Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
На тему: «Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты»
Курсы повышения квалификации по направлению
«Формирование навыков здорового питания у школьников»
Содержание.
Вводная часть. 1. Актуальность. 2. Цели и задачи. 3. Ожидаемый результат. Основная часть. 1. Классный час «Овощи, ягоды и фрукты –самые витаминные продукты». 2. Урок по окружающему миру на тему «Овощи и фрукты – витаминные продукты». 3. Родительское собрание «Здоровое питание детей в семье». Заключение. 1. Вывод. Список литературы. Приложения.
Актуальность.
Главной задачей воспитания считается сохранение физического и психологи-ческого здоровья подрастающего поколения. Благополучие человека зави- сит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек. Здоровый образ жизни – это такое поведе – ние, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоро- вья. И учить вести здоровый образ жизни надо начинать в детстве. Реализа- ция программы «Разговор о правильном питании» (авторы Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.) в начальной школе является удачным тому примером. Как показывают исследования специалистов, только 20 % пап и мам знако –мы с принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей: неже-лание ребёнка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, при – вычка есть всухомятку, нежелание есть супы, овощи, молочные продукты, рыбу. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рас-сказывать детям о важности питания. Исходя из этого, работа с родителями (беседы, анкетирование) должна предшествовать непосредственной работе по программе. Необходимость данной программы вызвана тем, что отсутствие культуры пи-тания у детей ведёт к ухудшению их здоровья. У детей возникают: повышен – ная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта, из – быточный вес, йододефицит. Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоко – ладных батончиков, всевозможных конфет) формирует неправильный сте – реотип питания у детей. Семейные традиции зачастую тоже дают неправи – льное представление о питании. В некоторых семьях , например, в меню преобладают углеводы, мясо, крахмалистые продукты, в малых количествах употребляются овощи, фрукты, морепродукты. Это приводит к дисбалансу в организме. В настоящее время в России произошло резкое снижение пока – зателей здоровья детей. Это привело, в частности, к тому, что на этапе пос- тупления в школу, как показывают обобщённые данные последних лет, в среднем 28 % школьников имеют хронические заболевания. Следовательно, формировать правильное представление о питании необхо –димо начинать не только у детей младшего школьного возраста, но и у их ро- дителей.
В увлекательной игровой форме дети должны знакомиться с гигиеной пита- ния, узнавать о полезных и вредных продуктах, о совместимости и несовмес- тимости продуктов между собой, получать представления о правилах этике – та. Культура питания – это основа здорового образа жизни. Данная програм- ма предусматривает пробуждение у детей интереса к народным традици – ям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и к культуре и традициям других народов. Программа «Разговор о правильном питании» одобрена Министерством образования Российской Федерации. Цели программы: - сформировать у детей представление о необходимости заботы о своём здоровье, о значении важности правильного питания; - формировать у обучающихся основы культуры питания, как одной из сос – тавляющих, здорового образа жизни. Образовательные задачи: - развитие представлений детей о здоровье, как одной из важнейших чело-веческих ценностей; - формирование готовности заботиться и укреплять своё здоровье; - расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохране – ние и укрепление здоровья, формирование готовности выполнять эти прави-ла; - пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с пита – нием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего наро-да. Воспитательные задачи: - развитие представлений о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа; - развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием, осозна-ние того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культу – ры личности. Развивающие задачи: - развитие кругозора, интереса к познавательной деятельности; - развитие самостоятельности, самоконтроля; - развитие коммуникативности; - развитие творческих способностей.
Ожидаемый результат. В ходе реализации программы «Разговор о правильном питании» использу-ются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучае –мому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способно- сти. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реа-лизации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проб-лемам питания и формирования ЗОЖ , что наиболее соответствует возраст – ным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения. Данная система занятий предполагает максимальное вовлечение младших школьников в поисковую работу, в отработку знаний и навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витамин-ном составе продуктов, расширение представлений о многообразии овощей и фруктов своего региона. Преимущество программы заключается в том, что её материалы носят практико – ориентированный характер, актуален для де- тей. Всё, что они узнают и чему научатся на занятиях, они смогут применить дома и в гостях уже сегодня. Таким образом: -полученные знания позволят обучающимся ориентироваться в ассортимен- те наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать более по – лезные; - дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соот- ветствия требованиям здорового образа жизни; - школьники получат знания и навыки, связанные с этикетом в области пита- ния.
