КОДИФИКАТОР
элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся 6 класса для проведения
итоговой контрольной работы за курс 6 класс
Код раздела | Код контроли руемого элемента | Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ |
1 | | Фонетика |
1.1 | Звуки и буквы |
2 | | Лексика |
2.1 | Слово и его значение |
2.2 | Синонимы |
3 | | Морфемика и словообразование |
3.1 | Способы образования слов |
4 | | Морфология |
4.1 | Части речи, значение и употребление. Признаки изученных частей речи. |
4.2 | Имя числительное. Разряды числительных. |
4.3 | Имя прилагательное. Степени сравнения имен прилагательных. |
4.4 | Глагол. Неопределенная форма глагола. |
5 | | Синтаксис |
5.1 | Члены предложения |
6 | | Орфография |
| 6.1 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова |
6.2 | Парные звонкие и глухие согласные |
6.3 | Правописание безударных гласных в корне слова, не проверяемых и проверяемых ударением |
6.4 | Правописание тся и ться в глаголах |
6.5 | Правописание гласных Ы и И после Ц |
6.6 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. |
6.7 | Правописание корней с чередованием |
6.8 | Правописание приставок |
6.9 | Ь после шипящих |
6.9 | Правописание ъ и ь разделительных знаков |
7 | | Пунктуация |
7.1 | Знаки препинания в простом предложении |
7.2 | Знаки препинания в предложении с однородными членами |
7.3 | Знаки препинания в предложении с прямой речью |
7.4 | Знаки препинания в сложном предложении |
8 | | Речь |
8.1 | Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, делового), языка художественной литературы |
8.2 | Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста |
8.3 | Средства связи предложений в тексте |
8.4 | Функционально-смысловые типы речи, их признаки |
9 | | Языковые нормы |
9.1 | Орфоэпические нормы |
СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольно-измерительной работы (итоговой контрольной работы) за курс 6 класса
Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся 6 класса. КИМ предназначены для итогового контроля достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.
Характеристика структуры и содержания работы
Итоговая работа состоит из трех частей, которые различаются по форме и количеству заданий, уровню сложности.
Первая часть содержит 5 заданий с выбором ответа и кратким ответом. Вид деятельности: редактирование текста (элементы сжатия), извлечение заданной информации (главная мысль, стиль и тип речи).
Вторая часть содержит 7 заданий с выбором ответа, проверяющие элементы лингвистической и языковой компетенции. К каждому из заданий с выбором ответа 1 и 2 частей работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.
В части 3 даны задания, проверяющие орфографическую и пунктуационную грамотность, грамматические навыки и умения.
Распределение заданий итоговой работы по ее частям с учетом максимального первичного балла за выполнение каждой части работы дается в таблице 1.
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
№ | Часть работы | Тип заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла для каждой части |
1 | Часть 1 | С выбором ответа, с кратким ответом кратким ответом | 5 | 10 | 42 |
2 | Часть 2 | С выбором ответа | 7 | 7 | 29 |
3 | Часть 3 | Вставить пропущенные буквы и знаки препинания | 1 | 7 | 29 |
| Итого | | 13 | 24 | 100 |
Проверяемые элементы содержания.
