507 от 18.05.2015, номер 1643 от 29.12.2014, номер 1060 от 18.12.2012, номер 2357 от 22.09.2011, номер 1241 от 26.11.2010
Основная общеобразовательная программа начального общего образования БОУ «Самсоновская СОШ» в части планируемых результатов по предмету и формирования УУД.
Рабочая программа по русскому языку 3 класс, утверждённая приказом №42 от 29.08.2016 по БОУ «Самсоновская СОШ»
Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, 2014 год
На основании данных документов разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Русский язык». В кодификатор включены планируемые результаты, которые относятся к блоку «Обучающийся научится».
3. Структура и содержание итоговой работы
Содержание работы обеспечивает проверку овладения планируемыми результатами стандарта начального образования, зафиксированными в рубриках «обучающийся научится» из разделов курса русского языка начальной школы: «Орфография», «Пунктуация», «Морфология» для 3 класса. Итоговый диктант представляет собой связный текст. В тексте диктанта встречаются слова на изученные орфограммы: безударные гласные в корне слова, парные согласные в корне слова, приставки и предлоги, двойные согласные, падежные окончания существительных, падежные окончания прилагательных, непроизносимые согласные, Ъ и Ь разделительные. Учитель не исправляет ошибки, а лишь подчёркивает слова, в которых они встретились. Это даёт возможность детям самостоятельно найти и исправить допущенные ошибки, качественно выполнить работу над ошибками.
Работа состоит из 3 заданий.
Задание №1 – контрольный диктант. Текст диктанта единый, его диктует учитель.
Задание №2, №3, №4 – грамматические задания
Диктант и грамматическое задание оцениваются отдельно.
4. Распределение заданий проверочной работы по содержанию
№ | Содержательные разделы | Количество заданий | Максимальный первичный бал | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 15 |
-
| Орфография и пунктуация | 1 | 3 | 34 |
-
| Орфография и морфология | 3 | 6 | 66 |
| Итого | 4 | 9 | 100 |
5. Распределение заданий проверочной работы по уровням сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный бал | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 15 |
Базовый | 3 | 7 | 77 |
Повышенный | 1 | 2 | 23 |
| | | |
Итого | 4 | 9 | 100 |
6. Распределение заданий проверочной работы по видам деятельности
Вид деятельности | Краткая характеристика видов деятельности | Представление типового контрольного задания |
Контрольный диктант | Средство оценки умений обучающихся писать текст под диктовку, уровень сформированности у каждого обучающегося орфографических умений и навыков | Текст диктанта для 3 класса Задание №1 |
Грамматическое задание | Средство оценки умений обучающихся выполнять разбор предложения по членам предложения и частям речи, разбор слова по составу, определение падежа и склонения у имен существительных | Задание №2, задание №3, задание №4 |
7. Условия выполнения работы
Время проведения: май
Время выполнения работы: 45 минут
Для выполнения работы необходим листок в широкую линейку, ручка, карандаш, линейка.
8. Система оценивания работы
Ошибкой считается:
1)нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
2)неправильное написание слов, не регулируемых правилами (слов с непроверяемыми написаниями, т.е. словарных), круг которых очерчен программой каждого класса;
3)отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку.
Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются за две ошибки
Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение заданий - 9 баллов.
Критерии оценивания
№ задания | Количество баллов |
1 | Максимальное количество баллов – 3 3 балла – написание текста под диктовку без ошибок 2 балла- допущены 1-2 ошибки (ошибки, исправленные самими обучающимися не учитываются 1 балл – допускается 3-4 ошибки 0 баллов – в диктанте допущены 5 и более ошибок |
2 | Максимальное количество баллов – 2 2 балла – правильно определены грамматическая основа и все части речи в предложении 1 балл – правильно определены либо части речи (не менее 4 слов), либо определена грамматическая основа 0 баллов – задание выполнено неправильно |
3 | Максимальное количество баллов – 2 2 балла – слово разобрано верно, слово подобрано верно 1 балл – допущена 1 ошибка в разборе слова или правильно подобрано однокоренное слово 0 баллов – допущены 2 и более ошибок, неверно подобрано однокоренное слово. |
4 | Максимальное количество баллов – 2 2 балла – правильно определены падеж и склонение 1 балл – допущена ошибка либо в определении падежа, либо в определении склонения 0 баллов – неправильно определил падеж и склонение имен существительных |
Оценка правильности выполнения задания | Оценка правильности выполнения задания (регулятивные УУД): после проверки работы учителем попросить проверить обучающихся свои работы, сверяя с эталоном (умение оценивать правильность выполнения учебной задачи). Соотнести с отметкой учителя, прокомментировать результат выполнения задания. Данное задание оценивается, но в баллы и отметку не переводится. |
Итого | 9 баллов |
Таблица перевода баллов в школьные оценки
Написание диктанта
Баллы | Оценка |
3 | «5» |
2 | «4» |
1 | «3» |
0 | «2» |
Выполнение грамматического задания
Баллы | Оценка |
5 – 6 | «5» |
3 – 4 | «4» |
2 | «3» |
0 – 1 | «2» |
Обобщенный план итоговой работы по русскому языку для оценки учебных достижений учащихся 3 класса
(ИЛИ Показатели уровня освоения обучающимися 3 класса содержания курса «русского языка»)
Уровни сложности задания: Б – базовый; П – повышенный.