Вывод . В Конвенции о правах ребёнка говорится о серьёзном отношении к семье, к детям, к их здоровью. Здоровье детей – это здоровье нашей нации. Нау –чить человека быть здоровым с детства – вот что самое главное. Данные научных исследований показывают, что здоровье зависит от следующих факторов: медицинского обслуживания на 10 %, наследственности – 20 %, экологии – 22% и образа жизни – 48 % . Следовательно, одна из основных задач учебно- воспитательного процесса - это сохранение здоровья детей, формирование у школьников потребности вести здоровый образ жизни. В этой связи уместно привести слова знаменитого педагога В. А. Сухомлинско-го: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учени– ков, главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, ка – кое – нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно неза – метное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя». Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах форми- рования здоровья способствует созданию образовательно - оздоровитель –ных программ. Появление в школе программы «Разговор о правильном пи- тании» продиктовано самой жизнью. Эта программа о питании реально мо-жет помочь укрепить здоровье каждому ребёнку. Её направленность - внед-рение в массы правил питания, их рациональное использование в семье, в школе , соблюдение режима питания, осознание каждым ребёнком социаль- ной значимости его здоровья. А здоровье – это самая большая жизненная ценность. Программа включает теоретические знания и практические умения и навыки, которые помогут в жизни каждому ребёнку, чтобы сохранить здо- ровье. Ведь не зря говорят: «Здоровье не купишь – его разум даёт!».
Список литературы: 1.Безруких М.М., Ефимова С.П. «Как помочь хорошо учиться». – М., 2003. 2.Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. «Разговор о правильном питании» (методическое пособие для учителя) - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011 г. 3. Безруких М.М., Филиппова Т.А. «Разговор о правильном питании» (рабочая тетрадь для школьников) - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. 3.Лихарев В.С. «Лекарства с огорода». Саратов «Детская книга» 1993. 4.Обухова Л. А., Лемяскина Н.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» - М. ВАКО 2004. 5. Сухомлинский В.А. « О воспитании» - М., 1988. 6. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - интернет ресурс.
Приложения. 1. Анкета для родителей. 2.Анкета для учащихся. 3. Ребусы о витаминах. 4.Правила питания.
Родительское собрание на тему «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ».
Задача: обсудить с родителями проблему здоровья детей, роль правильного сбалансированного питания в ЗОЖ, познакомить их с основными группами витаминов и разнообразием фруктов и овощей, в которых они содержатся. Форма проведения: беседа. Вопросы для обсуждения: правильное питание, витамины, их свойства и наличие в овощах и фруктах. Подготовительная работа: анкетирование родителей и обучающихся (см. приложение), подбор статистических материалов.
Ход собрания
I .Вступительное слово.
Уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы обсу- дить очень актуальную тему «Здоровое питание детей в семье». Программа «Разговор о правильном питании», к изучению которой приступили ваши де- ти, - уникальный образовательный курс, направленный на формирование у младших школьников основ здорового образа жизни. Программа разработа- на специалистами Института возрастной физиологии РАО и рекомендована Министерством образования РФ. Инициатором создания и внедрения курса стала компания «Нестле». Курс представляет интерес не только для детей и педагогов, но и для родителей школьников. Благодаря программе многие мамы и папы смогли познакомиться с основами рационального питания как составной части здорового образа жизни.
II. Анализ статистики по теме собрания. Как показывают исследования специалистов, только 20 % пап и мам знако- мы с принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей: неже-лание ребёнка завтракать перед школой, есть каши, супы, молочные продук- ты, рыбу, привычка есть всухомятку, что приводит к ухудшению здоровья де-тей. У них возникает повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта, избыточный вес, йододефицит. Ещё на этапе пос- тупления в школу, как показывают обобщённые данные последних лет, в среднем 28 % школьников имеют хронические заболевания. Лишь 25 % первоклассников, переступающих ежегодно школьный порог, остаются здо-ровыми после первого года обучения в школе.