1 | Фонетика. Звуки и буквы |
2 | Языковые нормы. Орфоэпические нормы |
3 | Морфемика и словообразование. Словообразовательный анализ слова |
4 | Грамматика. Морфология. Самостоятельные части речи. |
5 | Грамматика. Морфология. Морфологический анализ слова |
6 | Орфография. Правописание непроизносимых согласных в корне слова |
7 | Орфография. Парные звонкие и глухие согласные |
8 | Орфография. Правописание безударных гласных в корне слова, не проверяемых и проверяемых ударением |
9 | Орфография. Правописание тся и ться в глаголах |
10 | Орфография. Правописание гласных Ы и И после Ц |
11 | Орфография. Правописание безударных личных окончаний глаголов. |
12 | Орфография. Правописание корней с чередованием |
13 | Орфография. Правописание приставок |
14 | Орфография. Ь после шипящих |
15 | Орфография. Правописание ъ и ь разделительных знаков |
11 | Грамматика. Синтаксис. Способы передачи чужой речи |
12 | Пунктуация. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложном предложении |
13 | Речь. Анализ текста |
Проверяемые умения
Содержание и структура теста дают возможность достаточно полно проверить комплекс необходимых умений по предмету, а именно:
умение распознавать: функционально-смысловые типы текста, языковые единицы, языковые явления, изученные орфограммы и пунктограммы, нарушения норм русского литературного языка, языковые средства выразительности речи;
умение классифицировать: языковые единицы, языковые явления, нарушения норм русского литературного языка;
умение соблюдать на письме изученные орфографические и пунктуационные правила;
умение производить языковой анализ: лексический анализ слова, анализ слова по составу, словообразовательный анализ слова, морфологический анализ слова, синтаксический анализ простого осложненного предложения, пунктуационный анализ простого предложения;
умение при чтении текста определять тему, авторскую позицию, основную мысль текста, определять функционально-смысловые типы текста, анализировать структуру и языковые особенности текста, находить и извлекать из текста необходимую информацию, интерпретировать содержание прочитанного текста, создавать аргументированное высказывание.
Распределение заданий КИМ по проверяемым умениям и видам деятельности
В таблице 2 представлено распределение заданий итоговой работы по проверяемым умениям и видам деятельности.
Таблица 2. Распределение заданий итоговой работы по проверяемым умениям и видам деятельности
Содержательные разделы | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данного блока содержания от максимального первичного балла за всю работу |
Словообразование | 1 | 1 | 4 |
Лексика | 4 | 7 | 29 |
Фонетика | 1 | 1 | 4 |
Морфология | 1 | 1 | 4 |
Синтаксис | 1 | 1 | 4 |
Орфография | 1 | 4 | 17 |
Пунктуация | 1 | 3 | 13 |
Основная мысль текста | 1 | 2 | 8 |
Типы и стили речи | 1 | 1 | 4 |
Язык и речь | 1 | 3 | 13 |
Распределение заданий КИМ по уровням сложности
Таблица 3. Распределение заданий итоговой работы по уровням сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за всю работу, равного 24 |
Базовый | 12 | 22 | 91 |
Повышенный | 1 | 2 | 9 |
Высокий | – | – | – |
Итого | 13 | 24 | 100 |
Необходимое количество вариантов КИМ: итоговая работа представлена в двух вариантах.
Время выполнения и условия проведения работы: время выполнения работы – 80 минут (2 урока). Дополнительное оборудование не требуется.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Часть 1: за верное выполнение заданий 1.1 и 1.5 проверочной работы ученик получает по 2 балла за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задания первой части работы, – 10 баллов.
Часть 2: за верное выполнение заданий 2.1 – 2.7 проверочной работы ученик получает по 1 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задания второй части работы, – 7 баллов.
Часть 3: задание оценивается следующим образом:
орфография
правильно вставлены 20 букв – 4 балла;
правильно вставлены от 19 до 17 букв – 3 балла;
правильно вставлены от 16 до 14 букв – 2 балла;
правильно вставлены от 13 до 11 букв – 1 балл;
вставлено менее 11 букв – 0 баллов.
пунктуация
правильно поставлены все знаки препинания – 3 балла;
правильно поставлены 7 знаков препинания – 2 балла;
правильно поставлены 5 знаков препинания – 1 балл;
менее 5 знаков препинания – 0 баллов.
Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задание части 3 – 7 баллов.
