Итоговая работа по родному (русскому) языку учащегося 4- ____ класса
__________________________________________________________________
1 . Речь бывает устная и …
а) громкая; б) тихая; в) письменная; г) звучащая.
2. Какое слово связано с устной речью?
а) карандаш; б) микрофон; в) почтовый конверт; г) пишущая машинка.
3.Подбери к словам синонимы.
Молвить - Древний -
Приятель - Увлекательный -
4. Объясни значение фразеологизмов.
Кот наплакал - .
Как кошка с собакой - .
За тридевять земель - .
Водой не разольёшь - .
5.Объясни значение слова.
Пекарня – место, где .
Пятнистый – имеющий много .
Примирить друзей – установить .
Облокотиться – опереться на .
6. Найди среди этих предложений вопросы и поставь в конце нужный знак.
Какие книги ты любишь читать .
К нам приехала тётя Валя .
Как ты провёл свои каникулы .
7. Подчеркни слово, которое нужно выделить голосом в предложении. Тебе помогут ответы.
а) – Митя съел яблоко? – Да, яблоко.
б) – Митя съел яблоко? –Нет, яблоко съел Гриша.
в) – Митя съел яблоко? – Нет, он сказал, что не хочет.
8. Поставьте ударения в выделенных словах.
А) Стрелки часов остановились. Сибирские охотники – меткие стрелки.
Б) В концертном зале звучал орган. Язык – это орган речи.
В) Чайка парила в небе. Баба-Яга парила Иванушку в бане.
Г) Король въехал в замок и повесил на воротах большой замок.
Д) Бабушка из пшеничной муки замесила тесто. Маруся никогда не испытывала муки совести.
9
. Соедини стрелками начало и конец пословицы или поговорки
Щи да каша-пища наша, | к алачу дедушка |
Хлеб бросать – | а хлебец ржаной – отец наш родной. |
Р жаной хлебушко | труд не уважать. |
Б ез хлеба | всему голова. |
Е сли хлеба ни куска, | с ыт не будешь. |
Х леб - | х леба-соли не придумаешь. |
Сколько ни думай, а лучше | так и в тереме тоска. |
10.Раскрась предметы интерьера (убранства) русской избы или подпиши.
Ухват, лохань, чугунок, люлька, прялка.
11. Подчеркни слова-названия старинной русской одежды и обуви.
Душегрейка, шуба, зипун, брюки, джинсы, портки, кафтан, куртка, рубашка, лапти, сапоги, шляпка, кокошник, понева, юбка.
12. Подчеркни слова, обозначающие дом (жилище).
а) Пошёл он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичною белёною трубою.
б) Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха.
в) Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей.