КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА 2019/20 УЧЕБНЫЙ ГОД. 10 КЛАСС.
ВАРИАНТ № 2.
1)Оказывается, всем богатством того, что называется вкусом, человек обязан своему обонянию. (2) объясняется тот факт, что при сильной простуде, когда обоняние на время пропадает, пища становится безвкусной. (3)При простуде мы получаем информацию о вкусе только с помощью рецепторов языка, а как показали опыты, человек, определяя вкус продуктов только с помощью рецепторов языка, не отличает даже очищенного яблока от сырого картофеля.
1.Укажите два предложения, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) При сильной простуде пища становится безвкусной, так как, будучи реакцией на химические вещества, вкус сродни обонянию.
2) О вкусе известно гораздо больше, чем об обонянии: подобно пахучим химическим соединениям, вещества, передающие нам вкус, растворяются в слюне и дают ощущение вкуса.
3) Богатством вкуса человек обязан своему обонянию: когда обоняние пропадает, пища становится безвкусной, так как человек различает вкус продуктов в большей степени за счёт обоняния, а не рецепторов языка.
4) Всем богатством того, что называется обонянием, человек обязан своему вкусу.
5) Человек различает вкус продуктов в большей степени за счёт обоняния, а не рецепторов языка, вот почему, когда обоняние пропадает, пища становится безвкусной, следовательно, богатством вкуса человек обязан своему обонянию.
2. Какое указательное местоимение должно стоять вначале второго предложения? Запишите это местоимение.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРОДУКТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПРОДУ́КТ, -а, муж.
1. Предмет как результат человеческого труда (обработки, переработки, исследования). Продукты производства. Продукты обмена. Продукты перегонки нефти. Книга п. многолетнего труда.
2. обычно мн. Предметы питания, съестные припасы. Молочные продукты. Запасы продуктов.
3.перен. Следствие, результат, порождение чего-н. (книжн.). Язык п. исторического развития.
4 . В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке
ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
квартАл
мЕстностей
обОдрить
принУдить
новостЕй
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
БЛАГОДАРСТВЕННОЕ письмо было вручено родителям на общешкольном собрании.
ГОДОВОЙ отчёт был практически готов.
От встречи у меня сложилось ДВОЙНОЕ ощущение: мысленно я принимал и одну, и другую сторону.
С такой ГОРДЫНЕЙ тебе бы царствовать, милочка!
На мой взгляд, это был полнейший ДИКТАТ; но, кажется, кроме меня, так никто более не считал.
6.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В настоящее время Тихий океан играет важную роль в жизни многих стран. Половина мирового улова рыбы приходится на эту водную акваторию.
7.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара ТУФЕЛЬ
ВЫПРАВЬТЕ текст
несколько ПОЛОТЕНЦЕВ
старые ПРОФЕССОРА
новые ВЫБОРЫ
8. .Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) укр…шения, ск…кать, загр…ждение
2) погл…щение, бл…стательный, пос…деть (от горя)
3) зап…вать (лекарство), прим…рять (спорщиков), разм…гчить
4) прик…сновение, несг…раемый, вн…мание.
5) ср…щение, распол…гать, зам…рать.
9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) без..сходный, из..скать, по..скать
2) з..головок, поз..вчера, пр..родина
3) ра..бить, не..держанность, бе..человечный
4) пр..беречь, пр..обретение, пр..вилегия
5) об..ект, об..яснение, пан..европейский
10.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) удушл..вый, раскорч..вать
2) тюлен..вый, правд..вый
3) запуг..вать, горош..нка
4) буш..вать, бяз..вый
5) узорч..тый, веснушч..тый
11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (таможенники) провер..т, крас..щий (пигмент )
2) (пастухи) гон..т, внемл..щий (всему)
3) (грешники) ка..тся, люб..щий читать
4) (друзья) дел..тся (всем), ссор..щиеся (воробьи)
5) пропол..шь, движ..мый
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.
Мост через речку в этом году (не)построен.
(Не)раскрытая тайна будоражила воображение.
Мы проезжали мимо совсем (не)широкой горной речки.
Давно (не)стриженные волосы мешали, лезли в глаза.
Никогда (не)умолкавшая совесть была верным его спутником.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Эксперимент был проведён удачно, ПРИ(ЧЁМ) впервые, (ПО)ЭТОМУ все были очень довольны.
(В)НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, морозными, (ЗА)ТО дни стоят тёплые, безветренные.
Баржа двигалась (ПО)ПРЕЖНЕМУ вниз по течению, но (НА)СТОЛЬКО медленно, что казалась неподвижной.
Пелагея была человеком (НА)РЕДКОСТЬ открытым, добрым; (ЗА)ТО её и любили в деревне.
ГДЕ(ТО) на ЮГО(ВОСТОКЕ) шел бой.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Извержение Везувия подробно описа(1)о в адресова(2)ых римскому историку Тациту письмах Плиния Младшего, ране(3)ого в тот страшный августовский месяц.
Прочитайте текст и выполните задания
(1)Зоя Лещева сумела всю семью свою превзойти. (2)Это вот как было. (3)Ее отца, мать, дедушку с бабушкой и старших братьев-подростков - всех рассеяли по дальним лагерям за веру в Бога. (4)А Зое было всего десять лет. (5)Взяли ее в детский дом (Ивановская область). (6)Там она объявила, что никогда не снимет с шеи креста, который мать надела ей при расставании. (7)И завязала ниточку узлом туже, чтобы не сняли во время сна. (8)Борьба шла долго, Зоя озлоблялась: вы можете меня задушить, с мертвой снимете! (9)Тогда как не поддающуюся воспитанию ее отослали в детдом для дефективных! (10)Борьба за крест продолжалась. (11)Зоя устояла: она и здесь не научилась ни воровать, ни сквернословить. (12)«У такой святой женщины, как моя мать, дочь не может быть уголовницей. (13)Лучше буду политической, как вся семья».
(14)И она стала политической! (15)Чем больше воспитатели и радио славили Сталина, тем верней угадала она в нем виновника всех несчастий. (16)И, не поддавшаяся уголовникам, она теперь увлекла за собою их! (17)Во дворе стояла стандартная гипсовая статуя Сталина. (18)На ней стали появляться издевательские и неприличные надписи. (19)(Малолетки любят спорт! (20)Важно только правильно их направить. (21)Администрация подкрашивает статую, устанавливает слежку, сообщает и в МТБ. (22)А надписи все появляются, и ребята хохочут. (23)Наконец в одно утро голову статуи нашли отбитой, перевернутой и в пустоте ее - кал.
(24)Террористический акт! (25)Приехали гебисты. (26)Начались по всем их правилам допросы и угрозы: (27)«Выдайте банду террористов, иначе всех расстреляем за террор!» (28)(А ничего дивного, подумаешь, полторы сотни детей расстрелять. (29)Если б Сам узнал - он бы и сам распорядился.
(30)Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила:
(31)- Это сделала все я одна! (32)А на что другое годится голова папаши?
(33)И ее судили. (34)И присудили к высшей мере, безо всякого смеха. (35)Но из-за недопустимой гуманности закона о возвращенной смертной казни расстрелять 14-летнюю вроде не полагалось.(36) И потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять). (37)До восемнадцати лет она была в обычных лагерях, с восемнадцати - в особых. (38)За прямоту и язык был у нее и второй лагерный срок, и, кажется, третий.
(39)Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя все сидела.
(40)Да здравствует наша веротерпимость!
(41)Да здравствуют дети - хозяева коммунизма!
(42)Отзовись, та страна, которая так любила бы своих детей, как мы своих!
(По А. И. Солженицыну)
15. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Зоя Лещева решила стать «политической» из идейных побуждений.
Зоя считала виновником всех бедствий Сталина.
Девочку за «террористический акт» приговорили к высшей мере, но потом заменили на 25 лет лагерей.
Зоя отбывала свой срок дольше всех в семье.
Автор текста восхищён веротерпимостью нашего государства и отношением к детям в нём.
Начало формы
Конец формы
Начало формы
Конец формы
Начало формы
Конец формы
Начало формы
Конец формы
Начало формы
16. Из предложений 29-32 выпишите контекстные антонимы (антонимическую пару).
17.Среди предложений 24-29 найдите такое, которое связано с предыдущим
с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
18. А. И. Солженицын рассказывает о трагических страницах истории нашей страны. Он испытывает горечь от того, как Родина относится к детям, не случайно ведущим приёмом в тексте становится (А)_________ (предложения 28, 40, 41). Акцентировать внимание читателей на важных мыслях автору помогает ещё один приём – (Б)_________ (предложения 8,9,14,19,24). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное отношение к проблеме, поставленной в тексте, передаёт такое средство – (В)_________ в предложениях 33-34, 40-41 и тропы – (Г)_________ (предложения 12,13,42)
1) эпитет
2) ирония
3) противопоставление
4) разговорная лексика
5) сравнительный оборот
6) восклицательные предложения
7) анафора
8) олицетворение
9) метафора