Максимальное кол-во баллов за три части – 24 балла
Шкала перевода баллов в оценку
количество баллов | 0 – 10 | 11 - 16 | 17 - 21 | 22 – 24 |
оценка | 2 | 3 | 4 | 5 |
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 6 класса
Вариант 1
Часть I: Прочитайте текст и выполните задания 1.1 – 1. 5
С раннего детства нужно учиться не только писать без ошибок, но и соблюдать
правильное произношение и ударение в устной речи. 2) Раздел науки о русском языке, который изучает правильное произношение звуков, грамматических форм и ударений в словах, называется орфоэпией. 3) Ее роль состоит в том, чтобы облегчить взаимопонимание людей, говорящих и слушающих. 4)Чтобы овладеть литературным произношением, нужно знать основные нормы родного языка, уметь замечать ошибки в своей речи и речи окружающих людей.
5) Как же научиться правильно говорить? 6) Для этого важно вслушиваться в речь окружающих людей, слышать и себя как бы со стороны. 7) Брать пример необходимо с дикторов российского радио, актеров, чтецов, учителей русского языка и литературы. 8) Но главное, следует почаще заглядывать в орфоэпические словари русского языка. 9) Они рассказывают о произношении конкретного слова, предупреждают или исправляют произносительную ошибку.
Задания:
1.1 Сформулируйте и запишите основную мысль этого текста?
1.2 Какой тип речи использован в предложениях 4 – 9 ?
1.3. Объясните происхождение слова орфоэпия (предложение №2)
1.4. В каком словаре закреплены нормы произношения слов? Номер верного ответа обведите кружком.
Этимологический словарь;
фразеологический словарь;
орфоэпический словарь;
орфографический словарь.
1.5. Дайте письменный ответ на вопрос «Как же научиться правильно говорить?», используя приемы сжатия текста во втором абзаце (предложения 4 – 9).
Часть II: К каждому заданию 2.1 – 2.7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Обведите кружком номер правильного ответа.
2.1. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) якорь;
2) земля;
3) уголь;
4) пояс.
2.2. Какое из перечисленных слов имеет значение «старинный и ценный»?
1) оригинальный;
2) антикварный;
3) устаревший;
4) необычный.
2.3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
1) разглядеть;
2) безделица;
3) связка;
4) тишь.
2.4. В каком предложении выделенный глагол употреблен в переносном значении?
1) С трудом двигаются усталые лошади.
2) Поезд движется со скоростью 60 км. в час.
3) Дети постоянно двигают мебель в гостиной.
4) Им движет чувство сострадания.
2.5. В каком предложении есть словосочетание существительное + порядковое числительное?
1) пять книг;
2) пятью товарищами;
3) пятый вагон;
4) лет пять.
2.6.
Укажите отрицательное местоимение
1) свой;
2)себя;
3)никто;
4) кто-то
2.7. Каким членом предложения является выделенное слово?
Знание в юности – это мудрость в старости.
подлежащим;
сказуемым;
дополнением;
обстоятельством.
Часть III: Раскройте скобки, вставьте в тексте пропущенные буквы и знаки препинания.
Счас..ливая невозр..тимая пора детс..ва! Как не любить как не леле..ть восп..минаний о ней? Восп..минания эти осв..жают возвышают мою душу и служат для меня источником жела..ых насл..ждений.
Наб..гавшись досыта, сидиш.., бывало, на те(р, рр)а(сс, с)е за чайным столом на своем высоком кресл..це. Уже поз..но ты давно вып..л свою чашку чая с м..локом сон смыка..т глаза но не трога..ш..ся с места. Сидиш.. и слуша..ш.. зачарова..о стрекот ц..кад. И как не слушать! Звуки эти так сладки так пр..ветливо заманч..вы!
Какой это огромный и необ..ятный мир в котором мы ж..вем! И как хорошо что сущ..ствуют такие уд..вительные места! Где можно пр..даст..ся восп..минаниям где как будто слыш..ш.. чей-то голос «Слушай и запоминай!» (по Л. Толстому).
