Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования Самарской области
«Чапаевский ресурсный центр»
Итоговая работа
курсов повышения квалификации в рамках именного образовательного чека
«Проектирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся начальных классов»
по теме:
«Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся начальных классов»
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 04.06.2024- 08.06.2024
Выполнил (а): Мишина Галина Петровна
Учитель начальных классов
ГБОУ ООШ с.Васильевка
муниципального района Безенчукский
Самарской области
Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности
обучающихся начальных классов
Структура работы:
Задание №1 (составлено самостоятельно) |
Тематическая область/предмет Окружающий мир | 2 класс |
Текст разработанного задания с практико-ориентированным содержанием и формулировкой вопросов по уровням сложности Научно-информационный Тема: «Почему осенью листья желтеют и опадают» Шумят яркой сочной зеленью деревья и кустарники летом. Пестреют многоцветьем луга. С приходом осени все меняется. Листья на деревьях и кустарниках меняют окраску и опадают. На березе и липе они становятся золотисто-желтыми, на рябине красновато-бурыми, на дубе – бронзовыми, а на осине и клене – оранжевыми. Не изменяют окраску только листья хвойных деревьев. У травянистых растений тоже изменяется окраска листьев, затем они постепенно засыхают. Цветущих растений очень мало. Вслед за изменением окраски листьев наступает листопад. Интересно наблюдать, как падают листья. Иной, сорвавшись с ветки, камнем падает вниз. Другой летит медленно, покачиваясь из стороны в сторону. Третий – то за одну ветку зацепится, то за другую, как будто старается подольше удержаться на дереве. |
Вопрос: | Типовая задача для учащегося | Планируемый образовательный результат/формируемая компетенция/умение |
1. Расскажи, на какие группы делятся растения? | Назвать, выделить, рассказать, на какие группы делятся растения. | Знание и понимание Знает, называет, рассказывает, на какие группы делятся растения. |
2.Известно, что листья меняют свой цвет и с деревьев опадают. Как ты думаешь, почему это происходит? | Использовать и рассмотреть картину «Листопад» и предположить, почему листья меняют свой цвет. Сравнить, проанализировать и предложить свою версию, почему листья с деревьев опадают. | Применение Рассматривает картину «Листопад» и предполагает, почему листья меняют свой цвет. Анализ Сравнивает, анализирует и предлагает свою версию, почему листья с деревьев опадают. |
3.Как ты думаешь, приносят ли пользу опавшие листья? Аргументируй свой ответ. | Защитить точку зрения | Синтез и оценивание Защищает свою точку зрения |
Оцениваемый вид функциональной грамотности | Варианты: - читательская грамотность - естественнонаучная грамотность - глобальные компетенции - креативное мышление |
Структура работы:
Задание №2 (переработано) |
Тематическая область/предмет Окружающий мир | 2 класс |
Текст переработанного задания с практико-ориентированным содержанием и формулировкой вопросов по уровням сложности Научно-информационный Тема: «Домашние животные» Домашние животные – коровы, овцы, козы, свиньи, утки, куры. Их называют домашними, потому что они живут рядом с человеком и приносят ему большую пользу. Мы получаем от них такие ценные продукты питания, как молоко, мясо, яйца. Шерсть и кожа отдельных животных идут на изготовление одежды и обуви. Поэтому люди круглый год заботятся о них. Летом люди охраняют животных и заготавливают для них разные корма. Одним из кормов является скошенная и высушенная трава – сено. Осенью животных продолжают выгонять на пастбища. Но теперь стало холодно, часто идут дожди, а иногда и снег. Постепенно пропадает и трава. Поэтому животные все меньше и меньше бывают на пастбище. Они приходят домой не такими сытыми, как летом. Поэтому осенью им дают подкормку, которую постепенно увеличивают. Держат домашних животных в специальных помещениях. |
Вопрос: | Типовая задача для учащегося | Планируемый образовательный результат/формируемая компетенция/умение |
1.Вспомни, каких животных называют домашними? Расскажи о них и заполни таблицу. | Рассказать, каких животных называют домашними. Описать, определить признаки домашних животных. | Знание Знает, называет, рассказывает, каких животных называют домашними. Понимание Описывает, определяет признаки домашних животных. |
2.Приведи примеры того, какую пользу приносят домашние животные? | Использовать текст и привести примеры того, какую пользу приносят домашние животные. | Применение Приводит примеры того, какую пользу приносят домашние животные. |
3.Пословица гласит: «Хороший хозяин богат верблюдами». Согласен ли ты с пословицей? Предположи, выгодно ли содержать домашних животных. Аргументируй свой ответ. | Раскрыть смысл пословицы и сравнить с жизненной ситуацией. Спрогнозировать, доказать свою точку зрения. | Анализ Раскрывает смысл пословицы и сравнивает с жизненной ситуацией. Оценивание Прогнозирует, доказывает свою точку зрения. |
Оцениваемый вид функциональной грамотности | Варианты: - читательская грамотность - естественнонаучная грамотность - финансовая грамотность - глобальные компетенции - креативное мышление |