III . Лекция учителя по теме собрания. Культура питания – это основа здорового образа жизни. Многие родители считают, что правильное питание требует больших финансовых затрат и «по карману» лишь очень обеспеченным семьям. На самом деле полезная и здоровая пища далеко не всегда самая дорогая. К тому же важно не только, что ест ребёнок, но и как организовано его питание. Прежде всего нужно позаботиться о соблюдении режима питания. Детям 6 – 7 лет необходимо есть 4 – 5 раз в день, перерыв между приёмами пищи не более 3 – 4 часов. Питание ребёнка должно быть полноценным и обеспечивать организм всем необходимым. Особое место в рационе питания занимают белковые про- дукты. На завтрак и ужин ребёнку лучше предложить молочные блюда ( сыр- ники, вареники, омлет),каши, сваренные на молоке. Они обеспечивают пот- ребность организма в белке, легко усваиваются. Мясная пища тоже нужна детям. Но лучше, если блюда из мяса ребёнок съест во время обеда. Избыток мясной пищи в рационе столь же вреден, как и её недостаток. Жиры служат источником энергии и строительным материалом для организма, поэтому их присутствие в дневном рационе ребёнка обязателен. Особое место среди жировых продуктов занимают сливочное и растительные масла. В них, поми-мо жира, содержатся витамины Д , Е, К, а также полезные минеральные ве- щества. Эти масла лучше использовать в натуральном виде (бутерброды, за- правка для салатов). Дело в том, что при тепловой обработке разрушаются витамины и масло теряет свои ценные качества. Блюда из круп: каши, запе- канки – основные источники углеводов. Каши легко усваиваются и обладают обволакивающим действием, что очень важно для предупреждения заболе- ваний желудочно-кишечного тракта. К тому же каши легки в приготовлении и … очень дёшевы. Много углеводов содержится в растительной пище. Овощи и фрукты необходимы ребёнку каждый день. Ежедневно нужно съедать 500 граммов овощей, ягод и фруктов. Они содержат много витами- нов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и разви- ваться. Не зря говорится «Овощи – кладовая здоровья». Надо овощи любить. Все, без исключенья. В этом нет сомненья! В каждом польза есть и вкус, И решить я не берусь: Кто из них вкуснее, Кто из них нужнее! Витамин А – витамин роста и зрения. Он делает нашу кожу более упругой. Если его недостаточно, развивается «куриная слепота», то есть человек пло-хо видит в темноте. Недостаток витамина А ведёт к задержке роста, пораже- нию кожных и слизистых покровов. Этого витамина много в моркови, пет –рушке, красном сладком перце, красных томатах, зелёном луке, листьях СА- лата, абрикосах, печени, яичном желтке и сливочном масле. Витамин В представляет целую группу. В 1 – способствует росту, помогает в переваривании пищи, улучшает умственные способности. Недостаток его в организме проявляется в нарушениях функционального состояния централь- ной нервной системы, приводит к расстройствам желудочно-кишечного тракта. Много витамина В 1 в дрожжах, хлебе, рисе, бобах, фасоли, горохе, орехах. В 2 – укрепляет кожу, ногти, волосы, улучшает зрение. Его недоста- ток приводит к стоматиту, трещинам на губах и в уголках рта, снижается ост-рота зрения. Много этого витамина в дрожжах, печени, курином мясе, говя-дине, телятине, куриных яйцах, молоке и молочных продуктах, капусте,шпи-нате, шиповнике. В 6 – помогает в усвоении белка и жира, помогает избе- гать различные нервные и кожные расстройства. При недостатке этого вита-мина наблюдается снижение аппетита, замедление роста, могут появиться судороги и вялость. Содержится в дыне, капусте, кукурузе, бобовых, бана- нах, моркови, рыбе, молоке, яйцах. В 12 – предотвращает появление ане- мии (малокровия), улучшает концентрацию памяти и равновесия. Этого витамина много в печени, свинине, яйцах, молоке и сыре, скумбрии, кам – бале ,говядине. Витамин С – (аскорбиновая кислота) верный союзник в борьбе с болезнями. Он заживляет раны, переломы, активизирует иммунную систему, способст- вуя повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды; влияет на функцию кроветворения: способствует лучшему усвоению железа организмом. При недостатке витамина С развива-ется повышенная ломкость мелких кровеносных сосудов, склонность к кро- воизлияниям на коже, патологическим переломам костей, гнойничковым за-болеваниям. Этот витамин содержится в цитрусовых фруктах, ягодах, овощах зелёного цвета, помидорах, цветной капусте, картофеле, шиповнике. Одна беда: витамин С быстро улетучивается. Поэтому овощи и фрукты лучше не хранить в разрезанном виде и держать подальше от солнечного света. Витамин D стимулирует рост костей, предотвращает развитие рахита. Организм сам производит этот витамин под действием солнечных лучей, поэтому надо больше гулять в солнечную погоду. Также необходимо есть печень, икру, рыбий жир, сельдь, скумбрию. Витамин Р – укрепляет стенки сосудов, предупреждает образование синя- ков. Он влияет на кровяное давление, нормализует функцию щитовидной железы, органов пищеварения, функцию печени. При недостатке этого вита- мина появляется слабость, утомляемость, боли в ногах. Его много в белой кожуре, находящейся в цитрусовых, в абрикосах, ежевике, черешне, шипов-нике, петрушке, салате, капусте, чае, томате. Я рассказала вам сегодня только об основных группах витаминов. Их гораздо больше и все они влияют на работу нашего организма. А сейчас я вам предлагаю решить ребусы на тему «Витамины» . IV. Разгадывание ребусов родителями.
V. Анализ анкетирования.
VI. Обмен мнениями по теме собрания.
VII.Подведение итогов.