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 6 класса
Вариант 2
Часть I: Прочитайте текст и выполните задания 1.1 – 1. 5
1)Однажды в чужом городе мне встретился странный человек: он никогда не смеялся и не ругался, говорил тихо, никогда не повышал голоса, он не задавал никаких вопросов и ничего не объяснял. 2) Я подумал: должна же быть причина такого необычного поведения странного человека, поэтому и обратился к главному мудрецу города.
3) И вот что поведал мне старец: «Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. 4) За несложными фразами пришли несложные мысли.
5) Потом он потерял знак восклицательный и стал говорить тихо, с одной и той же интонацией.
6) Его уже ничто не радовало и ничто не возмущало – он ко всему относился без эмоций.
7) Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. 8) Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили: в космосе, на Земле или в собственной квартире.
9) Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
10) К концу жизни у него остались только кавычки, и он совсем разучился мыслить и дошел до точки. 11) Берегите…»
Задания:
Выразите основную мысль высказывания мудрого старца (предложения 3 – 10), дописав последнее предложение. Берегите…
Какой тип речи использован в предложениях 3 – 10?
В каком словаре можно найти лексическое значение выражения дойти до точки (предложение №10)?
этимологический;
орфоэпический;
толковый;
фразеологический.
Какой раздел науки о языке изучает знаки препинания?
Дайте письменный ответ на вопрос «В чем причина необычного поведения странного человека?», используя приемы сжатия в предложениях 3 – 8.
Часть II: К каждому заданию 2.1 – 2.7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Обведите кружком номер правильного ответа.
2.1. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) юг;
2) объяснил;
3) люк;
4) съемка.
2.2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов
1) похвала;
2) хвала;
3) похвальба;
4) одобрение.
2.3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
1) разглядеть;
2) сотрудник;
3) связка;
4) тишь.
2.4. В каком предложении выделенный глагол употреблен в переносном значении?
1) С трудом двигаются усталые лошади.
2) Поезд движется со скоростью 60 км. в час.
3) Дети постоянно двигают мебель в гостиной.
4) Им движет чувство сострадания.
2.5. В каком ряду есть словосочетание существительное + порядковое числительное?
1) семеро смелых;
2) седьмой ряд;
3) семью годами;
4) лет семь.
2.6. В каком ряду допущена ошибка в образовании формы слова?
1) в две тысячи десятом году;
2) нет претензий;
3) большие очереди;
4) более красивее.
2.7. Каким членом предложения является выделенное слово?
Не все люди, к сожалению, осознают глубокий смысл этой пословицы.
подлежащим;
сказуемым;
дополнением;
определением.
Часть III: Раскройте скобки, вставьте в тексте пропущенные буквы и знаки препинания.
Птичка в клетке
Одна птичка очень долго ж..ла в клетке. Она часто см..трела в окно там виднелись дерев..я и луг. Не раз вид..ла других птиц они весело л..тали на необ..ятном просторе. Часто задумывалась птичка о том, каково это – чу..ствовать, как со..нце пр..гревает спинку, ветер ра..пр..вляет крылья. Как хорошо, взмывая и пикируя, ловить на л..ту мошек! Когда птичка думала об этом, ее сер..це нач..нало учащё..о бит..ся.
Иногда другая птица садилась на карни.. окна немного отдыхала там и ра..матривала птичку, сидевшую в клетке. Пут..шестве..ца скл..няла голову набок и как будто произн..сила «Птица в клетке! Немысл..мо!» И в эти моменты птичка чу..ствовала себя совсем од..нокой и несчас..ной. Ее мален..кие плеч..ки понуро опускались в горле стоял к..мок и на сер..це л..жилась печаль.
Однажды вл..дел..ц птички вытащил клетку на те(р, рр)а(сс, с)у и оставил ее дверцу открытой. Птица заметила это хотела вып..рхнуть но пр..дпочла безопасность свободе. (Из книги «Притчи мира»)