№ | Раздел курса | Планируемый результат обучения (ПРО) | Код ПРО | Тип задания | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания (мин.) |
1 | Орфография и пунктуация | Записывать текст под диктовку в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами письменной записи связного текста | 1.1.-1.8. 2.1-2.3, 3.1-3.3 | Диктант с его последующим орфографическим проговариванием | Б | 3 | 28 |
2 | Грамматика | Выписывать предложение, подчеркивать грамматическую основу предложения, определение частей речи | 1.14 3.4 3.5, 1.15 | Грамматическое задание | Б | 2 | 4 |
3 | Грамматика | Разбирать слово по составу, умение находить однокоренное слово | 1.13 3.6 | Грамматическое задание | П | 2 | 4 |
4 | Грамматика | Умение определять падеж и склонение | 1.13 | Грамматическое задание | Б | 2 | 4 |
Оценка правильности выполнения задания | | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи | 2.4 | | Б | - | Выполняется на следующем уроке, после проверки работы учителем |
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся 3 класса
для проведения промежуточной аттестации
по русскому языку
1. Перечень элементов содержания, проверяемых в ходе выполнения работы.
Код элемента | Описание элементов содержания, проверяемых в ходе промежуточной аттестации |
| Орфография |
1.1 | Безударные гласные в корне слова. |
1.2 | Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. |
1.3 | Удвоенные согласные в корне слова. |
1.4 | Непроизносимые согласные в корне слова. |
1.5 | Безударные падежные окончания имен существительных. |
1.6 | Безударные падежные окончания имен прилагательных. |
1.7 | Отсутствие ь в сочетаниях ч и щ с другими гласными (чн,чк, щн ) |
1.8 | Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
1.9 | Прописная буква в начале предложения, в именах собственных. |
1.10 | Разделительные Ь и Ъ. |
1.11 | Ь как показатель мягкости предшествующего согласного |
| Пунктуация |
1.12 | Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). |
| Морфология |
1.13 | Состав слова |
1.14 | Части речи |
1.15 | Основа предложения |
2. Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых в диктанте.
Код элемента | Описание элементов метапредметного содержания |
2.1 | Контроль, коррекция (регулятивные УУД) |
2.2 | Умение анализировать, классифицировать (познавательные УУД) |
2.3 | Владение рядом общих способов проверки орфограмм (познавательные УУД) |
2.4 | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи (регулятивные УУД) |
3. Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых в диктанте.
Код элемента | Планируемые результаты обучения, проверяемые умения |
3.1 | Умение записывать под диктовку текст, который учитель диктует по орфоэпическим нормам, проговаривая орфографически части слов с неизученными орфограммами |
3.2 | Умение самостоятельно проверять текст диктанта, исправление ошибок, если они есть |
3.3 | Умение проверять правильность работы с одновременным орфографическим проговариванием диктанта учителем, внесение исправлений |
3.4 | Умение находить грамматическую основу предложения и изученные второстепенные члены предложения |
3.5 | Умение определять части речи в предложении |
3.6 | Умение разбирать слово по составу, подбирать к нему однокоренное слово |
Типовое контрольное задание
Задание №1.
Диктант.
Весна.
Наступила поздняя весна. Погода стоит прекрасная. Яркие лучи солнца ласкают землю. Тепло. Зажурчали быстрые ручьи. Из земли показалась молодая травка. Появились первые подснежники. На берёзах и тополях набухли смолистые почки. В лесу запахло берёзовым соком. Скоро на деревьях зазеленеют листья. Вот уже видны их первые зелёные язычки.
Птицы поют свои весёлые песни. Радостно чирикают воробьи. Прыгают шустрые синички. Все рады весне! (61 слово)
Слова для справки: запахло, прыгают
Грамматические задания:
Задание №2
1 вариант. Выписать из текста третье предложение. Подчеркнуть грамматическую основу предложения и изученные второстепенные члены предложения. Определить части речи.
2 вариант. Выписать из текста шестое предложение. Подчеркнуть грамматическую основу предложения и изученные второстепенные члены предложения. Определить части речи.
Задание №3
1 вариант. Разобрать по составу: смолистые, подберите к нему однокоренное слово
2 вариант. Разобрать по составу: березовым, подберите к нему однокоренное слово
Задание №4.
1 вариант. Указать падеж и склонение сущ. на березе, лесом.
2 вариант. Указать падеж и склонение сущ. из земли, соком.
Сводные результаты
итоговой работы для_3 класса по русскому языку
2014-15 учебный год
№ ученика | Задание 1 диктант | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Отметка |
1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 4 |
2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 3 |
3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 5 |
4 | 3 | 1 | 1 | 1 | 5 |
5 | 2 | 1 | 1 | 0 | 4 |